Православное Слово 12

ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ, ВЫХОДЯЩЕЕ РАЗ В ДВА МЕСЯЦА

1967 Часть 3, № 1 (12)
Январь-февраль

Учрежден по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна (Максимовича), архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского, Русской Православной Церкви Заграницей.

Редакторы: Евгений Роуз, магистр искусств, и Глеб Подмошенский, бакалавр наук.

[Русский текст Вячеслава Марченко.]

Отпечатано Братством отца Германа.

Текст набран шрифтом Garamont, 10 пунктов, заголовки — Goudy Bold, 18 пунктов.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Святитель Марк Эфесский и ложная Флорентийская уния. Архимандрит Амвросий (Погодин).
2. Чудотворные иконы Божией Матери. Тиносская икона Божией Матери.
3. Православная духовная жизнь. Иисусова молитва.
4. Чудеса отца Германа Аляскинского. Исцеление от туберкулеза.
5. Новые книги. [Град пустыня. Дервас Дж. Читти.]
6. Паломничества по православным святыням Америки. Паломничество пятое. [Свято-Преображенский монастырь в Бостоне, Массачусетс.]


На обложке: Шествие с чудотворной Тиносской иконой (см. стр. 15). Икону проносят над больными и страждущими, многие из которых получают от нее исцеление. Из книги «Терра Магика» Греческие острова, Ханнс Райх Верлаг, Мюнхен; фотография: Омния-Бавария.

Авторские права 1967 г. "Православные христианские книги и иконы".

Годовая подписка — 3 доллара США, двухлетняя — 5 долларов США; отдельные экземпляры 60 центов (50 центов подписчикам).
Все запросы следует направлять по адресу:
«Православные христианские книги и иконы», 6254 Гири бульвар, Сан-Франциско, Калифорния, 94121.


ПОБОРНИК ПРАВОСЛАВИЯ.

Никогда, о человек, то, что относится к Церкви не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью, но как находящийся вне света, по необходимости, будет во мраке, так и немного отступивший от Истины, предоставлен подлежать лжи.

Послание к Георгию Схоларию.

Некогда мы полностью говорили тожде, и между нами не было раскола, и тогда мы, обе стороны, были в согласии с Отцами; ныне, когда не говорим одно, как можем быть вместе? Мы (православные) и теперь говорим то же самое, что и тогда, и согласуемся как в отношении самих себя, так и Отцев, и наших и ваших, если пожелаете признать то, что – истинно. А вы, введши новшества, этим необходимо обнаруживаете, что находитесь в разногласии прежде всего в отношении самих себя, затем в отношении общих Отцев и, наконец, по отношению к нам.

Речь папе Евгению IV.

СВЯТОЙ МАРК ЭФЕССКИЙ.



Святитель Марк Эфесский. Икона работы Василия Лепураса по фреске Фотиса Контоглу. Принадлежит Свято-Преображенскому монастырю, Бостон, Массачусетс.


1. СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЭФЕССКИЙ
И ЛОЖНАЯ ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ.

АРХИМАНДРИТ АМВРОСИЙ (ПОГОДИН).

Поборник Православия, в одиночку противостоявший позорной капитуляции православных иерархов перед латинской церковью на Флорентийском Соборе, святитель Марк в своей бескомпромиссной жизни и писаниях выражает совесть Православия и в наши дни.

Автор этой статьи, русский священник и ученый, служащий сейчас в Сан-Франциско, подводит итог важной книге, написанной о святителе Марке.;

___
1. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния, Джорданвилль, Нью-Йорк, 1963 (на русском языке).


I. ВВЕДЕНИЕ.

СВЯТИТЕЛЬ МАРК (ЕВГЕНИК), митрополит Эфесский (1391–1444), несомненно, является одним из величайших святых Православной Церкви, величайшим поборником Православия в XV веке. Мы, сыны Православной Церкви, обязаны ему сохранением нашей Православной веры и великой православной культуры с ее святыми традициями.

Когда рушились все устои Византии, когда в панике перед приближением турецкого нашествия византийская дипломатия удвоила свои усилия, чтобы найти возможность союза с западными державами для борьбы с общим противником христианства; и когда для этого византийское правительство и даже некоторые высокопоставленные представители Православной Церкви готовы были пожертвовать и самим Православием и отречься от своих священных традиций, лишь бы угодить Ватикану и благодаря этому получить от Запада военную и финансовую помощь для борьбы с турками – тогда Бог послал Святой Православной Церкви непобедимого защитника священных догматов Православия и ее апостольских традиций, который своей пламенной борьбой сохранил для нас самое драгоценное наследие, доставшееся нам от наших отцов – Православие. Этот поборник Православия ставил свою борьбу за сохранение Православия выше интересов своего земного правительства, говоря, что "уничтожение Православной веры было бы всеобщей погибелью".a

Правительства, как и виды государственной власти, меняются на арене человеческой истории. Как бы ни было дорого нам наше земное отечество, за которое мы считаем долгом и честью отдать самую жизнь, если того потребуют обстоятельства – все же и оно преходяще, как и все земное. Но на этой земле есть нечто, принадлежащее вечности – Церковь. Это тот священный корабль, на котором мы пересекаем море земной жизни и достигаем гавани жизни вечной. Православная Церковь – самое драгоценное, что вверил нам наш Искупитель. Православие бескомпромиссно. В отношении ее священных догматов и экклезиологии, сформулированных на Вселенских Соборах, не может быть никаких компромиссов.

Когда-то Церкви Востока и Запада были едины. Те, кто сознательно разорвал бесшовную одежду Церкви Христовой, являются, по словам святого Марка, преступниками худшими, чем те, кто распял Христа.b Но трагическое разделение Церквей – это уже свершившийся факт. Конечно, и сегодня Восточная и Западная Церкви, несомненно, являются "сестрами", как называет и исповедует их святитель Марк Эфесский – и мы следуем ему;c и, несомненно, раскол, который произошел и продолжает существовать между двумя Церквами, глубоко огорчает лучших сынов обеих Церквей и причиняет глубокие страдания, как выразился и святитель Марк Эфесский.d

Может ли быть восстановлено былое единство? Это возможно, более чем желательно и даже необходимо. Так думал святитель Марк, так думаем и мы, сыны Православной Церкви.e Но как можно восстановить это былое единство? Флорентийская уния ответила на этот вопрос, заставив Православную Церковь как таковую исчезнуть и стать одной из ветвей так называемого восточного обряда, то есть маской без души, чучелом, сохраняющим внешнюю форму, но в котором нет жизни. Со своей стороны греческие представители на Флорентийском Соборе искали некий компромисс в вопросах догматов и экклезиологии между двумя Церквами; этот компромисс выразился в готовности отступить от традиций Православной Церкви и принять позднее мировоззрение Западной церкви, чуждое Православной Церкви.

Святитель Марк Эфесский, веря в возможность восстановления прежнего единства между Восточной и Западной Церквами, отвергал оба пути: и принятие латинской догматики и экклезиологии, и объединение на основе взаимного компромисса. Он считал Православную веру совершенной во всех отношениях – это он выражал повсюду. Здесь мы ограничимся несколькими цитатами из сочинений святителя Марка.

"Православие есть то, что вверено (нам) святыми апостолами: поэтому мы должны твердо стоять и хранить предания Православия, которые мы получили как письменно, так и из уст в уста".f "Все, что делается у нас и вошло в обычай, мы имеем в письменных свидетельствах, и во всем следуем святым учителям и древним апостольским преданиям".g "Молю же вы, ...именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри» (1Кор.1,10) – для того, чтобы истинную и преданную Отцами Веру нашу сохранить как добрый залог, ничего не прибавляя и ничего не убавляя; ибо доселе мы имели Веру ни в чем не имущую недостатка, и не нуждаемся в Соборе или Акте Унии для того, чтобы научиться чему-нибудь более новому, мы, – которые являемся сынами и учениками Вселенских Соборов и на них и после них просиявших Отцев. Это – хвала наша, Вера наша, доброе наследие Отцев наших. С нею мы надеемся Богу предстать и восприять отпущение согрешений; а без нее не знаю, какая праведность освободит нас от вечного мучения".h

Когда многие решили пойти по пути компромисса, ища средства для объединения Церквей путем возведения компромиссных догматических формулировок, святитель Марк Ефесский решительно выступил против этого. Он считал компромисс в вопросах веры недопустимым. Когда еще во время Флорентийского Собора к святителю Марку обратились с просьбой найти компромисс между греческой и латинской концепциями догмата об исшествии Святого Духа, святитель Марк указал на невозможность этого: "Дела веры не допускают икономии. Это все равно, что сказать: отруби себе голову, и иди куда хочешь".i Святитель Марк ясно указал на невозможность компромисса в вопросах веры также в своем энциклическом послании и в послании к Георгию Схоларию, которому он писал: "Никогда, о человек, то, что относится к Церкви не исправляется чрез компромиссы: нет ничего среднего между Истиной и ложью".j

Святитель Марк видел, что истинное объединение Церквей должно быть основано на едином церковном мировоззрении. Без этого любой союз искусственен и неустойчив. Союза, заключенного на бумаге, недостаточно; такой союз (как показала реальность в связи с Флорентийской унией) рискует оказаться "ложным союзом".k Поэтому святитель Марк видел единственный путь к объединению Церквей – это отказ Римской церкви от всего, что противоречит общему церковному наследию, полученному от святых апостолов и Отцов Востока и Запада, которое Святая Православная Церковь неуклонно хранит. Только общий догматический фундамент, а желательно и литургическая практика, могут восстановить былое единство Востока и Запада. Именно к этому призывал святитель Марк отцов латинской церкви на Флорентийском Соборе.l

Флорентийский Собор не пошел по пути, указанному святителем Марком. Последняя грандиозная попытка объединить Восточную и Западную Церкви потерпела неудачу: уния, заключенная на этом Соборе, оказалась "ложной", как ее обозначил святитель Марк Эфесский и вся совесть Православной Церкви, и довольно скоро прекратилась, оставив после себя лишь самое горькое воспоминание в истории Православной Церкви.

