Подарок
Давно уже утвердилась в мыслях, что в нашем мире абсолютно всё живое, даже камни! Оказывается и у них есть пульс, но по сравнению с нашим, между ударами проходят не минуты, а несколько дней. Так что, подняв его и невзначай приложив к уху, даже, если повезёт вдруг услышать явственный удар, то не факт, что он будет принят именно за пульс, тем более, что потом, сколько ни прислушивайся к нему, звук не повторится.
Ну, а я, прислушиваясь на фоне занимающего дня к своему отклику на магнитные бури, могу теперь твердить, как заклинание, что спокойна, как булыжник.
А уж какую интереснейшую особу я встретила на сборах в окружении таких же, неуступающих ей по восприятию мира! Надо сказать, что попала я к ним не игрою случая, а целенаправленно, благодаря своей неуёмной тяги к таинственному, неординарному. Расположила к себе эта особа ещё и тем, что рассказывала не только о знакомой уже теме про камни. но и о наших безграничных возможностях.
И разве забудешь, когда на следующих сборах эта милая особа не просто так держала в руках закрытую книгу, она таким образом... читала её!!! А читая, всё равно продолжала рассказывать о проделках камней. Особенно понравился момент, когда освобождая от них участок под грядки, вдруг услышала:- А может, перестанешь нами швыряться? Ведь больно же!
В общем при всём скептицизме, невозможно не уверовать, что камни- разговаривают, а заодно и ручей от них не отстаёт! А что, если эти чудеса- присущи лишь горам с изумительными легендами самого Алтая? Но так это или не так, спросить не успела - особа, которая меня так поразила, снова отбыла на свой, богатый легендами, Алтай.
Народу ли, который здесь собирается удивляться всем этим чудесам? Да конечно же, нет. Зато я, бывая среди них, и наслушавшись чудес, один не вероятнее другого, ощущала себя едва ли не на седьмом небе!
Много, очень много, оказывается, человеку отпущено. Только бы не лениться работать над собой. Но и я сама не лыком шита (примазалась!) и однажды не прошла мимо незаурядного явления, попавшегося на глаза и запомнившегося при первом же с дочерью посещение Елабуги, напрямую связанным с сутью самого подарка. Итак, вперёд с казалось бы простой, но всё-таки незабываемой встречей с одним из персон самой Флоры.
В самом начале рассказа уже упоминалось о том, что на земле абсолютно всё живое. Вот по этому поводу и обращаюсь к вегетарианцу. В общем, если ты стал им поневоле, из-за недуга, которому претит всё мясное, тогда понятно, а если из жалости к животным то не лишне напомнить, что и любая растительность жива, даже если это всего- навсего придорожная трава,выстилаемая специально вырощенным ковром.
Давно уже в ходе экспериментов, учёными именно это и доказано. А не дано землянам об этом знать для их же блага, то есть, чтобы остаться живыми на земле, ибо голод--не тётка. А чем питаться, если всё живое?!
Получив от науки такие ценные знания, надо бы во всем придерживаться меры, и не вредить матушке природе. К примеру, собирать букеты не по пути в луга или в леса, а только возвращаясь. Чтобы не устилать дорогу прорвой пропавших цветов, пугая глаза содеянным.
2.
Ну, а теперь, чтобы продлить интереснейшую тему о разумности растений поведаю о
том, как впервые попала в Елабугу. Я тогда ещё работала в госстрахе, но протянула там не долго. Как же, вся страна строит КАМАЗ, а тут Госстрах. Однако именно с госстраховцами я и попала в Елабугу.
По дороге к центру города- справа река, слева частные дома. На досочных заборах закреплена отслужившая утварь. Даже помятый самовар красовался- чем не выставка! А в окнах- любопытствующие хозяева, мол, заметили или нет. Заметили, но не в восторге.
Дорога началась со спуска через мостик над вымытой дождями котловиной. По обе стороны мостика выстроился караулом молодняк из тополей. Как на подбор, молодые, стройные, с гладенькой зеленоватой корой, а между ними тоже по обе стороны дороги бетонные столбики с прямоугольным сечением. На один из них и уселся мой оригинал.
Ладно бы штакетина стояла рядом, но ведь он высмотрел её ещё будучи саженцем и- к ней! В общем, персональным "креслом" обзавёлся! Добравшись, взобрался и уже сидя--вверх свечой-- догонять сверстников. Да где же у тебя глазки, миленький ты мой? И с чего это ты так устал, что решил присесть?
