Италия Сиена часть 4 Палио скачки
Тема скачек в Сиене, которые мы однажды увидели по телевидению, меня очень заинтересовала и вдохновила. Мы никак не могли понять, что происходит, откуда такие сумасшедшие яркие эмоции, почему люди орут, плачут, дерутся, целуют землю и флаги, и только когда промелькнули лошади с жокеями в средневековых костюмах, мы поняли, что это скачки. Смеялись до слёз. Длились они всего пару минут. Тогда я ещё не знала, что это происходит в итальянском городе Сиена. Но картинка запомнилась, и эта тема захватила целиком. Мне удалось на несколько часов попасть в Сиену в мае 2010 года, где гид рассказал о необычных скачках. Тогда я и вспомнила ту картинку , которую мы смотрели по телевидению. С тех пор у меня зародилось огромное желание узнать побольше об этих уникальных скачках, и чем больше я погружалась в тему, становилось всё интереснее и интереснее , из чего и получился целый цикл об этом невероятном городе в современном мире. Интересно живут же люди!
Палио ди Сиена — это не просто скачки, это бурлящая, почти языческая страсть. Два раза в год — площадь Пьяцца-дель-Кампо превращается в глиняный ипподром. Толпы туристов съезжаются со всего мира, чтобы увидеть эти удивительные средневековые скачки без седла и стремян, которые длятся всего 90 секунд. Это невероятный накал страстей и всплеск эмоций.
Палио 2 июля проводится в честь Мадонны ди Провензано. Палио 16 августа, называется Палио делла Ассунта в честь Вознесения Богоматери. Существовали ещё внеочередные скачки, которые проводились по особым поводам в честь визита папы или короля.
Из 17 имеющихся в Сиене районов -контрад в состязании 2 июля участвуют 10, а 16 августа – остальные 7; на следующий год участники меняются местами - эти 7 выступают 2 июля и к ним по жеребьёвке добавляются ещё три участника из десятки прошлого года. Так система гарантирует:
Справедливость — никто не остаётся в стороне надолго,
Непредсказуемость — даже сильные кварталы могут не попасть,
Живость — состав гонки меняется, но сохраняется преемственность.
Примерно за месяц до скачек Сиену украшают флагами контрад, жители надевают кепки и банданы своих цветов.
За месяцы до скачек: политика, шпионы и дипломатия
Уже в январе начинаются тайные переговоры между контрадами. Кто с кем в союзе? Кто — заклятый враг? Кто может «подставить» кого на повороте?
Составляются чёрные списки жокеев — тех, кто в прошлом «подвёл» или слишком часто работал на враждебные кварталы.
Некоторые контрады даже нанимают скаутов, чтобы следить за тренировками лошадей в других городах.
За 10 дней до Палио
Площадь Кампо превращается в арену для скачек. Подготовка площади Кампо к Палио — не просто технический процесс. Это ритуал, почти такой же древний, как и сам праздник.Он длится 10 дней — с 27 июня по 2 июля (для июльского Палио) и с 6 по 16 августа (для августовского).
С площади убирают все временные сооружения: кафе, лавки, перекрытия.
Рабочие начинают очистку кирпичной поверхности — вручную, щётками и водой.
На всю поверхность площади насыпают слой грунта толщиной около 40 см — это "писта" — смесь песка, глины и пепла (иногда добавляют немного извести. Он импортируется из окрестностей Вольтерры — там особая порода, которая не размывается дождём и не становится скользкой.
Грунт укладывают слоями, каждый утрамбовывают вручную и поливают водой. Процесс занимает более 12 часов и контролируется инженерами и представителями контрад.Работают около 150 человек: инженеры, плотники, землекопы, священники, архивариусы.
За 10 дней на писту уходит более 70 тонн грунта. Все действия фиксированы в архиве Палио — даже количество вёдер воды, использованных для увлажнения. Если идёт дождь — работы не прекращаются. Наоборот: дождь считается благословением, но требует немедленного ремонта поверхности.
На следующий день священник совершает обход площади, освящая грунт и барьеры.
Каждая из 10 участвующих контрад приносит свой флаг, который кладут в центр старта — как символ благословения.
