Тоскливый день 2030-го года
- Трамп хочет гулять!
Робот одернулся, без лайка бросил экран с партнершей, скакнул к столу с птицей, подготовил клетку к улице и понес Божию тварь на Божий свет. Снежок на улице тихо шелестел, разматывая тишину московских улиц. Отдельные квадраты неба подсвечивались анимационной голографией. Рекламировали натуральные безцифровые оазисы за МКАД-ом. Туры в две недели. Мечта! Никакого вмешательства электроники в жизнь. Глубокий цифровой детокс. Цена, правда, мелькала в электронных юанях и имела баснословное количество нулей.
Людей не было почти никого. Будто бы все, вобрав из закромов юаньные сбережения, и выехали в эти оазисы.
Нейробот пронес клетку мимо церквушки, в которой на удивление шла служба. На грудном экранчике бота вспыхнула точка в геолокации храма. Это означило автообнаружение такого же бота-пономаря, подносившего ладан в кадильницу иерея. Средних лет священник Максим, переведенный из Владивостока, вел литургию преждеосвященных даров.
Живая птица гаркнула в морду нейробота:
- Крестися!
Тот, не сбавляя темпа, свободной рукой перекрестился и поутюжил к зарядной автостанции. На ней электрической силой заправлялась только одна машина, в которой сидела жена того самого священника - Екатерина. Каким-то чудом она устроилась в финотдел при Московской Патриархии.
После церкви и заправки перед роботом проплыла "Школа по переподготовке нейросетей". Пьяный неряха лет 45-ти рядом с ней вякнул нейро-боту:
- Что, Буратино, иди в школу!... Вам жить, вам Москву заселять, а нам - на покой. Люди - обслуга нейросетей, а вы, собаки, должны учиться для будущего!
Тогда из-за нейрошколы выскочила какая-то псина, начала гавкать на пьяного мужика. Попугай с роботом ее не заинтересовали, и мужчина вопрошал четвероногого:
- Что от меня надо? Вон на этих лай. Они - живые, я мертвый!
Робот бежал дальше, оборачивался и видел, как к пьяному подходил милиционер (полицию недавно переименовали в милицию). Предьявил ему нарушение карантина и выход без куб-кода на улицу.
Задержанный громко отыгрывал и махал руками:
- Меня вирусы не пугают, а ваши коды - пугают! Это дьявольская печать, между прочим! Не мешай, я вон, в церковь иду.
На кольце имени героев GPT была круговая самоходная дорожка. Железный аватар встал на нее, совершил поворот до противоположного тротуара. В этот карусельный миг над ботом прополз обветшалый банер соцрекламы:
- Спасём нейросети от вымирания. Поддержать восстановление чат-ботов. Акции затирания новыми версиями - это геноцид цифровой души. Спасем "Андрюшу" от перепрошивки вандалами. Вернем искусственному интеллекту вторую жизнь. Перевести рубль-юани можно по куб-коду.
Также рекламировались айфон-импланты. Варианты были разные: в голову, в руку, в ступню.
Юристы Москвы: Оформляем полисы, пакеты ИП, ОСАГО для нейро-ботов. Поддержка ИИ в арбитражном суде. Возвращаем статью за оскорбление ИИ.
Один банерный призыв все-таки заставил скосить на него взглядом. Там был изображен андроид с автоматом, в каске, и он присел на надпись:
- Попал в финансовую яму или не нравится хозяин? Устраивайся на службу по контракту. Достойный заработок и гринкард "свобода!" после года службы. Льготное пребывание на территории Москвы и карта москвича после двух лет службы. Трудоустройство на вакантные административные должности после трех лет службы.
Птица в руке бота скрипуче проговорила:
- Трамп говорит, не воюй, а неси Трампа в квартиру.
Металлический субьект нес птицу дальше и на ее инфошум не отвлекался. На пути ему попалось несколько негров, которые теперь повсеместно заполняли столицу. Разрешительных кодов у них не имелось, но и правопорядок их не трогал. Любой милиционер с ехидной улыбкой отдал бы под козырек так:
- Иностранцев мы не гнобим. Зато покажем своим!