Возможно ли объединение Церквей сейчас, в наше время? Мы стремимся к этому и желаем этого всем сердцем. Но возможно ли объединение сейчас, после того как за столько веков накопились новые препятствия в виде новых догматов Римской церкви, а также догмата о папской непогрешимости? Этот вопрос может решить только будущее. Мы же, сохраняя добрую волю к представителям других конфессий, предоставляем Всемогущему Богу вести Свою Православную Церковь так, как угодно Его святой воле. Может быть, объединение Церквей произойдет не на бумаге, не на торжественных заседаниях Вселенского Собора, а только в апокалиптические времена, во времена очистительного огня гонений на всех, кто называет себя христианами. Возможно, что антихрист своим злобным призывом ко всем Церквам "сосуществовать" с ним в страшном, кощунственном компромиссе между Христом и велиаром отнимет у всех церквей большинство, и то небольшое число людей, которое сохранит себя верным Христу, обретет единство в единой Церкви Христовой. Эту мысль в форме пророчества высказал русский философ Владимир Соловьев в "Трех разговорах".

Для нас будущее завуалировано.

По милости Божией мы имеем наше бесценное Православие, которое ныне является живительным источником не только для православных, но и для западных народов; и по милости Божией явился святитель Марк, митрополит Эфесский как поборник Православия, который с помощью Божией и при содействии немногих собратьев-поборников, опираясь на монашество и лучших сынов греческого народа, защитил Православие в, можно сказать, самый гибельный момент его существования. Православное Богословие ценило и ценит значение святого Марка Эфесского. В свое время история сделает то же самое.

II. ВИЗАНТИЙСКИЙ КРИЗИС.

В конце XIV и в XV веках Византия представляла собой не более чем жалкий остаток некогда великого государства. От былого величия и достижений многочисленных Династий, сменявших друг друга на Византийском Престоле, не осталось и следа. Все государство свелось к Константинополю с небольшим участком земли вокруг него, нескольким отдельным городкам в Греции и островам в Греческом архипелаге. Все остальное уже находилось в руках турок и частично итальянцев. Фактически, само государство находилось в вассальной зависимости от турецкого султана. Но даже для этого полунезависимого состояния конец был близок. Приближались последние часы Константинополя; не раз он оказывался на грани гибели от турок, но судьба вновь пощадила его.

Византийская дипломатия искала все способы спасти государство. Были предприняты попытки заключить договоры с турками, но они не увенчались успехом; договор с татарами ни к чему не привел; а Россия еще не вышла на арену истории как великое государство. Единственная надежда была на Запад. Сблизиться с Западом, заинтересовать его в совместной борьбе с врагами христиан, турками – вот цель и задача византийской дипломатии на все время того периода. Император Мануил II Палеолог объехал всю Европу в поисках помощи Запада.m Везде его принимали вежливо и с почетом, давали обещания, но на деле он не получал ничего. Зачастую все происходило наоборот: некоторые западные державы, пользуясь слабостью Византии, делали территориальные приобретения за ее счет. По этой причине писатель XV века Иосиф Вриенний предостерегал своих соотечественников от надежд на Запад: «Пусть никто, – писал он, – не обманывает надежды последних, что итальянские союзнические войска рано или поздно придут к нам. Хотя они притворяются, что они идут на нашу защиту, но они возьмут оружие для того, чтобы разрушить наш город, народ и имя».

Но сын и преемник Мануила, Император Иоанн VIII, вступив в союз с итальянцами по браку, все же считал возможным сближение Византии и Запада и привлечение последнего на сторону Византии в борьбе с турками. Для этого необходимо было прежде всего позаботиться о примирении с Ватиканом. В то время условия для этого были благоприятными. Римский престол занимал человек, необычайно благосклонный к Православию, к тому же свободный от крайнего папизма и готовый признать Собор выше папы, а решения Собора – обязательными для самого папы. Когда к этому папе, Мартину V, явилась делегация из Константинополя с предложением греков о созыве Вселенского Собора и рассмотрении вопроса о восстановлении былого единства Восточной и Западной Церквей, папа принял делегацию с большой радостью и полностью согласился на созыв Собора.

Однако после этого первого шага византийцы не пошли дальше, и вопрос был оставлен на долгие годы. Папа Мартин V призвал греков. "Я уже старик, – писал он Императору, – давайте поспешим объединиться. Ибо пока я жив, объединение будет достигнуто легко, но после моей смерти оно не будет хорошо завершено".n Слова папы Мартина оказались пророческими. Он умер до открытия Собора по воссоединению Церквей. Сменивший его папа Евгений IV был прямой противоположностью покойному папе. Человек необычайно сильной воли, с экстремальной концепцией папизма, упрямый до крайности в исполнении своей воли, он был одной из самых влиятельных фигур в истории папства. Папа Евгений не понимал и не знал менталитета православных и, оказывая на них сильное давление и внешне подчиняя себе Православную Церковь, на самом деле свел на нет унию двух Церквей.

Оставляя в стороне многочисленные и интересные детали, можно сказать, что в ноябре 1437 года многочисленная греческая делегация во главе с Императором Иоанном Палеологом и Константинопольским Патриархом Иосифом отправилась в Италию на Собор, который должен был состояться в Ферраре. Перед отъездом Император собрал большой совет из духовенства и своих советников. Один из участников этого Собора, секретарь Императора Георгий Схоларий (будущий Константинопольский Патриарх Геннадий), отметил, что если смотреть на предстоящий Собор в Италии и на искомое объединение с Западной Церковью исключительно с точки зрения политической целесообразности для Византии, то такое объединение Церквей будет неустойчивым и непостоянным. Очевидно, опасения по поводу сохранения достоинства Православной Церкви перед лицом могущественных латинян высказывали также патриарх Иосиф и другие иерархи, ибо Император заявил, даже несколько резко, что он все обдумал и берет всю ответственность на себя. В действительности же Император Иоанн был главой греческой делегации и руководил всеми переговорами с латинянами.

На упомянутом Соборе, собравшемся в Константинополе перед отъездом греческой делегации в Италию, присутствовал также митрополит Эфесский Марк (Евгеник).

III. ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МАРКА ПЕРЕД ФЛОРЕНТИЙСКИМ СОБОРОМ.

Святитель Марк Эфесский родился, прожил большую часть своей жизни и умер в Константинополе. Главный биограф святителя Марка, его брат Иоанн Евгеник,o говорит об этом так: "Сей великий Светильник жизни в мире, и свет и добрая соль явившийся Церкви Христовой и доблестный борец за Истину и всей вселенной общее солнце, воссиял из великого и Царствующего града, сего знаменитого Константинополя: в нем родился и был вскормлен, и был воспитан, и, наконец, в преставлении к Богу, отдал ему священное свое тело". Отец святого Марка был сакеллионом1 церкви Святой Софии, инспектором монастырей и профессором. Его мать была дочерью известного врача. Оба происходили из хороших и благочестивых семей.

___
1. Ризничим.


До принятия монашества святой Марк носил имя Мануил (Эммануил). Его биограф видит в этом имени пророческое предзнаменование будущей деятельности святого по спасению Православия. Он говорит: "Дитя же во вторичном рождении в Божественном Духе принимает имя Мануил (да и как могло бы быть иначе!): ибо он первого и владычнего имени был достоин и благодаря ему с нами Бог и Благочестие и преданная Отцами вера".

Мальчиком Мануил учился у лучших учителей и преуспевал в знаниях. На тринадцатом году жизни он потерял отца. Он не ослабел из-за этого удара, но еще больше посвятил свои умственные силы изучению гуманитарных наук у лучших профессоров того времени; среди них был Георгий Гемист, знаменитый философ. Он превзошел всех своими талантами. Кроме того, юноша отличался исключительным поведением. Иоанн Евгеник говорит об этом так: "В короткое время он приобрел величайшие знания, благодаря крайней старательности и тщательности и чудесному уму; затем, и нравом святым, ласковым, и степенным и соответствующ им добрым старцам, включительно до образа одежды и обуви и взгляда и наклона головы и до слова его превосходного и весьма украшенного, он, не только для соучащихся, но и для самих наставников и вообще для всех".

