1-3. Хочу уши на ногах!
Наш Никита совсем большой. Ещё вчера он был маленьким, а сегодня ему исполнилось четыре года.
– Мама, я такой старый, старее нашего детсада, – говорит он.
Никита уверен: если он пришел в детсад три года назад, значит, только тогда тот и народился. А ещё он старее собственного компьютера и бассейна, в который ходит второй год.
Но есть люди старше его. Это – мама, папа, две бабушки и городской дедушка. Они утверждают, что мир, в котором мы все живём, гораздо старше их. Как это так: мир был, а бабушки не было?
– В природе существуют и другие тайны, – говорит мама.
– Много тайн, – добавляет папа.
– Их нужно разгадывать, – утверждает бабушка.
– И защищать, – подчеркивает дедушка.
Насчёт тайн Никита не силен. Зато он – солдат. Он весь завешан оружием, его войска в картонных коробках всегда рядом. Его любимые игры – компьютерные стрелялки.
– Мама, – кричит Никита от компьютера, – смотри, как я классно убил этого злого дядьку!
– Криминальный век, военизированные дети, – вздыхает мама. – Что ты говоришь! Ты же мирный мальчик – мухи не обидишь.
– Муха в меня из автомата не целится, – говорит Никита и, нажимая кнопки, продолжает погоню за дядькой с автоматом.
– Давай лучше включим игру о природе, – говорит мама и переставляет диск. На мониторе появляется маленький мальчик, за ним гонится разъяренный страус, а впереди его поджидает бегемот, широко разинув рот. И надо суметь спастись.
Спасает всех папа. Он приехал на машине, и они всей семьей отправились на дачу.
Никита приезжает сюда во всеоружии. Он расставляет на травку рыцарей, бэтманов, индейцев и снимает с плеч автомат. Но тут раздается стрекот
кузнечика.
– Это кто стрекочет?
– Кузнечик, – отвечает мама.
– Я тоже так хочу.
– Он ведь не просто стрекочет, он созывает к себе подруг в гости, а соперникам говорит: "Ребята, гуляйте дальше, здесь моя территория".
– А как ты догадалась, о чем он говорит?
– Да это не я. Это учёные разгадывают тайны природы. Если честно, разговаривать кузнечики не умеют – они крылышками стрекочут. У них крылышки хитренько устроены: одно с острым краешком, а другие – с зазубринками. Они их трут друг о друга – треску получается на всю округу.
– А вот мальчики умеют разговаривать, – важно говорит Никита. – Мальчиком быть лучше.
– Конечно, – соглашается мама, – зато мальчики не умеют так здорово прыгать, как кузнечики.
Никита недоверчиво смотрит на маму и прыгает.
– Прекрасно. А кузнечик может прыгнуть в 200 раз длиннее, чем он сам.
Никита хотел еще раз прыгнуть, в 200 раз длиннее, но на соседний цветок присела красавица стрекоза с прозрачными хрустящими крыльями.
– К кузнечику подруга прилетела в маскараде, – обрадовался Никита. – У нас девочки на ёлку тоже так наряжались.
– Эта подруга только и смотрит, как бы слопать кого-нибудь из насекомых. Глазки у нее большие-пребольшие, она видит всё вокруг, даже сзади. За день она может съесть гораздо больше, чем весит сама. Кузнечик к ней дружить не пойдёт.
– Стрекоза вредная?
– Для нас с тобой очень полезная, потому что уничтожает мух и комаров. А ещё она оказалась полезной авиаконструкторам. Ранние сверхзвуковые самолёты так дрожали в воздухе, что у них отваливались крылья. Как справиться с такой бедой – этот секрет конструкторы подсмотрели у стрекозы.
Самолеты учатся у стрекозы!» – Никита восхищенно рассматривал летающее существо с хрустящими крыльями.
– А у неё крылья не отваливаются?
– Нет, не отваливаются.
– Потому, что она маленькая.
