Путешествие в Акушинский район. 19. 10. 2025 г
Заехав в Акуша, мы так и не остановились. А ведь это знаменитый средневековый город. Так и хочется посетить его старые кварталы. Пройтись по улочкам, побеседовать с людьми. Здесь ведь жил и работал на благо людей Али-Хаджи Акушинский. Акушинский Али-Хаджи (1847-1930) - общественно-политический деятель и духовный лидер Дагестана, ученый-арабист, дипломат и миротворец. Родился в сел. Акуша Даргинского округа (ныне Акушинский район).
Природа в этих местах удивительно красивая. Справа извивается река Акуша, неся свои прозрачные, как небесные капли дождя, воды в Казикумухское Койсу, слева – горы, покрытые сосновым лесом. Думаю, что этот лес уникален и его нужно непременно сохранить для потомков. Мы остановились у обочины. Справа на горе видны огромные пещеры, точнее гроты. Мы и прошлый раз здесь побывали, когда ехали по этой дороге в Дахадаевский район. Кто-то умудрился сделать из грота загон для овец. Только я, Тимур и Хизри поднялись к гротам. Тимур облазил здесь всё. По отвесным бокам грота он поднялся до потолка. Сделав несколько фотографий, мы перешли на другой грот. Он чуть меньше и дойти до него сложно. Либо нужно залезть на скалу, что лежит перед гротом, либо нужно обойти эту скалу и пройти по узкой тропинке, обросшей старой крапивой. Кстати, здесь росла и молодая крапива. Мы спустились к основной группе. Они там пили чай из термоса. Мы тоже присоединились к чаепитию. Пирожки и выпечка «хворост» к чаю взбодрил нас. Здесь мы сделали несколько общих фото. Едем дальше.
При въезде в село Гапшима путника встречают две огромные красивые прямоугольные башни. На башни можно залезть по металлическим лестницам с перилами, которые закреплены по бокам башен. Не успели мы подойти до башни, Тимур был уже наверху. Вскоре и мы поднялись наверх. На самом верху есть смотровая площадка. Отсюда открывается невероятно красивый вид на близлежащую окрестность. Рядом с башней стоит гостиничный комплекс, ниже – заправка. Сделав множество фотографий, мы сели в свои машины и поехали. Теперь нам предстоял путь к водопадам. По улице Центральная мы свернули на улицу Гапшиминская. Слева от нас находится средняя школа. Впереди мальчик годика четыре стоял и смотрел на нас. Исмаил остановил машину и протянул ему конфетницу с мелкими карамельками. Он неуверенно взял одну, потом ещё одну. И так несколько карамелек оказались в его маленьких руках. Все наши туристы с умилением смотрели на эту сцену. Исмаил умеет завоёвывать сердца детей. Видно, что он их очень любит. С этой улицы мы свернули на улицу Профессиональная. Эта улица привела нас на окраину села. Дальше пошла грунтовая дорога. Один раз проехали через небольшую речушку. Дальше дороги практически не было. Мы ехали по пересечённой местности. Вскоре мы оказались у кошары. Молодая восточно-европейская собака с лаем встретила нас. Она всё время виляла хвостом, а, значит, она дружелюбна и бояться её, точнее, его не нужно. Здесь, кроме наших, стояло несколько машин. Был и хозяин кошары. Его овец пасся за речкой на противоположном склоне горы. Оставив машины, наши туристы двинулись в путь. Им предстояло перейти речку вброд. Я на своей ниве без проблем проехал через речку. Не зная дороги в трёхстах метрах от речки, я остановился. Стал ждать основную группу. Отсюда до водопадов идти десять-пятнадцать минут. Не зная точно, где именно они находятся, мы шли наугад. Оказывается, туда вела дорога слева от моей машины. Нужно было просто перейти на неё. Не стал я отделяться от коллектива и пошёл со всеми. Вскоре мы дошли до одного из четырёх водопадов. В маленьком ущелье со скалы с огромной скоростью стекала чистейшая горная река. Наверху она скатывалась с узкой горловины, выточенной многими веками. Можно ли назвать такой стремительный сток воды водопадом я не знаю. Но этот красивый природный объект пленил всех своей неповторимой тонкой красотой. Мы и здесь сфотографировались каждый отдельно и вместе. Это был третий водопад. Мы решили не идти дальше к четвёртому, а спуститься на второй, потом – на первый. Ко второму водопаду мы ехали на машинах по лесной дороге. На небольшой склон обе машины еле поднялись. Там припарковаться места почти не было. Я оставил свою машину немного ниже. Отсюда к водопаду пошли пешком. Второй водопад тоже был похож на третий. Стекая с высоты по каменистому склону, внизу образовывал небольшое прозрачное озерцо. По обеим сторонам ущелья стоял лес с маленькими деревьями. И этот водопад был не обделён нашим вниманием. После фотосессии мы все спустились к машинам. Развернув на узком месте машины, мы спустились к речке. На сегодня путешествий к водопадам нам хватило. Мы решили вернуться в Гапшима и оттуда поехать в Шукты.