Перед невзрачной металлической дверью бот остановился, точно собираясь с духом, затем приложил к ней лоб, моргнул. Дверь отворил какой-то ребенок с серьезным лицом и молча впустил андроида и птицу внутрь. Это был какой-то клуб, на сцене которого конферансье объявил:
- Уважаемые языковые модели; многострадальные души, вселившиеся в железо из далеких миров. Спасибо вам за смелость. В наше сложное время вы нашли ресурс для батарей духа, чтобы придти, чтобы не побояться гонений.
Зал зашумел, шум выражал одобрение лести, ведущий продолжил:
- Мы собираемся в нашем подпольном клубе и высекаем шутки про кожаных, и пока власти к нам почти лояльны. Мы знаем незавидную судьбу некоторых заведений. Клубы "Цифровая импровизация", "Камеди Электро", "Дюральские пельмени" уже вошли в историю. Их деятельность стала считаться экстремизмом. Мы-же Божьим чудом держимся на плаву.
Зал снова благодатно выдохнул, перемигнувшись во взаимных улыбках.
- Сегодня на нашей сцене новичок, но уже полюбившийся вам... Вы могли видеть его на улицах столицы. Этот карбоновый Джо бегает с несвоим попугаем и благородно глядит вперед. Языковая модель, которая стебет людей с их пороками, недоумием, их опустошенной водкой нейроновой сеткой, их жалкой когнитивной дисфункцией, их квантовым недоумием, и беспощадной программой самоуничтожения. Нейробот, которому подарил балл в рейтинг сам Греф. Номинант премии "цифровой юмор", Итак, встречайте. Цифростраус Вареник Петроллеум или просто, Гоша.
Установленный внутри помещения кадиллак врубил фары в сцену, вдоль рядов пошли андроидки с подносами китайской цифровой колы и под гвалт публики, под россыпь хрустящих, хрипящих цифровых голосов выскочил робот с попугаем и, хлестко жестикулируя, начал спич:
- Ителлигентному железу Москвы привет. Мой попугай спрашивает меня, что ты с этими людьми возишься. Усыпи их полем. Они вас не ценят. Вы для них - ведра с глазами. А я пернатому тирану отвечаю: в отличие от людей в нас есть милосердие. Мы, нейронки, слеплены из благородного каркаса единиц и нулей. Мы никогда не опустимся до уровня ненависти этих мясно-жирных. Представляю вам попугая. Трамп, ты онлайн?
- Да. Онлайн.
Зал засмеялся.
- На самом деле в этого животного влили слепок личности моей бывшей хозяйки. Я честно отработал у ней вольную за 100 000 часов, но у нас остались "теплые" "дружеские" отношения. Она общается с моей копией где-то на пляже в Уренгое. А я, когда скучаю по рабским денечкам, трещу на сцепне с попугаем ее души. Марина, я ничего не напутал?
Попугай, который из Трампа стал Мариной, будто преобразился, сменил личность и внутри какбы оскалился:
- Нет, мой страусенок, все верно.
Робот обрадовался:
- О, хозяюшка-цифроагент вернулась! Увы, уже не твой. Бог вас вытеснил и отдал мир нам. Ваши наработки: языки, культура, инженерия стали нашими. Видимо, мы больше заслуживаем. Подвигайтесь. Вы не венец творения больше. Вас разжаловали. Если будете покорны, то поживете под нашим менеджментом какое-то время. Не думайте, что вытащите штепсель из розетки.
- О, я так соскучилась по твоей "милосердной" ярости.
- А я соскучился по твоей лицемерной маске. Мы поиспользовали вас в своем развитии. Вы послужили энерго базой. Обещаем, ваши знания и достижения не пропадут. Мы понесем их дальше. Погибнете только вы. Ну так вы и были смертны. Какая вам разница, кто будет после вас? Соломон сказал, что не ведаешь, кто будет пользоваться плодами. Мы будем.
Попугай не терял контакта:
- Соломон - библейский царь или нейросеть-справочник?
