4-6. Хочу уши на ногах!

1. ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ, КОГДА Я МОЛЧУ?               Никиткины вопросы

– Я обиделся! – сказал Никита и в сердцах бросил панаму на землю.
 Не подумайте, что это какая-нибудь детско-садовская панамка. Это – святое. Это настоящая десантская панама, с тигрово-леопардовыми разводами. И вот прямым попаданием с воздуха птичка бросила свой помёт в самый центр "леопарда", на макушку. Обидишься тут!
– Ты опять  ходил к бане? – спрашивает мама.

– Я не ходил к бане, – обиженно закусил губу Никита. – У меня там разведка.
– У тебя – разведка, а у птички там домик – гнездо. А в гнезде детки, она их охраняет.
– Они не детки, они – яйца.
– Яйца тоже умеют разговаривать со своей мамой. Особенно, когда им холодно и страшно.
– Они молчат, я сам слышал.
– Ага, значит, ты все-таки ставил лестницу к бане и лазил к гнезду. Птичка-мама хорошо запомнила твою бойцовскую панамку. Вот ты и получил от неё «большой привет» с воздуха. Она тебя пугает.

Никита грозно молчит.
– А ты меня тоже слышишь, когда я молчу?
– А как же? – говорит мама. – Ты сейчас молчишь о той птичке, которая у нас жила в смородине.
Прошлым летом у Никиты в друзьях была птичка. Они с мамой развязали спутанный на зиму куст смородины очень поздно, и в глубине его оказалось птичкино гнездо с маленькими голубыми яичками. Все лето Никитина разведка была возле куста: он охранял гнездо от кошек, в дождик защищал его листом лопуха. А птичка с бани не хочет с ним дружить.

– Твоя подруга птичка не успела всем рассказать, что ты – хороший мальчик, – напомнила мама.
– Я обиделся! – уже мягче повторил Никита.
– А еще ты молчишь о том, что нам пора почитать книжку о птичках.
– Не хочу я слушать твою книжку, – говорит Никита, залезая на диван, и с видом полнейшего равнодушия начинает внимательно слушать. А мама читает книжку о том, как птички общаются друг с другом. Им ведь тоже многое нужно сообщить и своим друзьям, и врагам.
– Мальчиков папы с мамой оберегают, а птички сами себя охраняют.
– Они плюются сверху мальчикам на панамку. Это нечестно!

– Каждый защищается, как может. Завидев врага, маленькая птичка-вертишейка вертит головой и шипит, как змея, а полярная куропатка в такие минуты лает, как собака. Есть птицы, которые отпугивают врагов тем, что вместо пения «хохочут» или подражают разным звукам: скрипу телеги, мяуканью кошки, бою часов…
– Лучше, когда они песни поют.
– Конечно, лучше. Самые красивые песни поют птички-самцы для своих подруг. Помнишь, как красиво пел на даче соловей? Еще умеют петь жаворонки, дрозды, синицы, канарейки...

– Воробьи, – подсказал Никита.
– Нет, воробьи петь не умеют.
– Мальчики тоже не поют, они – солдаты.
– Солдаты еще как поют, когда время есть и талант имеется.
– А у воробья таланта нет?

– Его горлышко чирикать приспособлено. Воробей и этому рад. А у певчих птичек горлышко сложно устроено. Впрочем, есть одна птичка кулик-бекас, она хвостом "поет": распустит веером перья в воздухе – и получается своеобразная мелодия. В мире, Никита, очень много разных птиц. У каждой  свой голос, и все звуки, которые они издают, что-то означают.
А в минуты общей опасности самые разные птицы понимают друг друга и объединяются против общего врага. Подожди-ка, слышишь, как дрозды кричат? Что-то случилось в птичьем государстве.

– Я главный защитник,– говорит Никита, – слазит с дивана и идёт в разведку.
На карнизе их дачного дома семья дроздов свила гнездо. Совсем без понятия эта мамаша дроздиха: карниз же узенький и пологий. Вот гнездо и развалилось, а птенец выпал и попал в открытый умывальник, который был прикреплен к дому. Никита вытащил птенца, чтобы тот не захлебнулся. Что тут началось! Все дрозды, которые были в округе, с воплями «наших бьют!» слетелись к ним на дачу и стали метаться вокруг Никиты.

– Отпусти  скорей птенца! – закричала мама.
Никита посадил птенца на травку, тот ещё не умел летать и, смешно косолапя, помчался к высокой траве. Птицы закричали ещё громче.
–  Я обиделся! – Никита обиженно закусил нижнюю губу. – Они что не поняли? Я их птенца спас!
– Теперь они уже кричат от счастья, – слукавила мама.

