К 76-летию КНР

Посвящается 76-летию образования
Китайской народной республики

«С марта 1952 г. по сентябрь 1953 г. находился в правительственной командировке  Китайской народной республике» - так написал мой отец Жулидов Леонид Федотович (далее - ЛФ).

Это - да, так и было. Однако до командировки в Китай была авиационная воинская часть под г. Ярославлем. Было это году в 50-м. Аэродром в поле. Жилой городок из деревянных финских домиков. В таком домике на две семьи (каждой - по комнате) плюс общая кухня с печкой мы прожили всю зиму. Отец уходил на службу рано утром, я выглядывал в окно и видел, как идёт он, потягивая трубку. И ещё – тогда он носил усы.

Потом уже, рассказал, что они тогда осваивали новую технику, истребитель МИГ-15. Каждому освоившему давали орден Красной Звезды. У ЛФ в послужном списке наград числится их два – в 54-м и 56-м годах. Вполне допускаю, что так маскировали тогда эти события. Но и были у них те, кому не довелось их получить, в частности, лётчик по имени Николай. Он разбился на взлёте, говорили, потянулся убить муху, которая влетела в кабину, пока самолёт стоял на стоянке.

Воевать в Китае, точнее над Корейским полуостровом, пришлось с американцами. Отец почти ничего не говорил о боевой работе. Один раз я слышал такое: наши истребители были легче и поэтому уходили от американцев на подъёме. И второе, боевой опыт значил многое, поэтому, когда прилетела к ним  группа асов «полковника Поддубного», «при первой же встрече в воздушном бою с американцами – бросились врассыпную как стая ворон».

Конечно, были потери. Однажды я с мамой ходил в такую семью (Г. Харьков, дом с аркой с кессонами по ул. Бассейной).  Очень скоро женщины стали плакать, по бабьи подвывая, и нас, детей, отправили гулять во двор. Говорили, что погибший был командиром экипажа – все выпрыгнули с парашютом, а он не успел. Потом, много позднее, я спрашивал мою маму – что сталось с этой женщиной. «О, она быстро вышла за другого», - был её ответ.

ЛФ сбил американский самолёт, и я узнал об этом только потому, что на премиальные деньги моя мама (НС) купила бриллиантовые серьги.
 
Была проблема с инфекционной безопасностью личного состава. ЛФ рассказывал: - «Бывало, сижу на дежурстве в кабине самолёта, а перед этим мне поставили прививку от чумы и т.п. За бортом на ВПП около +40 градусов и у меня в голове  - то же».
(Базировались они в Китае, не так далеко от границы с Кореей).

Кроме боевой работы был ещё и быт, случалось и смешное и трагическое. ЛФ рассказывал, повар у них был китаец, из самых хороших побуждений он задумал приготовить блюдо «дружба народов» (имелось в виду Китай и СССР). Основой должны были стать наши русские пельмени и местные насекомые. Еле отговорили.
 В другой раз случилась трагедия: дело в том, что к каждому лётчику был приставлен денщиком китайский солдат, который что-то взял из личных вещей офицера. Об этом узнали, по китайским законам провинившемуся должны были отрубить руку.
Не отговорили.

[И это похоже на правду, т.к. у меня на работе был уважаемый мной человек (БВ), отец которого командовал стрелковой дивизией в Корее. В городке, где жили семьи, иногда появлялся человек без двух рук – ел он на коленях, как собака. Ему выставляли еду в мисочке заранее. - ВЛ].

В свободное время их возили, (в гражданском, конечно) в город, были и в Порт-Артуре. Бытовало такое мнение, что местные китайские торговцы чётко отличали русских - белоэмигрантов от «советских». Часто торговцы их и не обслуживали.

 ЛФ рассказывал, что на базаре китайцы так хотели стать грамотнее, что продавали овощи за иероглиф.

В сентябре 1953 г. отец вернулся. Позвонили в школу и меня сразу же «сняли с уроков» - домой. Потом уже он приходил к нам в класс, рассказывал, как там было. Мне помнится только про вело-рикшей. С приходом коммунистов к власти в Китае было запрещено возить пассажиров пешком (кули), точнее – бегом, - только на велосипеде. Если с велосипедом что-то случалось, все на улице бросались на помощь.

ЛФ был награждён, кроме ордена Красной звезды, ещё китайская медаль и номерной значок Об-ва Китрайско-советской дружбы с профилями Мао Дзе Дуна и Сталина.

Когда уезжали ЛФ сказал так: "Оставили в Китае всю матчасть, в т.ч. и личное оружие".


Рецензии