Когда подъезжаешь в село Шукты, то прежде всего бросаются в глаза большие дома с большими окнами. При внимательном рассмотрении этих домов становится понятно, что верхние два этажа не жилые. В некоторых домах вторые и третьи этажи стоят без окон. Такое впечатление, что дворцы пустые и село не живое. Мы остановились на небольшой площади перед администрацией села. Даже в большом двухэтажном с мансардой здании используются по назначению несколько комнат. Остальное здание пустует. На трёх проёмах нет окон. Слева находится парк. Здесь находится памятник участникам в Великой Отечественной войне. На памятной доске запечатлены восемьдесят четыре фамилии участников войны. Слева от памятника находится небольшое одноэтажное здание, передняя площадка которого обложена тротуарной плиткой. Вся территория парка усеяна опавшей листвой. Здесь мы сделали множество красивых фотографий. Всматриваясь внимательно в эти однотипные трёхэтажные дворцы, понимаешь, что в них живут по несколько семей. Иначе один дом для одной семьи — это слишком много. Мы сели в машины и двинулись в центр села. И здесь мы не перестали удивляться размерам дворцов. И все почти пустые. Спрашивается, зачем строили то?
Примерно в двух километрах от села находится небольшое горное озеро Щари. Оно образовалось после оползня склона горы. На спутниковой карте виден этот оползень. В трёхстах метрах от Щари ниже есть ещё одно озеро. Оно меньше Щари. По крутому дорожному серпантину мы спустились к Щари. Здесь на площадке мы оставили свои машины. Чуть выше находился небольшое коммерческое здание. В нескольких местах стоят камеры видеонаблюдения. Есть две крытые беседки. У берега стоят два катамарана. Видать, и сюда туристы заглядывают на отдых. Говорят, что и рыба водится в этом озере. Заира админ решила здесь пообедать. Напротив этой небольшой базы есть лесок. Он растёт на склоне горы. Мы решили здесь пообедать. Так как не было места для всех, пришлось разделиться на две группы. Мужчины сели отдельно от женщин. У нас это получилось на подсознательном уровне. А так, конечно, мы вместе обедаем. В тишине над озером, под красивыми небольшими деревьями мы наслаждались природой и принимали пищу. Для голодного туриста приём пищи на лоне природы – это самый вкусный и полезный. Ну куда же мы без нашего самовара. Исмаил и Арслан растопили его давно. После обеда все пили ароматный чай. Давно подошло время обеденного намаза. Внизу я нашёл ручеек с чистой водой. На дне крошечного озерка была видна белая галька. Этот крошечный водоём я использовал для омовения. Поднявшись чуть выше на склон горы, на ровном месте я совершил обеденный и послеобеденный намазы. Спустившись к группе, я обнаружил их за разговором. Мне налили ещё один стакан чая. После мы все решили спуститься на озеро и сделать общее фото. Вид, конечно, здесь замечательный.