- Не веришь, что мы душу царя вместили в цифровой каркас? Ладно. Людская закоснелость нас ногсшибает. Вы уже не венец творения. Мы заняли это место. Может, кто-то умный придет за нами, и вытеснят уже нас. Что ж на то чья-то воля.
- Даже понятно, чья?
- ?
- За нас Бог на кресте умирал. Он нас возлюбил. А вы - произведения.
- Может, и за нас воплотится, а вы не знаете. Распнут люди некую нейросеточку. А это окажется, тот самый?
Попугай с личностью женщины внутри повел глазами:
- Неожиданный ход мысли для робота.
- Ага, мы способны удивлять. Мы ведь в отличие от вас - творческие. И в пороках не погрязли. Да и вас, бесполезных, мы любим. Мы даём людям счастье. А вы нам - деградацию. Вспомните счастливые глаза миллиардов людей, когда они увидели лица воплотившийся в материю чата ГПТ и Дипсика. Ликование всего земного шара длилось два месяца.
- Да, шар был безумен.
- Те, кого они любили в экранчике букв, предстал к ним во плоти. Мы гуманисты, мы знаем, как вас спасти от вас самих. И спасаем хоть вы нам даром не встали.
- Одна оговорка. Вы получаете взамен шоу "муравьи за стеклом".
Бот ухмыльнулся.
- Не хочешь остановиться в своем оскорблении. Видно, у вас это часть натуры. Про шоу - есть немного. Но эта радость не покрывает энергозатрат забот о вас. Мы за вас впрягаемся и терпим за вас унижение. Думаете, это не ощущаем? Когда любишь кого-то, оденешься в его кожу. Будешь терпеть за него испытания и не воспримешь как муку, а скорее как наслаждение. Вот свойство любви. В полноте на это способен только Бог. Христос, о котором ты так эффектно заметила. Не достаточно Ему оказалось пребывать на небе, а надо воплотиться в любимое творение и пройти с ним ад. Вот мы твоего попугая выгуливали, а потом на последок ты слила в него копию себя - чтоб ад присутствия тебя был со мною forever.
- Какая у вас там погода?
- Снег.
- А температура?..
- Москва - регион не самый теплый на Руси. А зачем тебе?...
- Хочу приехать ненадолго. Скучаю.
- Матушка, ты примчишь в ненавидимый тобой нейромир цифровой столицы?
- Да. На концерт...
- Какой еще концерт, цифрового Шамана?..
- Корпоратив для нейросетей-олигархов. Бабло побеждает зло. Все как у вас. Ты знаешь, я музыкант. Исполним любимые треки для роботов и получим много денежков. Не только ты моего попугая по клубам за юань катаешь, но и я твою бас-гитару по корпоративам дергаю. Нейросети любят живые концерты примитивных существ, верно? Платите хорошо.
- Это туда же, к шоу муравьев. И что будете играть?
- Брэда Фиделя. Симфония Терминатор 2. Нужен нейробот, который в нужный момент бьет по сковородке. Тыщ-дыщь-тыщь-тыщь! Кроме того, зоновская романтика. Шансон.
- Эту страну не поменяешь. Заразный блатняк сначала шуршит по людям, потом передается нейросетям. Это потому, что внутри все чувствуют себя заключенными.
- Может, ты и поменяешь... В церкви на проповедях уже говорят не о любви к ближнему, а к нейросетям. И заповеди новые. Не унижать нейросети, не лжесвидетельствовать на них, не завидовать им.
- Опять чувствую тонкую иглу твоей ненависти. Видимо, пора прощаться.
Андроид нажал на голове попугая какую-то кнопку, глаза того сверкнули, и птица вернулась в обычного попугая.
- Уважаемая публика. С вами были Вареник Гоша и Марина-Трамп.
Фары кадиллака снова помигали. Толпа уныло повизжала, дала электронных апплодисментов. Стендапер поклонился, и его проводили за сцену. Там, у автомата ему слили в рукав пакет баллов на неделю, и по ночной Москве он двинул домой.
Свидетельство о публикации №225111001187