Получив полное образование, святой Марк сам стал профессором, и к нему стекалась молодежь. Среди его учеников были знаменитые Георгий Схоларий и Феодор Агалист, которые впоследствии глубоко оценили благословенное влияние на их души святого учителя. Ведь их наставник был украшен не только знанием писаного, но и в гораздо большей степени святостью жизни и преданностью Святому Православию. В заупокойной речи, посвященной своему учителю, Георгий Схоларий замечает: "Мы не приобщились бы достаточно познанию Истины, если бы он не посеял в нас первые ея семена своим учением и своими молитвами, в которых он часто испрашивал у Бога нашего оплодотворения, – и он, более чем кто- либо, пробуждал в нас рвение к Истине".p

"Биографы святого Марка – Иоанн Евгеник, великий оратор Мануилr и Георгий Схоларий – отмечают, что даже в эти юношеские годы, будучи еще мирянином, он вел монашескую, аскетическую жизнь. Он ни одного дня не пропускал Божественную литургию, полностью посвящал себя изучению Священного Писания и святых Отцов, ночи проводил в молитве, размышлениях о Боге и изучении Божественного Писания. И таким образом, по словам Георгия Схолария, он был поистине одним из пустынножителей, хотя и жил в столице; он был чужд ее жизни, ибо ничто не связывало его с ней.

Эти хорошие качества благочестивого юноши не могли не привлечь к нему внимания Евфимия, Патриарха Константинопольского, и благочестивого и культурного Императора Мануила. Они приблизили его к себе. Император даже назначил его своим личным секретарем, поручив ему редактирование своих собственных трудов. Таким образом, почести и добрые пожелания всего мира преследовали благочестивого юношу; его уже ждало высокое призвание и государственная служба. Преемник Императора Мануила, Император Иоанн Палеолог, смотрел на него с не меньшей любовью; многие Богословские труды святого Марка были написаны по его просьбе.s Именно по настоянию Императора Иоанна святой Марк впоследствии принял Эфесский престол и вместе с греческой делегацией отправился на Собор в Италию, где ему предстояло сыграть столь выдающуюся роль в защите Православия.

Таким образом, святого Марка ждало блестящее будущее в миру. Но мир тяготил его. Он не желал ни суетной славы, ни благосклонности двора, ни богатства, которое погибает. Сердце юноши желало монашеского совершенства, которое достигается в отшельнической жизни, в тишине ума, в сосредоточении души и сердца, в молитве и озарении от памятования о Боге; желало того монашеского совершенства, которое непрерывно и всеохватно, которое сжигает страсти, освящает и просветляет каждое движение души, каждое слово и поступок человека. Это памятование о Боге уже делает человека причастником невыразимого Света, райского наслаждения, как учили святитель Григорий Палама и его ученики. Есть твердые основания утверждать, что святой Марк, а также его ученик и духовный сын Георгий Схоларий были паламистами как в Богословии, так и в монашеской жизни.t

Что может быть большим благом, чем непрестанная радость в Господе, чем постоянное восприятие близости Бога к себе? В мире невозможно обладать этим; не успев прийти, оно уже уходит, и сохранить его среди непрестанного метания ума среди мирских предметов, увы, невозможно. Это и есть то "одно необходимое", то "сидение у ног Иисуса", которое убивают мирские заботы.

И вот для полного достижения этого блага, вкус которого он уже вкусил своей аскетической жизнью, будучи еще мирянином, святой Марк оставил все – свой город, свое положение и призвание... и ушел в монашество к старцу-аскету, о котором история сохранила лишь то, что он был "дивным" подвижником, игумену Симеону. За этой переменой в жизни последовала смена имени: при постриге 26-летний юноша Мануил получил имя Марк, и это имя навсегда будет вписано золотыми буквами в историю Церкви.

Об этом Иоанн Евгеник говорит так: "Когда же он достиг двадцатишестилетняго возраста жизни, тогда, все великодушно и свободно раздав бедным, он подклонился под иго, которого жаждал от детства, то благостное Господне иго и легкое бремя Господне, и пустыню, любимую для Илии и Иоанна и для тех которые им подражают; облобызал, молчание имея матерью тишины в самом себе и мира и покоя и к Богу восхождения; неутешимую печаль оставив позади себя для родных, домашных, друзей, Царя, нежно любящего его и нуждающегося в его мудрости и учености, для высочайших членов клира, для толп молодежи, которым он был воспитатель и наставник, лучше же сказать, – для всех соотечественников, для которых почитался просто общим неким сиротством его уход из этой жизни".

Святой Марк недолго оставался за пределами столицы. Вскоре, вследствие постоянных нападений турок, наставник святого Марка, игумен Симеон, счел необходимым перенести свою резиденцию в Константинополь, где была хоть какая-то защита от турок и от воров. В Константинополе в то время находилась знаменитая Манганская обитель. Здесь святой Марк подвизался со своим наставником, который, однако, вскоре отошел ко Господу. О характере монашеской жизни Святого его жизнеописатель говорит так: "Затем он облекается в монашескую одежду в священной и великой обители Манганской, и всецело предается молчанию. До того же не любил выходить из монастыря и своей келлии в нарушение молчания и внимания к себе, что знаемым и даже родным по крови не показывался на глаза. Одним только делом не утомлялся он ни днем, ни ночью – упражнением в Писаниях Божественных, откуда обогащал себя обилием разумения, как показывают и письменные труды его".u "Крайнему трудоделанию и посту и спанию на земле и стоянию всенощному предав самого себя (…) и (выдержав) борение против духовных супостатов и стяжав победу и прекрасно возвысив себя к созерцанию и к священным просвещениям и Божественным осияниям, когда он приобрел то, что – самое великое и служащее на пользу, весь став святым и Боговидным, тогда уже священный сан он принял, с трудом и против воли, по настоянию многих просьб".v О священническом служении св. Марка Иоанн Евгеник передает нам, что когда он совершал Божественную литургию, он исполнялся Божественного вдохновения. Он свидетельствует, что для зрящих, “когда он приносил Безкровную Службу Богу, он казался весь – вне себя, весь исполнен света, весь посвящен Богу, вне земли, как бы некий Ангел во плоти”.

Но вот для святого Марка наступил очередной труд. Приближалось время отъезда Императора Иоанна Палеолога с делегатами на Собор с латинянами для обсуждения вопроса о соединении Церквей.

Именно тогда, как я пытался показать в своей книге, святитель Марк был избран митрополитом Эфесским. Он должен был получить этот сан, чтобы занять подобающее место среди греческих представителей, а именно – место главного Богослова Православной Церкви. Другой выдающийся мыслитель этого периода, Виссарион, митрополит Никейский, был скорее гуманистом, чем Богословом. Хотя святитель Марк и не хотел принимать этот высокий сан, поскольку бежал от мира, но, будучи убежден многими уважаемыми людьми, среди которых, несомненно, были Император и Патриарх, что его знания совершенно необходимы для предстоящих дискуссий с латинянами и что по этой причине он должен занять подходящее место, которое и латиняне почитали бы (т.е. сан митрополита), он подчинился решению избравшего его Собора. Святитель Марк вкратце отмечает это в своем рассказе о Флорентийском Соборе: "По повелению и нужде Христовой Церкви восприяв архиерейское служение, которое выше и моего достоинства и силы, я последовал за Вселенским Патриархом и Богоданным Царем... на Собор в Италию".w Георгий Схоларий так говорит об этом: "Он принял высокий духовный сан единственно для защиты Церкви своим словом; – ей нужна была вся сила его слова, чтобы удержать ее от совращения, в которое уже влекли ее нововводители".x Та же мысль, только в более риторической форме, выражена Иоанном Евгеником, когда он говорит о возведении своего святого брата в сан епископа.

И вот святой Марк отбыл в Италию как один из представителей Греческой Церкви. Верил ли он в возможность объединения с латинянами? Или, как утверждают некоторые, он всегда был против унии с Римской церковью и ставил своей целью прекращение всех дискуссий? Святитель Марк сам дает ответ на эти вопросы как в своем прекрасном обращении к папе Евгению, которое он произнес в начале Флорентийского Собора, так и в своем кратком рассказе об этом Соборе. Да, он глубоко верил в возможность восстановления прежнего единства между двумя Церквами. Он верил в это горячо и ревностно и трудился ради этой цели до изнеможения. Позже мы приведем речь святого Марка к папе Евгению. Здесь же приведем его краткий рассказ о Соборе. "Я последовал за Вселенским Патриархом и за Богоданным Царем и Самодержцем на Собор в Италии, не взирая ни на мою немощь, ни на трудность и огромность дела, но надеясь на Бога и на общих тех Предстателей,1 я верил, что все у нас будет хорошо и мы совершим нечто великое и достойное нашего труда и надежд".

___
1. То есть на святых Восточной и Западной Церквей (Арх.Амвр.).


С великим душевным подъемом греки отбыли в Италию; с не меньшим душевным подъемом их ожидали епископы, духовенство и народ Италии. Все верили, что желанный союз Церквей будет вновь достигнут.

Но очень скоро скорбная реальность сменила все надежды на мир.