Может, кто-нибудь из наших и ответил бы на мои вопросы, но все и моя дочь в том числе, продолжали восхождение к центру города. Пришлось догонять! И догоню, конечно же, только всё ещё не в силах расстаться с топольком!
Ну не поворачивается язык не только сие древо назвать бездушным и безмозглым, но и всех древовидных. Ведь наш не просто так поторопился занять "кресло". Что поделать, когда ещё саженцем его не туда воткнули? Вот и постарался насколько было возможно исправить содеянное человеком.
Мои аплодисменты тебе, дружок!
3.
Шло время своим чередом. В Елабугу я изредка, но всё-таки наведывалась. Уверена, что вряд-ли кто-нибудь верно озвучил бы побудительную причину наведования, а заключалась она в том, чтобы полюбоваться сиренью и ухоженностью улиц. Чего-чего, а ухоженности на улицах пока только строящегося города не видать было нам, как своих ушей! А сирень только на кладбищах! Зато сейчас целые аллеи красуются и благоухают ею. И памятники появились.
Хороши и те, что уже наличествуют, Но я в первом памятнике хотела бы видеть вознёсшую на пьедестал пару туфлей с налипшей тяжеленной помесью грязи, пожухлой листвы и прочего растительного хлама, пара в глубине этого нагромождения лоснилась чистой кожей. Похоже, что хозяин пары, замученный тасканием тяжеленной ноши, подобной веригам, оставил её на остановке, зайдя в автобус в одних носках. Впечатлило. Да ещё как! До сей ведь поры помню.
Да! Пока строились наши Набережные Челны грязи хватало. А уж в пору затяжных слякотных осенних дождей!..Слов нет. Бывало, стоишь на обочине и ждёшь от проходящей машины следа в виде борозды, по которой стрелой! Через дорогу! Пока на ней вновь не сомкнулась грязища. Иначе сполна зачерпнёшь сапогами при переходе
. Но молодость, гордость, что и ты соучастница стройки такого масштаба- окрыляла! А слова из стихотворения старого, ещё первого состава, орфеевца Евгения Кувайцева крупным шрифтом оповещали жителей со стены нового дома: "Не всем дано так щедро жить- на память людям города дарить!
4.
На сегодняшний день, чтобы попасть в Елабугу намного удобнее автобусом, чем с пол века тому, на катере. Но тогда дорожной связи с городом не было. А ведь ездки на автобусе- это значительная экономия и во времени, и в оплате. Мне же из дому, в котором жила тогда, до автобусной остановке- минутки!
Так что бывая в Елабуге, посещение тополя по этой причине просто выпадало из виду. Вспохватевалась только дома. Однако, от предложения дочери, чувствую, что встреча наконец-то состоится!
Давно уже моя дочка выросла. И замуж уже успела выскочить. И живёт теперь в Самаре. И бывает у меня в основном, наездами, и всё реже, и реже. А потом только ко дню моего рождения. Так что сам приезд её уже для меня был подарком, но куда ж без оного?
. На этот раз не что-то там материальное, а заручившись моим согласием в напичканную историями, о проживавших там некогда известных всему миру личностей, в замечательном городе, в общем- здравствуй, Елабуга! Ты сегодня у меня в качестве подарка, и где-то здесь и Лоркино детство бродит, когда дарильщица ещё и в школу не ходила и моя молодость до сей поры плутает...
И конечно же здесь и последнее пристанище Марины Цветаевой, и отсюда же родом и кавалер- девица Дурова. Шишкины! Подробнее о них узнала от автора Натальи Швец.
Оказывается, в городе с 1962-го года действует не просто музей а Дом-музей Ивана Ивановича Шишкина рядом с которым расположены Шишкинские пруды основанные отцом художника". А племянник одному из Шишкиных- помещик- купец Стахеев, незабываемый для горожан своими добротными домами и благотворительностью. И конечно же Махеев, нынешний предприниматель по производству майонеза. .
Конечно же, это очень сжатый экскурс, но рассказ получается разнотемным, а не о чём-либо конкретном, так что меру приходится соблюдать. И конечно же это несравненная сама Елабуга, к которой мы с дочкой уже подъезжаем.