2. РЫБЫ УМЕЮТ ПЕТЬ?

Никита надел чёрные очки, внимательно рассмотрел себя в зеркале, выпятил нижнюю губу и спросил у мамы:
– Я похож на крутого?
– А ты хочешь быть крутым?
– Да, – сказал Никита и, выбросив ногу вперед-вверх, с воплями "Йа-а-а!" развернулся на оставшейся внизу пятке.
– Круто?
– Нормально, – одобрила мама. – Чем занимается Никита-мальчик, я знаю. А что будет делать Никита-крутой?

– Драться и молчать, как рыба.
– Ну, драться – это я понимаю. Вон, видишь, в углу целое войско сорняков наступает с тебя ростом. Бери саблю – и иди. Посмотрим, кто кого, но почему "молчать, как рыба"?
– Я сам в кино слышал. Он ка-ак ему даст! А потом еще ка-ак даст и говорит: "Молчи, как рыба, или убью насовсем!"
– Твой крутой не очень образованный человек. Рыбы, между прочим, не молчат, а разговаривают. И очень громко. Победишь сорняки, приходи - поговорим.

– Я не хочу сорняки. Я лучше их из автомата.
– Из автомата каждый может. А вот одним ударом сабли срезать ораву сорняков – это круто. Иди тренируйся.
После тренировки с сорняками мама, как и обещала, стала рассказывать про рыб. Оказывается, им тоже есть что сказать друг другу. Общаются родители с детьми, передают важные сигналы для всей стаи, подругу или друга надо завлечь – святое дело. В общем, под водой, такой гвалт стоит! Кто во что горазд: ворчат, чирикают, каркают. Говорят, только акула всегда молчит: то ли себе на уме, то ли её слушать боятся.

– А меня они услышат?
– Обязательно. У рыб прекрасный слух.
– У них уши есть?
– Не совсем так. У рыбы есть так называемое внутреннее ухо. Колебания звука в воде рыба воспринимает телом, плавательный пузырь их усиливает и передает во внутренне ухо. Рыбы очень не любят громкие звуки, есть совсем нервные – услышав резкий звук, даже выпрыгивают из воды.
– А я их почему не слышу?

– Из воды в воздух звук плохо доходит. Зато в воде он хорошо слышен.
– А откуда голос берется?
– У человека есть сложный голосовой аппарат, а рыбки приспосабливаются издавать звуки кто чем может.
– Значит, они не умеют петь.
– Это уж точно. Не умеют.
– Значит, они – неумехи.
– Ну, уж нет. Видишь, свет горит? Люди не так уж и давно научились производить электричество. А некоторые рыбы, еще в доисторические времена его вырабатывали.

– Круто! А почему они не тонут?
– Помнишь, когда ты не умел плавать, у тебя был спасательный круг? А рыбы раньше людей  придумали свой "спасательный круг" – плавательный пузырь. Он у них тоже воздухом накачен
– Я такой несчастный, – сказал Никита, – у меня нет плавательного пузыря, я никогда не узнаю, о чем говорят рыбы.
– Но ты ведь крутой, – напомнила мама.
– Йа-а-а! – с воплем крутится Никита на пятке. Потом останавливается и говорит:
– Купи мне аквариум. Я попробую с ними договориться.

3. ТЫ МЕНЯ МЕНЯ ТРАВОЙ КОРМИШЬ, ЧТОБЫ ХВОСТ ВЫРОС?

– Никита, ты опять плохо ешь! Избегался весь. Посмотри на себя: как ты отощал за лето, – сказала мама.
– Это потому, что у меня хвоста нет.
Сегодня Никита с утра пораньше все знает о хвостах. Ему сосед дед Паша рассказал: хвост очень удобное приспособление природы. Им можно отгонять надоевших оводов, комаров. А нет хвоста, весь изведешься от укусов насекомых, похудеешь, как последний проходимец. Проходимцы – это такие люди, которые ходят туда-сюда без всякой пользы.

–Ты меня травой кормишь, чтобы хвост вырос?
– Не повезло тебе с хвостом: его у тебя никогда не будет.  А трава в тарелке – это салат. В нем много витаминов. Они нужны мальчикам, чтобы быть сильными.
– Чтобы быть сильными, мальчикам надо много бегать.
– И кто возражает? – говорит мама. – Съешь салат и беги.
– Хитренькая, – говорит Никита и начинает есть.
– А растения тоже завтракают?
– Обязательно.