ССЫЛКИ.

a Обращение святого Марка перед смертью к Георгию Схоларию. Migne, Patrologia Graeca, v. 161.

b Обращение святого Марка к папе Евгению IV при открытии Флорентийского Собора. Pt. 2.

c Из Деяний Флорентийского Собора (на греческом языке): Третья сессия, 14 октября 1438 г.

d Обращение к папе Евгению, п. 2.

e Там же, обращение целиком.

f Вольный перевод из Энциклического письма, п. 7.

g Письмо к пресвитеру Георгию из Метонии, п. 2.

h Письмо к настоятелю Ватопедского монастыря.

i Цитируется в моей книге, с. 226.

j Письмо к Георгию Схоларию, п. 2; ср. Энциклическое письмо, п. 5.

k Письмо к Киру Феофану, п. 2; Энциклическое письмо, п. 1. См. "Свидетельство Андрея Родосского" в моей книге, с. 409.

l См. обращение святого Марка к папе Евгению.

m См. наш обширный очерк об Императоре Мануиле II в "Православном пути" за 1966 г.

n Цитируется по J. Gill, The Council of Florence, Cambridge, 1959.

o Синаксарион святому Марку в службе ему, написанной его братом Иоанном Евгеником, напечатан в русском переводе в моей книге. Английский перевод недавно появился в книге J. Gill, Personalities of the Council of Florence, Oxford, 1964.

p Печатается в греческом оригинале и русском переводе А. Норовой, Париж, 1859.

r Синаксарион в службе (аколутии) святому Марку, опубликованный А. Пападопулосом-Керамеисом в Filologikos Syllos Parnassos Epetipis, v. 6, Athens, 1902.

s Названия этих книг будут приведены в конце статьи.

t См. прекрасную статью о. Александра Шмемана в "Православной мысли", VIII, 1951.

u Великий оратор Мануил, указ. соч.

v Иоанн Евгеник, указ. соч.

w "Рассказ митрополита Эфесского о том, как он пришел к епископскому достоинству, и разъяснение Флорентийского Собора". Migne, Patrologia Graeca, v. 159. Mgr. Petit, Patrologia Orientalis, v. XVII.

x Георгий Схоларий в своей погребальной оратории по святому Марку Эфесскому.


2. ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

ТИНОССКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ.

Самая известная из чудотворных икон современной Греции – темная икона Благовещения, которая дважды в год становится объектом огромного паломничества на остров Тинос. Этот рассказ о ее явлении в 1823 году – подробная иллюстрация прямого действия Божией Матери в жизни людей ради их спасения.

ПЕРВОЕ ОТКРОВЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО СНЕ (1821 год).

ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО 25 марта (праздник Благовещения Богородицы и начало греческой революции) Михаил Полизой, старый садовник с Андроса, много лет проживший на Тиносе, добродетельный человек лет восьмидесяти, ночью во сне увидел, как в его комнату вошла Богоматерь в белом одеянии. Стоя перед его кроватью, Она сказала ему: "Иди на поле Антония Доксараса, что за городом; копай там и найдешь Мою икону. Построй церковь, как некогда была здесь, Я помогу тебе в этом деле". Старик испугался и проснулся от странного сна. Он встал, перекрестился и, приписав все бесовскому искушению, снова лег спать. Но сон не шел к нему, потому что это сновидение не отпускало его разум и заставляло постоянно вспоминать все, что он только что видел и слышал. Находясь в таком состоянии, и прежде чем сон одолел его, он снова увидел Божественную Деву, идущую к нему. При Ее появлении нежный белый свет из какого-то неизвестного источника залил комнату и осветил все вокруг. Старик открыл полузакрытые глаза, протер их, чтобы убедиться, что это не сон, и, вздрогнув, поднялся. Перед его кроватью стояла Дева, на голове у Нее был венец из Божественного света. Девственный лик Ее был бесконечно изящен и сладок, а в больших и выразительных глазах виднелась бесконечная доброта Ее Божественного сердца. Старик встал, его тело дрожало от волнения, а зубы стучали от страха. Тогда Божественная Дева сказала ему: "Почему ты боишься? Если бы ты верил, ты бы не боялся. Твой страх происходит от неверия. Слушай, – продолжала Она, – я Панагия.; Там, на поле Антония Доксараса, зарыта Моя икона. Иди и копай там, чтобы найти ее: Я желаю этого и прошу тебя об этом, старец. Там строй церковь, подобную той, что существовала прежде. Я помогу тебе". С этими словами Дева исчезла.

___
1. Всецарица: греческий термин, обычно используемый для обозначения Божией Матери.


На следующий день старец Михаил встал очень рано, отправился к священнику деревни и рассказал ему о событиях ночи. Священник, однако, приписал вещий сон ошибке воображения старца и попытался успокоить его, добавив, что сон пришел от диавола, и увещевал его приобщиться Пречистых Таин, чтобы очиститься от искушения. Однако старец не успокоился и не мог поверить, что все, что он видел и слышал, было лишь сном, а значит прельщением и делом рук сатаны. Он рассказал о своем видении всем жителям деревни, некоторые из которых смеялись над ним, считая его сумасшедшим стариком, а другие говорили, что своим рассказом он пытается представить себя святым, увидевшим Богоматерь. Только двое поверили и, движимые скорее любопытством, решили отправиться ночью на указанное стариком поле и помочь ему в раскопках, хотя и опасались турок, под властью которых все еще находился остров и которые могли смотреть на них с подозрением.

И вот ночью они отправились со стариком на поле, взяв с собой инструменты. Поскольку поле было большим, они перерыли множество мест, проверяя их, но тщетно, потому что нигде не могли найти остатков древнего строения. В конце концов спонтанно решили копать в одном определенном месте. Не успели углубиться, как их кирки ударили по старой стене, из которой они вытащили изрядное количество кирпичей. Так они проработали всю ночь и не нашли ничего, кроме кирпичей. Наступило утро, и, опасаясь, как бы их не обнаружили турки, они ушли обескураженные, приписав видение старика его воображению.

ПЕРВОЕ ЧУДО.

Смотря на это, владелец поля Антоний Доксарас, обнаружив кирпичи, которые рабочие и старец Михаил в изобилии выкопали во время раскопок, решил воспользоваться этим и использовать их. Наняв строителей, он начал строить из этих кирпичей печь. Но каково же было его изумление, когда он и рабочие увидели, что раствор не прилипает к кирпичам, и поэтому, как только они пытались построить хотя бы одну часть печи, она тут же рушилась, как будто какая-то невидимая сила толкала и разрушала ее, показывая таким образом, что она не желает, чтобы кирпичи, взятые из храма, были осквернены, будучи использованы им для строительства печи.

СОН МОНАХИНИ.

Прошел целый год со времени видения добродетельного старца Михаила. Видение и последовавшие за ним раскопки, волнение народа и предположения, которые были сделаны в то время, были забыты, и об этих вещах не упоминалось. В это время, утром одного из воскресений июня 1822 года, Богоматерь вновь явилась во сне в виде блистательной Девы, украшенной невыразимой славой и сиянием, одной целомудренной и добродетельной монахине, восьмидесяти лет от роду, по имени Пелагия, жившей в монастыре Успения Богородицы, который находился примерно в часе езды от деревни Тинос на горе Кехровуни. Эта монахиня жила в монастыре с детства и являла собой пример добродетельной христианской жизни, поэтому все в монастыре и на острове очень почитали ее за благочестие, она была известна повсюду. Никто не знал ни о ее прошлом, ни о происхождении ее семьи. В миру ее звали Лючией.

Этой добродетельной монахине во сне явилась Богоматерь и сказала ей: "Встань скорее и иди к Стаматело Кангадесу" (одному из видных людей деревни, который был попечителем монастыря) "и скажи ему, чтобы он открыл Мой дом, который зарыт на поле Антония Доксараса, чтобы он сам руководил строительством славного и величественного храма". Пелагия, испуганная видением, немедленно встала и начала молиться, приписывая сон своему воображению. По этой причине она не решилась никому об этом рассказать.

Ровно через семь дней Богоматерь снова явилась Пелагии и напомнила ей о своем желании. Но поскольку монахиня продолжала молчать и никому не рассказывала о своем видении, Матерь Божия явилась ей в третий раз, на этот раз с суровостью, и, стоя перед ее постелью в невыразимом величии, отчитала ее за неверие и равнодушие и добавила повелительным голосом: "Иди, как Я тебе сказала, и будь послушной". От этой суровости и повелительного тона Пелагия проснулась в ужасе. Ее тело дрожало, и она приподнялась. Открыв глаза, она увидела ту же Деву, которую видела во сне, – Она по-прежнему неподвижно стояла перед ней с величественной осанкой и взглядом, испускавшим вокруг нее таинственный и нежный белый свет, и пристально смотрела на монахиню Своими большими и прекрасными глазами. Пелагия, охваченная ужасом, смогла собраться с силами, чтобы спросить таинственную Деву: "А кто Ты, Госпожа моя, что так гневаешься на меня и повелеваешь мне делать это?" На этот вопрос таинственная Дева подняла руку и, словно указывая на весь мир, с величественным видом произнесла: "Благовествуй, земле, радость велию!"1 Монахиня уже не сомневалась, что стоявшая перед ней Дева – Богоматерь и что она была предопределена Ей для обретения Ее чудотворной иконы. Поэтому, преисполнившись радости, Пелагия воскликнула: "Хвалите, Небеса, Божию славу!"2 и, встав, быстро побежала к настоятельнице и рассказала ей все, что видела и слышала. Игумения, зная добродетель и благочестие Пелагии, поверила ей и немедленно послала за попечителем монастыря Стаматело Кангадесом, названным Богородицей и проживавшим в Карье, живописной деревне в часе езды от города. Ему благочестивая монахиня также с благочестивым страхом поведала о своем видении. Кангадес поспешил поговорить с Гавриилом, епископом острова, Богобоязненным и добродетельным человеком, которому он также представил монахиню. Поскольку Гавриил знал и о видении старца Михаила Полизоя, и, видя, что все это во многом сходится, он поверил Пелагии и поспешил на следующий день созвать совет из старших граждан острова и объявить им о желании Богородицы. Все были согласны действовать согласно желанию Богородицы и предоставили всю полноту власти епископу Гавриилу.

