Из воспоминаний Ангелы Меркель
В школьные годы меня за успехи в учёбе премировали поездкой в Советский Союз, в Москву. Там нас постоянно мучили, заставляя изучать русский язык. Москва и Советский Союз мне очень не понравились. Поразило то, что советские люди легко мирились со- своей в общем-то серой, нищенской жизнью. Обстановка в квартирах большинства советских граждан была более чем скромная. Удивляли огромные очереди в магазинах, и отсутствие возможности приобрести хотя бы самые необходимые предметы первой необходимости. Никогда не забуду большой государственный универсальный магазин (ГУМ) прямо у Красной Площади советских времён, огромные очереди, одна за зонтиками, другая за курами, чудовищной худобы, третья за сосисками. Не удивительно, что некоторые советские люди, попав к нам в ГДР, падали в обморок, увидев «изобилие» продуктов в наших магазинах. Что бы с ними было, если бы они попали в магазины на территории ФРГ. Но сейчас в Москве есть всё, были бы деньги. Вот что значит реальный капитализм и переход на рыночные отношения.
Но тот, кто посвятил свою жизнь политике, должен знать, и смириться с тем, что зарабатывание денег не является основным приоритетом. Никогда не нужно забывать о своих главных обязанностей, как политиков, перед нашей страной и её гражданами. Мы должны всегда оставаться скромными перед лицом нашего народа. Тот из политиков, кто честно, открыто и откровенно говорит с избирателями, может, по крайней мере, донести до своего собеседника свою точку зрения. Я никогда не рассматривала любую свою критику, как деструктивную. Откройте немецкие газеты и почитайте, что там пишут. Если бы я всегда обижалась, я бы и трёх дней не продержалась на своём посту. Но, когда дело доходит до человеческого достоинства, мы не можем идти на компромиссы. Но политик, который не имеет поддержки своей собственной партии, не может вести Германию по правильному пути.
Мы хотели, чтобы Россия была нашим партнёром. Мы хотели строить европейский миропорядок вместе с Россией, а не против России. Но аннексия Крыма Россией нас просто поразила. А потом она осуществила ещё и ничем не спровоцированную агрессию против Украины. Фундамент послевоенной европейской политики, принцип территориальной целостности каждого государства, неприкосновенности установленных после войны границ, этот принцип был не просто поставлен под сомнение, а вовсе был проигнорирован. Это, мягко говоря, чрезвычайно опасно для Европы. Это было абсолютно недопустимо, иначе мы очень быстро разрушим всё, что мы выстроили, после 1945 года.
Однако Европа – это богатый континент, и мы сможем себе позволить позаботиться о каждом. Никто в Европе не будет забыт. Никто в Европе не будет исключён. Но Европа будет успешной, только если мы будем работать вместе. Это наша задача. Хотя противостояние с Россией, в связи с войной на Украине, уже привело к тому, что нам в Евросоюзе придётся, видимо, задержать дыхание на пять или более лет. Но мир не будет ждать Европу, пока она будет заниматься самокопанием, вместо того, чтобы решать насущные проблемы. Агрессивная война России против Украины разрушает основы всего, о чём нам удалось договориться за двадцать лет в процессе ОБСЕ и в Парижской хартии. Россия действует по закону джунглей. Хотя в таком действительно сложном конфликте редко бывает так, чтобы была виновата только одна сторона. Но пробить головой стену не получится. В конце концов, всё равно победит стена. Это большая ошибка со стороны России, разрыв со-всеми нормами международного права, которые позволяют нам мирно сосуществовать. Но за все эти послевоенные годы, нам так и не удалось создать эффективную архитектуру безопасности в Европе, которая могла бы предотвратить войну на Украине. Хотя Минские соглашения и Нормандский формат долго сохраняли свою актуальность, которые с нашей стороны были заключены только с одной целью, чтобы украинская армия лучше подготовилась к неизбежному вооружённому конфликту с Россией. Да, мы сознательно пошли на обман руководителей России, воспользовавшись их наивностью, и верой в порядочность западных лидеров. Бывшие советские люди вообще очень наивны, и мы не могли этим не воспользоваться. Но в принципе я не принадлежу к тем, кто даёт обещания, которые невозможно сдержать. Я абсолютно уверена в том, что для преодоления украинского кризиса существует только политическое решение, которому может и должен способствовать Европейский Союз. Кстати, в 2021 году мы вместе с президентом Франции Э. Макроном внесли предложение о создании нового формата, для того чтобы достичь соглашения с Россией, но по вине Польши и стран Прибалтики, это предложение не было принято. Что и привело к войне на Украине.
Президент России В. Путин вообще считает демократию западного типа неправильной, а я напротив правильной и самой человечной формой правления, при всех её изъянах. Президент В. Путин вообще говорит, как типичный выходец из КГБ. Поэтому нельзя доверять ему ни в чём. Хотя я не уверена, сохранил ли он вообще связь с реальностью. Он находится в другом мире. Международное сообщество вообще должно серьёзно отнестись к недавним его заявлениям о готовности применить ядерное оружие, и не воспринимать их как «блеф». Поэтому европейские страны должны воздержаться от направления своих войск на Украину, даже если будет заключено мирное соглашение. И это не будет проявлением слабости со стороны Запада, а создаст нам возможности для манёвра. Но я понимаю, почему ему приходится это делать – показывать всегда, что он настоящий мужчина. Он боится показать свою слабость. .Ведь у России нет ничего, ни сильной политики, ни сильной армии, ни успешной экономики.
Вопрос не в том, может ли Германия измениться? А в том можем ли мы, или в целом Европа, измениться достаточно быстро. В Германии нет идеального немца, как в России идеального русского. Но середина, которой я всегда стараюсь придерживаться, находится справа от лева. Однажды, одна пожилая немка в магазине, я иногда сама хожу за покупками, заявила мне, что я якобы всегда проводила политику в области миграции, направленную против интересов Германии и немецкого народа. Она стала проклинать меня и плюнула в мою сумку. На самом деле я всегда проводила политику, направленную на защиту интересов немецкого народа и Германии. Поэтому могу откровенно сказать, что в Германии тому, кто не говорит по немецки, мы не рады.
Свидетельство о публикации №225111001317