Михаил Ефимов. Роковой Кармадон

  (Статья Михаила Ефимова с сайта "Загадки истории").
  Красива Северная Осетия: зелёные долины, стремительные реки, суровые горные хребты, изрезанные живописными ущельями. Но одно из них - особое. Перед въездом в Кармадонское ущелье стоит величественный мемориал "Ледяной плен", установленный в память о тех, кто погиб под ледником Колка, сошедшим по ущелью в долину.
  Двадцатого сентября две тысячи второго года грязевой "смерч", шириной двести метров и протяжённостью пять километров, пронёсся со скоростью курьерского поезда почти на двадцать километров по долине реки Геналдон, вниз по ущелью. Селение Нижний Кармадон, стоявшее на его пути, было снесено. Поток накрыл дома и базы отдыха. Возможности спастись у людей, находившихся на пути следования гигантского селя, не было.
  Что именно произошло в тот момент, те, кто оказался в зоне бедствия, вряд ли успели понять: было около восьми часов вечера и уже стемнело, люди услышали страшный гул и ощутили сильный ветер...
  Без вести пропали более ста тридцати человек, в том числе двадцать шесть человек съёмочной группы фильма "Связной" во главе с её руководителем, актёром и режиссёром Сергеем Бодровым-младшим.
  Лишь утром в полной мере удалось оценить масштабы произошедшей катастрофы: ущелье было засыпано ста сороками миллионами кубометров льда и камней. Найти в этом гигантском завале попавших в ледовый плен было практически невозможно, но их искали, искали более года, долго надеясь на чудо и только постепенно понимая - все попытки обречены. И всё-таки спасателям удалось обнаружить тела девятнадцати погибших.
  Со дня трагедии прошло шестнадцать лет, но масштабная катастрофа не даёт покоя учёным. Что произошло? Можно ли было предотвратить беду? Они наблюдают, анализируют, делают выводы. Сегодня исследователи констатируют: ледник вновь начал достаточно уверенно расти. Пройдут десятилетия, и ледяной щит вновь обрушится в долину.
  Такое было не раз. По данным учёных, разрушительное "падение" произошло в тысяча семьсот пятьдесят втором году. Сход Колки повторился в тысяча восемьсот тридцать четвёртом - тысяча восемьсот тридцать пятом годах. В двадцатом веке ледник напомнил о себе шестого июня тысяча девятьсот второго года. О том событии сохранился рассказ Ильяса Царахова, кармадонского пастуха. Он вспоминал: "Утром был густой туман. Внезапно подул сильный порывистый ветер, сорвавший с головы шапку. В ту же минуту раздался страшный грохот, и вниз по ущелью понеслась со скоростью урагана огромная лавина из снега, льда и камней, сметающая всё на своём пути". Сила ветра была так велика, что Ильясу с трудом удалось удержаться на склоне, прижавшись к земле и цепляясь руками за камни. Когда ураган пронёсся, пастух не узнал ущелья. За несколько минут оно было засыпано снегом и камнями. От стада овец Ильяса не осталось и следа.
  По мнению исследователей, к катастрофе две тысячи второго года привели мощные вулканогенные и сейсмические процессы, развивавшиеся исподволь на Колке. Эти явления стали очевидны лишь после схода ледника, когда в его обнажившемся ложе были обнаружены источники истечения фумарольных паров и газов.
  Проще говоря, долгие годы под ледяным языком Колки скапливалось большое количество "разогретой" фумарольными газами воды, находившейся под огромным давлением льда. В конце концов, этот фактор привёл к эффекту шампанского. Мощные объёмы "газированной" воды стали разрушать ледник и вызвали его сброс.
  Подвижке сопутствовали также землетрясения. С двадцать первого марта по двадцать шестое августа две тысячи второго года в Северной Осетии, в том числе в районе Колки, произошло тринадцать землетрясений магнитудой от одного до трёх баллов. Незадолго до катастрофы в районе ледника появились туристы из Краснодара. Они наблюдали обрушение горных пород и льда и при этом будто слышали звуки работающего металлургического цеха. Накануне трагедии, вечером девятнадцатого сентября, недалеко от ледника находились три человека, которые ощущали дрожание земли. Эти же явления зафиксировали две ближайшие сейсмостанции. Они же регистрировали движение фронтальной части Колки в роковой день - двадцатого сентября. В это время наступающий ледник втискивался в узкий каньон. Затем в результате мощного взрыва газовой смеси лёд был с высокой скоростью выброшен в каньон реки Геналдон. Он взметнулся на высоту сто семьдесят метров и полетел вниз.
  Даже по приведённым неполным данным вывод однозначен: сейсмологи знали, как может повести себя ледник Колка, но ничего не смогли предпринять. Система оповещения отсутствовала, поэтому гибель людей, оказавшихся в небезопасном месте, была неизбежна.


Рецензии