Краснофлотец Александр Лызов

Сквозь сладкую предутреннюю дремоту Александр  почувствовал уже давно забытый запах свежеиспеченного хлеба. Просыпающееся сознание начало воспринимать звуки, доносящиеся из кухни – там родная мама готовила завтрак, стараясь не сильно греметь посудой, чтобы не нарушить сон сына. Как он долго мечтал о возвращении домой, целых девять лет. Позади осталась целая эпоха – эпоха военных лет, столько событий произошло за это время - ни в каком романе не описать. И сейчас он лежит, нежится и слушает домашние звуки, давно забытые, но снова ставшие такими родными. Словно почувствовав пробуждение сына, мама, отодвинув занавеску, отделяющую кровать от комнаты, осторожно заглянула в спаленку и увидев, что сын проснулся, ласково спросила:
-  Ну, как, Сашенька, поспал? Хорошо ли тебе снова быть в родном доме?
 - Хорошо, мама, очень хорошо, как я долго этого ждал.
 -Ну, полежи еще, понежься, я пойду с коровой управлюсь, а потом завтракать будем.

А что же было вчера? А вчера был поезд, станция Бисер, дорога пешком в 12 километров до родного поселка и встреча с родней, которая так тепло встретила его. Были разговоры про службу, про будущее, вспоминали погибших родных – двоюродного брата Утеса, дядей Георгия и Федора. Сегодня будут встречи с друзьями, которые вернулись с фронта, хотя с окончания войны прошло уже три года, но нужна была еще, старая гвардия, для воспитания молодого пополнения – поэтому и служили больше положенного. Но все уже позади, надо думать о будущем – так думал гвардии старшина 1 статьи Александр Лызов.
Между тем время летело незаметно, прошло уже несколько дней после приезда, надо уже думать о работе. На чугунолитейный завод приглашают мастером, почему бы не пойти, надо осваивать новые специальности. Александр понимал, что по - настоящему ему еще не приходилось работать.  Через два года после окончания семилетки в 1935 году уехал в Свердловск и поступил на рабфак при Верх - Исетском металлургическом заводе, начал работать в мартеновском цехе. В 1939 году был призван на военную службу. Провожала его любимая девушка Надя, с которой он сфотографировался на память. Она поклялась ему в верности, во чтобы то ни стало дождаться его со службы. Этот совместный снимок Александр всегда носил рядом со своим сердцем.

            Во Владивостоке Александр был зачислен в школу радистов, а после ее окончания его распределили служить на эскадренный миноносец «Резвый» радистом.
Время было предвоенное, тревожное. Милитаристская Япония наращивала свои военные силы, оккупировала Корею, часть Китая. Под японской оккупацией все еще находилась половина Сахалина. Миллионная квантунская армия создавала серьезную угрозу, внушительным был военно- морской флот, особенно превосходивший нас по количеству крейсеров и авианосцев. Зато мы значительно превосходили Японию по авиации, что как - то уравновешивало наши силы. «Получив» в 1938 году Халхин - гол, Япония побаивалась вступать в противостояние с Советским Союзом, связывая свое вступление в войну с положением дел на западном фронте. Наша страна вынуждена была держать значительные силы на Дальнем востоке, чтобы ни у кого не было соблазна начать против нас войну.
Такова была общая ситуация, когда молодой матрос с Урала начинал осваивать сложную боевую технику. Со временем пришло мастерство, росла скорость передаваемых и принимающих знаков азбуки Морзе, а вместе с тем рос и послужной список.