Жокеи приходят в первый раз, чтобы почувствовать поверхность, поездить по писте на тренировочных лошадях.
За 4–5 дней до Палио: выбор лошади.
Перед обоими Палио 2 июля и 16 августа проводится жеребьёвка лошадей - из привезенных тридцати ветеринары отбирают по состоянию здоровья десять.
Каждая контрада получает по одной — по жребию— но это лишь видимость случайности.
Сразу после этого начинается ритуал благословения:
— Лошадь ведут в церковь квартала, где все собираются для особого обряда.
Её вводят в церковь через главные врата — как святую.
Священник читает молитву Деве Марии, кропит лошадь святой водой, а жокей целует реликварий. это реальный, глубоко символичный ритуал, происходящий в кварталах Сиены накануне Палио.
Реликварий (reliquiario) — это специальная шкатулка или ковчег, в котором хранится священная реликвия, связанная или с:
Девой Марией, покровителем квартала,или историей квартала.
Хотя слова разные, все клятвы включают три обязательных элемента:
Верность кварталу «Я не подведу вас»,
Уважение к лошади «Я не пожертвую её жизнью ради победы»,
Отказ от предательства «Я не договорюсь с врагами».
Поцелуй — это не просьба о победе, а клятва верности - бороться честно и до конца. «Я клянусь не предать честь квартала — даже если упаду». Просьба о защите
Жокей просит не о победе, а о том, чтобы лошадь вернулась живой.
В Сиене говорят:«Победа — дар Небес. Но жизнь — долг перед землёй».«Жокей целует реликварий» — значит, он клянётся своей честью перед Богом, кварталом и лошадью.“Я не предам. Я не сбегу. Я отдам всё — даже если проиграю”».
Это не суеверие.Это духовный контракт, без которого Палио не начинается.
До этого момента жокей — наёмник, чужак. После поцелуя реликвария он становится временно членом квартала — «сыном на один день».
Если жокей откажется поцеловать реликварий, квартал откажет ему в участии.
Это случалось — например, в 1982 году, когда жокей-атеист отказался. Его заменили за 6 часов до гонки.
Важно, что это не сцена из легенды, а реальный ритуал. Зафиксирован в уставах всех 17 кварталов. Обязательная часть церемонии благословения перед Палио. Снимается на видео и хранится в архиве квартала.
Затем все члены квартала подходят и кладут руку на шею лошади.
— Это не суеверие, — объяснила Сельвия. — Это передача силы. Каждый даёт ей часть своей надежды. где её освящают и благословляют как мученицу.
. Лошадь живёт в квартале, у неё свой дом. Ёё чешут, кормят миндалём и поят розовой водой. В доме лошади — она святыня. Дети кладут у её копыт цветы. — Жители гладят её, плачут, поют — для них это почти святое животное. Возле неё дежурят ночами.— «Если лошадь умрёт, — шептала Сельвия, — её хоронят в саду штаб-квартиры. Как человека».
За 3 дня до Палио: ночные тренировки на площади
За три дня до Палио начинается охрана границ контрады с момента подписания договора с жакеем.
На всех входах и на перекрёстках с другими кварталами вывешиваются знамёна, флаги и гербы в цветах контрады.
Это не «запрет входа», а заявление: «Это — наша земля. Здесь — наша честь».
Молодые члены квартала 16–25 лет в одежде в цветах квартала и в жилетках с вышитым символом контрады внимательно следят, кто входит в квартал, особенно поздно вечером.
Проверяют: незнакомцев, представителей враждебных кварталов, жокеев из других кварталов.
Вежливо спрашивают: «Что вы ищете здесь?
Если человек ведёт себя подозрительно — сообщают приору.
Туристов не гоняют. Их иногда даже приглашают на уличный обед, если они ведут себя уважительно. "Мы не гоним врагов. Но они должны знать: мы здесь. И мы смотрим».
На границе Черепаха и Улитка — два флага ставятся спиной друг к другу, чтобы не смотрели глаза в глаза. Это самая древняя вражда с 17 века в Сиене.
Теперь Жокей не покидает штаб-квартиру без сопровождения, с ним 2–3 доверенных члена квартала - обычно барабанщики или молодые старейшины.
