Пожар на судне
Главный двигатель, когда на мостике ручку на «стоп-машина» установили, вздохнул еще пару раз и затих, утомленный долгой дорогой. Остывает. В машинном отделении необычайно тихо стало. Дизель-генератор только тарахтит в уголочке, да насос какой-нибудь завизжит вдруг, будто спросонок, и умолкает недоуменно.
Палубные матросы, под руководством веселого боцмана Эдика Гомберга, большие, черные кранцы за борт опустили и закрепили понадежнее. Теперь кранцы цепями только позвякивают и колышутся, будто стая шаловливых китов о борта судна бока свои почесывает с наслаждением.
«Пролив Ветлицкого» в район промысла торопился. Там десятки и десятки траулеров море тралами пашут и рыбу на борт поднимают. По тридцать – сорок тонн за одно траление! Рыбу из трала в бункер рыбцеха высыпают, на переработку, где матросы каждую рыбешку аккуратно руками в противни укладывают и в морозильную камеру отправляют. Рыбакам нравится, когда полные тралы поднимают и работы много. Больше рыбы – больше заработок. Моряки ведь в море не только затем выходят, чтобы морскими восходами и закатами налюбоваться. Тем более – рыбаки!
Но, в районе промысла, согласно прогноза, погода скоро испортится, ветер усилится, и волна будет высокая. В таких условиях команде траулера пришвартоваться, а потом еще и рыбу на транспортное судно передавать, будет сложно, и даже опасно. А передавать надо.
Несколько траулеров уже под завязку трюмы замороженной рыбой заполнили и лов прекратили. Все вокруг ловят, денежки зарабатывают, а они стоят. Курят на палубе и только окурки за борт мрачно бросают.
Капитан промысла, ответственный человек, и принял тогда решение. Поставить судно-рефрижератор за сутки ходу от места промысла. А траулерам своим ходом туда идти под выгрузку. И на полном ходу, наперегонки, траулеры с полными трюмами к «Проливу Ветлицкого» понеслись. Впрочем, спешить было совсем не обязательно. «Пролив Ветлицкого» - судно большое и может одновременно с четырех траулеров к себе в трюма продукцию перегружать.
На «Проливе Ветлицкого» затишье. Вот через сутки траулеры будут подходить, швартоваться, стрелы под перегрузку надо будет настраивать, груз с борта на борт передавать и в трюма рефрижератора укладывать. Потом еще и еще суда подходить будут. Лебедки будут круглосуточно визжать. Мощнейшие прожектора будут по ночам палубу грузовую слепящим светом освещать. И так две–три недели напряженной работы. Пока все трюма не будут рыбой забиты, закрыты и опечатаны. Только рефрижераторные установки будут молотить на полную мощность до самой выгрузки в порту.
Судно хоть и на месте стоит, дрейфует слегка, но вахты морские, как и положено в море. По четыре часа, через каждые восемь часов. Это если ситуаций авральных не возникает. В случае нештатной ситуации рабочее время длится вплоть до устранения этой ситуации. Камбуз уже тоже перешел на режим промысла. Покушать можно каждые четыре часа. Кок со своею помощницей покормят вас и в 4 часа, и в 8, и в12, и в 16, и в 20, и в 24 часа. Те, кому на вахту заступать, приходят пораньше подкрепиться. Позже начинают подходить на «перекус» те, кто с вахты сменился.
Котельный машинист Павел Гасенко, сменившись после вахты, в столовую команды не торопился. Ему нравилось любимые свои борщ, и котлетки с гречкой, в спокойной обстановке покушать, не торопясь. Вот и в тот раз, Паша спокойно после вахты помылся, переоделся. Не забыл бородку и усики подровнять и в столовую, не спеша, поднялся.
Тарелку с двойной порцией борща перед собою поставил, кусочек хлеба откусил, борща в ложку набрал – и вдруг… Дверь в столовую распахивается и на пороге Ваня Волынец, машинист, которому Паша полчаса назад вахту сдал. У Вани лицо бледное, перепуганное. Сам взъерошенный. Из машины в столовую вверх по трапам бежал стремглав. Рот открывает и ничего сказать не может. Наконец, хрипло прокричал,
- В машине пожар! – и сел на пол, в изнеможении.
