Коротко об истории как сегменте прошлого

Я прозаик. В основном пишу о жизни (не про заек). Мой жанр эссе. Короткие легкие повествования. Листа на три-четыре формата А - четыре. Хорошо «заходят» перед сном, после сложного трудового дня. Либо в дороге – поезд, самолет. А, главное, на пляже, когда настроение требует отдыха. От всего на свете! И чем–то себя занять. Ненадолго. Чтоб переключиться. Расслабиться без алкоголя, для тех, кто хочет его заменить. Актуально? Да. Такой способ еще существует. Его сегодня ищут многие. Уйти на время, в себя. От проблем, от забот, от себя самого, любимого. Со всеми своими тараканами. Почему короткие? Время на длинные изложения, на мой взгляд, миновало. Безвозвратно утеряно. Кануло в лету. Как и долгие нудные описания природы. Как в «Войне и мире», про дуб. Что в школе наизусть заучивали, ругая при этом про себя старика Толстого, за его витиеватость. Остались в прошлом-позапрошлом веке. Когда почту везли неделями. Пока интернет не подарил нам «квантовый скачок», из-за которого мы сегодня сами скачем, как молекулы и атомы, постоянно куда –то несемся, вечно не успеваем, не можем остановиться хоть на секунду, передохнуть. Кто встал, замешкался, его поток выкидывает сразу на обочину. Обожаю стариков, у которых до сих пор кнопочные телефоны. Они все еще на своей волне. В прошлом веке и в прошлых воспоминаниях. Своего рода романтики. Не сдающие времени своих позиций. Начинающие любую фразу с выражения: «Вот, в наше время…!». Сам частично из этой категории.  Воспоминания расслабляют. Дают возможность нырнуть в навсегда ушедшую сказку. С легкой грустинкой. Об ушедшей неторопливой эпохе, людях, традициях.  Ностальгия, какое сладкое слово.  Это там, где осталась душа. Где греет.
Долго не мог прийти к теме провинции. В наши дни ее все меньше. Все забрали города. Землю, людей, мысли. Агломерации наступают, теснят. Я явно не урбанист. Три года прожил в Москве. Не выдержал, сбежал. Не мое. Почему- то тянет на природу. К земле. По которой можно ходить, не торопясь, по сторонам смотреть, не уклоняясь от автомобилей. Не слыша какофонии звуков.  Тишина, сверчки, запахи трав. Что может быть лучше, здоровее?
Десять лет назад меня «занесло» в провинциальный городок. Темрюк. Южный, теплый, приморский. На берегу моря Азовского. После Черного, конечно, не очень курортного. Вода в Азовском желтоватая, явно густо населена разными «обитателями». Хотя городок и считается одним из лидеров в детской курортной отрасли, но это, скорее всего, из-за мелководья.  Чтоб окунуться в теплые воды этого природного бассейна недостаточно в него залезть. Нужно еще пройти до того места, с которого начинается «глубина». Примерно до буйка идешь по колено.  Чтоб окунуться, нужно просто присесть. Вот тогда ты уже «по шею». В воде? Нет, в мутновато-желтоватой жиже. Упитанной всякими водорослями. Поэтому Азовское море кишит рыбой и морепродуктами. Им там раздолье. И тепло, и сытно. Зато, когда надоест сидеть вприсядку в этом во всем, выходишь на пляж и наступаешь на ракушечник. Все! Ты в плену! А если еще и полежать?! И не отмыться тебе теперь от него. По меньшей мере сутки. Под душем будешь стоять и отдирать от себя всю эту красоту.
Вместе с тем, не могу понять, почему именно все это меня притянуло к себе так надолго. На шесть лет непосредственно и уже почти на пять виртуально, в воспоминаниях. Не отпускает. Зацепило навсегда. Чем? А тем! Люди, уклад, уют. Люди бесхитростные, уклад простой, уют домашний. Все трудятся на «ниве», чаще в сельском хозяйстве и во всем, что его связывает и обеспечивает. Работают с раннего утра, наперегонки с восходом солнца. Зарабатывают не много, не по меркам города. Но, при этом не скулят, всем своего хватает. Обычно, у всех подсобное хозяйство. Любят жить на природе, в своем домике, как правило, одноэтажном. Поближе к воде, всех кормящей. Зимой не так уж холодно, не ниже нуля. Летом не слишком жарко, потому, что сухо. Очень комфортно и легко привыкнуть. Городу почти полтысячи лет. Основан в 1556 году.
Мне же довелось руководить в нем самым последним в России рисовым совхозом. Так уж угораздило попасть в сельское хозяйство, нежданно–негаданно. Аж на шесть долгих и дорогих моему сердцу лет. Когда все становится для тебя родным. Сам совхоз с более, чем пятидесятилетней историей. Всегда являлся лидером своей отрасли. Ежегодная уборочная страда неизменно завершалась вручением дипломов и грамот от руководства края и администрации района. Все стены кабинетов обвешаны победными регалиями. Территория совхоза занимала три с половиной тысячи гектаров плодородных сельскохозяйственных угодий. Выращивал совхоз рис семи сортов, кукурузу, пшеницу, ячмень, люцерну в открытом грунте на полях и овощи в своих теплицах в подсобном хозяйстве. Развит был и сектор животноводства. На собственной ферме содержалось 700 коров молочной породы. Являлся совхоз и обладателем собственного лимана в 53 гектара, где разводились семь сортов рыбы. Развит был и машино-тракторный парк, насчитывавший около 50 единиц собственной сельхозтехники и навесного оборудования. Трудилось в совхозе от ста пятидесяти до ста восьмидесяти работников самого что ни на есть сельскохозяйственного труда, в зависимости от сезонности. Имел совхоз свои столовую, гостиницу, ТОК, что делало его абсолютно самостоятельным и автономным. Меня же направили туда в качестве профессионального директора от «Росимущества» с задачей обеспечить выполнение программы акционирования и приватизации совхоза в соответствии с утвержденными планами федерального правительства. Что, в результате и было исполнено. Сегодня совхоз является уже субъектом частного бизнеса и уже, к сожалению, без нас, тех, кто обеспечивал сам процесс перехода в новую формацию. Именно так уж и бывает.
А совхоз и сам город Темрюк навсегда остались в моем сердце как что-то неотъемлемое прошлое, с элементом грустинки.  Спасибо тебе, мой милый и ставший родным «Темрючок»… Основным достоянием которого являются простые, работящие и добрые его жители.


Рецензии