Эклектика Дональда Трампа

«Кто такой в своей истинной первооснове есть нынешний президент США Дональд Трамп?», – этим вопросом после нескольких месяцев после вступления во власть нового американского президента сегодня задаются люди, пожалуй, во всех уголках Земного Шара. За эти несколько месяцев американский лидер наговорил горы противоречивых заявлений и утверждений, совершил массу конкретных действий, которые в принципе не вписываются в какую-то одну привычную линию поведения главы пока ещё самого могущественного государства мирового сообщества. Подняв над головой знамя с лозунгом «Америка прежде всего», Трамп принимает решения и осуществляет поступки вопреки всем принятым до него нормам и правилам. Со стороны его деятельность похожа на действия человека сиюминутных желаний,  которые продиктованы его прихотями, привычками, чувственными реакциями, мыслительным кавардаком, но только не традиционными взглядами на жизнь и пониманием необходимости следовать этикету, присущему его положению в обществе.

Думается, что истинную натуру Трампа наиболее достоверно мог бы определить древнегреческий философ Потамон, на рубеже новой эры основавший философскую школу эклектизма – направления в античной философии, объединяющего в своём каноне разнородные философские стили. Так вот, в соответствии с учением Потамона президент Трамп является закоренелым эклектиком. Именно этим обстоятельством объясняется факт того, что многие действия Дональда Трампа большинству людей кажутся странными и нелогичными. 

Так, со времен своего первого срока президенства Трамп известен как убеждённый сторонник изоляционизма и экономического протекционизма, и потому для всего мира стали крайне  удивительными и абсолютно не понятными его притязания на Канаду, Мексику, Гренландию и Панамский канал. Его заявления по этому поводу, которые многим поначалу показались некой эксцентричной причудой, были произнесены в окружении руководителей крупнейших в мире цифровых компаний – Илона Маска, Джеффа Безоса, Марка Цукерберга, Сундара Пичаи, из чего следует, что бизнес Силиконовой долины на прошедших выборах сделал ставку на республиканца, что, в свою очередь, обозначает ни много ни мало чётко выверенное желание президента вернуть к жизни из-под спуда забвения концепцию столетней давности, известную как «Технат», с её насущным воплощением в самые кратчайшие сроки в реалии действительности.

В данном аспекте речь идёт о радикальном переустройстве общества: вся власть должна достаться инженерам и ученым, а основой экономики вместо денег станет энергия. Базой для построения технократической утопии в начале прошлого века планировалось сделать Северную Америку (включая Канаду, Мексику, Панаму) с присоединенной к ней Гренландией. Имевшиеся на тот момент ресурсы региона – как человеческие, так и природные – могли спокойно обеспечить полностью самодостаточное существование такой уникальной автаркии. И действительно: Канада обладает огромными запасами полезных ископаемых, а Гренландия – редкоземельными металлами. Панамский канал, в свою очередь, гарантирует логистическую независимость.

До недавнего времени наиболее близкий к Трампу бизнесмен Илон Маск уже давно работает над тем, чтобы его компании – космическая SpaceX и автомобильная Tesla – достигли энергетической и технологической самостоятельности. Примечательно при этом, что дед миллиардера Маска – канадский технократ Джошуа Холдеман – был одним из активнейших  деятелей в деле реализации концепции «Техната».

С «Технатом» перекликается концепция акселерационизма, которая возникла  уже в XXI веке, получив необычайно широкую популярность в среде «цифровиков». Идею акселерационизма сформулировал английский философ Ник Лэнд, что явилось в некотором смысле развитием учения Карла Маркса. Главное отличие состоит в том, что к радикальному изменению общества должна привести не пролетарская революция, а всемерное развитие технологий.

Акселерационисты считают, что замедление или сопротивление прогрессу абсолютно бесполезно, вместо чего нужно активно стимулировать его ускорение. Это теоретическое положение поспособствовало становлению так называемого эффективного акселерационизма – уже не столько теоретической концепции, сколько набора конкретных действий. Его сторонники предлагают повышать экономическую эффективность государства с помощью искусственного интеллекта (ИИ), обработки больших данных и комплексной автоматизации. Ну а традиционные иерархические системы необходимо  повсеместно заменять сетевыми структурами. Производительные же возможности человека должны повышаться посредством интеграции человеческого организма с компьютеризированной технологической оснасткой, то есть людям в буквальном смысле предстоит превратиться в полноценных киборгов или, как предлагает Маск, напрямую подключать через нейроинтерфейс свой мозг к компьютеру (проект Neuralink).

Надо отметить, что Трамп уже сделал важные шаги в этом направлении. Эффективность правительства четыре месяца активно повышал весьма жестокими методами Илон Маск, который привлек к этой деятельности креативных инженеров из своих компаний. Президент также объявил о масштабных инвестициях, кратно превышающих вложения в знаменитый Манхэттенский проект, в разработку искусственного интеллекта – программу Stargate, ведущая роль в которой отведена компании OpenAI (создатель ChatGPT). К великой радости «цифровиков» Трампом также подписал указ о формировании стратегического резерва биткоина.

Таким образом, методология концепции акселерационизма уже применяется на практике. Основатель же этого учения, Ник Лэнд, связан с другой одиозной фигурой – Кертисом Ярвином, который, что символично, тоже присутствовал на инаугурации Трампа вкупе с Ником Лэндом.

Бывший программист Ярвин в своих работах оппонирует широко распространенной концепцией «истории вигов», согласно которой человечество неизменно движется от худшего к лучшему – от рабства к свободе, от тьмы незнания к просвещению, а кульминации этот процесс якобы достигает при либеральной демократии и конституционной монархии.

Ярвин полагает, что на сегодня демократия продемонстрировала свою полнейшую несостоятельность. При этом он приветствует возвращение общественного устроения к абсолютной монархии. Единоличный правитель, по его мнению, с опорой на новейшие технологии и технократов способен выстроить наиболее эффективные социальную и политическую системы. Свою идеологию Ярвин называет «Тёмным Просвещением». К слову сказать, вице-президент США Джей Ди Вэнс признавался, что Ярвин оказал на него весьма значительное влияние. Помимо этого, у мыслителя много почитателей в республиканских кругах. Так, с восторженным пиететом о нем отзывается глава «мафии PayPal» – венчурный капиталист Питер Тиль, который считается  серым кардиналом новой администрации Трампа.

Вообще же многие руководители IT-компаний – в частности, сооснователь Google Ларри Пейдж – не видят ничего страшного в том, что ИИ достигнет превосходства над человеком. По их мнению, это станет всего лишь очередным витком эволюции жизни на Земле.

Привечая под крышей Белого Дома на равных условиях все указанные философские системы Дональд Трамп тем самым открыто демонстрирует мировому сообществу свои эклектические воззрения на реалии бытия.


25.06.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии