Не просто здрасьте до свидания. Л. Сонц
Декларировалась дружба народов, а на самом деле выхолащивались национальные особенности в попытке власти создать некоего усредненного индивидуума, свободного от национальной культуры.
Ну, скажите, зачем татарскому или башкирскому, или удмуртскому, или якутскому пареньку, живущему где – то далеко от столицы своей национальной территории, изучать походы Ермака, захваты им территорий и народов, на них живущих, а не историю, многовековую историю своего народа?
Но, как всегда, эксперимент по созданию человеков коммунистического послезавтра с избавлением от национальных особенностей, ленинская гвардия начала с евреев.
Сначала были запрещены еврейские языки идиш и иврит.
Следом – система начального еврейского образования – хедеры.
А далее, обратите внимание, началось уничтожение еврейской национальной культуры.
С чего это началось?
Вы правильно догадались – с запрета еврейской народной музыки, клезмерской музыки, исполняемой бродячими музыкантами. Музыки еврейской души!
Эта музыка ведь не нужна же была строителям коммунистического будущего.
Не находите?
А потом, отработав технологию уничтожения национальной души на евреях, как водится, приступили тем же манером к уничтожению украинской души – к уничтожению украинских бродячих музыкантов кобзарей и исполняемой ими народной музыки.
Конечно, тема уничтожения народной культуры советской властью бесконечна.
Приведу всего пару примеров.
Первый опять же касается Украины. Модная сегодня тема и в СМИ и в телевизоре.
Вот и мои 5 копеек в тему о сказанном выше.
И тогда становится понятной причина убийства 24 апреля 1979 года выразителя народного голоса, выдающегося украинского поэта и композитора, звезды украинской музыки, 30 - летнего Владимира Ивасюка, автора легендарной "Червоной руты", более 100 песен, музыки к нескольким спектаклям, пятидесяти трех инструментальных произведений.
НКВД никак не может успокоиться, лишая украинский народ культуры!
А второй пример достаточно очевиден – это уничтожение культурных следов пребывания на земле чеченцев после их геноцида под видом депортации 9 марта 1944 г.
А вот здесь остановлюсь, т.к. эта тема выходит за рамки мною задуманного эссе.
Прошло уже более 60 лет с тех пор, когда я впервые услышал клезмерскую музыку.
Как сейчас вижу эту картину.
Невысокий комод, а на нем помпезный по тем временам радиоприемник «Балтика».
Ах да, следует напомнить о каком времени речь.
Пожалуй, где – то 1957 – 1958 г.
И еще, бытового телевидения тогда еще и не было.
И более или менее правдивую информацию можно было почерпнуть только в радиопередачах «вражьих» голосов, тщательно заглушаемых специально созданной для советского народа системой радиоцензуры.
«Есть примета на Руси –
Ночью слушать Би – Би – Си!»
После смерти СССР ажурные вышки глушения радиопередач высотой более 100 метров, как памятники Советскому Союзу, простояли лет эдак 25.
Понятно, что они уже перестали быть нужными, но долго решался вопрос собственности – кто получит деньги за металлолом!
Вижу отца, склонившегося к радиоприемнику, из которого льется неслыханно красивая музыка. Ничего подобного слышать мне не приходилось.
А он вынужден подкручивать правую – громкость и левую – настройка по частоте на волну круглые ручки, дабы отстроиться от глушилок, завывающих на настроенной радиоволне.
Бред, да и только.
Зачем глушить музыку?
Ах да, передачи, которые слушал мой отец, начинались со слов: «Вы слушаете «Голос Америки» из Вашингтона»!
Низзя!
Сегодня я вполне в состоянии ответить на вопрос о запрете клезмерской музыки. Да, собственно, я об этом уже сказал чуть выше!
Это была музыка, музыкальный жанр – клезмерская музыка - музыка бродячих еврейских музыкантов, запрещенная в совке, элемент культуры древнейшего из народов населявших это государство всеобъемлющей лжи.
На мой вопрос, что это за музыка, отец – мудрый человек, так я оцениваю его, не задумываясь об этом раньше, когда он был еще жив, ответил, что это молдавская музыка.
И этим объяснением, я, тогда 10 – летний, удовлетворился.
И много позже, будучи взрослым, помня объяснения отца, я стал углубленно интересоваться молдавской музыкой.