– Потому что так природа её придумала. А маленькой она не всегда была. Давным-давно, 350 миллионов лет назад, размах крыльев стрекозы был 90 сантиметров, почти с тебя ростом.
– Я поймал его, – радостно закричал Никита, держа в руках кузнечика. – А где уши у кузнечика, если их нет?
– Уши у него на ногах – вот эти узкие щелочки.
– Я тоже хочу уши на ногах! – восхитился Никита, отпустил кузнечика и с изумлением посмотрел в окружающий мир.
2. ДЕДДУШКИ ТОЖЕ СЛЫШАТ УШАМИ?
– Давай я буду комаром, – предложил Никита.
– Зачем?
– Я буду петь тонко и противно, а ты меня будешь ловить. Не поймаешь, не поймаешь!..
– Комары, петь не умеют. У них и голоса-то нет.
– А вот и умеют! – возразил Никита. И как будто в подтверждение его слов пронзительно заныл комар. – Проиграла, проиграла, – обрадовался Никита.
– Комар "поет" крыльями и "подпевает" дырочками, которые идут по его бокам. Он через эти дырочки дышит. А когда начинает суетиться, бьет крылышками – воздух дрожит, свистит через дырочки – вот и вся комариная мелодия.
– Он суетится, чтобы укусить?
– Кусаются только комарихи, чтобы наплодить побольше комарят. А комары-самцы в это время собирают нектар с цветочков.
– Мальчики тоже не кусаются, – сказал Никита.
– А зачем им кусаться? Им это не интересно.
– А бабушки комариные кусаются?
– У них и бабушек-то не бывает. Комар живёт всего несколько недель.
– Комариха не просто звенит, она говорит: «Извините, я вас укушу, мне надо кормить комарят», – сделал вывод Никита.
– Комарята сами себя кормят. Комариха откладывает яички в воде, из них получаются обжоры-личинки. Крохотная личинка процеживает через себя целый литр воды в сутки – так она добывает корм. А потом внезапно личинки превращаются в комаров.
– Это их тайна?
– Да. И с этой тайной они летят на добычу.
– И все звенят?
– Конечно. Иначе они не умеют. Если бы у комара крылышки были побольше, как у мухи или пчелы, или шмеля, он бы так не звенел. Все насекомые жужжат по разному, потому что у них крылья разные и хлопают они по воздуху с разной скоростью.
В это время в комнату бесшумно влетела красивая бабочка.
– У неё что ли крыльев нет? – хитренько спросил Никита.
– Они у неё большие, машет она ими плавно и никогда не суетится, разве когда в ловушку попадёт. Да и чего ей суетиться? Корм ей добывать не надо. Бабочка ведь никогда не ест. У неё и рта даже нет.
– Как не ест? – изумился Никита. Ему стало жаль бедную бабочку.
– Она не всегда была бабочкой. Сперва жила гусеницей и беспрерывно ела, накапливала в себе питательные вещества на всю оставшуюся жизнь. Потом гусеница превратилась в куколку, а из куколки получилась бабочка. А у неё одна задача: быть красивой и отложить как можно больше яичек, из которых когда-нибудь снова образуются бабочки. Впрочем, на свете много бабочек – и некоторые из них очень даже любят поесть.
– А кто их так красиво разукрасил?
– Бабочки, Никита, загадочные существа, как многое в этом мире. У некоторых крылышки, действительно, изумительной расцветки. Об этом позаботилась природа.
– У бабочек есть тайна?
– Конечно, чтобы не сбиться с курса, самолёты и корабли снабжаются сложнейшим, мощным и часто тяжелым оборудованием. А крохотные бабочки летят за тысячи километров и никогда не сбиваются с курса.
– А зачем у бабочки нули на крыльях нарисованы?
– Это другая бабочкина тайна. Бывает, что на их крылышках цифры раскиданы от нуля до девяти, а также латинские и греческие буквы.
В это время снова зазвенел комар.
– А комары друг дружку слышат?
– Конечно. Они отличают "своих" от "чужих" насекомых.
– У них что, тоже уши на ногах? – спросил Никита, вспомнив про кузнечика.
