Древние технологии, поражающие современников Ч V

Предыдущая. http://proza.ru/2025/11/09/809

На фотографии. Часть нагрудной  броши  Тутанхамона с изображением крылатого скарабея, найденная в гробнице Тутанхамона  в Долине царей в Луксоре.

Хотя золотая маска Тутанхамона захватывает дух, больше всего меня завораживает борода фараона. Эта длинная борода с элегантными локонами на конце служит символом божественности. Особенность этой бороды в том, что синее стекло инкрустировано на трёхмерной поверхности, что представляло собой сложную задачу для создавших её мастеров.


Широкий воротник, украшающий золотую маску, – настоящее чудо: он состоит из двенадцати рядов бусин из лазурита, сердолика, амазонита и стеклянной пасты. Концы воротника выполнены в форме сокола – символа бога Гора, который ассоциировался с защитой и божественным правом фараона на власть.
Этот тип широкого воротника, известный как «усех» или «весех» (что означает «широкий»), был распространён в Древнем Египте и мог быть изготовлен из различных материалов, включая фаянсовые бусины, цветочные лепестки и золото, инкрустированное полудрагоценными камнями или стеклом. Широкие воротники носили как в ритуальных, так и в официальных случаях мужчины, женщины и боги. Как и другие символические украшения, эти воротники помещали среди льняных покрывал мумифицированного фараона как форму защиты от зла.

Великолепный образец этих широких воротников – воротник, состоящий из одиннадцати отдельных золотых пластин, каждая из которых украшена девятью рядами инкрустации, в том числе сердоликом и цветным стеклом. Темно-синее стекло имитирует лазурит, светло-голубое – бирюзу, а красное – сердолик.
В этом конкретном изделии интригует замысловатый чеканный рисунок стеклянных вставок, создающий впечатление длинных трубчатых бусин. Такое тщательное внимание к деталям поистине поражает.

Больше всего мне в этом украшении нравится противовес, или манкхет , в форме цветка лотоса. Манкхет уравновешивал вес ожерелья, предотвращая чрезмерную нагрузку на шею. Этот цветок лотоса украшен сердоликом и цветным стеклом, а его минималистичный дизайн выглядит поразительно современным, несмотря на то, что ему более 3000 лет.
Подобно иероглифическим письменам, озарявшим мир тысячелетиями, использование драгоценных камней в Древнем Египте было наполнено скрытым смыслом и символикой. Замысловатая инкрустация на древнеегипетских украшениях часто несла в себе важные послания или верования.

Золото пользовалось большим почитанием в Древнем Египте, поскольку считалось, что оно символизирует кожу богов. Серебро же, напротив, считалось символом костей богов. Насыщенный синий цвет лазурита часто ассоциировался с волосами богов, а огненно-красный цвет сердолика символизировал палящее солнце. Бирюза, цвет которой варьировался от светло-голубого до зелёного и добывалась на Синайском полуострове, была тесно связана с богиней Хатхор.
В Древнем Египте чёрный цвет ассоциировался с «возрождением». Это было связано с тем, что чёрный цвет символизировал живительный ил, остававшийся после ежегодных разливов реки Нил.
Хотя полудрагоценные камни, такие как лазурит, сердолик и бирюза, высоко ценились и часто использовались в древнеегипетских ювелирных изделиях, иногда их заменяло стекло, поскольку цвет был наиболее важным фактором.

Продолжение следует. Ч. VI http://proza.ru/2025/11/09/840


Рецензии
Погибла египетская цивилизация, погибла римская цивилизация - как много потеряло человечество!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   09.11.2025 16:20     Заявить о нарушении
А сколько до этого исчезло цивилизаций? Разрушать не создавать. По этому принципу и продолжаем жить…
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   09.11.2025 16:25   Заявить о нарушении