Цель - не «охрана от похищения», а предотвращение тайных встреч с представителями враждебных кварталов.
За три дня до гонки жокея часто запирают в доме квартала — в комнате над конюшней, с решёткой на окне.
В 1973-м жокея Ока перекупила Черепаха. Его вычеркнули из всех книг. Теперь в Сиене его имя — пустота.
В ночь начинаются тайные тренировки.
Когда площадь Пьяцца-дель-Кампо пуста, контрады по очереди проводят пробные заезды. Жокей учит лошадь опасным поворотам, особенно знаменитому San Martino, где уклон и глина делают каждый поворот почти смертельным. Тренировки проходят в полной тишине, без зрителей — это секретная операция: никто не хочет показывать тактику.
За 1 день до Палио накануне гонки : последняя тренировка и ужин
Утром — репетиция исторического шествия (Corteo Storico) в средневековых костюмах.
Днём — если нужно- дополнительные тренировки . Туристов не пускают. Полиция оцепляет входы.
Это самый важный день подготовки.
Особенности и запреты дня перед Палио:
Нельзя ссориться — даже с врагом. Считается, что гнев отвращает благословение Девы Марии.
Нельзя есть мясо (2 июля — в пост).
Нельзя фотографировать лошадь — это «крадёт удачу».
Жокей один не выходит из дома квартала — его охраняют, как реликвию. Говорят: даже тень может украсть честь»
Утром финальная тренировка
В 9:00 площадь Пьяцца-дель-Кампо закрыта для туристов
Каждый квартал получает 10 минут на финальную тренировку.
Жокей проезжает три круга (по ~333 м), отрабатывая:
— старт (mossa),поворот San Martino, финишную прямую.
Лошади не ржут, жокеи не кричат — только топот копыт и скрип глины.
— «Если лошадь споткнётся — это дурной знак, — шептала Сельвия. — Но если встанет и пойдёт дальше — значит, она готова умереть за честь».
Ужин перед Палио — не просто трапеза, а священный многовековой ритуал, глубоко укоренившийся в традиции контрад. Он проводится в ночь перед гонкой, после последней генеральной репетиции.
Несмотря на название ужин, трапезу устраивают в полдень или ранним вечером,чтобы к ночи все были лёгкими и трезвыми. Проходит он на улице, в пределах территории контрады на главной площади квартала, или даже на нескольких соединённых улочках, перекрытых для движения. Столы выставляются единым длинным рядом — иногда на сотни метров — так, чтобы видеть каждого участника. Места распределяются согласно иерархии: старейшины и почётные гости — в центре; молодёжь и дети — по краям.
В дождливую погоду ужин может переноситься в зал заседаний штаб-квартиры контрады (sede), но это считается менее торжественным.
Участвуют все члены контрады — от новорождённых до ветеранов, участвовавших в Палио полвека назад. Жокей — восседает во главе стола, как временный «герой» контрады. За его столом — капитан контрады, старейшина (Priore) и представители союзных контрад.
Почётные гости — иногда из других городов Италии или бывшие жокеи, одержавшие знаменитые победы.
Участие в ужине — обязанность каждого члена контрады. Отсутствие без уважительной причины считается предательством.
Меню строго традиционное, почти неизменно с XIX века. Включает:
Пасту — толстую домашнюю лапшу с перцем и пекорино или паста с соусом из зайца.
Второе — ассорти из жареного мяса: свинина, баранина, иногда дичь.
Десерт — сиенский пряный медовый торт и миндальные печенья.
Вино — исключительно местное: кьянти классико или другие вина Тосканы, налитое в большие глиняные кувшины. Кухня работает с самого утра. Еда готовится добровольцами из контрады, по рецептам, передаваемым из поколения в поколение.
Ужин начинается с молитвы или торжественного тоста за победу и за здоровье лошади. Во время еды звучат песни контрады многоголосые, с сильным ритмом, часто с упоминанием исторических побед или соперничества с «врагами» .
В определённый момент жокей обращается к контраде, обещая сделать всё от него возможное. Иногда — с трогательной речью, иногда — с бравадой.
