Впервые за учительским столом - или ка

 Впервые    за УЧИТЕЛЬСКИМ     столом   
 или  КАК я  невольно  стал   УЧИТЕЛЕМ…

Беседуя  однажды  со своей былой  студенткой, как бы сейчас сказали –довольно «продвинутой»,  причем  тогда на хорошо и на отлично успевающей- Флюрой   Завдатовной Ягофаровой,     я как –то невольно перешел на тему:  Начала своей педагогической  карьеры…   И начало моей педагогической…точнее сказать,  учительской  работы  произошло  не по обычному  сценарию  - я   неожиданно стал   Учителем, будучи только учеником   10 класса…
А случилось это , как помнится мне,  в далеком 1961 году…?!  В  наш сводный  10 класс  ( только что,  в самом начале  учебного года  объединили сразу 2  девятых класса:  9А  и 9Б…  видно руководство школы скорее подсчитало, что  слишком  «жирно» иметь  в школе два -10-х  класса ?!, тем более, что  число учащихся после их окончаний  уменьшилось  на неимоверно  большое количество  ( мне думается, процентов эдак на 25 :-40)... Многие из наших  былых друзей и однокащников по ряду причин покинуло школу и ушло, как сказали бы  сейчас :они пошли «В ЛЮДИ»… - но скорее всего  ТА ситуация заключалась в том, что  в нашей   не слишком большой,  причём тогда двух-этажной школе скорее всего   не хватало учебных помещений. Порою школее приходилось работать в те годы ( пока не подстроили ещё к ней четырах-этажный корпус) в  более, чем  в две смены, а порою и даже в три …
Словом, во время перемены  в наш класс вошла, чем-то обескураженная  ведущий зауч школы   Анна Ивановна Липатцева, бывшая  еще недавно – в предыдущей четверти  нашего 9 класса, учителем Географии…  Подойдя группе моих одноклассниц  - их в большой группе стояло там не менее  5-6 человек… Она  обращаясь к  девушкам, скала:  «Девчата, - выручайте… в 3 классе нет  Учительницы, она   заболела, и замены ей среди учителей нашей школы как-то  не нашлось, и тогда  Анна Ивановна не нашладля себя  лучшего варианта, чтобы   занять  «младшеклашек», как предложить  девушкам –десятиклассницам  стать на время воспитательницей или  учителем…,хотя бы на небольшое время...   
Однако Анне Ивановне  все мои одноклассницы  ответили категорическим  ОТКАЗОМ,  сославшись на то, что  им трудно, у них нет  никакого опыта, чтобы  составить  «должную » замену профессиональной УЧИТЕЛЬНИЦЕ…  Никакие  уговоры  зауча школы  на девушек  не действовали,  и  огорченная  таким отказом Анна Ивановна не знала,   что в данном случае предпринять…
И тогда увидев  меня, стоящего поудаль и буквально на днях,  избранного  большинством   голосов   старостой   «сборного» уже 10 класса,и предложила уже МНЕ  выручить её, и позаниматься сегодня  с  учениками   третьего класса…
Я же, наверно, в этот момент буквално пожалел её, и чтобы не вводить «в ступор» далеко   неплохого человека и главное -Учителя, тем более еще совсем недавно,   по окончании  девятого класса,  я получил у неё  годовую  ПЯТЕРКУ по Географии, которая  уже  тогда шла  в  школьный  аттестат  о среднем образовании… ранее бы это назвали бы  АТТЕСТАТОМ ЗРЕЛОСТИ…
Тем более учитывая, что мне в тот момент не особенно хотелось сидеть в классе по определенным предметам.  И тут  я  все-таки  не совсем  уверенно  пошел  за заучем… к нужному сегодня школьному помещению...
Анна Ивановна,  по дороге,  объяснила мне непредвиденную для всех  их ситуацию… Нельзя было  тогда отпускать детей  раньше положенного времени домой, чтобы как  бы по дороге домой  с ними чего-то неприятного не случились бы, тем более, что  за некоторыми  малышами приходили к концу  занятий (после 4-х уроков ) их некоторые родители… А потом были случаи в практике школы, когда некоторые ученики, преимущественно младших классов  попадали под колеса автотранспорта…?!
И вот мы с Анной Ивановной  спустившись со второго этажа  на  ближайший первый, где находится  этот «злополучный » на тот момент  ТРЕТИЙ  «З »   или  «Ж »класс …
Когда мы зашли в классное помещение, то  ученики поприветствовали нас, с   Анной Ивановной общим, как бы сказать - приветственным вставанием…
Анна Ивановна  тут же проговорила, что  с вами, дети,   сегодня  будет позанимается  другой Учитель, и сразу представила им меня...
И ученики класса  безмолвно  со всем этим всем тут же и согласились… они даже не делали попытку сопротивлялся, явно зная, что  их   Учительница в данный момент больна…и сегодня не может с ними проводить  занятия.
После того, как   Анна Ивановна покинула класс, я  невольно поинтересовался  какие у них сегодня, на данный момент,  уроки… Кажется,  первым предметом была арифметика… Я попросил у них показать мне  учебник, и заодно спросил, какие у них были задания на сегодня…И главное поинтересовался - все ли решили  заданные на сегодня примеры  и задачи…