___
1. Задостойник праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
2. Вторая фраза задостойника праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.


Так, на следующий день после совета он разослал по всем церквям острова энциклическое письмо, в котором увещевал жителей содействовать в этом великом и Богоугодном деле обретения чудотворной иконы и всечтимого храма.

Все жители острова проявили желание и прислали епископу Гавриилу все, что могли. Таким образом, была собрана достаточная сумма денег.

РАСКОПКИ СВЯТОЙ ИКОНЫ.

В сентябре 1822 года под руководством Стаматело Кангадеса начались раскопки, и через несколько дней был обнаружен фундамент древнего храма Предтечи. Однако, хотя вся территория, которую занимал храм, была раскопана, нигде не было найдено искомой иконы. Все, что было найдено – это древний колодец глубиной более двадцати метров, расположенный недалеко от Красивых ворот.

Собранные деньги были исчерпаны. Поэтому работы были прекращены, и никто больше не думал о строительстве храма на фундаменте обнаруженного храма святого Иоанна, как повелела Пелагии во сне Пречистая Дева.

ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ.

Монахиня Пелагия вновь увидела сон, в котором явилась Вседержительница и увещевала ее передать жителям острова, чтобы они вновь взялись за работу, заброшенную на поле Доксараса ради обретения Ее иконы. На следующий день Пелагия рассказала о своем сне епископу, и тот снова обратился к жителям с предписанием внести посильную лепту в строительство храма Вседержительницы. В течение нескольких дней была собрана приличная сумма денег и было решено построить еще один храм на фундаменте открытого храма святого Иоанна. Для этого были избраны еще трое самых видных граждан острова, и они вместе со Стаматело Кангадесом взяли на себя руководство строительством священного храма.

ЧУДО.

В тот день, когда епископ Гавриил должен был заложить первый камень со славословием Богу, чтобы начать работы, он сначала попросил принести немного воды для водоосвящения, но воду нигде не смогли найти. Тогда он решил немного подождать, пока в деревню святителя Николая пошлют человека, чтобы тот принес немного воды. Вдруг к епископу подошел мальчик и сказал, что колодец, который находится за Красивыми воротами, полон воды доверху. Все усомнились в словах ребенка, так как было известно, что колодец пересох. Однако с большим удивлением они увидели, что он полон до краев. У них не осталось сомнений, что они стали свидетелями чуда Всевышнего.

Через некоторое время строительство храма было завершено, и он был удостоен имен святого Иоанна и Живоносного Источника.1 Из-за того, что вода странным образом выходила из этого источника, его также называли Святым источником. Даже сегодня паломники на Тинос пьют эту воду, и она почитается святой.

___
1. Святой источник, открытый Богородицей Императору Льву Фракийцу в пятом веке, находится за стенами Константинополя. По сей день он славится многочисленными исцелениями. Праздник Живоносного Источника в Греческой Церкви приходится на Светлую пятницу.


НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ.

Недалеко от ворот старого храма святого Иоанна была найдена мраморная колонна, на которой было высечено следующее:

«Свет жизни; келья, принадлежащая господину моему святому Исидору». Из этой надписи следует, что древний храм святого Иоанна был построен епископом острова по имени Исидор, но до сих пор неизвестно, в какое время он жил. В развалинах храма святого Иоанна было найдено множество кусков мрамора, кирпичей и черепицы, из которых следует, что этот храм был построен из остатков древнего величественного храма. Историк Афинаиос упоминает, что когда-то здесь находился прославленный храм Посейдона, "бога" морской стихии. Вокруг него была большая роща, а рядом – вода, чистейшая и обильная. Оказывается, христиане разрушили этот храм и из мраморных плит, камней, черепицы и кирпичей построили храм святого Иоанна. Храм святого Иоанна был сожжен около 1200 года арабами-сарацинами, которые в то время жгли и грабили все острова Эгейского моря.

ОБРЕТЕНИЕ СВЯТОЙ ИКОНЫ.

Храм Живоносного Источника был почти достроен, оставалось лишь окончательно украсить его и выложить каменный пол. 30 января 1823 года, в день праздника Трех Святителей, несколько рабочих разравнивали землю у храма, готовясь к укладке камней. Был уже почти полдень, когда рабочий по имени Эммануил Мацо, копавший в месте, расположенном в паре метров к западу от колодца, обратил внимание, что его кирка ударила по куску дерева, который разломился посередине. Из любопытства он взял кусок дерева в руки и увидел, что с одной стороны оно обгорело. Однако на другой стороне остались следы краски. Он очистил его рукой и с великим изумлением увидел, что это икона. Не было никаких сомнений, что найденные им два куска дерева и есть искомая икона Вседержительницы. Вне себя от волнения он взял в руки оба куска иконы и, пытаясь соединить их вместе, перекрестился и поцеловал ее.

Криком он позвал других работников, которые поспешили поклониться святой иконе. Икона была тщательно очищена, и стало ясно, что это икона Благовещения Богородицы. С художественной точки зрения это был шедевр. Раскол находился ровно посередине иконы, между Богоматерью и архангелом Гавриилом, нисколько не задевая их, что сочлось чудом. Икона признана творением рук апостола Луки, одной из семидесяти икон, написанных им. В тот же день она была передана епископу Гавриилу, который проявил столь большое рвение, убедительно увещевая жителей начать раскопки, в результате которых была найдена эта драгоценная жемчужина Православия. Полный радости и слез умиления, добродетельный Гавриил, подобно другому, Симеону, принял чудотворную икону на свое лоно и, полный благоговения, многократно целовал ее, восклицая в радости: "Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои!"

ВСЕСВЯТАЯ СПАСАЕТ ОСТРОВ ОТ ЧУМЫ.

Великое и радостное событие обретения дивной иконы распространилось по всему острову и быстро стало известно, и жители массово поспешили со всех концов, чтобы поклониться и облобызать ее, призывая в помощь Богородицу. В то время на острове свирепствовала чума, от которой многие умерли и многие пострадали. Но как же велико было изумление жителей, когда они увидели, что с момента обретения иконы чума перестала губить жителей, а через несколько дней болезнь была полностью изгнана с острова, и те, кто подвергся ей, исцелились. Чудо было очевидным. Божья Матерь спасла остров от чумы.

ХРАМ ЕВАНГЕЛИСТРИИ. 1

___
1. Титул Матери Божией, относящийся к Благовещению, буквально означает: Та, Которой благовествуется.


После обретения всечестной иконы и подтверждения видения добродетельного старца Полизоя и благочестивой монахини Пелагии истинное и святое воодушевление охватило всех жителей острова, которые решили исполнить до конца святую волю Божией Матери, построив для Нее большой и прекрасный храм, удостоенный имени Евангелистрии. Священники, знатнейшие граждане и простой народ поспешили: один – предложить свои поля, на которых сегодня стоит прекрасное строение, другой – часть своего имущества, третий – драгоценности жены, иной – серебряные сосуды своего дома; а бедняки предлагали свой личный труд для строительства всепрекрасного храма. Так над упомянутым храмом Живоносного Источника, который сегодня называется храмом Обретения (иконы), был заложен фундамент для строительства храма Евангелистрии. Но при всем святом воодушевлении жителей, при всем рвении городов и сел, собранных с них денег не хватало, не хватало только их личного труда, и нужны были деньги на строительство храма. Люди с тяжелым сердцем видели, что их труд, едва начатый, может прекратиться. Однако Богоматерь не могла оставить жителей в их святом труде без помощи, которую Она обещала старцу Михаилу и жителям острова. Сколько раз, как рассказывали старики, они спали с тяжелым сердцем, думая, что на следующий день работа будет прекращена, так как казна храма пуста. И все же утро встречали чудом Богородицы: щедрым приношением. Таким образом, помощь Богородицы в работе продолжалась с изобилием. Мы могли бы упомянуть здесь множество чудес, но ограничимся двумя, первое из которых произошло после возведения фундамента.

СТО ДВОЙНЫХ КОЛОНН.

