Уроки английского. Часть 10
Елена Олеговна, учитель математики, женщина старенькая, но ещё крепкая, вдруг разболелась и сообщила заведующей учебкой, что сегодня не выйдет. У Вики первого часа не было, она собиралась поработать над отчётами, и закрылась в библиотеке, но завуч её вызвонила.
- Вика, помогай, Елена Олеговна заболела, а у тебя час свободен.
- Да не так уж и свободен. Да и в математике я дуб-дубом.
- Ну хоть чем их займи – восьмой-б – всего часик, пока я перетрясу расписание.
Класс уже узнал, что учителя нет, и когда Вика вошла, несколько учеников, под общий рёв уже плясали на столах. Вика села за стол, открыла журнал, шум начал стихать.
- Между прочим, звонок на урок, это сигнал к началу работы. Представьте, что вы работаете в цехе, мастер задержался на планёрке, а вы начали прыгать по станкам. Такого нигде не бывает. Рабочие, придя на работу, даже не зная что делать, постараются заняться чем-то полезным – от этого зависит зарплата.
- Да нифига, они в домино играют, или опохмеляются.
- Ну-у, это раньше было, при социализме. Да и то не на всех предприятиях. Тогда переработка была нежелательна – норму выработки поднимут или расценки пересмотрят.
- Так же как сейчас в Германии? Там тоже переработка запрещена.
- Это, наверное, по другой причине. У них производство спланировано по минутам и зависит от поставки материалов и работы конвейеров. Мы от этого были избавлены, и запасы материала лежали на складах.
- Значит у нас было лучше.
- Лучше-хуже, это вопрос открытый, и в наше время бессмысленный. Нам надо просто приспосабливаться к существующим условиям, от нас независящим. В данный момент надо учить математику – всё надо делать вовремя… Что вы сейчас проходите?
- Тригонометрические функции. На дом было задано решение пяти задач по своим силам.
- Открываем тетради, показываем.
Вика прошлась по рядам.
- Честно говоря, в математике я профан, но вижу, что дома все работали. Как это Елене Олеговне удаётся?
- Она нам разрешает пользоваться интернетом, а слабакам самим выбирать задачи по своим силам.
- Ну что ж, мудрое решение… Та-ак, кто у нас тут самый-самый умный? Лапиков и Кречина. Кто из вас мечтает быть учителем?
- Упаси бог. Лучше технарь закончить и скромненько сидеть где-нибудь в отделе.
- Во-первых, на лёгкой работе большая конкуренция, и спокойно сидеть не получится – только по большому блату. Выбирать надо трудную профессию – в ней меньше конкурентов. А во-вторых, преподавать можно ведь не только в школе, а и в технаре, или в универе, да и школы бывают разные. Надо просто выбрать трудную профессию и постараться её хорошо освоить, тогда не вы будете искать работу, а работодатели будут вас просить поработать на них. Представь, Танечка, преподаёшь в военной Академии, и тебя пожирают взглядами сорок курсантов или офицеров.
- Ага, и мысленно раздевают до гола.
- А чем же это плохо. Эволюционная цель женщины – быть притяжением мужчин. Это не обязательно должно вести к сексу. Это тот эротизм, который даёт энергию для учёбы, работы, для семьи.
- Для чужой семьи?
- В здоровом обществе не может быть чужих, все свои, но все борются между собой в здоровой конкурентной среде.
- А эта борьба может предполагать уведение мужа из семьи.
- Это уже вопрос воспитания и ответственности – не только за свою семью, но и за общество.
- Слишком умозрительно, но вы меня почти уговорили. Возможно я выберу эту профессию.
- Вот и хорошо. Предлагаю тебе попробовать свои силы уже сейчас. Займи моё место. А я пойду за последний стол, мне надо над планами поработать.
- Вы что, Виктория Николаевна, они же меня не будут слушать.
- Не парься, кому надо те послушают, хотя математика нужна всем.
- Танька, не трусь, мы будем тихими и послушными. Только расскажи понятно про графики, что-то я там запуталась.
- Давай, Танюха, мы тебя раздевать не будем. Ну может быть чуть-чуть.
- Остальным сильным ученикам, предлагаю помочь слабым разобраться в их проблеме.
В конце урока Вика поблагодарила и похвалила Таню и весь класс.
- Ну что, математика стала понятнее?
- В общем да, а если бы все слова перевести на русский, то было бы, наверное, понятнее, а учить параллельно латынь и греческий, это тот ещё квест.
- Так возьмитесь и сделайте свой словарь. Если хорошо получится то можно будет разместить в инете, под коллективным авторством. Прославите свою школу. Насколько мне известно, путнего словаря до сих пор нет. Только всех задействуйте – «камчатку» тоже.
Преподаватели заметили, что на Викиных занятиях почти всегда устойчивая дисциплина, и чтобы это проанализировать завуч попросила её несколько уроков провести под камерой. В результате стало понятно, что Вика просто всех загружает самостоятельной работой, и в это же время делает собственные объяснения. Это позволяет ей почти в два раза уплотнить время, и стало ясно как она всё успевает. Было ещё непонятно как она всех увлекает самостоятельной, но после трёхкратного просмотра видео и это прояснилось – она просто умеет находить подход к каждому ученику. Этого можно достичь только при искреннем интересе к их жизни и хорошем понимании психологии.