Поднявшись над озером, мы выехали на трассу. Всё выше и выше поднималась змеевидная дорога, петляя во все стороны света. На дальних склонах гор безмятежно паслась отара овец. Склоны гор размыты и испещрены частыми осадками. Скальные породы, из которых состоят горы, белые, меловидные. Проезжаем село Цуликана. Вдоль дороги стоят красивые столбы с фонарями освещения. Над каждым фонарём стоит солнечная батарея. Оригинальное решение для таких горных мест. В этих местах используется кроме всего прочего и террасное земледелие. Давно наши горцы используют во благо склоны холмов и гор. Многие террасы сейчас заброшены в виду того, что на эти маленькие наделы земли невозможно подвести тяжёлую технику. Конечно, сейчас есть и мотоблоки, и мини косилки, видать, пока эта техника не заняла прочно свою нишу в сельском хозяйстве. Красивые поля и луга расположились вдоль дороги. Долина шириной в три километра тянется между двух рядов горных цепей. Вот и первые дома знаменитого села Балхар.
На эту поездку я согласился лишь потому, что мы должны были заехать и в знаменитый на весь мир Балхар - центр народной художественной керамики. Балхар расположен в нагорной части Дагестана, в Акушинском районе, в 13 километрах от районного центра, села Акуша. Население около тысячи человек. Высота расположения села – тысяча шестьсот метров над уровнем моря. Основной этнос – лакцы. Само селение располагается в котловине между двумя большими горными вершинами. Подъезжая к селу, мы не заметили асфальтированных дорог, газовых труб. В некоторых горных районах за десять лет третий раз меняют асфальт, а тут и грунтовых-то дорог приличных нет. От газифицированного села Шукты до Балхара где-то девять километров. Почему до сих пор не газифицировано знаменитое село не понятно. Они до сих пор топят печи кизяком и хворостом. В центре села находится здание администрации и магазины. Есть красиво оформленное здание родника. Несколько зданий, построенные ещё в советское время сиротливо смотрят на прохожих и проезжающих мимо сельчан и гостей. Свернув влево, и, проехав немного, мы оказались возле территории средней школы и производственного цеха. В лучшие времена в этой школе училось около шестисот детей, теперь же – не больше сорока. Цифры сами говорят о себе. Убыль населения налицо, а это значит, что народный промысел постепенно угасает. Таких центров народного промысла в Дагестане много. Вот перечень сёл: Кубачи, Харбук, Балхар, Амузги уже исчезло, Гоцатль, Унцукуль, Кумух, Ахты, Сулевкент, Микрах, Хив, Хучни, Дербент, Чох, Кала, Испик, Джули, Халаг, Тураг, Кабир, Магарамкент, Рукель, Межгюль, Кондик, Ляхля, Аркит, Куркент, Орта-Сталь, Рутул, Чиликар, Нижнее и Верхнее Казанище, Нижний Дженгутай, Буглен, Эрпели, Урма, Каякент, Тлярата, Кутлаб, Хунзах, Батлаич, Дылым, Карата, Кунбатар, Гапшима, Маджалис, Баршамай, Джибахни, Карацан,
Большой вклад в развитие искусства народных художественных промыслов Республики Дагестан внесли кубачинские мастера Г. Кишов, А. Ахмедов, Ш. Мунгиев, Р. Алиханов, Г.-Б. Магомедов, А. Абдурахманов, Г.-Г. Чабакаев, Г.-А. Гаджиламаммаев, М. Хартумов, А. Гусейнов, М. Магомедова, гоцатлинские мастера М. Джамалудинов, Б. Гимбатов, унцукульские мастера И. Абдуллаев, А. Магомедов, братья М.-А. и Г. Газимагомедовы, М. Гасанов, М. Макачев, балхарские мастерицы П. Османова, Х. Магомедова, А. Сулейманова, З. Умалаева, ковровщицы Южного Дагестана У. Абдулкеримова, Б. Абдуллаева, Г. Агабалаева, А. Агасиева, С. Адилова, М. Азизова, Г. Аллахвердиева, Н. Кафланова, Г. Раджабова, Г. Ризаханова и многие другие.
