Коммунизм и христианство в поисках мира
Конечно, кто я такой, чтобы рассуждать об этом? Долго не решался и даже сейчас не уверен, что делаю правильно. Тема о коммунизме и христианстве — это минное поле предубеждений и боли.
Это эссе — это искренняя и смелая попытка разобраться в одном из самых болезненных и сложных вопросов русской истории и идентичности. Оно отражает глубокий внутренний конфликт человека, видящего и ценящего духовные идеалы как христианства, так и советского проекта, и не находящего для них места в современном, во многом бездушном, капиталистическом мире. На всякий случай сообщу критикам, что не являюсь апологетом коммунистической идеи, но ищу истину. Здесь подняты вопросы, которые требуют не осуждения, а самого серьезного и честного обсуждения. Если кто-то хочет обвинить меня и поспорить— оставьте, я не жду ни принятия, ни согласия, лишь выражаю мысли, что варятся внутри меня. Не соглашайтесь, просто прочтите до конца. И сделайте ваши выводы.
Существует глубинное, не преодоленное до сих пор противостояние между церковью и «советским прошлым». Нет ни примирения, ни прощения, ни покаяния — лишь взаимные упреки. А ведь парадокс в том, что в моральном кодексе строителя коммунизма христианских заповедей было куда больше, чем в современном мире, преклонившем колени перед «золотым тельцом». Греха сегодня в разы больше, и он возведен на пьедестал! В Библии сказано, что в последние времена храмы будут полны, но грех овладеет миром. Разве мы не видим этого сегодня?
Но давайте по порядку.
1. Утверждение, что большевики снесли монархию, неточно. Они свергли Временное правительство, которое насаждало в России капитализм со всеми его грехами. Капитализм — это система, основанная на стяжательстве и социальном неравенстве, что вряд ли угодно Богу. Почему церковь так робко говорит об этом?
Есть также мнение, что в 90-х к власти в России пришли «белые». Это не так. К власти снова пришли «большевики» , но уже с иными лозунгами. А «красные» 90-х стали историческими приемниками «белых»-20-х годов…
Историческая спираль! А не линейный путь истории!
(Правда, сейчас КПРФ это вовсе не преемник КПСС, эта организация слишком оторвана от современности и живет в мире-фантоме, лишенные достижимых целей. Классики социализма выступали против догматизма, утверждали, что социализм не может быть застывшей догмой и должен творчески развиваться, отвечая на вызовы времени. КПРФ же это заставшая в прошлом машина, покрытая ржавчиной. Она не способна ни к чему, кроме «политического спойлерства». Но сейчас не об этом.
2. Ленина часто демонизируют. Не берусь судить, но стоит вспомнить: главные трагедии — массовые репрессии, раскулачивание, форсированная коллективизация — случились уже после его смерти в 1924 году. Его же детищем был НЭП — относительно либеральная политика. Факт в том, что дальнейший курс страны пошел не по «ленинскому пути».
3. Многие, не читавшие первоисточники, утверждают, что Ленин писал «страшные вещи». Я же по долгу службы изучил все его труды — десятки томов. И ничего «ужасного» там не нашел. Намерения были искренне благими. Да, известно, что благими намерениями вымощена дорога в ад, но это уже вопрос не намерений, а реализации. Злого умысла в его трудах я не увидел. А вопрос классовой борьбы был обоюдоострый и непримиримый с обеих сторон богупротивной гражданской войны.
4. Есть мнение, что негативные страницы в трудах классиков были скрыты от нас. Не знаю. Существуют и обратные «благостные» легенды, например, о «завещании» Ленина, где он якобы осуждал Сталина. Но все это лишь легенды. Мы, поколения советских людей, воспитывались на хорошем, и утверждать о «сокрытии» истины — все равно что соглашаться с мусульманами, утверждающими, что у христиан Евангелие не подлинное… Истинно то, что мы действительно имеем и знаем, на чем воспитываем новые поколения.
