Реабилитация

У нас можно всё отнять, но то, что у нас будет - отнять нельзя.

[Гришковец звучит со словом "было"... я его заменила на движение в будущее...)

Разговариваю с ветераном-афганцем. Узнаю историю тяжёлых последствий пережитых событий. Два года он пытался "забыть" и научиться жить заново. Ему помогал платный психоаналитик. То есть, программа реабилитации обошлась в круглую сумму. И это по тем временам.

Рассчет, конечно, у частного психоаналитика простой. Ты же привёз денег. Я помогу тебе их потратить.

А если бы не помогло? А если помогло время? Два года срок немалый. А если помогла всего лишь возможность рассказать честную правду о пережитом? Разве нельзя это сделать бесплатно с близким человеком?

Мне кажется, что в первую очередь родственников стоит научить этике психоаналитика: внимательно слушать, принимать услышанное - сопереживая, без осуждений и любить человека таким, каким он стал.

Я тогда высказала ветерану свой инструмент возвращения.

Складываешь все пережитые ужасы в "вещмешок" памяти, оставляешь там, откуда нужно вернуться домой. Делаешь сознательный схрон и маскируешь. Чтобы ты мог контролировать воспоминания. Иначе они будут тебя сжирать.

Возвращаешься домой. Среда - потребует адаптации. Потому что ты - изменился. Ты теперь другой.

Вспоминаешь себя до пережитых событий. О чем ты мечтал? Чего хотел? И реализуешь свою мечту.

Из инвалидной коляски, оставшись без ног, можно стать рейтинговым игроком в виртуальный футбол. Если в юности ты подавал большие надежды в футболе.

Ветеран меня выслушал и горько хмыкнул:

-Пятнадцать минут для понимания проблемы. А я два года....


Рецензии