Белорусская кантата, исполняемая историей. Ч. 4

(Продолжение. Предыдущее  Белорусская кантата, исполняемая историей. Ч.3.)

В предыдущей части настоящего эссе декларировалось вполне гармоничное на протяжении веков сосуществование белорусских и еврейских общин.
А теперь придется привести и еще одно доказательство этого, правда редко упоминаемое в публичном поле.

Напомню, что долгое время территория, которую мы сегодня называем Белоруссией была долгое время разделена на две части – Западную и Восточную.
Западная часть – осколок ВКЛ – Великого княжества литовского, управлялось вполне демократично Польшей, вплоть до 1 сентября 1939 г., а Восточная – СССР.
По сути, Восточная часть была оккупирована СССР с обычным, как всегда, всевластием карательных органов и спецслужб оккупантов.

Излишне говорить о том, что во время любой оккупации, население, проживающее на оккупированной территории, резко поляризуется.
Всегда появляются коллаборанты, а по сути, предатели оккупированного народа, своих же сограждан, и недовольные новыми порядками, не приемлющие оккупацию.
Последние, а обычно это самая молодая часть населения всегда идейно мотивированы на борьбу с оккупантами.
А коллаборанты – это часть населения, обычно немногочисленная, которая ищет в текущих событиях некие преференции лично для себя.

Согласно определению Вики – коллаборационизм – это «осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле: сотрудничество с оккупантами».
Так что, можно уверенно утверждать, что любая оккупация  приводит к расколу, казалось бы единого населения, на враждующие осколки.
Нельзя, однако, не сказать, что предательство любят, а вот предателей – нет.
И обычно сами коллаборанты плохо кончают – их уничтожают  с течением времени именно те, с которыми они пожелали сотрудничать.
Увы, они обычно не нужны новым хозяевам. Выполнили возложенную на них функцию – и в расход!
Не стану приводить примеры этого из нового и новейшего времени, они и так на слуху.

Ну, а коль речь идет о Беларуси, нельзя обойти молчанием событие, трагическое событие, которое вошло навеки в историю Белоруси и которое официоз всегда пытается затушевать, и если уж и не удается смолчать, а это почти всегда удается, то придать этому событию малую значимость.
Это событие даже получило свое имя  «Ночь расстрелянных поэтов» или же «Черная ночь».
В нем, в этом событии отразились два, ранее высказанных мною утверждения о расколе общества оккупированного государства и  гармоничного сосуществования белорусов и евреев.
Черная ночь  (29 – 30 октября 1937 г.) стала крупнейшим  массовым  политическим убийством представителей белорусской и еврейской интеллигенции, а также деятелей культуры, науки и искусства в БССР.
Считается, что это событие является самым значимым моментом репрессий в БССР.

Черная ночь стала результатом фальсификации НКВД – всевластной карательной службой  СССР, - якобы некоего заговора белорусской интеллигенции.
А на самом деле – это было подготовкой НКВД к предстоящему исполнению  приказа №00447 от июля 1937 г.  - одного из самых страшных решений большевистской власти — приказа  о массовом уничтожении граждан СССР.

Почему я так уверенно пишу о подготовке к исполнению этого приказа?
Обращает на себя внимание указанная в Вики дата -январь 1937 года, с которой началась фальсификация дела против белорусской интеллигенции, когда до озвучивания этого приказа оставалось еще полгода.
Но до НКВД, несомненно, уже довелось, что следует готовиться к масштабному отклику по подготовке репрессий, чтобы уже на следующий день после соответствующего приказа надо будет рапортовать о мерах по его исполнению. Ничего нового.
Карательные службы всегда должны быть готовы к карательным акциям, кои необходимо готовить с упреждением по времени.