5. Капитализм же — это настоящее зло во плоти. Здесь все грехи — стяжательство, гордыня, блуд и эксплуатация — расцветают махровым цветом. Странно, что церковь не испытывает к этой формации отвращения. Лишь потому, что ее не гонят? Но позвольте, фашисты во время Великой Отечественной войны тоже покровительствовали церкви на оккупированных территориях. И что? Где же тогда сатана? В фашистах и капиталистах или в СССР?
6. Святые отцы, как, например, святой Николай Сербский, учат, что войны и революции — это следствие накопленного греха. Царский режим был глубоко грешен. Хотя монархия как модель может быть богоугодной, грех разъедал страну, включая и саму церковь, превратившуюся в инструмент государства для угнетения народа. Где были христианские ценности в те годы? «Не собирайте себе сокровищ на земле...» — а на деле? Обрядоверие и слепое подчинение. Неграмотный народ не мог и знать Слова Божьего, не умея читать! А богатые, хоть и могли, были озабочены лишь любовью к миру греха, к западным соблазнам. Как же могла не случиться беда? Это не коммунисты убили Империю — ее убило ее же собственное гниение, грехи, вот и сейчас и сейчас... рискует все повториться, если не одумаемся.
7. Итак, беды — следствие грехов. Новая власть, карая грешников старого режима, сама погрязла в грехах и крови. Ведь когда борешься со злом, велик риск самому стать злом. Потому и пришла к нам страшная война — Великая Отечественная. Она отрезвила многих. Но были в нашей истории и праведные страницы. Россия — кающаяся грешница. Потому Бог, попуская беды, все же даровал народу-страстотерпцу Победу! Если бы в СССР не было ничего доброго и святого, разве даровал бы Господь такую невероятную победу над абсолютным злом фашизма?
8. Многие, включая церковнослужителей, забывают, что церковь — не политическая партия. Осуждая кого бы то ни было, нужно осуждать конкретные грехи, а не эпоху в целом. Осуждая человека, мы должны ненавидеть грех, а не грешника. Не стоит забывать притчи о блудном сыне, о фарисее и мытаре, о раскаявшемся разбойнике... Ведь и среди святых, как Киприан, есть бывшие колдуны и сатанисты.
9. Не все, кто открывает храмы, — богоугодники (вспомним фашистов), и не все гонители — сатанисты. Христос молился о прощении своих гонителей. Где же этот подлинно христианский подход сегодня?
10. Николай II — страстотерпец, святой, прославленный за смирение и деяния во благо России. Хотя его действия, увы, не смогли уберечь страну от краха — и в этом вина и грех всего народа. Однако он попустительствовал и Кровавому воскресенью. Да, были провокаторы, и тот же священник Гапон... Все в этом мире неоднозначно. Добро и зло переплелись. «Грех сросся с телом человека. Целишься, вроде, в грех, а ранишь плоть», как сказал святой отец.
11. Сегодня церковь активно борется за вынос Ленина из Мавзолея. Риторический вопрос: разве это ее дело? Церковь — не политическая партия. В стране есть кому заниматься этой мирской суетой! Служителям лучше подумать о том, как обличать современные грехи, ибо они так сплелись с телами и душами человеческими! Спасать нужно живых, а мертвым телом бывшего вождя пусть займутся мертвые, как сказал Иисус ученику, желавшему похоронить отца: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов».
12. Говоря о социально-экономических формациях, мы знаем две (вне монархии): социализм/коммунизм и капитализм. Осуждая социализм прежде всего за гонения на церковь (хотя в гонениях и рождается подлинная вера), нельзя забывать осуждать и современную модель золотого тельца за ее греховность. Репрессии были и при монархии, и при капитализме — просто они направлены в другую сторону. Люди не замечают того, что их не касается лично. В СССР многие тоже думали: «Если репрессировали, значит, есть за что». Разве сами люди не были соучастниками этого греховного беззакония?