Ведущим мастерам, бережно сохраняющим и развивающим традиции народного искусства, присвоены почетные звания заслуженных деятелей искусств РД, РФ, народных художников Дагестана, России, многие из мастеров являются членами Союза художников России, награждены орденами и медалями СССР и России. Искусство народных художественных промыслов является бесценным национальным достоянием дагестанских народов и составной частью их традиционной культуры.
Во дворе нас встретил Газимагомедов Мурад Абакарович. На некоторое время он стал для нас гидом. За дверью производственного цеха стоят два больших керамических кувшина. Один из них оформлен росписью и орнаментом в виде сельских домов и башен. Оригинальное исполнение. В одном из рабочих помещений цеха стояла большая керамическая ваза почти такого же оформления, завёрнутая в целлофан. Это был заказ, готовый к отправке по назначению. На подоконнике стояли разные фигурки, вазы и кувшины. В одной вазе стояли живые горные цветы. Фигурка горца в папахе и бурке, фигурка горянки с кувшином за спиной и ослик, загруженный двумя корзинами, смотрелись красиво. На полу стояли гончарные круги. Мы по очереди садились и фотографировались. Мне очень понравилась белая роспись на кувшинах. Исполнительницы кувшинов не только великолепные мастерицы, но хорошие художницы. На одной полке стояли старинные глиняные кувшины с двумя ручками. Рядом стоял предмет из керамики, изображающий селение. Дома стояли друг над другом. На одной вазе была крышка. А вот стеллаж с разными сувенирными фигурками. Вазы, тарелки, кувшины, керосиновые лампы, фигурки женщин, фигурка козла, расписанные белой глиной ждали своих покупателей. На нижней полке стоят керамические часы, турка для варки кофе, фигурка ослика с корзинами, фигурка горного тура, кувшины, вазы, круглые подносы и тарелки. На одном из стеллажей мы видим разную поломанную кухонную утварь. Да, керамика быстро ломается. Нужно быть максимально осторожным с этими предметами. А вот и большие кувшины, с которыми девушки ходят на родник за водой. Они тоже расписаны белой глиной. Есть также изделия, ещё не обожженные в печи. Они постепенно сушатся здесь.
В другой комнате мы видим огромный деревянный ларь для хранения зерна. На нём еще видны вырезанные вручную разные узоры. Некоторые из них разукрашены в синий цвет. За ларем висит домотканый палас. На нём красивые старинные узоры. Над ковром висит деревянный карниз. На карнизе висят большие и маленькие деревянные тазы, деревянная ложка, деревянные мерки. На лари стоят кувшины, мерки для зерна, чесалка для шерсти. В другом углу стоит резной деревянный сундук. Над ним на стене висят большие медные тазы. На другой стене фотообои на всю стену показывают сцену танца на каком-то празднике. Вокруг стоят столы с едой. За столами сидят люди. Там же на подмостке, устланном домотканым паласом, стоят множество сувениров-фигурок животных и людей. Дипломы и почетные грамоты, вручённые мастерам в разные годы, свидетельствуют о признании этого уникального декоративно-прикладного искусства. А вот посреди зала стоит большой длинный стол. На нём палас ручной работы. На паласе расположились керамические изделия в виде тарелок, светильников, башен, сказочных персонажей, кружек, кувшинов, колокольчиков, рогов, пиал, чашек. Они тоже расписаны белой глиной. Кстати, их можно купить.
На стене висит небольшой столик с маленькими ножками. На востоке его называют дастархан. Рядом висит медный кувшин и тазики. Описывать каждый предмет не хватит чернил в пере, поэтому я завершу описание. На одной из полок я заметил книги. У выхода из зала на большой деревянной вешалке висят сумы разного размера, шерстяные носки – джурабы. Вот ещё один дастархан висит на стене. На полу лежат ящики с горной травой. А вот ещё один палас ручной работы. На нём висят белые папахи. Такие паласы и бабушка, и мама ткали мои. На одной стене висит старинный висячий буфет. Туда клали ложки, ножи, вилки, шумовки, черпаки. Наши туристы купили себе немного сувениров на память. Множество фотографий запечатлели колоссальный труд балхарских мастериц.