 Они землю едят?!
– Растения – удивительные создания природы. У них своя тайна имеется, и человеку только предстоит ее разгадать. Землю, конечно, они не едят, у них и зубов на это нет. Но когда светит солнышко,  растения корнями вместе с водичкой добывают из почвы несъедобные для человека питательные вещества, а листочки поглощают вредный для человека углекислый газ и так хитренько все перерабатывают, что получаются очень даже вкусные овощи, ягоды, фрукты, красивые цветы, большие деревья. Из овощей, ягод и фруктов мы делаем себе салаты, чтобы расти сильными и здоровыми. Из дерева вечером печку истопим, чтобы было тепло. А кто нам эту энергию тепла припас? Дерево. И получило оно его от солнышка. Получило и хранит, до поры, до времени, до особого случая.

– Я тоже хочу брать энергию у солнышка.
– Вырастешь, возможно, и научишься. А пока – дружи с растениями.
– Это тоже растения? – показал Никита на ведро с очистками.
– В принципе, да. Это их остатки.
– Значит, с мусором тоже надо дружить? – засмеялся Никита.
– С мусором есть кому разбираться – в природе все просчитано. Земля ведь наша очень старенькая. Сейчас она бы вся была закидана очистками, объедками и прочим мусором.

Но в природе, где на редкость всё разумно, есть свои "фабрики" по переработке отходов – миллионы мельчайших микроорганизмов. Они перерабатывают все эти отбросы обратно в питательные вещества для растений.
– И бутылки из-под "Пепси" перерабатывают?
– Бутылки создала не природа, а человек. Вырастешь большой, выведи такие микроорганизмы, чтобы они и бутылки перерабатывали, и старые пластмассовые игрушки, и пистолеты. А теперь иди мыть руки, посмотри: как ты их соусом вывозил.
– А зачем быть чистым?

– Чтобы не заболеть: умылся – смыл микробы.
– А природа умывается?
– Дождичек её умывает, роса. Она даже дезинфекцию себе проводит, придумав такие растения, как чеснок. Скворцы, например, по весне делают дезинфекцию своих скворечен, особенно если там поселились без них чужаки. Они их выкидывают из домика и обкладывают всё чесноком, чтобы от непрошенных пришельцев даже духу не осталось.
– Ну, все – конец родителям: я чеснока наелся, – вздохнул Никита.

Объяснялки

МОГУТ ЛИ ПТИЦЫ ЗАВИСАТЬ В ВОЗДУХЕ?

– Сможет, если к ней привязать воздушный шарик. Илья БОГАТОВ, 7 лет.
– Только птицы с большими крыльями могут зависать в воздухе. А под маленькими крылышками воздух не скапливается и не держит птичек. Аня ЩЕРБАКОВА.
– Если ветер дует птице в лицо, она думает, что летит, а на самом деле висит на одном месте. Олег ПЕТРОВ.

– Из всех птиц быстрее всех машет крыльями колибри. Поэтому только она может зависать над цветами и пить из них нектар. Кирилл МАКАРЕНКО, 10 лет.
– Если птица перестанет махать крыльями, она упадет и стукнется о землю. Семен НУГМАНОВ, 7 лет.
– Птица зависнет, если сильно растопырит крылья. Тогда её крылья превратятся в парашют. Сергей ЕЛЬНИКОВ, 7 лет.
– А зачем ей это надо? Ей и так хорошо.

ОТВЕТ: «стоять» в воздухе может только птичка колибри

УГАДАЙ-КА

– Он зеленый и похож на муравья. Митя НАРЫШКИН.
– Он такой забавный, красивый и трещит, почти как на скрипке. Маша СВОЕГЛАЗОВА.
– У него ноги смешные: торчат коленками назад. Вова РОГУЛЬСКИЙ.
– Еще у него «сабля» есть. Но он ей не  сражается, а роет в земле ямку и яички туда складывает. Денис ГОРЮНОВ.
– Про него песню печальную сложили. Пели, пели, а его все равно съела лягушка. Света НЕМОВА.

ОТВЕТ: кузнечик

КАПЕЛЬКИ:

– У нашего деда усы лучше, чем у кошки, поэтому он всегда находит дорогу домой.
– Она в ведре летает и детей собой пугает. Катя ЗВРНАРЁВА, 10 лет.
– Это директор леса с зеленой бородой. Настя МОРЕВА, 7 лет.


Рецензии