Ближе к концу подаётся «хлеб Палио» — особый круглый каравай, освящённый в церкви и без соли. Его разламывают вручную — как символ единства.
После ужина — молчаливая месса в церкви квартала.
Начинается ночная вахта : мужчины остаются в седе резиденции контрады, обсуждают тактику, следят за безопасностью лошади.
Женщины и дети расходятся, но многие остаются у площади — петь, вспоминать прошлые Палио, ждать рассвета.
В полночь наступает глубокая тишина по всему городу: не играют музыку,
не зажигают праздничные огни, не устраивают гулянки,чтобы не провоцировать врага, сохранить духовную сосредоточенность. Город будто затаился. Только шаги часовых у конюшни.
Сиенцы верят: в эту ночь души всех, кто когда-либо участвовал в Палио, спускаются на площадь и поют без слов.
В квартале Леокорно Единорога , единственном, который никогда не выигрывал Палио, зажигают одну свечу — для того дня, когда единорог наконец придёт, и они выиграют.
День Палио наступает как гроза.
Утром — месса в церкви контрады. Лошадь стоит у алтаря, покрытая шёлковой попоной с гербом. Священник кладёт руку на её лоб и произносит: «Пусть Господь и Мадонна хранят тебя» и напутствует каждую лошадь фразой: " Иди и возвращайся с победой".
К полудню город одевается в средневековье. Из всех улочек, как реки, стекаются люди в бархате, парче и шёлке.600 человек в костюмах XIV века проходят по городу, как будто время остановилось. Звучат барабаны — тамбури. Флагоносцы несут знамёна своих кварталов. Они выполняют красивые фигуры с флагами: подбрасывают их, крутят, ловят, снова подбрасывают. Знамя улетает вверх иногда на 8–10 метров, делают различные повороты, приседания, часто в танцевальном ритме.
Движения — быстрые, резкие, грациозные.Глядя на это со стороны, создаётся ощущение, что цветной шелк парит, как птица, а сам флагоносец — будто дирижирует этим полётом.
В Сиене сокол — символ свободы, власти, духа. Особенно у квартала Орёл, чей герб орёл с распростёртыми крыльями. Движение флага — резкое, стремительное, точное, как пикирующий хищник.
Разноцветные флаги взмывают в небо, кружась, как соколы. И тогда начинается Кортеджо Сторико — шествие, что не менялось с тех пор, как Сиена стала республикой.
Контрады идут в строгом порядке: Порядок следования контрад в историческом шествии не случаен и не меняется от года к году. Он основан на традиционной иерархии, сложившейся в XVII–XVIII веках, и отражает исторический статус и географическое положение контрад относительно центра города и Палаццо Публико.
Традиционный порядок 17 контрад в Corteo Storico:
1. Aquila (Орёл)
2. Bruco (Гусеница)
3. Chiocciola (Улитка)
4. Civetta (Сова)
5. Drago (Дракон)
6. Giraffa (Жираф)
7. Istrice (Дикобраз)
8. Leocorno (Единорог)
9. Lupa (Волчица)
10. Nicchio (Раковина)
11. Oca (Гусыня)
12. Onda (Волна)
13. Pantera (Пантера)
14. Selva (Лес)
15. Tartuca (Черепаха)
16. Torre (Башня)
17. Valdimontone (Долина Барана)последней в череде предков.
Приор и его совет идут во главе своей колонны, сразу после барабанщиков и флагоносцев. Они одеты в средневековые камзолы цветов квартала, с медальонами и жезлами.
Их задача — не только присутствовать, но вести дух квартала. Даже если два квартала — союзники, они идут раздельно, с интервалом. Палио — не спектакль. Это реальная политика в форме праздника. Единство показывают только перед Богом — в церкви. На площади — честность: мы рядом, но не вместе.
В истории были случаи драк между старейшинами во время шествий.
Поэтому с XIX века жёстко регламентировано:
«Никаких совместных колонн. Только по кварталам».
Только на площади после окончания шествия может быть краткий обмен поклонами, но без разговоров.
В шествии участвуют все 17 контрад, независимо от того, участвуют ли они в гонке в этот день. Это подчёркивает единство города, даже в условиях соперничества.