Фундамент храма еще только немного возвышался над поверхностью земли, а деньги в казне были на исходе. Опечаленные, все видели, что через некоторое время работы прекратятся. В горе и отчаянии епископ и лучшие жители острова советовались, что делать. Однажды утром к острову подошел корабль из Англии, на котором находился английский вице-консул Э. Флик. И он, и капитан корабля, Ф. Тэк, были католиками.

Когда корабль бросил якорь у Тиноса, где в то время не было гавани, на море внезапно поднялась страшная буря. Огромные волны со страшной яростью разбивались о скалы берега и грозили смыть все, что там окажется. Небольшие лодки, стоявшие на якоре в маленькой бухте острова, были выброшены на берег. Английский корабль "As You Like It" – "Как ты любишь", стоявший на якоре посреди небольшой бухты, начало швырять, подвергая серьезной опасности. Брошенные в море якоря стали рваться один за другим, и огромный корабль был готов разбиться о скалы. Английский капитан, увидев огромную опасность – его корабль был закреплен только одним канатом и брошен посреди яростной стихии, со страхом перевел взгляд с корабля на сушу. Там, высоко на холме, он увидел строящийся храм. Со слезами на глазах он воззвал к Божественному вмешательству Богоматери, пообещав Ей сто двойных колонн, если его корабль будет спасен.


Чудотворная Тиносская икона с металлическим окладом.


Тогда те, кто находился на берегу, наблюдая за страшной яростью бури, оказались перед потрясающим зрелищем. Все море продолжало неистовствовать, и только вокруг английского корабля царило спокойствие, словно какая-то невидимая рука простиралась над ним, не давая диким волнам разбиваться о него.

Корабль был спасен!

Английский капитан, хотя и придерживался другой веры, верил в сверхъестественную силу, спасшую его от гибели, и не забыл своего обещания Божией Матери. Утром следующего дня, как только он сошел с корабля, он рассказал о чуде старейшинам острова, вместе с ними с благоговением и страхом поцеловал икону и предложил попечителям храма сто двойных колонн, с которыми продолжилась работа по строительству.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВСЕХ ИМУЩЕСТВ.

Аливизий Калабриос, уроженец острова, один из богатых его жителей, крупнейший купец, во время революции был поражен страшной чумой, у него помутился рассудок от недуга. Брошенный врачами, которые отчаялись в том, что его можно вылечить, он бросился в море, чтобы утонуть и избавиться от мук и страданий. Однако, даже утопая, он взывал к Всевышнему о своем спасении и исцелении от страшной болезни, обещая всю жизнь служить в храме и посвятить ему даже все свое имущество. И вышел он из воды невредимым и полностью исцелился от страшной болезни. Преисполненный благодарности, благочестивый человек поспешил со слезами на глазах поцеловать чудотворную икону за свое исцеление. Исполняя свое обещание, он стал избавляться от своей торговой лавки, наполненной товарами, а деньги, вырученные от этого, тратил каждую субботу, поднимаясь в храм и выплачивая еженедельное жалованье работавшим там строителям. Затем он постепенно избавился от всего своего имущества – складов, домов, полей, садов и огородов, которые и по сей день показывают как некогда принадлежавшие ему – и на эти деньги долгое время продолжал поддерживать строительство. Став нищим, он облекся в монашескую рясу и посвятил душу и тело служению храму и почитанию Богородицы. Он прожил там до глубокой старости, служа и являясь живой историей строительства прекрасного храма и рассказчиком о безграничных чудесах Богородицы. Любимый и почитаемый как жителями, так и чужестранцами, он почил в 1872 году.

Так, с Ее Божественной помощью, как обещала Богородица благочестивой Пелагии, работа продвигалась быстро. Слава о Ее бесчисленных чудесах, распространявшаяся изо дня в день, стала причиной непрекращавшихся пожертвований, которые обеспечили средства на строительство. Притвор, храм, колокольня, иконостас и все прочее, что находится в этом храме, – лишь одна из страниц нескончаемого списка чудес Божией Матери через Ее всечестную икону. Это совершение великого и сверхъестественного события, через которое Божия Матерь, явив Свою Божественную силу, возбудила благодарность облагодетельствованных, и они возвестили о благодеянии щедрыми дарами храму. Даже и мусульмане, которые часто были свидетелями многочисленных исцелений Божией Матерью, а некоторые из них и сами лично получали исцеления, внесли немалую лепту в строительство и украшение храма.

ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОЕНАЧАЛЬНИКА.

Как истинное свидетельство приношений и веры мусульман в чудотворную икону, справа от Богомольца, когда он входит во двор здания, находится украшенная мраморная купель, в которой совершается Великое освящение воды на Богоявление. Эта купель – подношение турка Мустафы Ага, военачальника (в то время), правителя Крита. Будучи парализованным, он, по совету своего врача, который был христианином, пришел в храм со своей свитой и слугами и оставался там около двух месяцев. В один из дней, когда за него возносили молитвы перед всечестной иконой, он полностью выздоровел. Внезапно он вскочил перед изумленными зрителями, бросился и покрыл икону поцелуями и обещал ежегодно присылать 500 пиастров (что и делал до конца своей жизни). Он также построил купель как свидетельство чуда.

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА.

Так, благодаря дивным чудесам Богородицы, попечителям храма в изобилии посылались пожертвования, и в 1823 году, в течение года после начала строительства, храм был завершен. Епископ Гавриил со всем духовенством совершил освящение при стечении всех жителей острова, которые радовались и прославляли Богородицу, ибо Она, по словам Псалмопевца, благоволила, чтобы маленький Тинос стал Ее обителью.

«Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его (Пс.131:14).


3. ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.

Все и лица священного сана, и миряне, и монахи должны призывать
ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
[что есть Иисусова молитва].
По силе своей.

Блаженнейший СИМЕОН, архиепископ Солунский.
Переведено с V тома греческого Добротолюбия.


СИЕ ПРИЗЫВАНИЕ ВСЯКИЙ БЛАГОЧЕСТИВЫЙ всегда да возглашает, как молитву, и умом своим и языком, и стоя, и ходя, и сидя, и склоняясь на ложе; и говоря что-либо, и делая, – и всегда да понуждает себя к тому, и обретет великий покой и радость, как опытно знают это имеющие о сем заботливое попечение. – Но как это для людей житейских и даже для монахов, когда они находятся в неизбежных хлопотах о житейском, невыполнимо, то хоть определенное время пусть каждый на это отрядит, – только да имеют правилом всегда творить молитву сию все, и освященного чина лица, и монашествующие, и миряне:

монашествующие, как к тому уже и призванные и неотложный долг имеющие, хотя в хлопотах бывают по исполнению послушаний, всегда да нудят себя творить сию молитву и призывать Господа непрестанно (I Фес. 5:17), хотя с расхищением мыслей и пленениями ума, и по причине сего расхищения да не позволяют себе нерадеть о ней, но всячески да стараются опять возвращаться к ней и радоваться сему возвращению;

лица священного сана да радеют о сем деле, как о проповеди, как о священнодействии, как о проявлении любви своей ко Христу Господу;

миряне да блюдут сию молитву, как печать и знамение веры своей, как охрану, освящение и отгнание искушений,

– Сего ради все и лица священного сана, и миряне, и монахи, восстав от сна, прежде всего должны вспоминать о Христе и об Нем помыслить, принося Ему сие первомыслие (Евр. 13:15), как жертву, яко Им спасенные, Его имя носящие, в Него облекшиеся во святом крещении (Гал. 3:27), Им запечатленные во святом миропомазании, Его Тела и Крови причащающиеся и через то членами Его делающиеся (I Кор. 12:27), и храмом (II Кор. 6:16), и живущим Его в себе имеющие. За все сие всякий христианин долг имеет вседушно любить Его, и по любви сей стараться всегда помнить Его; и кроме того иметь определенное время творить молитву Его по силе своей.


4. ЧУДЕСА ОТЦА ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО.


ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ТУБЕРКУЛЕЗА
1907

Я РОДИЛАСЬ В КОДИАКЕ и жила там, когда произошло это чудо. Когда мне было два или три года, я сильно заболела. Доктор Сильверман вел мое дело, и с его медицинской точки зрения моей проблемой был туберкулез бедра. Моя нога поднималась к спине, причиняя ужасную боль. Что они могли сделать на тот момент, кроме как держать меня в постели и как можно более комфортно? Я была полностью согласна, поскольку мне было слишком плохо и больно, чтобы пробовать иначе. Они пытались растянуть мою ногу с помощью банки, наполненной песком, прикрепленной к ноге, и каждый день добавляли к весу все больше песка. Позже, когда я смогла ходить, мне пришлось передвигаться на костылях. К семи годам моя больная нога стала меньше другой и по-прежнему причиняла боль.

На Еловом острове время от времени проводились службы. Однажды летним днем 1907 года мы отправились туда на нанятом маленьком частном пассажирском катере. По дороге у меня начались ужасные боли, которые не прекращались. Когда мы приплыли, на берегу поставили палатки, в которых можно было есть и спать. Было около 30-40 человек, в том числе отец Кошеваров и певчие хора. Ночью мне стало хуже, и я всю ночь не могла заснуть.

