14. Русь удельная
Бурное развитие производительных сил в городе и на селе, усиление торгового оборота как внутри княжеств, так и за их пределами способствовали значительному росту влияния местной знати на принятие решений по всем принципиально значимым для данного княжества вопросам. По мере роста значения местных землевладельцев все больше росла их власть над смердами – крестьянами по-прежнему лично свободными, но работавшими на хозяйской земле. Смердам стало значительно труднее переезжать от одного хозяина к другому, и они превратились в поистине коренных жителей той или иной области. Привычка же во всем полагаться на своего боярина делала их безразличными ко всему, что происходило в высших эшелонах власти и, уж тем более, в далеком Киеве. А число землевладельцев, меж тем росло – наряду с боярством начал зарождаться институт дворянства, в основу которого была заложена военная служба государю в обмен на земельное владение.
Большую роль в дроблении Руси сыграла и потеря Киевом своего былого значения. Сначала быстро растущие итальянские города, взявшие защиту своей торговли в собственные руки, оттянули на себя большую часть европейского товарооборота, неотъемлемым участником которого был и Киев. Затем половцы, севшие в низовьях Днепра, нанесли непоправимый удар по пути «из Варяг в Греки», сделав его опасным и убыточным. В итоге Киев лишился основной статьи своих доходов. Даже Новгород Великий и Русь Суздальская предпочитали теперь торговать в обход русской столицы через Германию и Волжскую Булгарию.
Таким образом, к середине 12 века главной движущей силой княжеской усобицы стало не столько желание сесть в Киеве, сколько стремление утвердить независимость своего княжества от киевских властей. Первыми, как мы помним, по этому пути пошли Полоцк и Новгород. Затем на эту же дорогу свернули Суздаль и Галич. Андрей Боголюбский пошел дальше всех своих коллег и закрепил свою независимость от Киева уже юридически, объявив об учреждении на территории Руси нового великого княжения – Владимиро-Суздальского.
Впрочем, несмотря ни на что, Удельная Русь так Русью и осталась. Цементирующие силы в обществе все же сохранились. Во-первых, это, конечно же, традиция, по которой Киев всегда был и оставался в сознании всего общества общерусской столицей. Во-вторых - киевский митрополит, власть которого была непререкаема для любого священнослужителя в любой даже самой отдаленной точке государства. Вот почему уже в наши дни смышленые сторонники «самостийности», проявляя завидное упорство, до сих пор не оставляют своих попыток разорвать Русскую Церковь на «уделы».
Свидетельство о публикации №225111001787
