Математический анализ

   В первую же сессию в моей зачётке, напротив названия дисциплины "математический анализ" нарисовался конкретный - как сейчас стоит перед глазами - "неуд." С заметным удовольствием, чуть ли не покрякивая, вывел его своей твёрдой рукой бравый такой дядька, как мне казалось - бывший фронтовик, Борис Палыч Пугачёв. Что обижаться? Студенческая жизнь с самого начала завертела, было не до лекций и не до практических занятий. Я надеялась, конечно, подготовиться - в те несколько дней и ночей перед экзаменом, по конспектам сокурсницы, - да так и начала, и даже интересно вчитываться было! Но понять успела только половину вопросов, и бомб успела написать только половину. Что такое "бомбы". А то сейчас уже, наверно, другие технологии. Можно, конечно, просто переписать слово в слово ответ на вопрос из лекции, но преподаватель сразу поймёт, что списано. Я делала так: прочитаю конспект, потом беру чистый лист и по памяти, своими словами, письменно отвечаю на соответствующий экзаменационный вопрос. Получается очень натурально, с помарками. Заготовишь так их все, сложишь по порядку стопкой, составишь каталог на отдельной маленькой бумажке - какому порядковому номеру бомбы в стопке какой вопрос соответствует, берёшь юбку подлиннее, с широкой оборкой, шьёшь такого же цвета, как юбка и такого же размера, как тетрадный лист, карман и пристрачиваешь его под оборку так, чтобы на экзамене под столом незаметно её приподнять, и вслепую, в кармане, отсчитав последовательно, найти нужную бомбу, достать её бесшумно и выложить на стол, когда преподаватель отвернётся или выйдет из аудитории. Тут тренироваться надо. Но не уложилась я по времени: то, что успела прочитать - не запомнила, а то, на что написала "бомбы" - не поняла, а к теоретическим вопросам ещё и задачка прилагалась, а как её решишь, без посещения практических занятий? Пересдать-то я этот математический анализ потом пересдала, когда дочитала все подружкины конспекты до конца, на "удовл.", но стипендию из-за этого не получала и было перед родителями неудобно. Помню, устроилась уборщицей подъездов. За пять подъездов получала аж семьдесят рублей в месяц! А стипендия у нас, если не запямятовала, рублей десять-пятнадцать тогда была, и зарплата инженера-программиста сто тридцать рублей. Думала даже - да, может, ну его вообще, это программирование? - так и ходить по утрам: придёшь засветло, по-быстрому подметёшь, помоешь - и целый день свободный... Со второй недели мыла через раз, только подметала влажным веником, с третьей - и ходила через раз, а со второго месяца мне одна жительница этих подъездов сказала: "Деточка, да что ж ты так надрываешься? До тебя их вообще никого не видно было: придут перед проверкой, первые этажи уберут, потому что проверяющим самим лень выше подниматься проверять..." Ну, два месяца я отработала, сдала следующую сессию на стипендию, и уволилась по собственному желанию, хоть и уговаривали меня остаться.

   Потом на лекции по математическому анализу я ходила. И одну помню до сих пор. Прервав бесконечные вычисления на доске, рассказывал Борис Палыч о том, как где-то бойцы попали в долгое безнадёжное окружение, совсем нечего было есть, все впали в депрессию - просто валялись бессмысленно кто где кое-как и ждали конца. Но один офицер каждое утро брился, тщательно причёсывался, чистил форму, подтягивал ремень, выпрямлял спину, поднимал подбородок и старался шутить... И даже не важно, чем там кончилось.

   Вернуть бы молодость - ни одного занятия, ни по одному предмету не пропустила бы.

11 ноября 2025г. Мемуары.


Рецензии