Образование в стиле ретро
Только к сорока шести годам до меня дошло, что для полноценной жизни мне не хватает главного, да и вообще жизнь моя сложилась бы иначе, если бы я в школе учился тому, что мне было необходимо, а не зубрил алгебру, русскую литературу и историю СССР. У нас в школе было всего два академических часа в неделю латышского языка, потом сделали четыре, и это при том, что вечно не было учителей, и качество их преподавания было крайне низким. Английский начали учить только в четвертом классе, и его было по два академических часа в неделю. В то же время математики было часов по шесть в неделю, а то и по восемь. То, что мы учили по истории было некой политической советской пропагандой низкого качества, потом мы три года учили историю Латвию с девяносто третьего по девяносто пятый. Уроки литературы заключались в том, чтобы прочитать в сокращении произведение, которое для детей не представляло никакого интереса, а потом переписать в тетрадь из учебника своими словами, но не отступая от текста, мнение об этом произведении какого-то Герцена или Белинского. И куда в жизни можно присобачить те знания, что я получил на уроках физики, химии, биологии? И главное, я усвоил бы эти материалы куда лучше, если бы меня не отвлекали одноклассники и не раздражали учителя, которые ненавидели свою работу, считали её унизительной и хотели хоть как-то самоутвердиться за счёт учеников. И стоило мне шагнуть в жизнь, как я понял, что прежде всего мне нужно было учить латышский и английский, а русский язык мне не нужен вообще. Без знания этих двух языков все мои другие знания совершенно бесполезны. И вот, сейчас я старательно налегаю на изучение английского с помощью приложения, и понимаю, что сколько я упустил в своём детстве из-за того, что у меня тогда не было такого приложения или хоть какого-то нормального учебника и репетитора.
Если я испытываю досаду из-за того, что родился в то время и в том месте, где трудно было получить приличное и функциональное образование, то большая часть людей моего поколения и постарше с постсоветского пространства вместо того, чтобы потратить энергию и время на восполнение пробелов в своих знаниях и навыках, бегают и орут, что советское образование было самым лучшим, а если кто-то с ними не соглашается, то они принимаются за брань, оскорбления, и даже лезут в драку. Один дедушка, выглядевший безобидным на фото своего профиля в социальной сети, пригрозил так оскорбить меня, что мне мало не покажется, а потом приехать в мой город, выследить и зарезать, если я не соглашусь с ним в том, что советское образование было самым лучшим. И только он принялся за обещанные оскорбления, как администрация сети отреагировала всё-таки на мою жалобу и его искренние послание ему пришлось удалить. И снова стал это дедуля неискренним, как бы доброжелательным. Но мне было интересно, стало бы ему легче, если бы я, испугавшись, его угроз и ругани, согласился с ним, напечатал, что советское образование было самым лучшим в мире. Ему было явно тошно от жизни в студенческом городе Иркутске и эту тошноту он решил выразить в спорах в социальной сети, в которых не приводил никаких аргументов, а только угрожал. Он так же недоволен собой, как и я, но вместо того, чтобы хоть с опозданием, но всё же выучить английский, он пытается, доказывая всем, убедить и себя в том, что английский ему не нужен. Но если бы ему действительно не нужен был бы английский, то он бы не нуждался ни в чьём подтверждении этого.
Вообще эти советские люди меня поражают своей полной дезориентацией во времени и пространстве и не пониманием причин того, что произошло с ними и их страной. С одной стороны большая часть советских людей понимала, что у них в стране не производится ничего, что имело бы спрос на мировом рынке, разве что оружие, но они отрицают тот факт, что страна и они вместе с ней жили за счёт продажи полезных ископаемых и доходы эти их правительство расходует максимально нерационально, так что у граждан даже туалетной бумаги нет. И они как-то не могут связать вместе два события - падение цен на нефть и начало перестройки и последующий развал страны. Это говорит о том, что уроки истории в советской школе не прошли даром. Люди убеждены том, что история человечества - это набор не связанных между собой легенд о великих правителях, от появления которых зависит качество жизни народа. В то же время нутром они чуют, что всё не так, что они дезориентированы, но в советской школе их учили компенсировать насилием недостаток всего - знаний, навыков, аргументов в споре. Советские историки говорили, что победителей не судят, когда у них начинали спрашивать про развязывание большевиками гражданской войны, красный террор, систему лагерей, союзничество с национал-социалистами Германии. Вот и старик в социальной сети хочет всех победить, кто смеет ему возражать, а в средствах для победы он не очень-то разборчив, да и выбор их у него очень маленький.
Дезориентация советских людей во времени и пространстве пугает их, а когда человек постоянно находится в состоянии панического страха, он ведёт себя агрессивно, но в то же время, из-за того же страха он скрывает свою агрессию, и спрятанная, задавленная, неосознанная агрессия принимает уродливые формы и прорывается, выплескивается наружу бесконтрольно и приводит этих людей к неприятностям. Я помню, как ко мне в автобусе подсел пожилой выпивший мужичок и потребовал от меня, чтобы я помог ему "вправить мозги" молодежи в том же автобусе. Он хотел научить новое поколение подскакивать с мест, когда в транспорт заходит пожилой пассажир. Я был как-то расслаблен, потому заговорил с ним на нормальном, человеческом языке, начал вежливо возражать, что воспитанием детей не может заниматься каждый желающий, как и устанавливать для них свои правила. И то, что мои возражения были слишком вежливыми, вызвало у него агрессию. Мне надо было просто грубо велеть ему заткнуться, и он бы притих, но я совершил ошибку, и он разорался на весь автобус о том, зачем предатели развалили великую державу, зачем эти компьютеры и мобильные телефоны, которыми непонятно, как пользоваться, зачем эта новая музыка, верните Кобзона, а геев и лесбиянок надо жечь на кострах публично, чтобы не попирали моральный кодекс, который был в стране советской. Я сдержался тогда, подавил первоначальный импульс выкинуть этого человека из транспорта, применив физическую силу, ведь у меня нет на это полномочий, как и на то, чтобы заставлять детей уступать место старшим. Но будь на моём месте менее толерантный европеец, он бы это сделал, а возможно, что и травмы бы ему нанес в качестве бонуса за выступление, и пришлось бы этому ретрограду платить за проезд вдвойне, да и на лечение травм потратиться возможно.
Свидетельство о публикации №225111001133
