Фамилия Ч. XIV Альберти соединяются с де Симони

Слева наиболее выдающийся представитель рода Альберти — Леон Баттиста; в центре герб рода Альберти; справа на фоне города Бармио — вверху дети Джокомо Альберти и Перпитуа Грана, снизу некоторые из предков Альберти.
***
Известный писатель, гуманист и универсальный учёный эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404–1472) считал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку, как полагал Альберти, благосостояние государства основывается на прочных материальных устоях отдельных семейств. Обратите внимание, семейные устои он ставил выше потребностей государства, — вот такой взгляд из глубины веков, разумеется с тех времен, когда будущая Италия была разделена на герцогства и республики и над ними давлела Священная Римская империя.

И подобные взгляды являлись креугольным камнем воззрения многих представителей фамилии Альберти. Если вдумчиво всмотреться в их герб глазами герольда, то вы найдёте этому подтверждение: на лазурном фоне, символизирующем чистоту и святость, семейный круг в виде золотого кольца, олицетворяющего знатность, богатство, величие и могущество, прочно скреплённый с четырёх сторон серебряными цепями, отражающими чистоту и благородство.

Освободиться от этого фамильного символа было не просто, он накладывал определённый отпечаток на Альберти. Примерно с XIII века в графстве Бармио из поколения в поколение они постоянно занимали важные посты городского патрициата: то подесты, то главы графского войска, при необходимости выступая на защиту интересов Бармио, и до сих пор  над городом возвышается башня Альберти как напоминая о былом величии их рода.

Первый Альберти из Бармио — Джервазио (имя в переводе с лат. — Копьеносец) был обнаружен нами благодаря документу, составленному на имя его сына Никола (Николетто), дарственной на землю на территории Тирано в «легальное феодальное владение». Документ датирован 3 декабря 1356 г. К этому времени состоятельный человек — Джеровазио Альберти уже умер, ergo жил он в Бармио в конце XIII или в начале XIV веков. В исторических документах упоминаются нижеследующие представители этой фамилии. Перечислим их, чтобы иметь представление о том, кем они были и благодаря чему остались в памяти города, сохраняя стилистику, обороты речи и предпочтения того времени.
 
Капитан Джакомо (умер после 1525 г.), избран капитаном войск Бормио в 1525 году и отправлен в Морбеньо по приказу властей Трех Лиг для противостояния миланской армии. (Капитан происходит от латинского слова Caput — голова. То есть капитан — это дословно «главный»). Дворянин Джованни Франческо (жив в 1530/1578 гг.), в 1531 году возглавил войска Бормио в битве при Морбеньо, где вместе с вальтеллинцами и гризонцами они столкнулись с армией Джан Джакомо Медичи; был ранен в битве, в которой погибли другие ретийские капитаны.
 
Нобиле Родомонте  (родился в 1564 году, убит в августе 1619 года) в 1601 году был избран знаменосцем ополчения Бормио. В 1605 году, будучи послом графства Бормио при Трех лигах, был назван представителями Залы «Капитаном флагоносцем и Нобиле». В 1612 году избран капитаном ополчения Бормио, а в 1619 году его полномочия были подтверждены. Выступая против восстания гризонцев в августе 1619 года, он был ранен в столкновении с Джованни Антонио Фольяни, принадлежавшим к враждебной происпанской партии.
 
Нобиле Джованни Франческо  (родился в 1596 году, умер до 1665 года), капитан милиции Бормио (историческое понятие «милиция» от лат. militia — «войско, вооружённый народ». Употреблялось ещё в Древнем Риме и означало прохождение службы солдатами-пехотинцами). Вместе со своим братом Джоакино был одним из главных правителей графства после восстания против гризонцев и последующих франко-имперских войн 1620–1639 годов за владение Вальтеллиной (гризонцы — это лига, происходившая из области Раетии, которая контролировала альпийские перевалы. В 1512 году гризонцы захватили долину Вальтеллина и удерживали её до 1815 года). У Джованни Франческо  было многочисленное потомство как минимум в трех поколениях.