Паша ложку в тарелку опустил обратно, хлеб на стол положил. Потом из-за стола вскочил и по трапам вниз, в машинное отделение помчался. Что могло случиться? Полчаса назад вахту сдавал – никакого пожара, никаких признаков. Он бы заметил, не мог не заметить. Барабанит по трапу ботинками что есть силы и вдруг вспоминает, как на его вахте третий механик ремонтировал что-то. И даже газосваркой пользовался. Трубу охлаждения подваривал. И даже брызги огненные из-под сварки сыпались. Но они потом вместе с третьим все проверили. Нигде не горело ничего.
Влетает Паша в машинное отделение. Огня нигде не видно, но дым черный, с резким запахом, в машине стоит. Прежде всего к котлам своим побежал. Котельный машинист, все-таки. Котел аккуратно остановил. Потом опреснительную установку, другие насосы заглушил. И стал по трапам вниз спускаться. По дороге штатный огнетушитель прихватил, в руке несет наперевес.
Дым гуще становится, но огня не видно. Спускается все ниже и ниже. Машинное отделение глубокое. Главные двигатель только высотою в несколько палуб-этажей. Потом услышал треск и шкворчание, и, наконец, языки пламени в самом-самом низу, под двигателем.
Огнетушитель сработал. И струя пены ударила. Только такая тоненькая, как из игрушечного, водного пистолета. Огонь никакого огнетушителя знать не хочет. Еще пуще полыхает – разгорается. Заметался Паша, закрутился вокруг пламени. Вот что может одна искорка сделать. Притаилась, проклятая, спряталась от него и третьего механика. В четыре же глаза смотрели…
Вдруг из дыма силуэт космонавта появился, в серебристом скафандре. Сначала один, за ним еще два. Паша сразу догадался, это аварийно-спасательная бригада во главе с главным механиком. Главный Пашу увидел и машет рукой, наверх показывает. Значит, уходить надо! И так дыму наглотался.
Поднимается Паша по трапу и соображает. Раз главный с командой в скафандрах, то могут углекислотное тушение применить. Это когда машинное отделение наглухо задраивают и углекислым газом заполняют. Огонь тогда без кислорода обязательно потухнет. И быстрее Паша по трапам вверх побежал. И чувствует, будто дышать тяжелее стало.
Самый ближний выход и правда задраен. Другие выходы искать может быть поздно уже. Навалился всем весом на рукоятки изнутри двери, стал рвать их вниз, давит что есть силы. И вдруг подалась одна рукоятка, за ней вторая, третья. И вот, наконец, распахнулась тяжелая железная дверь.
Но там только помещение с душевой и раздевалкой, которое дымом стремительно из машинного отделения заполняется. А выход из помещения тоже задраен, да, наверное, еще и на ключ закрыт. Стал стучать в дверь. Там, за дверью коридор ведь. Никто не слышит! Эвакуация, наверное!
А, надо вам сказать, что все обычные двери на пароходах аварийными выходами-люками обеспечены. Внизу двери есть квадратный люк. Укрепленный настолько, чтобы, в том случае, если дверь при кораблекрушении заклинит, моряк мог этот люк выбить и из помещения выбраться. Машинист Павел Гасенко на спину лег и ногами аварийный люк выбил.
Когда уже в коридор выбирался, кто-то из членов экипажа его увидел и на палубу помог выйти. Паша на спардек вышел, к стене надстройки прислонился. Потом руками о планширь фальшборта оперся, голову склонил над океаном и свежим морским воздухом отдышался. Нормально все!
Углекислотную систему в этот раз применять не стали. Площадь пожара была небольшая. Главный механик обстановку правильно оценил, и его команда пожар с помощью стационарных установок потушила.
Через два часа машинное отделение окончательно проветрилось. Следы возгорания в тот же день очистили тщательно и свежей краской обгоревшие места окрасили.
Свидетельство о публикации №225110900677