В январе 1937 года, помните ли еще, что это был за год, в порядке готовности  усиления репрессий против возможных врагов и вредителей, которых всегда можно было придумать, или, на худой конец, произвольно назначить, сотрудниками управления госбезопасности НКВД БССР придумано так называемое «Объединённое антисоветское подполье» (ОАП), которое включало 13 автономных организаций:
1. Антисоветская националистическая организация «Белорусская национальная самопомощь»
2. Антисоветская террористическая организация «Союз борьбы за освобождение Белоруссии»
3. Белорусская автокефальная церковь
4. Бундовско - сионистская организация
5. Контрреволюционная организация «Культурная помощь деревне»
6. Контрреволюционная антисоветская организация «Белорусское отделение крестьянского бюро меньшевиков»
7. Организация правых
8. Национал-фашистская организация
9. Сионистская контрреволюционная организация «Левый Гехалуц»
10. Сионистская молодёжная организация
11. Троцкистско-террористическая организация
12. Шпионско-повстанческая организация
13. Эсеровская организация

Круто замешано, и безошибочно.
И, обратите внимание, как  тесно сплетена белорусско – еврейская коса
А тут и подоспел приказ - одно из самых страшных решений  власти большевиков — приказ №00447 о массовом уничтожении граждан «государства рабочих и крестьян», к исполнению которого карательные органы этого государства были давно готовы!

В начале сентября 1937 года Сталину был представлен список из самых ярких представителей культурного слоя Беларуси, обвиняемых якобы в антисоветской деятельности, подготовленный НКВД БССР, согласованный с руководителем НКВД СССР Ежовым и подписанный Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым
 Разумеется, Сталин список подписал.

Вики извещает, что в список вошли 103 человека, приговорённые к расстрелу и ещё 6, приговорённых к 10 и более годам лагерей.
Обратите внимание на то, что судебных процессов еще и не было, но уже появились приговоренные.
15 сентября 1937 года начинаются первые судебные процессы.
А 15 сентября 1937 года — список дополнен Наркоматом внутренних дел БССР.

Вы догадываетесь, что собой представляли судебные процессы того времени?
Нет, это не то, о чем вы подумали.
В СССР это называлось судебным присутствием, фактически те же тройки.
Вы подумали об апелляциях?
Ой, не морочьте мне голову! Ни о каких апелляциях и речи никогда не было.
А судьи просто руководствовались большевистским сознанием.
Попробовали б они руководствоваться чем – нибудь иным, хоть какими законами.

То, что произошло всего через 2 недели, в ночь с 29 на 30 октября 1937 года во Внутренней тюрьме НКВД и Пищаловском замке в Минске – расстрел первых 36 человек из упомянутого списка деятелей культуры, стало логическим продолжением намеченной расправы НКВД с представителями интеллигенции Беларуси.
Эта акция и была названа «Чёрной ночью». Или по - другому – «Ночь расстрелянных поэтов».

Тела убиенных вывозились  за город, в урочище Куропаты, где их просто сваливали в заранее выкопанные рвы, ставшими братскими  могилами.
Расстрелы в Куропатах продолжались до 1941 года, вплоть до занятия Минска гитлеровскими войсками.
Последующие расстрелы длились ещё до середины 1938 года.
Общее число расстрелянных в Куропатах в период с 1937 года по 1938 год, по оценке известного белорусского историка Леонида Морякова, составляет более 100 000 человек
А вы говорите Бабий Яр!
Ну ладно, не говорите, а думаете!

Нет, я не стану перечислять имена погибших. Кому это интересно, может самостоятельно найти в интернете упомянутый список.
Но в контексте задуманного мною текстового сериала необходимо упомянуть, что
более 40% из казненных не являлись белорусами, а представляли иную национальность. Думаю, те, кто внимательно читал начало настоящей части, уже догадались какую.

И обязательно надо напомнить  о том, что описанное событие касалось только восточной, советской половины Беларуси, к которой еще не была присоединена войсками СССР ее западная часть, входившая в 1937 г. в состав Польского государства.
Вся эта известная история, когда Польша была поделена  Гитлером и Сталиным в соответствии с их сговором, названным «Молотов – Риббентроп», произошла позднее – 1 сентября 1939 года.
Но об этом, думаю, придется сказать в следующей части.

(Продолжение следует)

28.11.2022


Рецензии