Маленький Большой Человек
«Маленький большой человек» — это не просто один из великих американских романов; это блестящий, трагикомический пересмотр мифа о Диком Западе, рассказанный через призму самого неуместного героя в истории.
Сюжет представлен как мемуары 111-летнего Джекоба «Джека» Крэбба, последнего оставшегося в живых участника битвы при Литтл-Биг-Хорн. Его история — это история человека, жившего «между двумя мирами».
• В детстве Джек и его сестра были похищены индейцами шайеннов. Сестру так и не нашли, а Джека усыновил вождь Старые Шкуры (Old Lodge Skins), который назвал его «Маленький Большой Человек» — ироничное имя для белого человека, который пытается быть великим воином, но редко в этом преуспевает.
• На протяжении всей жизни Джек постоянно перемещается между миром коренных американцев и миром белых поселенцев. Он успевает побывать:
o Среди шайеннов: Участвует в их быте, ритуалах и войнах, усваивая их философию.
o Охотником на бизонов: Работает с одним из самых карикатурных и отталкивающих персонажей — дуэлянтом-бретёром Хиккоком по прозвищу Дикий Билл.
o Торговцем: Ведёт дела в белых поселениях, часто сталкиваясь с лицемерием и жадностью.
o Картежником и пьяницей: Спускается на самое дно в мире белых людей.
o Скаутом (разведчиком) армии США: Буквально сражается против своих приёмных родственников.
• Кульминация — Битва при Литтл-Биг-Хорн: Джек оказывается в лагере шайеннов накануне битвы и становится свидетелем разгрома 7-го кавалерийского полка Джорджа Армстронг Кастера. Бергер мастерски переворачивает традиционное представление о «последнем стоянии» Кастера, изображая его не как героического мученика, а как истеричного и тщеславного эгоиста.
Главные персонажи:
• Джек Крэбб (Маленький Большой Человек): Антигерой и «везунчик-неудачник». Он постоянно пытается найти свое место, но везде оказывается чужаком. Его глубокая внутренняя порядочность и любовь к шайеннам постоянно конфликтуют с давлением со стороны растущей цивилизации белых. Он — живое воплощение тезиса «один человек не может служить двум господам».
• Старые Шкуры Палатки (Old Lodge Skins): Приемный дед Джека, мудрый шайеннский вождь и философ. Это один из самых глубоких и человечных образов индейца в американской литературе. Его метафоричная речь и глубокая связь с природой составляют духовный стержень романа. Его знаменитая фология жизни: «Мой сын, помни, что земля — это твоя бабушка и мать, и она священна. Каждый шаг, который ты по ней совершаешь, должен быть как молитва.»
• Подполковник Джордж Армстронг Кастер: Бергер развенчивает миф, создавая портрет Кастера как карикатурного, театрального, тщеславного и отчаянно жаждущего славы нарцисса. Его образ — это сатира на американский культ героизма и безрассудной храбрости.
• Дикий Билл: Отталкивающий, жестокий охотник и дуэлянт, олицетворяющий худшие черты «цивилизаторов» Запада — жадность, насилие и экологическое варварство.
Томас Бергер использует эпоху Дикого Запада (примерно 1850-1880-е годы) не для романтизации, а для критического анализа.
• Деконструкция мифа: Бергер целенаправленно разрушает романтизированные образы, созданные голливудскими вестернами. Его Дикий Запад — это грязное, жестокое и аморальное место, где «цивилизация» часто оказывается более варварской, чем «дикость».
• Трагедия шайеннов: Роман является элегией по культуре шайеннов, которая была систематически уничтожена. Бергер подробно и с уважением описывает их быт, юмор, социальную структуру и духовность, противопоставляя их стойкость хаосу и разрушению, которые несут белые поселенцы и армия.
• Битва при Литтл-Бигхорн: Изображая это сражение с точки зрения проигравших (победивших в битве, но проигравших в войне), Бергер переворачивает традиционную американскую историографию с ног на голову.
Литературные приемы и стиль Бергера
1. Ненадежный рассказчик: Джек Крэбб — старик, чья память может подводить, и он открыто признается, что может что-то приукрашать. Это заставляет читателя постоянно задаваться вопросом: «А было ли это на самом деле?», что подрывает любую попытку найти одну «истинную» версию истории.
2. Черный юмор и сатира: Это ключевой приём. Бергер высмеивает и белых, и индейцев, но с разной целью. Юмор в лагере шайеннов — человечный и жизнеутверждающий. Сатира в мире белых — разоблачительная и язвительная.
3. Гротеск и гипербола: Персонажи вроде Дикого Билла или Кастера нарисованы утрированно, почти как карикатуры, чтобы подчеркнуть их абсурдность и порочность.
4. Контраст мировоззрений: Бергер сталкивает два типа мышления:
o Циклическое, духовное мировоззрение шайеннов (олицетворяемое Старым Шкурком): «Иногда сны мудрее, чем бодрствование.»
o Линейное, материалистическое мировоззрение белых (олицетворяемое Диком Булом и Кастером), нацеленное на завоевание, собственность и прогресс любой ценой.
«Маленький Большой Человек» стал поворотным моментом в американской культуре.
• Предтеча ревизионистского вестерна: Он напрямую повлиял на таких режиссеров, как Артур Пенн (снял одноимённый фильм 1970 года с Дастином Хоффманом) и позже на Кевина Костнера («Танцы с волками»). Роман открыл дорогу для произведений, сочувственно изображающих коренных американцев и критикующих американскую экспансию.
• Голос эпохи 1960-х: Книга идеально соответствовала духу времени — недоверию к власти, антивоенным настроениям и поиску альтернативных духовных ценностей. Шайенны в романе стали символами борьбы против истеблишмента и близости к природе.
• Гуманизация «другого»: Бергер совершил нечто революционное — он показал индейцев не как безликих «дикарей», а как полноценных, сложных, смеющихся, горюющих, философствующих людей. Его роман — это мощный удар по расовым стереотипам.
«Маленький Большой Человек» Томаса Бергера — это больше, чем вестерн. Это масштабная, умная и глубокая трагикомедия о поиске идентичности в мире, где сталкиваются цивилизации. Это книга, которая смеется сквозь слезы, заставляя нас пересмотреть не только историю Дикого Запада, но и сами основы того, что мы считаем «цивилизованным» и «диким». Как говорит Старый Шкурок, подводя итог своей жизни и всей истории противостояния: «Воин должен быть готов ко всему, кроме одного: к тому, что его победят не враги, а сама глупость этого мира.»
Томас Бергер высказывался о своём самом знаменитом романе в нескольких интервью и эссе. Его комментарии проливают свет на замысел и отношение к собственному творению. Вот что он говорил:
Бергер настаивал, что не писал роман как сознательный "ревизионистский" манифест или политическое высказывание.
"Я не собирался 'развенчивать мифы' или исправлять исторические документы. Я просто хотел написать хорошую историю. Если люди видят в книге социальную критику — это их точка зрения, а не мое первоначальное намерение."
Свидетельство о публикации №225110900928