– Они слышат не ушами, а усами. Усы у комаров, мух и пчёл так устроены, что могут чувствовать звуки.
– Так вот почему у дедушки такие большие усы, а у меня их вообще нет, – вздыхает Никита.
3. ПОЧЕМУ КОШКИ НЕ ЛЕТАЮТ?
– Никита, ты зачем висишь вниз головой?
– Я не висю, я думаю.
– И о чем ты думаешь?
– Так спать неинтересно.
– Мальчики так и не спят.
– Не спят, – согласился Никита. – Потому что у мальчиков когтей нет.
Вчера с мамой Никита ходил в гости к соседке тете Вале посмотреть летучую мышь. Та забралась ночью через отдушину в баню и устроилась там спать вниз головой, прочно уцепившись когтями за вешалку для белья.
–Зато у меня есть новый арбалет со стрелами, а еще – во!.. кинжал. Класс!..
– Зато летучие мыши "видят" ушами, – говорит мама.
– У них что, в ушах глаза есть? – изумился Никита и, прищурившись, пытается ухом рассмотреть арбалет. Затем отважными ударами кинжала вспарывает пространство.
Мама начинает рассказывать про удивительное существо под названием летучая мышь. Ну, во-первых, это животное умеет летать. Во-вторых, их на свете две тысячи самых разных видов: от пятнадцати сантиметров в размахе крыльев до двух метров.
– Ничего себе мышка! – удивился Никита. – Целая корова.
– Коровы точно не летают, – сказала мама, – а вот глядя на полет летучих мышей, человек придумал очень нужный прибор эхолот. Это чтобы корабли в океане не сталкивались с большими льдинами-айсбергами.
Вообще, Никита, в природе, среди растений, рыб, животных, насекомых много интересного придумано. Важно только внимательно вглядываться в этот мир и разгадывать тайны.
– А ты знаешь мышкину тайну?
– Одну знаю. Глазки у нее маленькие. Она и днём-то плохо видит. А как она ориентируется ночью? Ведь именно в темноте она вылетает на добычу и ловит насекомых прямо на лету. Эта мышка издает звуки, которые мы не слышим.
– Потому что тихо?
– Потому что очень быстро – 20 тысяч колебаний в секунду. Их называют ультразвуки. Звуковая волна ударяет о разные предметы и с разной силой возвращается обратно. У этой мышки настолько совершенный слух, что она мгновенно распознает по эху: где добыча, где ветка, где угол дома, о который можно шишку на лбу набить. Поэтому и говорят, что они "видят" ушами.
– Это нечестно, – сказал Никита, у которого еще не зажила шишка на лбу.
– Зато у тебя есть арбалет, – напомнила мама, – и много всяческих разных достоинств. А эхо мы с тобой слышали. Помнишь, мы ездили с папой в горы и кричали, кто громче. А горное эхо возвращало нам наши крики.
– Летучие мыши в банях спят?
– На всех мышей бань не хватит. Они в лесу спят. Зимой некоторые на юг улетают, вместе с птицами.
– А летучие мыши хорошие?
– Не хорошие и не плохие. Они просто есть – и все. Для кого-то нужные, кому-то опасные. В основном они мирные, но в Америке есть летучие мыши-вампиры. Они кровь пьют у сонных животных.
– Это нечестно, – говорит Никита. – Если есть летучие мыши, почему кошки не летают?
Ты меня слышишь, когда я молчу?
– Я обиделся! – сказал Никита и в сердцах бросил панаму на землю.
Не подумайте, что это какая-нибудь детско-садовская панамка. Это – святое. Это настоящая десантская панама, с тигрово-леопардовыми разводами. И вот прямым попаданием с воздуха птичка бросила свой помёт в самый центр "леопарда", на макушку. Обидишься тут!
– Ты опять ходил к бане? – спрашивает мама.
– Я не ходил к бане, – обиженно закусил губу Никита. – У меня там разведка.
– У тебя – разведка, а у птички там домик – гнездо. А в гнезде детки, она их охраняет.
