13. Замирение
После возвращения из степей Боголюбский начал пересылаться с Ростиславом Киевским, и они, наконец, помирились. Сполна изведав строптивый нрав новгородцев, суздальский князь согласился даже на возвращение в Новгород Святослава Ростиславича. Новгородцы приняли Святослава без возражений, ибо то была воля двух сильнейших русских государей.
На Руси во кои-то веки установилось хрупкое затишье, изредка прерываемое боями «местного значения».
В 1164 году умер последний «крестный отец» воинственного и крайне кровожадного клана Ольговичей, Святослав Черниговский. Внуки Олега «Гориславича» немедленно перессорились из-за выморочного стола, и только вмешательство киевского князя остановило эту смуту, не позволив ей перерасти в кровопролитие.
Сразу вслед за черниговской смутой разгорелась с новой силой смута полоцкая. От княжеской драки на юге Руси он отличалась лишь тем, что роль половцев в данном случае выполняли жадные до добычи литовцы. Развел противников все тот же Ростислав Киевский.
В 1164 году далеко на севере вновь зашевелились шведы. Завоевав Финляндию, они решили на достигнутом не останавливаться и вскоре большой ватагой на 55 кораблях явились в устье Волхова. Ладожский посадник Нежата оказал гостям из Скандинавии такой «теплый» прием, что вынудил их к отступлению. Обескуражденные таким поворотом дел шведы расположились лагерем в некотором отдалении от Ладоги, на берегу реки Вороньей, и именно там их через пять дней отыскал Святослав Ростиславич с новгородскими полками. Шведов частью посекли, частью повязали; остальные в панике бежали, бросив на берегу 43 судна.
В 1165 году Русь подверглась новому мощному удару с юга. Половецкие ханы, забыв на время о взаимных обидах, решили вспомнить старые времена и единой ордой нахлынули на русские рубежи. Впервые за все последние годы на границе их встретило общерусское ополчение. Битва была в высшей степени ожесточенная. Противники очень долго с остервенением истребляли друг друга, не желая друг другу уступать. Наконец, русские начали одолевать, и половцы беспорядочной толпой отхлынули в степь. После этого поражения ханы вернулись к старой проверенной временем тактике мелких стремительных набегов и уже в 1166 году разорили окрестности Переяславля, не покусившись лишь на сам город.
Возросшая активность половцев наносила серьезный удар по всей днепровской торговле. Чтобы утихомирить степных разбойников и обезопасить главный торговый путь Южной Руси, Ростислав Мстиславич Киевский призвал князей совместными усилиями обеспечить спокойствие на границах с Диким Полем. Вновь собралось большое войско. Однако сподвигнуть князей на поход вглубь степей Ростиславу не удалось. Проводив по Днепру до Киева греческий торговый караван, князья разошлись по своим уделам.
На этом земные дела Ростислава Мстиславича закончились. 14 марта 1167 года он умер.
Свидетельство о публикации №225111001252
