История Учения Будды, гл. 20 Ашока. Третий Собор
Дед Ашоки покровительствовал джайнам, священным принципом которых является ахимса, невреждение, при отце Ашоки советником царя оставался министр деда, продолжавший покровительствовать джайнам, хотя сам отец вёл обширнейшие завоевательские действия. В империи Маурьев странствовали огромное количество аскетов-джайнов, буддистов и представителей других философских школ, не сохранившихся в настоящее время. Достигший вершины власти, царь испытал страх, что он не удержит в своих руках огромную империю. Он начал интересоваться проповедями буддийских монахов, и увидев в буддийском Учении силу, способную отвращать людей от безумств и насилия, стал поддерживать буддийскую общину. Его внимание по отношению к Дхарме продолжало углубляться, и через какое-то время он почувствовал страх перед тем наказанием, которое ему предстояло понести за проявленное насилие. Вскоре Ашока стал искать Убежище в Учении Будды, которое учило тому, что последствия дурных дел возможно исправлять совершая благие дела и развивая мудрость.
Ашока признал свои завоевательские действия порочными и стал деятельно заботиться о улучшении условий жизни людей в своей империи. Он отдал приказы о строительстве больниц и приютов для бездомных странников, о высаживании деревьев, чтобы те давали благодатную тень, назначил некоторых буддийских монахов на должности государственных чиновников, чтобы те разъясняли нравственные принципы дружественности и терпимости людям в стране, инспектировали тюрьмы, наделив их правом освобождать от долгового заключения тех, кто был стар и немощен, или был оговорен, или должен был содержать семью.
Получив поддержку Ашоки, буддийское Учение вышло за пределы Индии и продолжило развиваться во всех странах, связанных шёлковым Путём, который стал также и путём, по которому из одной страны в другую странствовали учёные буддийские монахи.
После третьего буддийского собора (около середины третьего века до н.э.) учёные монахи были отправлены с просветительской миссией во все государства, с которыми Ашока поддерживал дипломатические отношения.
На третьем буддийском соборе были созданы девять монашеских делегаций, отправившиеся в разные стороны света для проповеди Учения. Часть из них была направлена в местности, находящиеся внутри империи Ашоки, где население ещё не было знакомо с буддийским Учением, а часть миссий отправилась в соседние государства. Государствами за пределами Индии, в которые были направлены монахи, были Шри Ланка, Мьянма, Тайланд, Гандхара и Греция.
Монахи не только проповедовали буддийские истины, но и воспринимали духовные знания и умения, накопленные в странах их миссии. Эти знания и умения пополняли сокровищницу Дхармы, влияя на практику и жизнь буддийских общин.
На земном уровне реальности, буддийское Учение во время правления Ашоки стало приобретать форму мировой религии. На уровне видения небесных миров, собрание Тридцати Трёх богов, во главе с Саккой, стали прославлять и утверждать Учение, покровительствуя его распространению из Индии во всех направлениях света.
Познакомимся с кратким пересказом Чулатанхакхая сутты. Её содержание поможет нам увидеть связь между проповедью в небесных мирах и изменениями в земном мире.
Прекращение жажды, Мадджхима Никая 37
Однажды царь богов Сакка, появившись перед Буддой, попросил Блаженного кратко объяснить путь достижения высшего положения среди богов и людей. Будда ответил, что этим путём является прекращение чувственной жажды. Услышав ответ Благословенного, Сакка восхитился, обошёл Будду с правой стороны, выражая Ему своё почтение, и немедленно исчез.
После исчезновения Сакки, Махамоггалана, который присутствовал при этой беседе, задумался: «Постиг ли царь богов значение слов Благословенного?» И чтобы выяснить ответ на этот вопрос, Махамоггалана тут же силой сосредоточения ума перенёсся в царство Сакки.
В то время, как Махамоггалана появился в мире Сакки, тот наслаждался пением пяти пран в парке Единого Лотоса на вершине горы Меру. Парк Единого Лотоса – это межбровье созерцателя, где собираются пять пран, а гора Меру – это его тело.
Сакка любезно принял Махамоггалану и сел подле него на более низкое сидение, оказывая уважение старшему товарищу по Сангхе. Махамоггалана обратился к Сакке: «Друг мой, царь небесного войска! Расскажи-ка мне о пути достижения высшего положения среди богов и людей, объяснение которого дал тебе Благословенный».
Поскольку Сакка не желал утруждаться припоминанием наставлений, он решил сменить тему разговора и спросил в ответ: «Почтенный Махамоггалана! А знаешь ли ты, что по случаю победы в войне с асурами я возвел дворец. Не желаешь ли ты взглянуть на него?»
Махамоггалана согласился, и Сакка, за которым следовала свита, провёл его по неисчислимым комнатам и башням великолепного дворца Победы. Осмотрев дворец, Махамоггалана сказал: «Этим великолепием ты обязан своим прошлым заслугам. Те, кто видят этот дворец, вне сомнений, восхищаются величием богов». При этом Махамоггалана подумал: «Мой друг Сакка слишком беспечен. Нужно пробудить в нём ощущение безотлагательности следования благому пути».
Подумав так, Махамоггалана сотряс носком ноги весь дворец Победы. Это чудо привело в изумление и трепет Сакку и его свиту. Тогда Махамоггалана обратился к Сакке вновь: «Царь, так каким же образом Благословенный объяснил тебе путь?» Сакка ответил: «Когда я задал Благословенному свой вопрос, то Он сказал мне, что прекращение чувственной жажды является путём достижения высшего положения среди богов и людей». Удовлетворившись ответом Сакки, почтенный Махамоггалана вернулся в земной мир.
Существа из свиты Сакки удивились и спросили своего царя: «Этот великий подвижник и есть твой благословенный Учитель?» На это Сакка отвечал: «Нет, это мой товарищ по святой жизни».
«Какое счастье иметь такого товарища! Каков же должен быть ваш Учитель, если таковы Его ученики!»
Пусть будет благо!
Мы можем сравнить состояние Ашоки, достигшего вершин земного величия и упивавшегося своей властью, с состоянием Сакки, царя небес мирских богов, похвалявшегося своим дворцом Победы перед Махамоггаланой (Маудгальяяной). И так же можно увидеть ясное подобие между раскаянием Сакки в своей гордыне и его вспоминании наставлений Будды, и раскаянием и приходом к Убежищу Ашоки.
Свидетельство о публикации №225111001336
Пусть все читающие данное произведение отвратятся от зла, как это сделал царь Ашока.
Марина Тигра 10.11.2025 16:44 Заявить о нарушении