Сначала хотели было попросить её прочитать несколько лекций, но после обсуждения этого вопроса с ней стало ясно, что единой методики для всех просто не бывает. Каждый преподаватель в чём-то сильнее, в чём-то слабее, и каждый должен практически выработать собственную методику. Но сама идея загруженности «самостийкой» при параллельном объяснении, была почти всеми взята на вооружение, а завуч всем помогала, насколько хватало её сил.
Так же многими была принята идея разбивки учеников на три группы – отличников, хорошистов и троешников – с тем, чтобы объединять их с трёх-четырёх классов и давать лекционный материал.
Особенно поучительным многие посчитали случай, когда на задание написать страничку русского текста, ученик исписал её крупными словами, которых вошло всего шесть. А Вика поставила ему пятёрку (как обещала) за «солдатскую находчивость». Правда потом объяснила, что они (ученики) должны её воспринимать как будущего бригадира, инженера, начальника цеха или отдела, которые так же будут давать им рабочие задания. И если сейчас они привыкнут от заданий увиливать, то это войдёт в привычку и отразится на их зарплате.
- Школа, это не подготовка к жизни, это ваша молодая жизнь, и отличается она от будущей только возрастом. Поэтому прожить её старайтесь полноценно – чтобы потом не было «мучительно больно, за бесцельно прожитые годы». В жизни всё надо делать в своё время. Сейчас это время получения школьных знаний, и постарайтесь их получить в максимальном объёме.
- А вот по статистике начальниками чаще становятся троечники. Значит знания не так уж и нужны.
- Совсем не значит. Начальниками троечники становятся потому, что они, обычно, более социализированы, то есть умеют взаимодействовать с разными людьми. И начинается это в детских общественных играх, часто «диких». А отличники больше сидят за учебниками. Но если у директора предприятия появится более или менее социализированный (психически уравновешенный) отличник, то начальником он поставит именно его. Начальникам же троешникам часто не хватает теоретических знаний, и им приходится дополнительно заниматься повторением старого материала.
- Но дикие игры есть и опасные – например «зацеперы» - сколько их гибнет.
- Дикие игры тоже делятся на опасные и не очень опасные. И чем меньшими успехами человек может похвастаться, тем более опасные он выбирает. Желание хвастаться своими успехами, это нормальное эволюционное свойство – при выборе друзей, полового партнёра, или попытка заявления себя в лидеры. Но главным качеством лидера является вовсе не желание рисковать (в этом случае он будет рисковать и коллективом) а умение оценивать степень риска, свои возможности, вероятные случайности, знать элементарные правила безопасности. Тэбэшники не зря говорят, что «техника безопасности написана кровью», и соблюдение её обязательно для всех.
- Виктория Николаевна, а Вы когда напишете свой учебник?
- Никогда. У меня на это не найдётся времени. Писательством занимаются богатые люди, у которых много свободного времени. Ну ещё, иногда, романтики, пытающиеся совместить приятное с полезным. А моя методика, она не моя. Эти положения известны уже тысячи лет, но каждый раз «подвижникам» их приходится открывать заново.
- А я хочу стать писательницей. Как вы думаете – смогу я?
- Писатели не спрашивают, можно или нельзя, они просто не могут не писать. Вопрос в цели – для чего? Можно писать для зарабатывания денег, можно для продвижения каких-то своих или общественных идей. Но чаще писателями становятся читатели, и это уже привычка к анализу жизни, и построению своей, часто фантастической, а часто это просто привычка мечтать. Но, по большому счёту, основной профессией писательство быть не может, и учиться на писателя бессмысленно – такому просто не о чём будет писать, и он начнёт выдумывать. И только тем, кто хочет на этом заработать, желательно закончить факультет или курсы писательского мастерства – там наверняка есть какие-то секреты. Самые интересные книги те, которые про реальный мир – он настолько разнообразен, что с ним не сравняются никакие фантазии. Конечно, при условии, что писатель это сделает по-своему.
Свободные разговоры Вики на острые темы, спровоцировали некоторых старшеклассников на попытки эротического сближения, но она терпеливо всем объясняла, что между учителем и учеником сексуальных отношений быть не может, и приводила примеры социального и психологического характера. Однажды, два выпивших ученика, даже попытались применить силу, но её железная логика помогла объяснить им их заблуждение. Этот случай окончательно всех убедил в непогрешимости её правил, и такие попытки прекратились.
В области у Вики был муж, живущий на две семьи. И хотя официальной регистрации между ними не было, но он был отцом её детей. Между ними даже была своя любовь, но какая-то непонятная, больше похожая на взаимную привязанность. Тем ни менее она не могла даже представить себя в постели с другим, и при любой возможности срывалась к нему, а иногда и он приезжал к ней. Вика дружила и с его первой женой, хотя та была на пять лет старше. После рождения первого ребёнка она больше не смогла родить, и Викиных приняла как своих собственных, часто с ними общаясь.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Свидетельство о публикации №225111000704