А по приезду начали со столовой, так как она почти на остановке. Отобедав, прошли во двор с изгородью, которая как бы своеобразная охрана реликвии- памятник Ленину. Вручили вышедшей работнице столовой фотоаппарат и на радостях, что не снесли попросили её нас у памятника увековечить! Ну а я разве пройду мимо такой роскошной лебеды- в два моих роста?. надо будет отыскать это фото!
Но розыски оставляю на потом, а сейчас мы с дарильщицей уже у памятника Шишкина. Как тут не спуститься к пристани и наконец-то!.. Но дочь нивкакую. А ведь и рационально, и к тому же, воля именниницы, но увы! Я её тяну вниз к тополю, она меня- в музей Шишкина. Но ведь мы уже бывали там и никуда он не денется, а тополя может уже и нет, или прямо сейчас его пилят...
.
Объясняю почему нарушаю запланированную ею очерёдность, что невмоготу мне и потому ещё раз прошу её спустится вместе вниз... Эх, доча, доча, ну и пусть её дуется, как мышь на крупу. Правда, потом она уверяла меня, что тоже спустилась.
...Я и сама уже далеко не в той поре, что была в первый приезд, но тополя... Когда-то ваша дружная команда с гладенькими зеленоватыми стволами жадно тянулась к небу. А сейчас? Корявые, в сушняках, как в сединах и это за каких-то 20-30 лет?! Нет, не зря Даль в своем словаре именно так отзывается о тополе: тополёвое дерево-дрябло и плохо.
Да,тополя теперь предстали не в два аккуратненьких ряда по краям дороги в низинке, а разболтанной толпой, что разбрелась кто куда. И как найти былого оригинала, если никто из них не сидит? Я даже растерялась. Срубили что ли? Так и пенька ведь нигде нет! Да и кого здесь рубить? Сами ни сегодня-завтра рассыпятся. О! А этот уже и с надгробной плитой. Приготовился...
Господи, не может быть... Это же он! Нашелся! Ну здравствуй, мой старый знакомый, такой же старый, как и я. Догнал! Надо же, как тебя крутило пока рос! А столбик, на котором сидел, выдран им из бетона и сросся с его телом, расположившись поперёк, и развернуло его вместе с ним в сторону Камы.
Не обойдёшь, ни за что бы не заметить плиту. А он с нею сполз с дороги и опасно накренился. Значит смолоду уже предвидел опасность для себя от того места куда его так неосмотрительно воткнули над промоиной В общем, хотел таким образом укрепиться. Не получилось....
Зря утрировала его вид! Это природа, а от неё никуда-никуда не денешься. И очень хочется верить, что тополь ещё не одно лето пошумит липкой ароматной листвой на весёлом весеннем ветерочке! Штакетина же не надгробная плита, а мемориальная в честь его сообразительности. В общем, свиделись и теперь пора сдаваться на милость дочери, которой и невдомёк, что подарок я свой уже получила и очень, очень благодарна ей за него!
Эпилог
Боюсь, что увиливание от посещения музея Шишкина будет принято предвзято. Не любить его картины, любя природу? Это не про меня! Но экскурсоводы очень сухо и некрасиво обошлись с посетителями. Одна из двух ушла сразу на кухню, а другая включила аппарат уже не упомню какой именно и туда же вослед за ушедшей!
Вот кухня за дверью с весёлой ситцевой занавесочкой- живая! А в общем, из того, что нам представили, ничего в памяти не задержалось. Но нарисованный карандашом слегка гофрированный лист лопуха, как наяву и по сей час вижу, хотя нарисован был только контур!
Свидетельство о публикации №225111001746
Галочка, дорогая мне рассказ, как говорит молодежь "зашел"!)))
Я не знаю ваших"правил" по написанию прозы, увы... В стихах проще - три "Р" : Размер, Ритм, Рифма - соблюдай и всё хорошо))) многие так и делают. А надо еще и душу вложить (хотя бы частичку души!)))
Ладно, что-то я ушла в сторону...
Прозу я оцениваю так : или нравится, или нет)
Твой рассказ мне понравился!
И ещё хочется побольше узнать чем с тобой поделились алтайцы?)))
Может расскажешь побольше и поподробнее? Я как в том анекдоте - в аптеке:
-У вас есть таблетки от жадности?
-Есть.
- Дайте. И побольше! Побольше!
Люблю узнавать что-то новое и не важно что или в какой области, мне всё интересно!
Так что пиши, пиши - ждемссссс!
С улыбкой и добром -
Лариса Часовская 27.11.2025 23:12 Заявить о нарушении