Порядок восходит к церемониалу Сиенской республики и определялся:
расстоянием контрады от Палаццо Публико административного центра: чем ближе — тем выше статус и сторическими привилегиями, полученными за военные заслуги, поддержку магистратов или участие в важных событиях например, в битве при Монтаперти, 1260 г.
Этот порядок зафиксирован в архивных протоколах города Сиена с конца XVII века и подтверждён муниципальными указами XIX–XX веков.
После торжественного шествия участники занимают заранее отведённые места по периметру Пьяцца-дель-Кампо. Каждая контрада располагается напротив своего сектора трибун, где находятся её члены.
Жокеи и лошади выводятся на площадь для старта.
День Палио: официальное расписание
09:00
Финальная тренировка на площади
11:00
Обед жокеев в ратуше (Palazzo Pubblico)
13:30
Уличный обед в кварталах
16:30
Начало исторического шествия (Corteo Storico)
18:30
Возвращение на площадь, подготовка трассы
19:00
Повторное благословение лошади в церкви
19:30
Выход лошадей на площадь
20:00–22:00
Ожидание старта (La Mossa)
(средняя длительность — 1,5–2 ч)
~21:30–22:30
Сама гонка — 3 круга (~90 сек)
Сразу после финиша
Вручение знамени (Drappellone) мэром
22:30–02:00
Празднование победителя
Это не спорт, а ритуальная борьба, и агрессия — здесь часть традиции.
Запрещено:
1. Использовать удила, шпоры или любые орудия, причиняющие боль лошади.
Разрешены только мягкий повод и голос.
2. Намеренно направлять лошадь в толпу зрителей.
Зафиксировано один раз (1951 г.) — инцидент с гибелью ребёнка.
3. Подрезать поводья соперника до старта.
Считается подлостью, но редко наказуемо.
4. Снимать лошадь с дистанции после старта без уважительной причины.
Уважительная причина — только травма лошади (подтверждается ветеринаром).
Разрешено:
Толкать, локтем сбивать соперника,
Блокировать на поворотах,
Заставлять лошадь соперника встать на дыбы,
Продолжать гонку без жокея,
Использовать тело как щит.
— Побеждает лошадь, пересёкшая финиш первой — даже без жокея.
— Лошадь, упавшая дважды, снимается с дистанции (с 2001 г.).
Многотысячная площадь замирает, полнейшая тишина.
Из-за угла появляется Знаменосец. В руках — знамя Палио. Шёлк трепещет на ветру, отражая солнце. Его ведут к центру площади, как к алтарю. Знамя устанавливают на шесте. Теперь всё ясно: ради него — пыль, боль, слава.
Перед стартом — напряжённое ожидание. Жокеи выстраиваются у верёвки, но старт даётся только когда все 10 лошадей встанут в идеальную позицию — а это может занять часы. Иногда — три часа! Люди в истерике, жара, пыль, крики…
И вот наконец звучит труба. Жокеи встают у каната. Лошади дрожат, чуя старт.
И вдруг — взрыв. Канат падает, рывок, 90 секунд ада и экстаза.
Тридцать секунд — и мир переворачивается. Лошади мчатся, наклоняясь на поворотах почти до земли. Жокеи кричат, бьют не только своих — чужих лошадей тоже. Кто-то падает. Но лошадь без жокея мчит дальше — и если она первой пройдёт три круга, победа будет за ней и за контрадой. За улицей, где сейчас замирают сердца.
Финиш. Тишина. Потом — рёв.
После гонки — победа или траур. Мэр вручает — шёлковое знамя c Девой Марией. Победившего качают на руках, проигравшего жокея могут и поколотить.
Если контрада выигрывает, её знамя несут через весь город, как святыню, а улицы превращаются в море пения и слёз. Потом оно хранится в музее квартала — как душа. Если проигрывает своему злейшему врагу — наступает «год позора», и всё начинается заново… уже в мыслях о следующем Палио. Если выиграла твоя контрада — ты плачешь. Бежишь на площадь, обнимаешь лошадь, целуешь землю. Потом всю ночь поют, пируют, поют снова.
