А я говорю вам!. Противопоставлял ли Иисус...

«А я говорю вам!». Противопоставлял ли Иисус свои слова, заповедям Ветхого Завета?

Иисус говорил: «А я говорю вам!», в своей Нагорной проповеди, таким образом подчёркивая разницу между Ветхим и Новым Заветом. Давайте поразмышляем на эту тему ...

Слово Божье даётся различным людям и народам, в различные эпохи, в соответствии с их культурными особенностями, интеллектуальным и духовным уровнем развития.

Иисус не заменяет один Закон другим, Его слова не изменяют Ветхий Завет, а углубляют Заповеди, проводя человека от внешнего соблюдения к внутреннему пониманию и изменению сердца.
Самое яркое и концентрированное использование фразы: «А я говорю вам!», - мы находим в Евангелии от Матфея, в 5-й главе, в Нагорной проповеди. Иисус шесть раз говорит: «Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам...»

1. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной».
Матф.5:21,22

Иисус не противопоставляет свои слова, словам иудеев, Он лишь значительно углубляет их, показывая, что убить можно и необдуманными словами.

Заповедь «не убивай» в Ветхом Завете, регулирует внешнее, финальное действие — лишение жизни другого человека, «кто убьет, подлежит суду», здесь речь идет о земном, человеческом суде, который наказывает за свершившееся преступление. Однако этого недостаточно для изменения человеческого сердца.

Иисус переносит фокус с внешнего поступка на внутреннее состояние и слово. Он показывает, что корень убийства — это гнев и ненависть, зреющие в сердце. Гнев — это семя, из которого вырастает убийство. «Рака» — арамейское слово, означающее что-то вроде «пустой человек», «нуль», «недоумок». Это выражение презрения, унижающее человеческое достоинство. Иисус использует здесь юридическую терминологию: если за гнев — «суд» (низшая инстанция), то за публичное оскорбление — «синедрион» (высшая инстанция). Грех усугубляется, переходя из внутреннего чувства в публичное унижение. «Безумный» — здесь это духовное обвинение, это слово могло означать «безбожник», «отступник», «человек, отвергающий Бога». Это уже проклятие, отрицающее духовную ценность человека.

Иисус проводит четкую линию: гнев - презрение - ненависть - духовное убийство, которое в очах Божьих так же серьезно, как и физическое.

2. «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Матф.5:27,28

Для того, чтобы развратить душу и сердце, не обязательно вступать в сексуальные отношения с разными людьми, достаточно и того, чтобы просто мечтать об этом, хотеть этого, думать об этом. Неверность начинается, с мыслей и устремлений сердца, а уже потом за ними следует и тело.

Заповедь «Не прелюбодействуй», запрещала конкретное внешнее действие — половую связь с женой другого мужчины. Она защищала святость брака, права супруга и социальный порядок. Это был закон, который можно было соблюсти внешне. Человек мог считать себя праведным, просто не совершая физического акта прелюбодеяния. Иисус переносит фокус с внешнего поступка на внутренний помысел и намерение.

Речь не о первом, случайном взгляде, когда человек замечает красоту другого. Здесь речь о сознательном, продолжительном взгляде, целью которого является возбуждение в себе похоти. Это взгляд, при помощи которого человек использует другого как объект для удовлетворения своих страстей. Для Бога, Который видит сердце, акт внутреннего, мысленного прелюбодеяния — это уже реальный грех, нарушающий дух заповеди. Физическое действие — это лишь вынос наружу того, что уже созрело внутри. Иисус защищает достоинство человека, призывая видеть в другом не объект желания, а личность.

Для современных реалий это учение можно применить к проблеме порнографии, которая является классическим примером «вожделяющего взгляда», превращающего человека в объект сексуальной похоти.

3. «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».
Матф.5:31,32

В мире, где в среднем 80% браков заканчиваются разводом, эти слова особенно звучат парадоксально. Однако если бы для мужчин и женщин не существовало опции «развод», им приходилось бы разрешать все свои конфликты и ссоры, что возможно только при обоюдном духовном росте.