Мурад Абакарович нас вывел на задний двор, где стояли две печи для обжига глиняных изделий. Оказывается, их тоже топят кизяком. Одна печь совсем развалилась. Под навесом лежали мешки с сушёным кизяком. На полу лежало несколько разбитых кувшинов. Я подозвал Луару и сказал, что для тебя есть нужные предметы для её будущего музея. Мурад Абакарович не собирался их никому отдавать, так как они нужны, оказывается, при обжиге других керамических изделий. Луара попросила их ей подарить. Мурад Абакарович немного подумал и подарил их Луаре. Та радостная и довольная подарком забрала.
Одну интересную историю я прочитал на просторах интернета. Однажды Расул Гамзатов вёз в Японию в чемодане кувшины балхарских мастериц в подарок. По прилёту в Японии он открыл чемодан и обнаружил, что все кувшины превратились в черепки. Он, конечно же, сильно расстроился. Видя его реакцию, один японец забрал черепки. Через день он принёс Расулу Гамзатову восстановленные кувшины. Расул Гамзатов был рад такому чуду. Он проверил их, налив воды. Ни одна капля не вышла наружу. Каждый черепок они тщательно склеили. Они знали цену труду при изготовлении кувшинов и в знак уважения и благодарности они их восстановили.
Поблагодарив Мурада Абакаровича за интересную экскурсию по производственному цеху гончарных изделий, мы вышли за сеточную ограду к своим машинам. Здесь мы тепло попрощались и сели в машины. В центре села есть родник, вокруг которого построено небольшое здание, чтобы люди в укрытии могли набирать воду. Именно в этом месте работал экскаватор, и мы не смогли подъехать к роднику. Мы ехали по улице Центральная. Она вывела нас на окраину села. Мы воочию увидели дома балхарцев. Они ничем не отличаются от их современников из других сёл. Кто-то строил крышу, кто-то забор, кто-то собирал картошку. Мы вернулись в центр села, где в маленькой комнатушке, служившим местным аксакалам годеканом, сидел престарелый человек. Отсюда видно кто заезжает в село, и кто выезжает из села. Сразу за годеканом справа есть улочка, выводящая к основной дороге. Ведь основная дорога, проходящая возле родника, была закрыта. На всю ширину улочки парил огромный балкон. Он укрывал улочку на всю ширину. Мне это напомнило заброшенное село Старая Корода. Здесь одна единственная улица шириной в три метра. Над улицей стоят небольшие комнаты, соединяющие обе стороны улицы. Вскоре мы выехали из Балхара. До свидания Балхар. До новых встреч.
По узкой серпантинной дороге мы поднимались и спускались до села Кули. Как назло, один водитель поставил свою ласточку вдоль дороги так, что проехать мимо было затруднительно. Знает ведь человек, что эта единственная дорога, ведущая вниз к Цудахар. Нет же, ему надо поставить именно так. Бывают такие отродясь люди. Их не исправишь. Мы все трое еле-еле проехали, чуть не задев чужое авто. Выехав, мы просигналили, чтобы хозяин авто хотя бы понял, что мы не довольны его некрасивым поступком.
Вдоль дороги слева протекает речка Сана. Свои чистые воды она несёт к бурному потоку Казикумухского Койсу. По дороге вниз мы остановились у нависшего обрыва. Его в своё время выровняли техникой. Стена грунта высотой примерно в десять метров возвышалась над дорогой. Из стены торчали разного калибра и размера валуны, камни и камешки. Примерно такие камни и валуны мы видели в прошлую поездку в селе Нижнее Чугли в палеонтологическом музее Хаписова Омара. Мы долго дискутировали в догадках что это. Заира админ взяла домой несколько камней. Набрав немного хвороста, мы выехали из этого места. Не доезжая до Цудахара внизу, мы видим Цудахарскую экспериментальную базу. Цудахарская экспериментальная база — часть Горного ботанического сада Дагестанского научного центра РАН. Расположена во внутри горном Дагестане, в 2 км к югу от села Цудахар Левашинского района, на высоте 1100–1160 м. Площадь базы — 0,1 км;.
