Вологда ч. 7

      С утра 6 января в телефоне – минус 28! Велик был соблазн не вылезать из-под одеяла весь день, высовывая только руку с пультом. Но «нормальные герои всегда идут в обход»! В данном случае, конечно, надо было продолжать обход Вологды, она же меня ждала-ждала пока не дождалась, а я не так, чтобы герой, но что-то героическое в этом есть. При этом слова Бармалея были как никогда актуальны:

В обход идти, понятно,
Не очень-то легко.
Не очень-то приятно,
И очень далеко!

    И после завтрака нарядившись капустой отправилась в путь. Первым номером значилась замеченная вчера вечером картинная галерея.

    По такому холоду собачьему гулять в начале одиннадцатого дураков было мало, а именно, кроме меня и даже до меня, в этот музей пришли только мама с сыном, в гардеробе висели две куртки. Оказалось, что в отреставрированном здании, ранее принадлежавшем «Северстали», галерея только что открылась – 29 декабря, так что по непротоптанным дорожкам как первооткрыватель двинулась я по этажам сверху вниз, поднявшись не просто в холодном, а в ледяном лифте.

     Пятый этаж частично занят инновационным экспозиционно-творческим проектом «Имена в пространстве и времени» с демонстрацией фильмов о художественной жизни Вологды и вологодских художниках-юбилярах 2022 года  на специально созданном Мультимедийном кубе, но эта самая демонстрация должна была начаться только в 13 часов, меня тетенька в кассе уговаривала погулять по галерее, а потом вернуться к фильму, но как-то не срослось… Вторая часть пространства отдана областной выставке «Вологодчина красна мастерами», разные красивые штуки там экспонируются, хотя отчасти и напоминающие магазин сувениров, в котором я была накануне вечером.
    
    Я двигалась сверху вниз, так легче, и на лестнице перед входом на 3 и 4 этажи, где располагаются экспонаты основной коллекции прямо на стене есть даже перечень художников, чьи работы тут можно увидеть. Фамилии вологодских художников мне ничего не говорили, кроме Джанны Тутунджан, чью доярку я видела вчера в башне. Оказывается, она армянка, вышла замуж за вологодского художника Баскакова и всю жизнь прожила в деревне на Вологодчине. Типичная жизнь советского художника, русского интеллигента, ещё раз о России, которую мы потеряли.
      
     Если на 4 этаже, как и на пятом я была одна, то когда спустилась на третий, тут начал появляться люд любопытствующий и алчущий искусства (хочется написать, что с похмелья, но за что же я буду обижать людей, которые в длинные морозные новогодние каникулы решили приобщиться к культуре, посему ничего такого я не говорила). А кроме того, насколько я поняла, то и парочка каких-то начальников (начальниц) городских, так как их сопровождали индивидуально даже не экскурсоводы, а галерейные начальницы, поскольку они кроме рассказов о работах художников, ещё и делились планами на будущее.

     В общем экспозиция достаточно внушительная: работы, не самые известные, но таких знаменитостей как Васнецов, Врубель, Куинджи, Айвазовский, Левитан, Верещагин, Репин, составляют гордость галереи. И видно, что работники музея, все, от гардеробщицы и кассирши до искусствоведов, являются его патриотами, аж пританцовывают от радости и гордости за свою новую галерею и приглашают всех с открытой душой порадоваться вместе с ними. И народ откликнулся – когда я уходила, посетителей было уже очень много.

     Для бешеной собаки пятьдесят вёрст не крюк, как известно, опять же выбрав объект по Яндексу, решила пройтись по Октябрьской улице, что начинается прямо у галереи и идет на северо-запад, до Владимирских церквей. Однако ж, маршрут-то, как в песне , выбрала в обход, по дикому морозу с ветром зашла не с той стороны, но особого значения это, как выяснилось, не имело.
   
     Сложная судьба у этого ансамбля из двух храмов и отдельно стоящей колокольни, спросить было не у кого, а пишут, что холодная церковь, она на снимке, с 2015 является действующей, зимой, естественно, закрыта, но выглядит как разорённое гнездо. А тёплая церковь, к которой надо было подойти с Октябрьской улицы, а я зачем-то повернула на Ленинградскую, и потом возвращаться уже не стала, так вот эта церковь Архангела Гавриила, была закрыта в 1930 году, сейчас используется  для нужд автостоянки. Построено было на века, но вот ведь как сложилось, какой в этом божий промысел, не ведомо. Только зима от этого показалась ещё свирепее.

    Утешения и тепла пошла искать в храм Константина и Елены, куда мне без этих святых. По проспекту Победы, который раньше был Константиновской улицей (а как же!), добралась до окраины Вологды начала 20 века, того места, где в Верхнем Посаде в конце 17 века появился этот храм «среди капустных огородов и лужаек сочной травы» (Г.К. Лукомский).