Закон Моисея требовал, чтобы муж дал жене официальный документ — «разводное письмо». Это давало женщине юридический статус разведённой и позволяло ей снова выйти замуж, не будучи обвинённой в прелюбодеянии. Иисус возвращает слушателей к изначальному замыслу Бога о браке, который выше закона Моисея. Брак — это не просто юридический договор — это завет, священный союз, в котором двое становятся «одной плотью». Разорвать его по человеческой прихоти — значит исказить Божий замысел.

Иисус возводит брак на недосягаемую прежде высоту. Брак – это пожизненный завет, который нельзя разорвать по желанию. Брак не просто внешнее отсутствие развода, а внутренняя верность, любовь и посвящение, которые делают мысль о разводе немыслимой. И хотя на первый взгляд это учение кажется суровым, в его историческом контексте оно было защитой женщины. Оно лишало мужчину возможности капризно «выбросить» жену, оставив её в бедственном положении, и при этом самому остаться «праведным» в глазах общества, предъявив разводное письмо.

4. «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
Матф.5:33-37

К моменту рождения Иисуса, фарисеи и книжники, стремясь к внешней праведности, превратили серьезную заповедь в необязательный ритуал. Они создали систему, определявшую, какие клятвы обязательны к исполнению, а какие — нет. Считалось, что клятва, в которой прямо упоминалось имя Бога (например, «клянусь Богом» или «клянусь Иерусалимом»), была священна и обязательна.

А если человек клялся «небом», «землей» или «собственной головой», такая клятва считалась менее обязывающей, и ее можно было нарушить без серьезных последствий. Такая система порождала лицемерие и лукавство. Люди могли искусно манипулировать словами, чтобы выглядеть правдивыми, при этом не чувствуя себя обязанными исполнять свои обещания. Их «честность» стала избирательной.

Слова же Иисуса «да, да»; «нет, нет» — это идеал, при котором слово человека является абсолютно надежным. «Да» должно быть столь же незыблемо, как если бы человек клялся на Библии. «Нет» должно быть окончательным ответом. Сама необходимость в клятве проистекает из греховной природы человека — его склонности ко лжи. В падшем мире, где люди лгут, клятва стала «костылем» для правдивости. Иисус же призывает к такой внутренней праведности, где этот «костыль» больше не нужен.

5. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».
Матф.5:38-40

«Око за око и зуб за зуб» — это был не призыв к мести, а ограничение мести, принцип справедливого воздаяния. Так как если человек начинает мстить, то часто старается отплатить обидчику не просто той же «монетой», но в десятки или даже сотни раз хуже. Иисус же призывает выйти за рамки формальной справедливости и проявить радикальное непротивление, смирение и прощение.

6. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Матф.5:43,44

Фраза «ненавидь врага» не встречается в Ветхом Завете прямо, но была распространённой интерпретацией в то время. Иисус же устанавливает совершенно новый, сверхъестественный стандарт любви.

Иисус показывает, что заповеди Ветхого Завета были лишь внешней, начальной ступенью. Он доходит до самой сути, до корня — до помыслов человеческого сердца. Не просто «не убивай», но и «не гневайся напрасно». Не просто «не прелюбодействуй», но и «не смотри с вожделением».

Ветхий Завет во многом регулировал внешнее поведение и устанавливал границы для жизни в обществе. Новый Завет обращается к внутреннему состоянию человека — к его мотивам, мыслям, желаниям. Царство Божье, которое проповедует Иисус, начинается внутри человека.

Учение Иисуса не создаёт совершенно новую религию. Оно вырастает из Ветхого Завета, как цветок из семени. Ветхий Завет — это фундамент и обещание, Новый Завет — это исполнение и откровение. Ветхий Завет – это послушание, а Новый Завет – искренняя вера …


Рецензии