22 О нашем спасении
О нашем спасении
«Ничто – это нечто великое и прославленное» - Фридугис Турский
1. О благе
I. О бытии Божьем
1. Причина всякой вещи лежит в другой, а всех вещей – в чем-то еще, то есть в Боге.
2. Раз основополагающая вещь не причинна, то и всякая другая тоже, как оторвавшуюся от земли груду камней не удерживает вместе ни один из них.
3. Всякая вещь существует лишь Богом, и, значит, есть только Бог.
II. О Божьем восприятии
1. Мир существует лишь в восприятии.
2. Восприятие активно, когда в субъекте возникает образ объекта.
3. Бог не может быть объектом собственного восприятия, так как неделим.
4. Субъектом и объектом восприятия могут быть лишь неделимый Бог и ничто соответственно.
III. О творении
1. Мир - это образ ничто, воплощенный в Бога и, таким образом, делимое в неделимом.
2. Раз всякое делимое неделимо, то всякая часть - это целое, и, значит, частей нет, а есть единое и неделимое целое, то есть Бог.
3. Мир – это абсолютное благо.
IV. О благах
1. Частных благ нет, поскольку нет различия по благу.
2. Одно не лучше другого.
2. О Страдании
I. О необоримости страдания
1. Страдание как духовное, так и физическое, всегда болезненно.
2. Страдание – это инстинктивное неприятие определенных ощущений.
3. Неприятие и, значит, страдание – это стремление к большему благу.
4. Страдание необоримо, поскольку большего блага нет.
II. Об неизбывности страдания
1. Отторжение блага рождает страдание, то есть стремление к большему благу.
2. Возможно лишь стремление к большему благу.
3. Свобода воли предполагает возможность выбора между стремлением к благу или от него.
4. Свободы воли нет, так как выбора нет.
5. Тварь обречена страданию.
3. О падении
I. О падении Диавола
1. Страдание бессмысленно, поскольку непреходяще и необоримо.
2. Диавол понял, что страдание бессмысленно, и потому отверг его.
3. Исторгнув страдание, Диавол отринул благо, получив большее страдание.
4. Диавол воздвиг себе ад.
II. О безумии Диавола
1. Тварь не может не страдать.
2. Отторжение страдания портит природу, отвращая от блага.
3. Диавол - это разум.
4. Диавол безумен, поскольку его разум испорчен.
III. О смерти Диавола
1. Порча природы приводит к смерти.
2. Диавол сознательно губит себя.
3. Самоубийство – это уничтожение блага, то есть богоубийство.
4. Диавол в безумии мнит себя Богом.
4. О смерти
I. О рождении Зверя
1. Разум – это осознание Божьего превосходства
2. Ангел – это разум, поскольку беспрекословен воле Божией.
3. Божество Зверя – своя воля.
4. Богоубийство – это рождение Зверя из смерти ангела.
II. Об аде
1. Воля Божия необорима, а Зверь бессилен перед страданием.
2. Природа Бога неизменна.
3. Зверь мнит страдание собственной природой, поскольку тщится быть Богом.
4. Самоистязанием Зверь боготворит себя.
III. Об огне
1. Раз есть лишь Бог, то он страдающий, поскольку неизбывно страдание.
2. Творение Божье – это смерть без конца, то есть ад.
3. Ад – это поиск Богом бытия, помимо себя.
4. Творение тщетно.
Свидетельство о публикации №225111000783