Три смерти

   Тяжело терять близких и родных тебе людей. С возрастом это осознаешь более ясно.
   Прекрасно понимаешь, что люди не вечны и в конце пути наступает конец. Но все равно смириться с потерями сложно, порой просто невозможно.
   Когда же уходят из жизни молодые, это вызывает непреодолимую боль и негодование – почему…

Маша

   Это был мой второй класс ЗПР( замедленное педагогическое развитие).
   В первом мне пришлось стать классным руководителем. Ребят в нем собрали по принципу: бери, боже, что нам не гоже. Ничего замедленного в них не было, просто никто из администрации не хотел заморачиваться воспитанием и обучением, да и классы ЗПР только-только начали организовываться, и появилась необходимость и в нашей школе открыть такой.
   Я была молодая, энергичная, работа мне нравилась, с классом быстро нашла общий язык.
   Когда в школе появился второй класс ЗПР, вопрос о том, кто будет в нем вести русский язык и литературу, у администрации не возник. Завуч-литератор объяснила просто и Ясно: «Только вы и справитесь. Моя нервная система с такими не выдержит…»
   В новый пятый класс отправили на исправление всех неуспевающих и хулиганящих. Работать с детьми, которых ты видишь только на своих уроках, было уже сложнее, но (нам не привыкать!) нужно.
   Маша ничем не выделялась среди одноклассников: была такая же дерзкая, как и остальные, такая же абсолютно неграмотная. Помню её сочинение «Как я провёл лето», где она рассказывала, как ездила к бабушке в деревню. Весь лист пестрел красным – ошибка на ошибке и ошибкой погоняла. А уж о речи и говорить не стоит: понять смысл написанного было сложно.
   Плохо ли, хорошо ли, но весь девятый класс экзамен сдал. Мы постарались!
   Через несколько лет в соцсетях мне попалась фотография Марии. С аватарки на меня смотрела симпатичная крашеная блондинка, знающая себе цену. Яркий макияж, маникюр на длинных ногтях, пушистые ресницы… Весь её вид говорил о том, что Маша хорошо устроилась в жизни, что чаще всего и бывает с теми, кто в школе не отличался дисциплиной и ответственностью.
   Прошло ещё какое-то время, и мне написала бывшая коллега о том, что Мария пропала и её разыскивает отряд «Лиза Алерт» вместе с волонтёрами.
   В сообщении отряда, занимающегося розыском пропавших, говорилось, что она на своей странице в соцсетях написала прощальное послание…
   Больше Машу никто не видел, и через несколько дней поисков на фотографии девушки появилась чёрная полоса и подпись: «Найдена. Погибла».
   Тело Марии нашли в болоте в одном из районов области.
   Родные не верят в самоубийство…

Кирилл

   Девятиклассник Кирилл пришёл ко мне готовиться к экзамену.
   Высокий, красивый, кареглазый, он знал себе цену.
   На занятия приходил вовремя, старался не пропускать их, но ленился и часто хотел спать, объясняя это тем, что по утрам, до уроков, ходит на тренировки в бассейн.
   Кириллу прощалось всё: и зевание на занятиях, и лень, и невыполнение домашних заданий. Он никогда не обижался на замечания, воспринимал всё с улыбкой.
   Экзамен был сдан, баллов набрано достаточное для четверки количество, но наличие нелепых ошибок не позволило получить данную отметку.
   «Зато ЕГЭ сдам на сто баллов», - пообещал он мне.
   К выпускному экзамену Кирилл начал готовиться основательно: вспоминал правила, записывал основное в отдельную тетрадь, пыхтел над текстами.
   В ноябре у него был день рождения, и десятиклассник пропустил занятие и даже не предупредил об отмене. Так как я привыкла спокойно воспринимать поведение ученика, то просто предложила позаниматься в выходной.
   - Мне подходит, - кратко ответил Кирилл. – Буду.
   Но на следующее занятие не пришёл… Пришлось ставить в известность маму.
   - Кира сказал, что вы заболели, - таков был ответ. А через несколько дней она написала: - Кирилл в реанимации. Молитесь за него.
   Это был шок. Я вспомнила, что именно в воскресенье на одной из улиц города были сбиты подростки: парень и девушка. Как током пробило – Кирилл!
   В сознание он так и не пришёл. Его мама написала:
   - Кирилл умер. Похороны… Приходите, пожалуйста…

***
   Пойти я не смогла. Пусть в моей памяти он останется молодым и красивым…

Николай

   Среди моих пятиклашек Коля был тихим и скромным мальчиком. Звёзд с неба не хватал, но, спокойный и рассудительный, он являлся хорошим другом.
   На родительские собрания приходила мама. Отец был только один раз, так же, как Коля, тихо отсидел положенное время, не задавал вопросов и, попрощавшись, ушёл в числе первых.
   Родители тогда находились в стадии развода. Колина бабушка, учитель истории, переживала за внука и даже устроилась в нашу школу, чтобы быть с ним рядом и, если будет нужно, прийти на помощь.
    После окончания школы о Коле ничего не было слышно, но единственное, что говорили его бывшие одноклассники, - переехал в Москву, женился.

***
    - Коля погиб на СВО, - написала мне бывшая ученица. – Придёте на похороны?
   Нет, на прощание я не пошла: не могу видеть неживыми тех, кого помню молодыми и полными энергии. Они останутся в моей памяти теми мальчиками и девочками, что радовали хорошими оценками или поступками или заставляли волноваться по поводу их поведения…


Рецензии