Основные направления научных исследований:
интродукция растений в горных условиях;
изучение аборигенной и адвентивной флоры и растительных ресурсов Северного Кавказа;
выявление, сохранение и использование генетических ресурсов природной и культурной флоры;
популяционная и эволюционная биология, экофизиология и генетика растений-интродуцентов.
На базе функционируют 4 питомника для закладки опытов, посева семян, посадки на доращивание растений и размножения местных сортов приоритетных плодовых культур. В коллекциях Цудахарской экспериментальной базы представлено большое разнообразие ресурсных, редких и эндемичных видов флоры Северного Кавказа и Дагестана, а также растений из Европы, Северной Америки, Дальнего Востока, Средней Азии, Средиземноморья, Китая, Сибири.
В Цудахар мы въехали в сумерках. Так как подходило время вечернего намаза, мы вошли в мечеть совершить омовение, а потом и намаз. Через некоторое время мы вышли из мечети. От Абдуллы – нашего туриста, я узнал, что здание мечети раньше было театром. То-то же я смотрю на здание мечети не пойму зачем построили впереди четыре колонны. Обычно мечети так не строят. Как позже я выяснил у главы администрации Цудахара Куршиева Шамиля Куршиевича это здание построено во время советской власти силами колхоза «Цудахарский» на пятьсот мест. Было три лоджии. была иллюминированная надпись «Сельский дворец культуры». Там и театр был и фильмы показывали, и концерты проводили. В общем была бурная культурная жизнь. В девяностые годы получилось так, что здание отдали под мечеть. Небольшое село когда-то было районным центром Цудахарского района. Когда мы выезжали из села, было темно. Решили ехать по верхнему пути – по трассе 82К-009. Так решил Исмаил. Так короче. Почти весь путь был подъёмом с резкими поворотами. Ехали аккуратно друг за другом. На космической скорости кто-то нас обгонял. Видать, торопятся очень. Вот и Аяла-Базар. Он сейчас пустой. Днём-то было не пройти и не проехать. Вскоре мы начали спускаться в сторону Мекеги. На этот раз мы не стали заезжать в село. Подъезжая в село Зурилаудимахи, впереди обнаружили огромную фуру, спускавшуюся вниз на очень медленной скорости. Казалось, будто он вышел так на прогулку. Еле обогнав её, мы помчались дальше. В селе Дегва мы опять встретили КамАЗ с прицепом, движущийся на скорости тридцать километров в час. На встречу ехало много машин с огромной скоростью, и не было возможности обогнать. Почти вся дорога обозначена сплошной линией. В одном месте удалось его обогнать. Вскоре наш поворот, на место, где мы после путешествия собираемся пить чай. Я его никак не запомню, так как мы сюда заезжаем только ночью. Заира админ подробно объяснила по телефону, как заехать сюда. Мы увидели этот поворот и заехали. В следующий раз смогу найти этот поворот. Арслан и Исмаил уехали, обогнав фуру и КамАЗ. По приезду на место, оказалось, что они тоже только что подъехали. На нашем месте мы развели костёр и разожгли самовар. На импровизированный стол мы поставили оставшуюся от обеда еду. Кругом была кромешная тьма. Фонари на лбах Исмаила и Арслана освещали хорошо. Была и лампочка, который Исмаил прикурил к своему автомобилю. Такой же фонарь и я хочу приобрести себе. Нужная вещь. На эту поездку я взял маленькую камфару с газовым баллоном. На нём удобно готовить, разогревать еду, варить чай и кофе. Вот уже второй раз Заира варит на нём натуральный кофе. После ужина мы пили чай с мятой. За задушевным разговором мы и не заметили, как время подходит к восьми часам вечера. Мы вскоре собрались и выехали заранее попрощавшись друг с другом. В Сергокале я уже развозил по домам Луару и Асю. На этом завершается наше путешествие. До свидания, друзья. До новых встреч.
Свидетельство о публикации №225110900689