Оказалось, что не все из  ребят решили отдельные  примеры…Тогда  я поинтересовался, в  чем были сложности…? И тут же из учебника, прочитав содержание  задачи,    прямо на классной доске  мелом относительно быстро решил  её,   и предложил  переписать  всем ответ  в свою тетрадь, потом я взялся за задачу, которая  у большинства  ребят не была решена…Сам же быстро разделался  с  её решением  и предложил  выйти к доске – тех, кто её  уже решил, а после  её решения, предложил  всем переписать в свои тетради…ход вычислительных действий. Попутно  предложил  еще решить    аналогичную задачу...  Совместными усилиями  мы  «одолели»   и её… В целом процесс  такого обучения совместно-коллективного   мне как-то понравился,   и я   как-то  даже при этом  «почувствовал свою значимость»  на  этот  невольно свалившемся  на меня   учебный ПРОЦЕСС…
Следующим уроком  была  ЛИТЕРАТУРА, точнее ЧТЕНИЕ… на дом было дано задание - выучить какое (уже и не помню) стихотворение…
Предложил наиболее смелым прочитать в слух, для всего класса,  его -  мальцы спросили , а оценку я им поставлю  в журнал… Тем более, что  кто-то  из  учительской  передали мне журнал класса…  Попутно  я  сделал перекличку… отсутствовал ( кажется, один или два ученика ?!). Тут я сделал попытку познакомиться с учениками, узнать кому из них принадлежит  определенная  ФАМИЛИЯ…
 Надо  сказать, что Анна Ивановна  еще  раз подошла ко мне  узнать, каковы  наши  «общие» успехи…   И тогда  я спросил основного зауча школы, а могу  ли я ставить оценки в журнал эти м ученикам…  Разрешение как-то спокойно  мною было получено…
Анна Ивановна, сказала, что  очень хорошо, что ребята будут знать, что им и сегодня поставили отметки …и они тогда смогут похвалиться ими перед своими родителями…
Завершив  свою   непланируемую  на сегодня  «повинность»,    после  третьего Урока  - я отправился уже  в  свой  10  класс… Некоторые мои учителя  уже  об этом знали…им сообщили мои одноклассники   о мой  «учительской деятельности»…Поэтому  с некоторым пиететом это восприняли…
Маргарита Павловна Коновалова,  учитель физики,  сказала, что теперь тебе  Дорога по окончании  школы,  в педагогический   вуз… Я сказал ей, что думаю  о другом  виде деятельности…Еще  с детских  лет  я всем говорил о характере своей будущей профессии  - буду  военным ( офицером), как мой отец…
Правда, по мере взросления,  я как-то незаметно переходил  в другие воинские  специальности.  Начинал свой отсчет - с кавалерии, а потом решил стать артиллеристом, но после третьего класса, под влиянием моего нового товарища  Ярика Нильсена  решил стать моряком… Правда,  еще множество раз сомневался, чему отдать предпочтение  -  быть подводником  или все плавать на надводных  судах…
Пятым  и шестой  уроки школы  я  провел  уже среди своих сверстников, там были  немецкий, химия, возможно и   литература ( и язык…русский, а может быть и узбекский).
На следующий  день  я поинтересовался  у моего  теперешнего руководителя – ведущего зауча школы, приходить мне снова на занятия малышек  или НЕТ…  Анна Ивановна  сказала:   «обязательно, так ситуация  с заболевшей учительницей  неясная, кажется  её болезнь продлится ещё не один  ДЕНЬ…?!
В действительности   оказалось , что   свою  учительско-воспитательную  «повинность»  мне пришлось  нести  целых две недели…
Приходя  в  школу, я почти сразу  отправлялся  в свой, ставшим для меня «родным»   третий класс… И только  после  4 часа   на  пятый  и  шестой уроки  я  отправлялся  к своим одноклассникам…чувствуя при том, как они мне стали особенно  ДОРОГИ !!!
Занимаясь  с  моими  «сводными» ребятишками,   я   как-то незаметно внедрял в  свою практику    обучения    свою, присущую  только мне  методику  научения…обучения, как хотите это называть
На  уроках Арифметики  предлагал детишкам выбрать самим задачи и примеры, которые они хотели бы решить…К доске вызывал желающих решить данный пример, задачу… Попутно показал, как  от  реальных  конкретных  ( порою визуальных ) образов  переходить, к  абстрактным  «структурам» - в виде  страшных  для них Х и У…и решать задачи с ними… Совместными усилиями  мы  брали  вместе не досягаемые   ПРЕГРАДЫ ( для детей,  естественно). Число  решаемых примеров  и попутно и задач  было существенно больше, чем при их   «родной учительнице».  Решаемые  вместе  задачи  + примеры…я предлагал  всем  заносить в свои  ТЕТРАДИ… Задавая   домашние задания … я предлагал и рекомендовал  ученикам решать их, как можно больше, чем это делала  в виде  домашних заданий  при  болеющей сейчас их  НАСТАВНИЦЕ… Порою  и сам  хватался   за МЕЛ ( и даже мелки разного цвета), поясняя как  необходимо  решать ту или иную  арифметическую  «конструкцию» ?! В том числе  и  нестандартным способом…  И главное  я делал упор…  на  включение  в процесс  решения задачи  активную «мозговую деятельность »…
