Ольга Соколовская. Несущая гибель

  (Статья Ольги Соколовской с сайта "Загадки истории").
  Прославиться можно очень по-разному. Случайно или в результате намеренных усилий. Благодаря хорошим или плохим поступкам. Мэри Маллон печально прославилась благодаря уникальной особенности своего организма - переносить бактерии брюшного тифа, заражая всех вокруг, но оставаясь при этом совершенно здоровой.
  Мэри Маллон прожила свою жизнь, заклеймённая как человек, несущий окружающим смерть от брюшного тифа. В эпоху, в которой ей выпало жить (вторая половина девятнадцатого века - первая половина двадцатого века), люди ещё не знали, что не каждый носитель смертельно опасного недуга болен сам. В медицине пока что не было такого понятия, как "носительство заболевания". В итоге несчастная кухарка в глазах соотечественников выглядела чуть ли не как слуга дьявола. Мисс Маллон прожила с этим клеймом много лет. А объяснить ей феномен носительства в то время никто был не в состоянии. Впрочем, сама она ни о чём подобном слышать не желала, всю свою жизнь упрямо заявляя, что совершенно здорова и не имеет к случаям заражения, тянущимся за ней шлейфом, никакого отношения.
  Мэри Маллон, вошедшая в историю как Тифозная Мэри, родилась в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году в Ирландии, в северном графстве Тирон. В тысяча восемьсот восемьдесят четвёртом году она эмигрировала в США. На родине девушки жизнь легка не была. Хотя Мэри - простая миловидная девчонка - ни на что особенное и не претендовала. Она лишь хотела, чтобы у неё появилась работа, которая бы её кормила. И такое дело она за океаном постепенно нашла.
  Первые годы Мэри жила с тётей и дядей, перебиваясь разовыми заработками. Но молодая женщина неплохо стряпала, и вскоре её кулинарные таланты были оценены по достоинству. С тысяча девятисотого года она стала служить кухаркой в богатых семьях. Все хозяева были весьма довольны хорошо готовившей, услужливой девушкой. Однако в том же году начали происходить странные, если не сказать - страшные вещи.
  Сначала Мэри нанялась на две недели кухаркой в состоятельный дом в городе Мамаронек (штат Нью-Йорк). И вскоре в городке появились больные брюшным тифом. Затем мисс Маллон сменила место работы, начав трудиться в Нью-Йорке, на Манхэттене. В тысяча девятьсот первом году несколько членов семьи, для которой она готовила, слегли с поносом и высокой температурой. Врачи также диагностировали у них брюшной тиф. Прачка, стиравшая на то же семейство, скончалась от инфекции. Добросердечная мисс Маллон помогала ухаживать за больными. Но от её забот, понятное дело, никому лучше не становилось. Хотя на тот момент об этом не подозревал никто.
  Дальше - больше. Мэри наняло на работу семейство состоятельного адвоката. Семь из восьми членов семьи заболели брюшным тифом.
  Работа Мэри у одного банкира принесла этому финансисту шесть больных из одиннадцати членов семейства!
  Так продолжалось целых шесть лет. Мэри меняла места работы - за ней по пятам следовал брюшной тиф. По местам её работы от болезни скончались в общей сложности три человека, в том числе дочь одних хозяев. Сорок семь человек заболели.
  Только в тысяча девятьсот шестом году Маллон попала на работу к образованным людям, которые не только заподозрили неладное, но и поняли, в каком направлении стоит искать. Для исследований они наняли специалиста-биолога.
  Джордж Сопер специализировался на исследовании брюшного тифа. В июне тысяча девятьсот седьмого года он опубликовал в "Журнале американской медицинской ассоциации" статью, где изложил свои подозрения касательно зловещей кухарки, которая оказалась причиной несчастий. В тексте Сопер описал своё расследование. Проанализировав доступную информацию, он заметил, что у всех семей, где наблюдались вспышки болезни, имелся всего один общий признак - одна и та же кухарка. В журнале он употребил обидное для мисс Маллон прозвище Тифозная Мэри, под которым она вошла в историю. Однако сама девушка к тому времени у его нанимателей уже не работала.
  Сопер настиг-таки Маллон в одном семействе, где уже началась эпидемия брюшного тифа. Он предложил Тифозной Мэри сдать кровь, кал и мочу на предмет наличия в них возбудителей заболевания. Женщина с негодованием отказалась, обвинив биолога в необоснованной подозрительности. Тут следует отметить, что Сопер разговаривал с Маллон в чрезвычайно хамском тоне. Тактом и обходительностью он не отличался. К тому же в те времена в Америке всех ирландских иммигрантов считали "чёрной костью": они-де несут с собой разные инфекции и элементарную грязь.
  Мэри злилась: она чувствовала себя абсолютно здоровой и не понимала, чего от неё хотят. Однако настырный Сопер не унимался. Он требовал от Маллон материала для анализов. Темпераментная ирландка вышла из себя: она замахнулась на наглеца ножом для резки мяса. Перепуганный биолог был вынужден ретироваться.
  В итоге к упрямой кухарке подослали врача, которая пришла к Мэри уже в сопровождении полицейских. Они схватили строптивую женщину и силой отправили её в тюрьму. Там-то Мэри ничего не осталось, кроме как сдать проклятые анализы. Результаты оказались крайне неутешительными для неё: в желчном пузыре Маллон обнаружили скопление тифоподобных бактерий. Мэри объявили больной. Женщина в ответ протестовала и возмущалась. Она искренне не понимала, как можно считать тифозным человека, у которого нет ни малейших признаков болезни: ни поноса, ни лихорадки!
  Как показало время и последующие научные исследования, кухарка в чём-то была права. Каждый больной инфекционным заболеванием всегда является носителем заразы. Но при этом не каждый носитель обязательно болен. В начале прошлого столетия наука только подбиралась к этому знанию. А лес рубят - щепки летят. На этом пути щепкой и стала упрямая Тифозная Мэри.
  Мэри предложили вырезать желчный пузырь. Она отказалась: с какой стати, если он не мешает?! После этого скандалистку отправили в трёхлетний карантин на остров Норт-Бразер. Всё поутихло. Мисс Маллон перестала быть опасна для общества.
  Но Мэри была бы не Мэри, если бы она опять не начала протестовать. По прошествии трёх лет она заявила, что это жестоко, бесчеловечно и вообще не по-христиански - держать здорового человека в карантине. И смогла убедить в этом врачей. Мисс Маллон отпустили при условии, что она никогда не будет работать кухаркой. Тифозная Мэри выразила согласие и в тысяча девятьсот десятом году была отпущена на свободу.
  Первое время она служила прачкой. Но такая работа ей не нравилась: стирать бельё было тяжелее, а оплачивалось это хуже. Что тогда сделала находчивая Мэри? Правильно. Она сменила фамилию.
  Назвавшись Мэри Браун, она снова устроилась работать кухаркой и вплоть до тысяча девятьсот пятнадцатого года трудилась на разных кухнях. Увольнялась сразу, как только вокруг начиналась эпидемия брюшного тифа. В итоге жертвами женщины, упорно не верившей в собственную заразность, стало ещё множество человек, один из которых скончался.
  Такое безответственное поведение вызвало ответную реакцию. В США началась настоящая охота на Тифозную Мэри. Итогом стала поимка преступницы, которую весной тысяча девятьсот пятнадцатого года препроводили на тот же остров. Теперь уже на пожизненный карантин. Там Маллон и провела остаток дней - вплоть до своей смерти в тысяча девятьсот тридцать восьмом году. Сначала её содержали в режиме крайней строгости, но в двадцатые годы двадцатого века уже разрешили работать: мыть пробирки в лаборатории больницы.
  Тифозная Мэри стала настоящей знаменитостью: она давала интервью, рассказывая, как несправедливо с ней обошлись. Уже после кончины строптивой кухарки, так и не поверившей в доводы медиков, в её теле нашли большое количество тифозных бактерий. В тридцатые годы двадцатого века биологам стало ясно, что носитель заболевания не обязательно болен сам. Видимо, у Маллон был врождённый иммунитет к заболеванию: её мать болела брюшным тифом во время беременности.
  В сегодняшнем английском языке термин "Тифозная Мэри" употребляют в отношении человека, который является носителем опасного заболевания и заражает им других из-за отказа принять необходимые меры предосторожности.
  Зловещий образ Тифозной Мэри не раз использовали в своих произведениях писатели - например, Рэй Брэдбери, Чак Паланик и Стивен Кинг. Зомби Тифозная Мэри, распространяющая ядовитую ауру, стала героиней компьютерной игры. Не раз упоминалась она и в кинематографе.


Рецензии