Нобиле Игнацио получил титул рыцаря Священной Римской империи Императорским дипломом от 3 ноября 1665 года. Имел потомство только в двух поколениях. Нобиле Джоакино  получил титул рыцаря Священной Римской империи Императорским дипломом от 3 ноября 1665 года, был приходским священником в Слудерно в Валь-Веносте с 1675 по 1721 год. Нобиле Джованни Франческо , рыцарь Священной Римской империи, получил титул Императорским дипломом от 3 ноября 1665 года, служил офицером в испанской армии. Нобиле Джакомо Антонио , рыцарь Священной Римской империи, получил титул Императорским дипломом от 3 ноября 1665 года, был монахом-доминиканцем. Джоаккино (умер в 1673 г.), неоднократно занимавший пост подесты Бормио в период краткой независимости графства вместе с Вальтеллиной (1620–1639 гг.), был вовлечен во франко-имперские войны тех лет за владение долиной и ее альпийскими перевалами. Служил капитаном в различных имперских и испанских полках. В 1624 году в своем доме принимал эрцгерцога Альберта Австрийского, проезжавшего через Бормио. Являлся рыцарем Священной Римской империи на основании императорского диплома от 3 ноября 1665 года. Его жена — благородная Федерика Людовика, дочь Никколо III Альберти, графа Колико (родилась в 1630 г., когда умерла неизвестно). Джованни Пьетро (умер до 1680 года), дворянин Священной Римской империи, капитан вооружённых сил Бормио.
 
Джакомо, дворянин Священной Римской империи, капитан милиции Бормио. Был женат дважды: первым браком — на Марии Франческе, дочери Лоренцо Незини из Бормио (умершей в 1694 году); вторым — на Марии Перпетуа, дочери Джакомо Грана из Тирано. От последней у него были дети: (1) Никола (родился в 1700 году, убит в Бормио в 1742 году), рыцарь Священной Римской империи, капитан милиции Бормио; получил гражданство Трех Лиг и мог занимать должность подеста Бормио (должность, зарезервированную для граждан Граубюндена) в период 1725/1727 годов. Супруга: Доротея, дочь Симоне Негри из Грозио. (По итал. Grosio — коммуна в Италии, в провинции Сондрио области Ломбардия. Смотри схему иллюстрации справа вверху).
Одна из дочерей Джокомо и Марии Перпетуа — Мария Анжела Тереза (1702 + ?), дворянка Священной Римской империи, вышла замуж за нобиле Джованни Баттиста де’ Симони (фамилия в документе написана в таком виде) из Бормио.

Я никак не мог понять, как доктор медицины Джованни Баттиста де Симони оказался в Бармио, представителей рода де Симони можно было встретить в Генуэзской республике или Герцогстве Феррара, ещё раньше — в республиках Флоренция, Лукка или Сиена. Вырастая на берегу моря, Джованни с детства осознал лечебные свойства воды и, обучаясь на медицинском факультете университета, увлёкся возможностью водолечения, прочитав диссертацию болонского врача и философа Пиетро да Тусисиньяно о «банях Бармио», написанную ещё в 1336 году. Позже, совершая обследование «Гидрографии Гельвеции», Джованни Баттиста де Симони становится автором книги «Спутника путешественника по Швейцарии», соавтором которой оказывается доктор медицины де Пикки из Бармио, под влиянием которого он переезжает в Бармио, где находит себе жену Марию Анжелу Терезу д’Альберти.

Продолжение следует.


Рецензии
Интересно совпадение высказываний гуманиста, писателя эпохи Возрождения Леона Альберти (15в) - о допустимом ОТКАЗЕ от гос.СЛУЖБЫ, ради сосредоточения усилий на хозяйственных РАБОТАХ - основах благосостояния государства и высказывание Н.В. Гоголя (19в)в поэме "Мертвые души", помещиком Тентетниковым А.И:
"У меня есть другая служба: триста душ крестьян, имение в расстройстве, управляющий - дурак. Государству утраты немного, если вместо меня сядет в канцелярию другой переписывать бумагу, но большая утрата, если триста человек не заплатят податей. Я -помещик. Званье это не бездельно.
Если я позабочусь о сохраненье, сбереженье и улучшенье вверенных мне людей и представлю государству триста исправнейших, трезвых, работяших подданных, чем моя СЛУЖБА будет хуже службы какого-нибудь начальника отделения Леницына?"

Действительный статский советник остался с открытым ртом от изумления.
Такого потока слов он не ожидал!

Владимир Харченко   10.11.2025 21:24     Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир, спасибо за отзыв. Ещё раз убеждаюсь, что Вы умеете думать и сопоставлять. Смею заметить, что высказывание Леона Альберти, который, кстати, написал замечательную книгу о семье, необходимо соотносить с тем временем, в котором он жил. На Апеннинском полуострове находилось множество отдельных республик, герцогств, и ни одного государства в нашем современном понимании. И теперешнее представление о так называемой государственной службе у людей того времени начисто отсутствовало. Как правило, многие либо защищали свои семейства, либо свои города с оружием в руках, либо воевали за деньги, и ни о каких государственных интересах не задумывались, служа отдельным представителям отдельных властей.
Еще раз спасибо за желание прокомментировать написанное,

Сергей Десимон   11.11.2025 17:51   Заявить о нарушении