Выявился как-то незаметно  круг ребят, которые  быстро приспособились к  моей «методике» действий  и быстро  решали  задачи… Не забывал  и спрашивать  попутно и  таблицу УМНОЖЕНИЯ… Каждый раз, как бы  играл  с ребятишками  - называл  множители   и просил быстро давать ОТВЕТЫ… Победителям «этих  неспортивных состязаний» ставил смело  «пятерки»  и реже  четверки  в  классный журнал…другие оценки  я  в журнал не ставил, берег нервы моих подопечных…
Попутно  задавал задание  на  ДЕЛЕНИЕ чисел… «Победителям»  ставил им наилучшие баллы...
Что касалось гуманитарных предметов  - то  часто по русскому языку предлагал  писать  самостоятельно  ИЗЛОЖЕНИЕ ( до  написания сочинений  третьеклассникам было далеко?!). Предлагал  написать изложение  о своих родителях, кем они работают…и еще  о том, кем хотят стать ребята, когда  вырастут… Сам же им говорил, что мечтаю  сам о профессии  военного …                ( моряка… подводника…и рассказывал  об особенностях     «деятельности» - профессии…службы … военных моряков…
Хотел написать, что почти  ВСЁ время был только с ребятами… но были случаи, когда  Я  «увиливал»  от  процесса обучения… в том  ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ…  Подобное  случалось тогда, когда у меня был урок  физкультуры  - пропустить   урок  физкультуры  я  как-то не мог  (  это было  сродни – что отказаться  от  «сладкого»  или  «приятного»)… Для меня лучшего  легкоатлета школы  ( да и района) физкультура была моим любимым предметом….Поэтому я их, как правило, не пропускал. Более того при каждой  свободной минуте шел в спортзал.школы ( достроенным    к основному  зданию школы вместе с актовым залом…совсем недавно). Там играл в футбол, баскетбол, волейбол…прыгал через  гимнастического коня  и козла, вовсю «тянул «  штангу...до возможного в мои годы максимума.
Чтобы  не сорвать  свои  уроки  с учениками  я всегда просил  мою одноклассницу  Нину Павлову позаниматься  вместо меня  с ребятами… И  моя приятная внешне на вид   одноклассница  со своим   сочным грудным голосом  читала ребятишкам   сказки  тех  книг, которые  я брал у себя  из дома, из своей личной  библиотеки  или  из школьной библиотеки  наилучшие и занятные для определенного возраста книги, где я был в те годы  один из  самых «продвинутых»  читателей…
Дорогая  Нинуля, я потерял тебя  после окончания школы… и сейчас не знаю: жива ли ты сейчас…ведь столько прошло времени…столько «утекло воды» после завершения нами  школьного обучения.   Спасибо  тебе ОГРОМНОЕ   за  замену  меня   на уроках  с  моими  юными младше -классниками… 
В тот момент, когда  Нинуля  читала им  содержание интересных  книг, «мои питомцы»  порою выглядывали из  окон класса, чтобы  увидеть, как   я выполняю свои  физические упражнения…тренировки…на школьном дворе, в приятную солнечную осеннюю погоду...
Как-то  не могу  не вспомнить  одну  приятную ( даже надо сказать красивую) девочку  из того  класса…  звали её Ритой… фамилия –Оболенская ( если   сейчас не путаю)…или Обнорская ?!  Но четко помню, что фамилия, заканчивалась на … СКАЯ И вот  я ей,   каюсь   по большому счету, как говорится.  «подсуживал». Она была в классе отличницей ( это я своими глазами видел в  их классном журнале…
Отвечала на мои вопросы она не совсем уверенно …как-то терялась,   краснела, заикалась  ?!даже бледнела ,   или я это путаю…  Ребята  мне подсказывали ставить ей тройки… но у меня, как-то,  не поднималась  ставить ней  неважные оценки… но все-таки не один раз ей поставил  четверки…вместо  привычных для неё  ПЯТЁРОК…а честно говоря, то  больше тройки в тот момент она и  не заслуживала… ?!  Надо  и себя успокоить -  в классный журнал  я  плохих отметок  не ставил…ниже ЧЕТВЕРКИ не опускался…
Попутно вспомнилось, когда  я  шел  в направлении   к  «своему уже ставшим» классу она стояла в коридоре и вела беседу  с полноватой женщиной…в возрасте под сорок, семитской наружности… та ей что-то говорила или принесла  еду … Перед самым заходом в  «мой класс» я услышал  на немой вопрос негромкое :  «это наш новый  УЧИТЕЛЬ !!!»   
Не знаю, какое  тогда чувство было у мамы,   увидевшей, что её дочь  обучает   совсем юный  Учитель… практически  мальчишка…
Дорого бы дал, чтобы узнать как  сложилась  судьба  этой приятно-красивой  девочки, да и других её сверстниц по  тому  ТРЕТЬЕМУ  классу…с которым меня  на время  «соединила злодейка  судьба» ?!
Через,   меньше чем два года, закончив  11 класс  школы  с профессионально-техническим  обучением того времени  я покинул школу  и пошел  получать  образование   уже в стенах  уже  технического  вуза -  я стал студентом одной из самых  романтических специальностей – геологической, точнее  в её  самой  сложной   ветви -  прикладной   ГЕОФИЗИКЕ…