А если проиграла — молчишь. Но знаешь: через год, или два, или семь — настанет твой черёд. Потому что Палио не про деньги, не про приз.Муниципалитет Сиены не выделяет призовых денег победителю.
Это принципиальная позиция с XIV века: Палио — ритуал, а не спортивное соревнование. Деньги портят честь.
Палио — про то, чтобы быть истинным сиенцем. Как сказал старейшина Оки Гусыни:
«Мы не воюем мечами. Мы воюем честью.
И это — страшнее».
На следующее утро после скачек площадь мыли водой. Глина медленно стекала, , унося с собой слезы радости и печали и страсти вчерашней битвы.
Я стояла у фонтана Радости и вдруг меня осенило:
Палио — это не гонка. Это история и молитва Деве Марии, отпечатанная копытами на Пьяцца-дель-Кампо .
Leocorno Единорог — единственный квартал, который очень долго не выигрывал Палио.
С 1858 по 1970 — 112 лет без победы.
Они участвовали в гонках много раз, были близки к победе — но каждый раз что-то мешало:
— лошадь спотыкалась на финише,
— жокей падал в последнем повороте,
— однажды их лошадь побежала в противоположную сторону.
Жители Leocorno — одни из самых стойких в Сиене. Они хранят веру.
В народе начали говорить: «Leocorno non vince mai» — «Единорог никогда не побеждает». Но однажды череда неудач все же прервалась:
после победы в 1970году — город ликовал как при чуде. Многие плакали.
И вот ещё Одна из самых драматичных историй в истории Палио, которую часто называют «Палио с годом позора». Речь идёт о Палио 16 августа 1991 года.
Вот точные, архивно подтверждённые факты:
Палио 16 августа 1991 года
Победитель: Contrada della Tartuca (Черепаха)
Проигравший (второе место): Contrada della Chiocciola (Улитка)
Лошадь Улитки: Uberta
Жокей Улитки: Cianchino (настоящее имя — Джованни Барди)
Это была очередная битва между заклятыми врагами с 17 века: Черепахой и Улиткой.
Улитка шла фаворитом, её лошадь Uberta была быстрой и опытной.
На последнем круге, на повороте San Martino, жокей Черепахи намеренно врезался в лошадь Улитки, сбив жокея Cianchino.
Лошадь Улитки, освободившись от наездника, понеслась вперёд, но уже без управления.
Черепаха вырвалась вперёд и первой пересекла финиш.
Улитка пришла второй — но без жокея, и в состоянии шока.
«Год позора»
После гонки в квартале Улитки объявили год траура и позора:
Закрыли все окна и ставни на целый год,
Отменили все праздники, включая свадьбы и крестины,
Не участвовали в общественных церемониях,
В церкви не звонили в колокол.
Как написано в архиве Улитки:
«Non festeggeremo finch; l’onore non sar; lavato»
(«Мы не будем праздновать, пока честь не будет восстановлена»).
Этот «год позора» стал самым известным в истории Палио — не из-за поражения, а из-за того, как Улитка приняла его: с достоинством, а не с местью.
В поиске материалов и документов мне очень помог ИИ
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №225110900903
Да, такое описание сделает честь любому живописцу...
Намеренно не говорю писателю или публицисту, ибо во время чтения возникло такое ощущение, что воочию очутился на площади, где проводится Палио...
Да, такой накал страстей может быть только в том случае, если люди и в самом деле, не просто чтут традиции, они живут, дышат ими, эти скачки, в этом нет ни малейшего сомнения, у жителей Сиены просто в крови.
И на краткий миг я вдруг встал рядом с ними, почувствовав одновременно и бурной радости всплеск и слезы поражения...
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 10.11.2025 20:41 Заявить о нарушении
Благодарю Вас за столь яркое восприятие моего рассказа. Так захотелось попасть в эту Сиену ещё раз после всей просмотренной информации и более детально разглядеть все контрады. Наверное, я бы пробыла там не один день. Уникальный город. Такое получилось виртуальное путешествие. К сожалению на скачках я там не была. Такие заоблачныые цены, что отражено в пятой части.
Светлана Шершнева 10.11.2025 21:33 Заявить о нарушении