13. Большинство осуждает коммунистические идеи, не изучая глубоко первоисточники. Многие говорят: «Мы это проходили». Но это как в советской школе «все изучали иностранный язык», а по факту почти никто не говорил. 99% рассуждающих о коммунизме толком ничего о нем не знают, читая лишь обвинительные труды. Чтобы понять, нужно знать не только труды классиков, но и марксистско-ленинскую философию, и политэкономию. Это касается оценки всего. Если хочешь судить — осуждай конкретные вещи, а не все подряд. Но сегодня главные «судьи» зачастую просто безграмотны и категоричны.
14. Бесчинства в ранний советский период творили люди, которые сами были крещеными православными. Сталин, например, учился в семинарии. Но всю вину выгодно свалить на одного «козла отпущения». Разве это правильно? Разве по-христиански? «Не ищи соринки в глазу брата твоего, вынь прежде бревно из своего глаза...» Но современные люди, даже христиане, предпочитают искать бревна в чужих глазах.
15. СССР — это страна, которой многие из нас гордятся. Она олицетворяла (при скромном достатке — ведь счастье не в деньгах) одухотворенность и настоящие ценности. Эту страну создал советский народ, руководимый КПСС, вдохновленный идеями Ленина. И здесь возникает когнитивный диссонанс: как отвергать и демонизировать то, что несло столько вечных духовных ценностей, которые мы помним и ценим по сей день? Не было колбасы, но были и дружба и верность и настоящая бескорыстная любовь и презрение к стяжательству! Да, гордыня погубила страну, но и сегодня она не исчезла, а лишь расцвела яркими красками! И потому смотрим мы в прошлое с нотками ностальгической грусти об утраченном…
16. Ярая «декоммунизация» — дело богоугодное? А кто здесь преуспел? Украина и прибалтийские государства? Разве они — пример для подражания? Разве не они сегодня — главные богоборцы, насаждающие сатанизм? Задумайтесь над этим, люди!
17. Не станем игнорировать и то, что межконфессиональная борьба существует и приводит к войнам. Противостояние нарастает. Вместе с православием расцветают и все прочие религии и секты. Большевики объявили религию «опиумом для народа», пытаясь одним махом прекратить эти религиозные распри. Я не знаю, какое решение здесь верное. А создание «единой религии», согласно Писанию, — предтеча конца времен. Ничего богоугодного в этом нет. Сделать же всех православными невозможно. Здесь можно сказать лишь одно: «Делай, что должно, и будь что будет».
18. Возвращаясь к Мавзолею: сам Владимир Ильич не желал своей «партийной канонизации». Его идолом сделали против его воли и против воли Крупской. Но людям нужны идолы... разве сейчас их мало — от футболистов и звезд шоу-бизнеса? Борясь с одним идолом, мы рискуем воздвигнуть других. Оставим это на совесть каждого. Есть дела поважнее воздвижения и свержения кумиров. «Люди сперва воздвигают кого-то на пьедестал, потом свергают,... а потом воздвигают в святые» — в этом вся наша сущность. Не лучше ли просто помочь ближнему?
19. Некоторые называют коммунизм религией. Это не так. Это не религия, а отрицание религий, основанное на материалистической философии, противостоящей капиталистической «идеалистической». Но сегодня капиталистическая теория сама стала полностью материалистической и богоборческой. Поэтому социалистические идеи стало возможно переосмыслить на христианской почве, именно христианской, ибо их ценности — справедливость, братство, приоритет общего блага — наиболее близки к евангельским идеалам! Либо предложить иную «справедливую» формацию.
В любом случае, в прошлом, церковь, во имя истины и имя Христа принимало на себя гонения. А сегодня церковнослужители готовы к этому ради христианской истины? Или комфортное житие важнее?
4 й Век, век гонений дал нам много святых , которых почитаем и сегодня.
ПС
И никаких более революций!
Пришло время христианского примирения и «белых» и «красных»! И кто, как не Православная Церковь и должна стать основой для этого богоугодного единения нашего многострадального народа!
Свидетельство о публикации №225111201011