Начало Великой Отечественной войны кардинально изменило ситуацию. Участились провокации со стороны Японии. Руководство страны осознавало неизбежность военного столкновения, с целью освобождения захваченных территорий еще в 1905 году. Значительно участилось патрулирование прибрежных районов, сопровождение и охрана плавучих средств по перевозу различных грузов, продовольствия. Но на первом плане стояла охрана государственных границ.
От Нади приходили редкие теплые письма с надеждой на скорое окончание войны. Она писала, что поступила на курсы медсестер и о ее желании попасть на фронт. Сообщала, что многие их общие знакомые уже воюют, вспоминала о их встречах и как они познакомились на «Плотинке» в самом центре города Свердловска. «Какое это было счастье, что ты подошел ко мне и предложил вместе погулять - писала она - смотрю, подходит ко мне скромный симпатичный молодой человек и начинает со мной разговаривать. И как ты решился на такой поступок? Это видно наша с тобой судьба. Лишь бы война скорей закончилась, и я буду тебя встречать на том же вокзале, с которого провожала». Эти письма поддерживали и согревали душу Саши каждодневно в нелегкой морской службе.
Эскадренный миноносец «Резвый» с 1941 – 1945 годах охранял морские коммуникации, сопровождал транспорты, обеспечивал доставку войск при их передислокации.
В марте 1942 года было подписано соглашение между СССР и США по ленд - лизу. Через Дальний Восток стало поступать военное снаряжение (танки, самолеты, морские суда, автомашины, металлы, листовая сталь, нефтепродукты), продовольствие.  Чтобы избежать встречи с японскими подводными лодками, путь грузовых транспортов из Владивостока в США проходил между Сахалином и восточным побережьем Охотского моря и далее на север мимо Аляски и Командорских островов вдоль американского побережья, так как существовала опасность быть потопленными подводным японским флотом. За время проводки морских караванов с военным грузом было потеряно 23 судна и 240 членов экипажей. При конвоировании транспортов привлекались военные корабли Тихоокеанского флота. Осенью 1942 года эскадренный миноносец «Резвый», которым командовал капитан 3 ранга C. М. Лобов, получил приказ по охране транспортов, следующих в Сан – Франциско. На корабле начались работы по подготовке к длительному переходу. Хмурым октябрьским утром миноносцы «Резвый» и «Разящий» вышли из военно - морской базы, находящейся в бухте Большая Тарья на Камчатке, к месту сбора каравана.
Настало время похода. Суда выстроились в кильватерную колонну и начали движение в сторону открытого моря. Круглосуточно на всех боевых постах велось дежурство, была полная готовность к отражению возможных атак. В радиорубке радисты под командованием старшины первой статьи Александра Лызова, осуществляли непрерывный радиообмен между судами морского каравана. У эсминцев был свой режим движения, который обеспечивал безопасность движения всего каравана.
При подходе к Командорским островов погода испортилась, штормило, дул сильный шквалистый ветер с зарядами мокрого снега, налипавшего на надстройках кораблей. Температура воздуха опустилась ниже нуля, началось обледенение. Команды кораблей, держась за натянутые на палубе леера, пешнями скалывали лед. Суда с трудом преодолевали накатывающую на палубу многотонную волну. От Аляски корабли повернули на юг, погода постепенно стала улучшаться, появилось солнце. Бескрайние морские просторы, со всех сторон окруженные голубым небом, а по ночам усыпанном мириадами ярких звезд, производили на Александра потрясающее впечатление.   
Приближалась цель похода – Сан - Франциско. Впереди появились очертания полуострова, на котором был расположен город. В заливе стали видны верфи с большим количеством кранов.  Юркие вездесущие буксиры сновали между стоявших судов, оглашая разноголосыми гудками пространство залива. Прибывших русских моряков поразил кипучий размах деятельности людей, обслуживающих жизнь громадного морского порта.

Морской караван транспортов, замедляя ход, становился на якоря на местах, указываемых судном береговой охраны США. Миноносцам «Резвому» и «Разящему» было отведено место стоянки рядом с молом, находящимся в конце гавани. По кораблю было объявлено - все желающие могут посетить город, что запланирована встреча с американцами в помещении «Русско-Американского общества», где будут давать концерт по сбору средств, чтобы закупить медикаменты для наших военных госпиталей. И командование корабля надеется, на участие наших корабельных артистов в этом концерте.

Командирам и капитанам кораблей была устроена встреча в торгпредстве, занимающимся поставками вооружений и материалов для Красной армии, которое возглавлял энергичный представитель нашей страны Я. М. Ломакин. Он много сделал для того, чтобы поставки по ленд – лизу шли непрерывно.
Между тем шла подготовка к концерту и определен состав моряков, которые должны в нем участвовать. Были отобраны также старшина 1 статьи А. Лызов с другом Алексеем Родиным. Александр обладал прекрасным бархатным тенором. У него всегда была с собой заветная тетрадь, в нее он заносил любимые песни четким каллиграфическим почерком. Эта тетрадь прошла с ним все годы службы и в 1948 году после демобилизации оказалась на его родине. Сейчас эта тетрадь находится у автора этого рассказа и напоминает о нашем героическом родственнике.
В один из дней к причалу подошел автобус, и моряки поехали показывать свое искусство перед простыми американцами, которые добровольно вносили свои средства для оказания помощи в борьбе с фашистскими захватчиками. Полный зал стоя приветствовал советских   моряков. Зажигательный танец «Яблочко» был встречен на бис. Перед зрителями выступили также виртуозы баянисты. Друзья Александр и Андрей вдвоем спели песню «Краснофлотская»:

… Друг за друга, брат за брата
Будем мы стоять в бою
Защищать, что сердцу мило
Свой дом и Родину свою.

Вскипайте волны, бушуйте грозы
Пусть трепещет подлый враг.
                За наше горе, за наши слезы
                С врагом расплатится моряк.

Концерт прошел в прекрасной атмосфере и освещался в местной прессе, в нем также принял участие американский джаз.
Пришла пора прощаться с гостеприимным Сан – Франциско. Впереди снова шторма и ветры, но благодаря усилиям всех участников похода караван судов благополучно без потерь вернулся на родину. Там Александра ожидало письмо от знакомых из Свердловска. В нем сообщалось, что его любимая Наденька погибла на Калининском фронте во время боя, когда оказывала помощь раненым бойцам. Тяжело переживал случившуюся личную трагедию Александр, но ничего нельзя возвратить, такова неотвратимая правда жизни. Надо жить и мстить за свою любимую девушку, а чем? Только ненавистью к врагу!
Служба шла своим чередом. Эскадренному миноносцу «Резвому» еще раз пришлось побывать в Америке, сопровождая караван судов. На западном фронте бои постепенно продвигались к логову фашистов. Япония уже не решалась открыто выступать против Советского Союза, но при удобном случае она не упускала делать провокации. Приближалось время окончательного разгрома фашистской Германии. По результатам Ялтинской конференции СССР обязался после разгрома Германии немедленно начать боевые действия против милитаристской Японии. Тихоокеанский флот усиленно готовился к началу военных действий.

Наступил долгожданный день Победы над фашистской Германией. На военно-морской базе в Большой Тарье корабли украсились разноцветными флагами, было торжественное построение  личного состава кораблей, произведен салют из орудий.
 Но предстояли еще бои против милитаристской Японии. 9 августа 1945 года в результате стремительного наступления советских и монгольских войск в Маньчжурии за короткое время была разгромлена Квантунская армия. Были освобождены северный и восточный Китай, а также север Корейского полуострова. Советские войска заняли Южный Сахалин и Курильские острова, в освобождении которых в морском десанте участвовал старшина 1 статьи Александр Лызов. Эскадренный миноносец «Резвый» поддерживал артиллерийским огнем наступление сухопутных войсковых частей.
 Война завершилась подписанием 2 сентября 1945 года Акта о капитуляции Японии.  В апреле 1946 года за боевые заслуги родному кораблю Александра под командованием капитана 3 ранга С. М. Лобова была доверена доставка в Токио советских членов международного трибунала. За выполнение этой задачи командир корабля был награжден орденом Красной Звезды, а члены команды, в том числе Александр Лызов, были награждены правительственными наградами.
               Наступили мирные времена, но до демобилизации было еще далеко.  На корабли начало поступать новое пополнение и как не им, старослужащим, необходимо было обучить его навыкам работы на военной технике. Таким образом, военная служба продолжалась. Наконец, в 1948 году наступила демобилизация и старшина 1 статьи Александр Лызов закончил военную службу, прослужив девять лет.
Стране после жесточайшей войны для восстановления разрушенной экономики требовались специалисты различных профилей. От их полной самоотдачи зависело будущее страны, победившей фашизм.
У Александра начиналась новая жизнь и закалка, полученная им в нелегкой ратной жизни, предопределяла от него такую же самоотдачу и в мирном труде.
Обо всем этом думал уже бывший краснофлотец, прошедший нелегкие времена флотской службы и войны с милитаристской Японией.


PS   Мне посчастливилось так же служить на Тихоокеанском флоте спустя восемь лет после демобилизации Александра, моего двоюродного брата. Его рассказы о морской службе крепко запали в мою душу и после призыва на военную службу я чудесным образом очутился в экипаже в г. Владивостока, откуда распределялись молодые призывники к месту службы. К тому времени эсминцев серии 7БИС, на которых служил мой брат, оставалось только два. Во время моей службы я встретил морского офицера, бывшего друга Александра, служивших на одном корабле. Он окончил высшее военно-морское училище им. Макарова и привет от него был большим сюрпризом Александру.


Рецензии