Но увы, не находил в ней, что вполне естественно, отголосков тех мотивов, которыми наслаждался в детстве.
После смерти СССР, в разных концах огромной страны появились клезмерские ансамбли, восстанавливающие почти уничтоженные совком элементы национальной культуры.
С руководителем одного из первых таких ансамблей, с названием «Алия», обозначающим на иврите восхождение к ценностям иудаизма, да, пожалуй, самого первого, я давно и хорошо знаком.
Уф, введение закончено, можно и передохнуть!
И только теперь приступаю к описанию своей совершенно случайной встречи с Леонидом Сонцем.
Кто такой Леонид Давидович Сонц?
Это тот человек, музыкант – профессионал, который, и это общепризнанно, стоял у истоков возрождения клезмерской музыки в России.
В 90-е годы при непосредственном участии Л.Д.Сонца возникли клезмерские ансамбли «Алевай» (Тула), «От азой» (Днепропетровск), «Тиква» (Брянск). С 1997 года он был неизменным преподавателем на семинарах-фестивалях ежегодного петербургского «Клезфеста» для клезмеров СНГ и стран Балтии.
Впрочем, не стану продолжать о его заслугах, повторяя тексты множества статей о нем, размещенные в интернете.
Я же не для этого взялся за этот опус о встрече с ним.
Итак, 1997 год.
В один из дней позвонил неподалеку живущий мой хороший приятель.
Назову его М.
Успешный бизнесмен, построивший, опять же неподалеку, небольшую гостиницу для ВИПов.
Ну, там баня, бассейн, массажист, выпить и закусить.
Именно там при посещении Самары останавливались заночевать такие знаковые персоны, как Галина Старовойтова и бывший мэр Иерусалима Эхуд Ольмерт!
Итак, позвонил М, мол, срочно подъезжай, я тебя познакомлю с таким интересным человеком. И не забудь прихватить пару флакончиков хорошего вина.
Мне ехать до гостинички, всего – то 5 км.
Но за руль не сел, обоснованно полагая, что предстоит прием горячительных напитков.
Остановка рейсового автобуса была практически возле моего дома.
Через 15 минут я был на месте.
Надо ли говорить, что этим интересным человеком оказался Леонид Сонц.
Сначала по бокалу винца за знакомство. Потом освежающая процедура в бассейне.
Впрочем, не вижу смысла долго описывать физпроцедуры.
Обычный способ времяпровождения мужчин знающих себе цену.
Да и не за этим я отправился к М.
Мы с Леонидом долго беседовали на разно - всякие темы.
Естественно, мне пришлось дать ему понять, что я в курсе его усилий по восстановлению жанра клезмерской музыки.
Но у нас были и иные объединяющие нас общие темы.
Дело в том, что я родился в Казани и прожил в ней первые 8 лет жизни.
Да и иногда в период собственного коммерческого полета приходилось там бывать, имея некоторое число деловых партнеров.
Да и много достаточно близких родственников.
И неизбежно следует упомянуть, что на Арском кладбище в Казани навечно упокоилась моя рано скончавшаяся мать, в 42 года.
Так что общих тем и не надо было искать.
К тому же Леонид приехал в Самару для встречи с моим знакомым – руководителем клезмерского ансамбля «Алия».
Впрочем, темы музыки мы коснулись лишь в самом начале нашего знакомства.
Вечером, после «выпить и закусить» мы тепло расстались с взаимным желанием встретиться через некоторое время.
Но мы предполагаем, а жизнь располагает.
Дела, видите ли.
И в очередной раз я увиделся с ним, точнее не с ним, а с памятником на месте его упокоения.
Дело в том, что выполняя свой сыновний долг, я посещаю могилу моей матери раз в 1-2 года.
Надо пройти от входа в Арское кладбище к 4-й аллее.
Те, кто в курсе, знают, куда она ведет.
И недалеко, на расстоянии, менее 30 метров от памятника моей маме, обратил внимание на весьма необычный мемориал с правой стороны аллеи и прочитал «Сонц» и все что полагается упоминать в подобных мемориальных сооружениях.
Боже мой, а я - то считал, что как – нибудь напомню ему о себе!
Увы. Ему было всего 56 лет.
Что сказать в заключение?
Очевидное – хорошие люди долго не живут!
23.07.2022
Свидетельство о публикации №225111100400