     Тоже немало испытаний довелось ему испытать в годы безверья: какое-то время после закрытия в 1930 году там хотя бы учреждения культуры располагались, а дальше – хуже – трикотажная фабрика, склад хозяйственного магазина. Но тут божий промысел иной: восстановление и возрождение, и вот красавец предо мной, выплывает из морозного тумана!
 
    Под крыльцом с колоннами-бочками в верхний холодный храм двери в нижний тёплый, где тоже пока ещё идёт подготовка к Рождественскому богослужению, устанавливаются и наряжаются ёлки. В храме два придела – Дмитрия Прилуцкого (уже был один храм) и семи отроков Эфесских (даже глянула потом в интернет, кто такие), святыни этого храма очень интересные.

    Например, частица мощей святого Луки Крымского, который был врачом-хирургом, лауреатом Сталинской премии, автором большого трактата «Очерки гнойной хирургии», что в какой-то степени являются и до сегодняшнего дня настольным пособием студентов медвузов. В то же самое время он был исповедником, много пострадал за веру, был гоним, находился в тюрьме, а в 50–60-е годы XX века был архиепископом Симферопольским и Крымским. Фантастическая личность какая-то, при этом практически мой современник. Вот так открытие, опять про корни российские, как они отрастают!

    Недалеко от Константино-Еленинского храма находится очередной корпус Вологодского университета, поэтому второй очень почитаемый образ в нижнем храме – образ святой мученицы Татианы, покровительницы всех студентов с частицей ее святых мощей.

    Пока я грелась и созерцала иконы, написала Катя, и я специально для неё сфотографировала образ Екатерины Великомученицы с веточкой купины неопалимой из Синайского монастыря её имени, иконы Параскевы Пятницы (это в память о Новгородском храме этой святой, что произвёл на меня неизгладимое впечатление ещё в 1980г.), Пресвятой богородицы Казанской.
    
       
     Слегка после полудня снова иду я по проспекту Победы морозоустойчивая как белый медведь и не могу не запечатлеть очередной сказочный дом – дом крестьян Алапаевых постройки начала 20в., самое чудесное в нём, что после реставрации он по-прежнему выполняет свою функцию жилого дома. Вот где сказка становится былью! И дом имеет задокументированную историю проживавших в нём людей, если хотите полюбопытствовать, то здесь: https://newsvo.ru/blogovo/129492


Рецензии
...работы, не самые известные, но таких знаменитостей как Васнецов, Врубель, Куинджи, Айвазовский, Левитан, Верещагин, Репин

Верещагин. "Не замай, дай подойти". А я - не только картины. Даже в доме-музея Василия Верещагина побывал. Правда, он не в Вологде. В Череповце -
http://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/67470/
Там у меня очень хороший кореш. Ещё со школьных времен. А если из Петрозаводска в Вологду (или обратно), мимо Череповца - никак. Вот я иногда и заскакивал к Андрюхе. К вящему неудовольствию его первой супруги.
Уж очень она почему-то музеи не любила. А мы ж с Андрюхой, как я приеду... Так обязательно - по музеям.
Но, не злоупотребляли. Обычно, уже следующим утром, Андрюха меня провожал. Не забыв на прощание снабдить банкой капустного или огуречного рассола. Что у них на данный момент было на местном рынке, тем, обычно, и снабжал.
Бабульки, что квашенной капустой или солеными огурцами из бочек торговали, этот рассол нам завсегда бесплатно наливала. И пустую банку под это дело находили. А очередь, пока они манипулировали с рассолом и разводягой, как у того Александра Сергеевича, - безмолвствовала.

Константин Кучер   20.12.2025 09:41     Заявить о нарушении
Прочитала про дом-музей Верещагина, надо же какая там искусствоведческая дискуссия образовалась. Нет, оно, конечно, познавательно, в том числе, и с точки зрения психологии.
Вот просто навеяло. Не каждый семестр, но встречаются такие студенты, что приходят на лекции с учебниками или другими книжками, которые они не до конца прочитали, не совсем разобрались, но желание "уесть" преподавателя оказывается сильнее. Обычно это выглядит забавно. Но бывает очень редко, когда вопрос оказывается либо в неожиданной постановке, либо показывает, что я действительно чего-то не знаю. То, что я всегда сразу это признаю, оказывает какое-то успокаивающее действие на критика, это уравнивает нас в процессе получения знаний. И повышает мою квалификацию. Это один из мощнейших факторов, что держит в профессии.
И это всё о Вологодской картинной галерее.

Елена Рыжкова 2   20.12.2025 10:55   Заявить о нарушении