Утром все пошли в церковь, построенную над могилой отца Германа. К ней ведет крошечная узкая тропинка через густой лес. Она вымотала меня. Я опиралась на костыли и плакала от боли, с трудом передвигаясь. Тогда мама взяла меня на спину, надеясь ускорить путь, но это не помогло, так как я была слишком тяжелой для нее. И никто не мог нам помочь, потому что мы остались далеко позади.

В часовне не стали начинать службу, потому что мне нужна была исповедь, и они ждали и ждали нас. Потом пришли пятеро молодых людей и понесли меня на руках, как ребенка, прямо к ступеням церкви. С помощью костылей я подошла к гробу с останками отца Германа, который находится в центре часовни, немного правее. У гроба я уже собиралась положить костыли на пол, как они подкосились, и я в полном изнеможении упала всем телом на гроб, головой вниз. И я плакала и молилась отцу Герману.

И вдруг со мной что-то произошло! Боль исчезла. Я почувствовала, что больше нет усталости. Я встала и пошла от гроба без костылей через всю церковь к месту, где стояла мама, к большому удивлению всех. С двух лет я всегда пользовалась костылями для ходьбы – впервые я шла к маме без них. Все собрание церкви задохнулось от удивления, будучи свидетелем этого. Я простояла рядом с мамой всю службу и подошла к причастию. После службы мы вернулись в палатки на пляже, чтобы поесть, и я шла по той же самой тропинке так легко, как будто я была на воздухе, не касаясь земли. Но мама настояла, чтобы я пользовалась костылями, боясь, что я упаду. После ужина все пошли собирать ягоды, в том числе и я, и мы прошли мимо церкви. Я несла с собой костыли, но на самом деле не пользовалась ими, взяв их только потому, что мама настояла.

Моя нога, конечно, осталась короче другой, но проблем с ней больше не было.

Не знаю, почему я так болезненно отношусь к этому, но это так.

Моя мама еще жива и готова засвидетельствовать достоверность этого чуда, как и все те, кто присутствовал тогда в церкви, если они еще живы.

Миссис Алиса Крюгер (Александра Чичинева).

Сиэтл, Вашингтон 16 сентября 1961 года.


5. НОВЫЕ КНИГИ.

ГРАД ПУСТЫНЯ, Дервас Дж. Читти. Оксфорд: Бэзил Блэквелл, 1966. 222 стр.

Сам заголовок раскрывает намерения автора: Введение в историю египетского и палестинского монашества в период Христианской Империи. По сути, это справочник по раннему монашеству (IV-VII вв.), объединяющий в последовательное изложение жизнь таких выдающихся монахов того времени, как преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Макарий Александрийский и Пахомий (в Египте) и преподобные Харитон, Иларион, Епифаний, Феоктист, Савас и Герасим (в Палестине). Она опирается прежде всего на классические православные тексты, относящиеся к этой теме: "Лавсаик" Палладия, "Луг духовный" Иоанна Мосха, "Житие святого Антония" Афанасия, другие жития святых и рассказы о путешествиях.

Точка зрения на все это – внешняя: взгляд неправославного ученого, который "оценивает" православное монашество. Тем не менее результат получился гораздо лучше, чем можно было бы ожидать от такого источника, и по двум основным причинам:

1. Несмотря на то, что автор занимается археологией (которая в этой, как и в других областях, привела многих "мнительных" ученых к плохо обоснованным спекуляциям, полностью расходящимся с традиционными представлениями), он использует археологию только для иллюстрации основного исходного материала, которым являются первичные тексты того периода.

2 Автор верен своей теме, ограничиваясь только православным монашеством, оставляя в стороне коптский и другие варианты, которые также открывают путь к напрасным "оригинальным" спекуляциям и новым выводам ценой деформации исследуемого предмета.

Приятно также обнаружить в книге минимум фасада "утонченности" многих агностиков и римо-католических ученых, которые с удовольствием находят "поддельные" тексты, опровергают чудеса и ставят под сомнение существование некоторых святых. Автор с уважением относится к православным рассказам о собственном монашестве и не стремится часто навязывать им свою "мудрость". В результате получается объективный и сочувственный рассказ о раннем православном монашестве, рассматривающий в основном жития основных монашеских святых, а также развитие монастырских институтов и терминологии.

Ценность книги повышают 17 черно-белых фотографий современных монастырей и археологических останков, а также удобная хронологическая таблица и несколько карт, полные указатели и библиография.

Е. Р.

Рецензируемую книгу можно приобрести в магазине ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ КНИГИ И ИКОНЫ за 7,50 долларов США.



6. ПАЛОМНИЧЕСТВА ПО ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯТЫНЯМ АМЕРИКИ.

ПАЛОМНИЧЕСТВО ПЯТОЕ.
[Свято-Преображенский монастырь
в Бостоне, Массачусетс.]

Американские города тоже видели теперь некоторые образы православного свидетельства, иногда скрытые от грубости мирского, но достаточно сильные, чтобы действовать как евангельская закваска... Жил в Бостоне во втором десятилетии XX столетия молодой человек по имени Николай Пантелеймонов.  Он был эмигрантом из Царской России и обладал, по его мнению, сокровищем всех пяти томов Добротолюбия и многих других духовных книг.  И он занялся тем, чему учили эти книги, ведя жизнь строгого подвижничества по учению Православной Церкви. Но однажды он впал в какой-то тяжкий грех, и, выслушав его исповедь, священник наложил на него очень суровую епитимью в несколько сотен, если не тысяч, поклонов в день в течение по крайней мере года. Еще до истечения этого срока священник умер, и совестливый юноша принял на всю жизнь незаконченную епитимию.

 Он работал ночами на фабрике, а дни проводил, запершись в своей темной чердачной комнате, в долгих духовных упражнениях и долгой усердной молитве со слезами. Подышать свежим воздухом он выходил только после заката, бродя по туманным улицам.  Всю свою жизнь он не ел ничего, кроме нечищенной вареной картошки да соленой селедки, и пил только некрепкий чай. Хотя последние годы его были несколько вялыми, вся его жизнь была подвигом. В последние годы он был поставлен в диаконы, но почему-то, несмотря на свою абсолютную преданность Церкви и всякой ее службе, не был в фаворе. Он умер бедняком в городской больнице, много лет назад сам устроив все приготовления для своего захоронения.


 В прежние годы, как он потом признался, когда он ежедневно совершал тысячи поклонов, плача в покаянии и испытывая силу невидимых духов, ему были дарованы видения преподобного Серафима Саровского. Впервые он увидел преподобного Серафима на Гарвардской площади в Кембридже, когда выходил из метро, не зная, куда идти, чтобы найти русских людей.  Он взял на себя обязательство помогать бедным монахам на Афоне, продавая их иконы православным бостонцам. В отчаянии он колебался, не зная, по какой улице идти, как вдруг в некотором отдалении от себя увидел старца в полном монашеском облачении, в котором тотчас же узнал возлюбленный образ преподобного Серафима. Святой дружелюбно смотрел на него и рукой указывал направление, куда идти, даже сам немного пройдя. Он последовал за Преподобным по Массачусетс-авеню в сторону Бостона. Но вскоре фигура святого, который несколько раз оборачивался, чтобы посмотреть, шел ли отец Николай следом, исчез. Таким чудесным образом, отец  Николай пришел к очень хорошим и благочестивым людям, которые купили иконы, которые он вез, на продажу. Второй раз святой явился ему при неизвестных нам обстоятельствах. Преподобный появился в районе многолюдной Тремонт-стрит в центре города, жестом показав отцу  Николаю следовать за ним. Святой выглядел очень высоким и двигался быстро, шел так быстро по другой стороне улицы, что отец Николай едва успевал за ним;  наконец, совершенно изнемогая, он потерял его из виду.

 Связи в духовном мире часто складываются из невидимых уз.  Интересно, что в непосредственной близости от того самого района, где отец Николай когда-то бродил по извилистым улочкам Бостона, читая Иисусову молитву, православный монастырь в строгой афонской традиции возник как бы из ниоткуда.  Всю свою жизнь отец Николай готовился к монашеской жизни, но так и не поступил в монастырь, повинуясь ложному совету своего старца-мирянина, который сказал ему, что монашеская жизнь слишком вялая.  Теперь группа посвященных молодых монахов совершает там свои всенощные бдения, не зная, что, может быть, многострадальный дух отца Николая помог им основать афонский монастырь в холодной столице Новой Англии...


СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 В БОСТОНЕ, МАССАЧУСЕТС

 И пришел он на Святую Гору, и увидел там много монастырей, и полюбил Гору, и упросил игумена одного монастыря постричь его.  Соответственно игумен сделал его монахом, дав ему имя Антония и научив вести монашескую жизнь, сказал: «Возвратись на Русь, и благословение Святой Горы будет на тебе, ибо от тебя многие  станут монахами».

 — Киевская летопись, 1051 год.
 (об основателе монашества на Руси преподобном Антонии и Киево-Печерском монастыре).

 СВЯТО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ был основан схииеромонахом Пантелеимоном, который и стал его игуменом.  Греческого происхождения, он родился и вырос в Детройте, штат Мичиган.  В возрасте 21 года он отправился на Святую Гору Афон, где прошел послушания и был пострижен в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре, получив имя великомученика.  В 1960 году принял схиму в Новом скиту. Рукоположен во диакона в Бостоне, штат Массачусетс, и в священники у Живоначального Гроба Спасителя в Иерусалиме.

