Душа этноса
Что же помогает нам ориентироваться в сложном мире этносов? Оказывается, каждому этносу свойственны свои поведенческие особенности, так называемый стереотип поведения.
Понятие стереотипа поведения в теории пассионарности – одно из ключевых.
Стереотип поведения, если говорить коротко, это устойчивая система реакций, норм и ценностей, которая определяет, как этнос воспринимает мир и действует в нём.
Как формируется стереотип поведения на уровне каждого из этносов и от чего он зависит?
Гумилёв считал, что стереотип поведения рождается в момент возникновения этноса, то есть вместе с импульсом пассионарности. Первыми носителями стереотипа поведения являются пассионарии – люди, способные действовать не из личного расчёта, а ради общих интересов, вопреки инстинкту самосохранения. Эта пассионарная энергия «заражает» окружающих, задаёт новую систему ценностей и образ действий. Так формируется начальный этнический код, выраженный в типичных мотивах, идеалах и поступках.
Стереотип поведения всегда связан с ландшафтом, который влияет на выработку определённых черт народного характера. Так, в характере кочевников, мы видим подвижность, воинственность, культ свободы; в характере горных народов заметна некоторая замкнутость, независимость ,клановая сплочённость; в характере землепашцев выражены такие черты, как осёдлость, терпение, коллективизм.
Гумилёв называл это адаптацией этноса к ландшафту. Человек не просто живёт в природе, а духовно сливается с ней, вырабатывая соответствующий образ жизни.
Каждое новое поколение наследует успешные формы поведения предков. То, что помогает этносу выжить, закрепляется в обычаях, нормах морали, религии, фольклоре. Так стереотип поведения становится автоматическим. Его передача происходит естественным путём и не требует сознательного закрепления. Люди действуют потому , что так принято, не особо задумываясь над смыслом своих повседневных поступков. Они делают то, что является правильным в рамках их этноса.
Такое наследование стереотипа поведения в этнических рамках происходит через воспитание, определённые ритуалы, символы и мифологию.
Коллективные представления определяют отношение этноса к окружающему миру. Русские ,например, воспринимают жизнь через призму страдания и терпения, японцы – через гармонию и дисциплину, европейцы – через рациональность и индивидуальную инициативу.
Стереотип поведения, разумеется, не постоянен. Он эволюционирует вместе с этносом. В фазе подъёма доминирует героический деятельный тип человека. В фазе надлома проявляются такие черты поведения, как разобщённость и самоанализ. В фазе обскурации сохраняются только внешние формы поведения, без внутреннего смысла.
Этносы не существуют в замкнутом пространстве, они взаимодействуют друг с другом. Это оказывает серьёзное влияние на их поведенческий стереотип. Какие-то элементы поведения заимствуются, какие-то , напротив, отвергаются.
Иногда на стыке контактов двух этносов возникает субъеэтнос со своим особым типом поведения.
А теперь попытаемся связать взгляды Гумилёва на этнический стереотип поведения с коллективным бессознательным Юнга.
Когда мы говорим о начальном этническом коде, который начинает формироваться в момент рождения этноса, то такой код вполне можно рассматривать , как аналог коллективного бессознательного. Важно понимать, что начальный этнический код, по Гумилёву, это не записанный генетически код, с которым имеют дело биологи, а энерго- поведенческая матрица, возникшая в момент появления этноса.
Начальный код задаёт доминирующие мотивы поведения, ( что считается доблестью, а что позором), эмоциональные реакции на внешний мир, идеалы, собственно, те ценности, ради которых этнос готов действовать, даже рискуя своим существованием.
То есть, это не рациональные установки, спроектированные в тиши уютных кабинетов, а глубинные, эмоционально закреплённые структуры. Они выражаются в пословицах, обрядах, архитектуре, образах и даже музыкальных ритмах. Всё это рассчитано не на сознание, а на эмоции человека. Часто человек даже не может объяснить, почему он чувствует это так, а не иначе.
Как известно, Юнг говорил о врождённых архетипах, своего рода универсальных схемах восприятия мира. Но, как сейчас становится понятно, кроме общечеловеческого слоя ( архетип Матери, Героя, Тени и др.), существует и этнический слой бессознательного. На уровне этого слоя, архетипы обретают национальные формы. Например, русский архетип страдальца и искупителя является вариацией христианского архетипа, окрашенной в специфическую русскую чувствительность. Японский архетип воина воплощён в самурайском кодексе бусидо, но коренится в тех же архетипах чести и служения.
Получается довольно интересный симбиоз идей Гумилёва и Юнга. Начальный этнический код у Гумилёва – это историко-энергетическое воплощение архетипической структуры, которая у Юнга называлась бы этническим слоем коллективного бессознательного. Иными словами, Гумилёв описывает динамику этноса, ( как он возникает, эволюционирует и умирает), а Юнг придаёт этой конструкции глубинную психологическую структуру, на которой она держится. Вместе они показывают, как энергия ( пассионарность) и архетипическая форма рождают уникальную душу народа, тот феномен, который потом ощущается как национальный характер или дух времени.
Выражаясь современным языком, коллективное бессознательное, это, своего рода, вместилище (фрейм), а этнический код - его конкретная надстройка.
Свидетельство о публикации №225111201078