Что  еще запомнилось в той  моей  учительской  практике ?!   Был и негативный момент, когда  я взял за шкирку  и выставил из класса хулиганисто- шумливого  мальчишку , который  мешал буквально всему классу… Но потом кто-то  из взрослых заглянув  в класс, почему  шатается  по коридору  мальчишка… Тогда мне пришлось вернуть его в помещение  и поставить  в угол  и заодно предупредить, что  если будет еще мешать, то весь день будет стоять в углу… паршивец  и на это согласился, лишь бы  не слоняться по коридору  ЗДАНИЯ ШКОЛЫ…

В заключение - ИТОГ моей  учительской "деятельности" с  учениками 3-го класса «Ж или З» следует признать всё-таки  ПОЗИТИВНЫМ.... Ибо  поосле возвращения в класс их прямой  учительницы  - я как говорится,  СДАЛ ей свою ВАХТУ.  Меня же часто встречали мои  "былые ученики"  - довольно  вежливо здоровались, причем часто обнаруживали меня в самых неожиданных местах, и  порою часто и неожиданно для меня спрашивали, когда   Я снова  приду к ним в класс, чтобы с ними ещё снова позаниматься…

ВЫВОД скорее такой:   значит, я с успехом  выдержал свой  первый непростой «экзамен»,причем за случайно  и неожиданно (?!)  свалившуюся на меня  ?! профессиональную  учительскую  РАБОТУ… которую, скорее всего, можно назвать и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ! И всё-таки  мне кажется…  не дотягивает  ОНА…до ЭТОГО.

 …


Рецензии