Вологда ч. 7
В обход идти, понятно,
Не очень-то легко.
Не очень-то приятно,
И очень далеко!
И после завтрака нарядившись капустой отправилась в путь. Первым номером значилась замеченная вчера вечером картинная галерея.
По такому холоду собачьему гулять в начале одиннадцатого дураков было мало, а именно, кроме меня и даже до меня, в этот музей пришли только мама с сыном, в гардеробе висели две куртки. Оказалось, что в отреставрированном здании, ранее принадлежавшем «Северстали», галерея только что открылась – 29 декабря, так что по непротоптанным дорожкам как первооткрыватель двинулась я по этажам сверху вниз, поднявшись не просто в холодном, а в ледяном лифте.
Пятый этаж частично занят инновационным экспозиционно-творческим проектом «Имена в пространстве и времени» с демонстрацией фильмов о художественной жизни Вологды и вологодских художниках-юбилярах 2022 года на специально созданном Мультимедийном кубе, но эта самая демонстрация должна была начаться только в 13 часов, меня тетенька в кассе уговаривала погулять по галерее, а потом вернуться к фильму, но как-то не срослось… Вторая часть пространства отдана областной выставке «Вологодчина красна мастерами», разные красивые штуки там экспонируются, хотя отчасти и напоминающие магазин сувениров, в котором я была накануне вечером.
Я двигалась сверху вниз, так легче, и на лестнице перед входом на 3 и 4 этажи, где располагаются экспонаты основной коллекции прямо на стене есть даже перечень художников, чьи работы тут можно увидеть. Фамилии вологодских художников мне ничего не говорили, кроме Джанны Тутунджан, чью доярку я видела вчера в башне. Оказывается, она армянка, вышла замуж за вологодского художника Баскакова и всю жизнь прожила в деревне на Вологодчине. Типичная жизнь советского художника, русского интеллигента, ещё раз о России, которую мы потеряли.
Если на 4 этаже, как и на пятом я была одна, то когда спустилась на третий, тут начал появляться люд любопытствующий и алчущий искусства (хочется написать, что с похмелья, но за что же я буду обижать людей, которые в длинные морозные новогодние каникулы решили приобщиться к культуре, посему ничего такого я не говорила). А кроме того, насколько я поняла, то и парочка каких-то начальников (начальниц) городских, так как их сопровождали индивидуально даже не экскурсоводы, а галерейные начальницы, поскольку они кроме рассказов о работах художников, ещё и делились планами на будущее.
В общем экспозиция достаточно внушительная: работы, не самые известные, но таких знаменитостей как Васнецов, Врубель, Куинджи, Айвазовский, Левитан, Верещагин, Репин, составляют гордость галереи. И видно, что работники музея, все, от гардеробщицы и кассирши до искусствоведов, являются его патриотами, аж пританцовывают от радости и гордости за свою новую галерею и приглашают всех с открытой душой порадоваться вместе с ними. И народ откликнулся – когда я уходила, посетителей было уже очень много.
Для бешеной собаки пятьдесят вёрст не крюк, как известно, опять же выбрав объект по Яндексу, решила пройтись по Октябрьской улице, что начинается прямо у галереи и идет на северо-запад, до Владимирских церквей. Однако ж, маршрут-то, как в песне , выбрала в обход, по дикому морозу с ветром зашла не с той стороны, но особого значения это, как выяснилось, не имело.
Сложная судьба у этого ансамбля из двух храмов и отдельно стоящей колокольни, спросить было не у кого, а пишут, что холодная церковь, она на снимке, с 2015 является действующей, зимой, естественно, закрыта, но выглядит как разорённое гнездо. А тёплая церковь, к которой надо было подойти с Октябрьской улицы, а я зачем-то повернула на Ленинградскую, и потом возвращаться уже не стала, так вот эта церковь Архангела Гавриила, была закрыта в 1930 году, сейчас используется для нужд автостоянки. Построено было на века, но вот ведь как сложилось, какой в этом божий промысел, не ведомо. Только зима от этого показалась ещё свирепее.
Утешения и тепла пошла искать в храм Константина и Елены, куда мне без этих святых. По проспекту Победы, который раньше был Константиновской улицей (а как же!), добралась до окраины Вологды начала 20 века, того места, где в Верхнем Посаде в конце 17 века появился этот храм «среди капустных огородов и лужаек сочной травы» (Г.К. Лукомский).
Тоже немало испытаний довелось ему испытать в годы безверья: какое-то время после закрытия в 1930 году там хотя бы учреждения культуры располагались, а дальше – хуже – трикотажная фабрика, склад хозяйственного магазина. Но тут божий промысел иной: восстановление и возрождение, и вот красавец предо мной, выплывает из морозного тумана!
Под крыльцом с колоннами-бочками в верхний холодный храм двери в нижний тёплый, где тоже пока ещё идёт подготовка к Рождественскому богослужению, устанавливаются и наряжаются ёлки. В храме два придела – Дмитрия Прилуцкого (уже был один храм) и семи отроков Эфесских (даже глянула потом в интернет, кто такие), святыни этого храма очень интересные.
Например, частица мощей святого Луки Крымского, который был врачом-хирургом, лауреатом Сталинской премии, автором большого трактата «Очерки гнойной хирургии», что в какой-то степени являются и до сегодняшнего дня настольным пособием студентов медвузов. В то же самое время он был исповедником, много пострадал за веру, был гоним, находился в тюрьме, а в 50–60-е годы XX века был архиепископом Симферопольским и Крымским. Фантастическая личность какая-то, при этом практически мой современник. Вот так открытие, опять про корни российские, как они отрастают!
Недалеко от Константино-Еленинского храма находится очередной корпус Вологодского университета, поэтому второй очень почитаемый образ в нижнем храме – образ святой мученицы Татианы, покровительницы всех студентов с частицей ее святых мощей.
Пока я грелась и созерцала иконы, написала Катя, и я специально для неё сфотографировала образ Екатерины Великомученицы с веточкой купины неопалимой из Синайского монастыря её имени, иконы Параскевы Пятницы (это в память о Новгородском храме этой святой, что произвёл на меня неизгладимое впечатление ещё в 1980г.), Пресвятой богородицы Казанской.
Слегка после полудня снова иду я по проспекту Победы морозоустойчивая как белый медведь и не могу не запечатлеть очередной сказочный дом – дом крестьян Алапаевых постройки начала 20в., самое чудесное в нём, что после реставрации он по-прежнему выполняет свою функцию жилого дома. Вот где сказка становится былью! И дом имеет задокументированную историю проживавших в нём людей, если хотите полюбопытствовать, то здесь: https://newsvo.ru/blogovo/129492
Свидетельство о публикации №225111001904