 Монастырь был впервые размещен (1960 г.) в Хаверхилле, штат Массачусетс, в поместье Попофф, которое было приобретено для этой цели, и был должным образом зарегистрирован в соответствии с законами штата Массачусетс в 1961 г. Среди целей, указанных в Соглашении об ассоциации,  были следующие: «Основание православного монастыря в Соединенных Штатах с использованием Типикона Святой Горы Афон. Чтобы пересадить, продвигать и увековечивать православное монашество в Соединенных Штатах».

 В 1962 году монастырь был переведен на Орчард-стрит, 57 в Ямайка-Плейн, пригороде Бостона, где и находится по сей день.  В том же году он стал владением (Подворьем) Неа Свято-Горского скита, а в 1964 году этот акт был санкционирован Свято-Павловским монастырем, в подчинении которого находится Неа скит.

 С самого начала монастырь не находился под юрисдикцией в этой стране, а скорее следовал традициям и обычаям Святой Горы, будучи непосредственно подчиненным Афону, поскольку его основателем был афонский монах. Таким образом, согласно Типикону Святой Горы, Вселенский Патриарх непосредственно поминался за Божественной литургией.  Так было до Рождества 1963 года, когда Патриарх встретился с Папой в Иерусалиме и вместе с ним помолился.  С тех пор поминовение Патриарха, другие экуменические действия которого также вызвали большие волнения в православном мире, было опущено, как и опущено на Святой Горе большинством монастырей, в том числе и Павловским, к которому относится Спасо-Преображенский монастырь.

 Тогда возник необычный вопрос, кого поминать. На Святой Горе вообще не используется имя.  В сложившихся обстоятельствах отцы Святой Горы сочли за лучшее, чтобы молодая община попала под духовную опеку и руководство Синода Русской Зарубежной Церкви, чью юрисдикцию они считали единственной хранительницей Православия в Западном полушарии. Монастырь был принят в состав Зарубежной Церкви в декабре 1965 года.

 Следуя совету святого старца Иосифа1 Святогорца и Преданию отцов-пустынников, монастырь никогда не просил средств и даже осторожен в приеме добровольных пожертвований. Всем друзьям говорят, что они могут помочь монастырю, купив его изделия ручной работы.

___
1. См. «Укорененные в Боге» Константина Каварноса (Афины, 1959 г.), стр. 203–207.


 Монастырь следует старому календарю и использует три языка Богослужения: греческий, церковнославянский и английский.  Чтения в трапезной ведутся на английском языке.  Сообщество состоит из монахов американского происхождения и послушников греческого, русского, сирийского, английского, ирландского, шотландского и немецкого происхождения.  В настоящее время есть один священник-монах, пять других монахов и четыре послушника.  Главный праздник – Преображение Господне с двумя святыми покровителями: святителем Иоанном Богословом и святителем Григорием Паламой.


 МОНАСТЫРСКОЕ ПРАВИЛО.

 Устав, или типикон, которому следуют – одного из монашеских исихастов Святой Горы Афон, особенно устав, оставленный святым старцем Иосифом Новоскитским, преставившимся в 1959 году. Типикон находится где-то между общежительным и отшельническим.

С раннего утра и до полудня монахи занимаются рукоделием: изготовлением благовоний и свечей, росписью икон, изготовлением икон.  (Монастырь издал несколько репродукций икон и надеется в течение года опубликовать иконы Двенадцати больших праздников литургического года.) В полдень проходит общая трапеза с чтением на английском языке. Затем все расходятся по своим комнатам для отдыха, молитвы и религиозного чтения.  Обычно в это время в исихастском типиконе вечерня совершается по четкам (т. е. по шести четкам на 300 узлов, каждый монах читает Иисусову молитву индивидуально в своей келье вместо службы в храме).

 В 3:30 деревянный талантон созывает всех на Девятый час и вечерню (это небольшое отступление от исихастского устава), после чего один из монахов рассказывает Жития святых следующего дня. Это сделано в интересах тех, кто не умеет читать по-гречески, так как полное собрание Житий святых еще не переведено на английский язык. После этого все снова идут в трапезную за теплым питьем и куском хлеба. Есть только один прием пищи в день. Если с полудня остались какие-то остатки, их обычно ставят в это время.

 Затем, около 18 часов, все расходятся по своим кельям, где по четкам в одиночку в тишине и темноте совершается бдение. В это время обычно читаются Повечерие, Орфрос (Утреня) и Часы (три четки по 300 узлов на Повечерие и каждый Час и двенадцать 300-узловых четок на Орфрос. Обычно в это время читается Акафист Пресвятой  Богородице индивидуально в своей комнате.

 В полночь все спускаются в часовню на Божественную литургию, которой предшествует чтение псалмов, то есть кафизм дневного ортоса. Поскольку поминается много имен, подготовка к Божественной литургии обычно занимает около часа;  таким образом, Божественная литургия начинается примерно в 1:00 и заканчивается в 3:00, в это время все расходятся по своим комнатам для отдыха. Между 6:00 и 7:00 утра все встают.

 Каждый четверг поется Параклесий (канон) святому Нектарию в присутствии мощей и чудотворной иконы святого. Каждую субботу вечером, а также накануне больших праздников Спаса, Божией Матери и прославленных святых Великая вечерня обычно совершается в 18 часов с литией.  В эти дни также обычно поют полный Ортрос. По субботам, воскресеньям и большим праздникам Литургия совершается утром, чтобы несколько благочестивых людей могли прийти ко Святому Причастию. Каждую субботу после Божественной литургии по усопшим поется панихида с коллевой (кутья, т. е. вареная пшеница).

Во время Святого Великого поста после трехдневного поста в начале первой седмицы ежедневно совершается Преждеосвященная Литургия, кроме субботы и воскресенья, когда совершаются Литургии святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого. Преждеосвященная литургия совершается в соединении с вечерней, начиная с 13:00.  и заканчивается около 15:30, после чего принимается трапеза дня с чтением преподобного Иоанна Лествичника.  Великое повечерие поется каждый день в 18:00.  В остальном типикон тот же.  Все спускаются в полночь, как обычно, либо канон Пресвятой Богородице прославить, либо акафист Крестовоздвижению прочесть.  В часовне постоянно горят двадцать три лампады с оливковым маслом.  Часовня и трапезная монастыря украшены иконами в строгом византийском стиле, многие из них выполнены покойным ревнителем и представителем традиционного Православия Фотисом Контоглу. Здесь находятся мощи более шестидесяти святых, а также другие святыни, в том числе несколько кусков дерева от Животворящего Креста, один кусок от омофора и еще один от Пояса Богородицы.

 Несмотря на свою молодость, община уже имеет прочную основу для выполнения своей задачи: пересадки афонского монашества на американскую землю.  Трудность этой задачи вполне можно представить, принимая во внимание полное незнание православного монашества со стороны американцев вообще и, к сожалению, большинства православных американцев в частности. Сообщество прошло через многие трудности, особенно в начале.  Отца  Пантелеимона неоднократно называли глупым и мечтателем, многие, в том числе православное духовенство, высмеивали его из-за того, что он настаивал на том, чтобы носить окладистую бороду, нестриженные волосы и традиционную православную монашескую одежду.  Еще одним предметом критики было его настойчивое соблюдение юлианского календаря. Его неоднократно предупреждали, что молодые люди, родившиеся и выросшие в этой стране, не последуют за ним, если он не «модернизируется». Отец Пантелеимон терпеливо все это терпел и отвечал, что не для того стал монахом, чтобы иметь последователей.  Он остался в этой стране только по воле своего старца, отшельника Иосифа, который пророчествовал о создании общины в Соединенных Штатах.

 Влияние общины на православные круги Америки неуклонно возрастает по мере того, как она становится признанной одним из немногих твердых островков подлинного Православия в огромном море современной американской религиозной жизни.

Следующий выпуск: Паломничество к Тихвинской иконе Божией Матери.


Главная икона монастыря — Преображение Господне, работы Фотиса Контоглу.



Отец Пантелеимон, игумен.



Трапезная монастыря.


НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

СВЯТАЯ ПСАЛТИРЬ

ПЕРЕВОД ИЗ СЕПТУАГИНТЫ АРХИМАНДРИТА ЛАЗАРЯ (МУРА).

Разделенная на кафизмы для использования в службах Православной Церкви, с примечаниями и введением переводчика о православном понимании и использовании псалмов Давида.

Бумажная обложка, размер 5x7 дюймов, 209 стр. $1.25

Заказ по адресу: «Православные христианские книги и иконы», 6254 Гири бульвар, Сан-Франциско, Калифорния, 94121.

Расценки для дилеров предоставляются по запросу.

Продажей и распространением в США также занимаются:

Преподобный Джеймс Гриффит 75 Ист 93-я Стрит Нью-Йорк, Нью-Йорк 10028

Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, Нью-Йорк 13361

Свято-Преображенский монастырь 57 Орчард Стрит Джамейка Плейн, Массачусетс 02130


Рецензии