– Они не детки, они – яйца.
– Яйца тоже умеют разговаривать со своей мамой. Особенно, когда им холодно и страшно.
– Они молчат, я сам слышал.
– Ага, значит, ты все-таки ставил лестницу к бане и лазил к гнезду. Птичка-мама хорошо запомнила твою бойцовскую панамку. Вот ты и получил от неё «большой привет» с воздуха. Она тебя пугает.
Никита грозно молчит.
– А ты меня тоже слышишь, когда я молчу?
– А как же? – говорит мама. – Ты сейчас молчишь о той птичке, которая у нас жила в смородине.
Прошлым летом у Никиты в друзьях была птичка. Они с мамой развязали спутанный на зиму куст смородины очень поздно, и в глубине его оказалось птичкино гнездо с маленькими голубыми яичками. Все лето Никитина разведка была возле куста: он охранял гнездо от кошек, в дождик защищал его листом лопуха. А птичка с бани не хочет с ним дружить.
–Твоя подруга птичка не успела всем рассказать, что ты – хороший мальчик, – напомнила мама.
– Я обиделся! – уже мягче повторил Никита.
– А еще ты молчишь о том, что нам пора почитать книжку о птичках.
– Не хочу я слушать твою книжку, – говорит Никита, залезая на диван, и с видом полнейшего равнодушия начинает внимательно слушать. А мама читает книжку о том, как птички общаются друг с другом. Им ведь тоже многое нужно сообщить и своим друзьям, и врагам.
– Мальчиков папы с мамой оберегают, а птички сами себя охраняют.
– Они плюются сверху мальчикам на панамку. Это нечестно!
– Каждый защищается, как может. Завидев врага, маленькая птичка-вертишейка вертит головой и шипит, как змея, а полярная куропатка в такие минуты лает, как собака. Есть птицы, которые отпугивают врагов тем, что вместо пения «хохочут» или подражают разным звукам: скрипу телеги, мяуканью кошки, бою часов…
– Лучше, когда они песни поют.
– Конечно, лучше. Самые красивые песни поют птички-самцы для своих подруг. Помнишь, как красиво пел на даче соловей? Еще умеют петь жаворонки, дрозды, синицы, канарейки...
– Воробьи, – подсказал Никита.
– Нет, воробьи петь не умеют.
– Мальчики тоже не поют, они – солдаты.
– Солдаты еще как поют, когда время есть и талант имеется.
– А у воробья таланта нет?
– Его горлышко чирикать приспособлено. Воробей и этому рад. А у певчих птичек горлышко сложно устроено. Впрочем, есть одна птичка кулик-бекас, она хвостом "поет": распустит веером перья в воздухе – и получается своеобразная мелодия. В мире, Никита, очень много разных птиц. У каждой свой голос, и все звуки, которые они издают, что-то означают.
А в минуты общей опасности самые разные птицы понимают друг друга и объединяются против общего врага. Подожди-ка, слышишь, как дрозды кричат? Что-то случилось в птичьем государстве.
– Я главный защитник,– говорит Никита, – слазит с дивана и идёт в разведку.
На карнизе их дачного дома семья дроздов свила гнездо. Совсем без понятия эта мамаша дроздиха: карниз же узенький и пологий. Вот гнездо и развалилось, а птенец выпал и попал в открытый умывальник, который был прикреплен к дому.
Никита вытащил птенца, чтобы тот не захлебнулся. Что тут началось! Все дрозды, которые были в округе, с воплями «наших бьют!» слетелись к ним на дачу и стали метаться вокруг Никиты.
– Отпусти скорей птенца! – закричала мама.
Никита посадил птенца на травку, тот ещё не умел летать и, смешно косолапя, помчался к высокой траве. Птицы закричали ещё громче.
– Я обиделся! – Никита обиженно закусил нижнюю губу. – Они что не поняли? Я их птенца спас!
– Теперь они уже кричат от счастья, – слукавила мама.
Свидетельство о публикации №225110900192