Белорусская кантата, исполняемая историей. Ч. 5

(Продолжение. Предыдущее  Белорусская кантата, исполняемая историей. Ч.4.)

Полагаю, что в свете поставленной мною задачи изучения истории Беларуси, невозможно обойти вниманием некоторые, широко не обсуждаемые обстоятельства присоединения западных областей Украины и Беларуси в результате т.н. «Освободительного похода Красной армии» 1939 – 1940 гг.
По сути, оккупацию Советским Союзом восточной части Польши в соответствии с советско – германским сговором  «Молотова – Риббентропа».

Агитпроп  всегда придумывал красивые названия военным акциям «страны советов», дабы население ее гордилось своей армией. Эти названия на самом деле все ставили с ног на голову.
Приведу только несколько примеров.
Помимо уже упомянутого «Освободительного похода Красной армии» в 1939 – 1940 гг., являвшегося нападением вместе с гитлеровской Германией на независимое государство Польшу с ее расчленением на 2 части, отошедшие к Германии и СССР с последующей оккупацией территории, а мы уже давно знаем, чем пахнет оккупация.
Или выполнение советской армией некоего интернационального долга в Афганистане, не объясняя, в чем же он состоял.  И почему за это должны гибнуть советские мальчики.
А как вам нравится война 08.08.08., называемая весьма лукаво принуждением Грузии к миру.

Впрочем, надо быть справедливым. Подобным способом именования официальная историография поименовала, например, времена, названные около 1600 г. Смутой, из которого власть извлекла новый праздник на замену старого Дня «Великой октябрьской социалистической революции».
Обратите внимание, что в этом словосочетании нет ни слова правды. Даже при упоминании месяца октябрь.
Смута представляла собой локальный конфликт в борьбе за власть, за территорию кормления.
Но из нее каким – то образом удалось извлечь «День единства и согласия», назначенный на пару дней раньше привычного 7 ноября!
А ведь можно было, не меняя день праздника, просто переименовать его.
Ладно, проехали.

А там понеслось, оккупация СССР Венгрии в 1956 г. и Чехословакии в 1968 г., разумеется были поданы советскому населению, как возврат этих стран, насильственный, конечно, к неким социалистическим идеалам и завоеваниям, опять же, Октября.
Но в общественном поле страны советов всегда считалось, что СССР неустанно борется за мир.

Даже М.С. Горбачев, восседая на самой верхней административной ступеньке  государства, уверял, что СССР является самой миролюбивой страной в мире.
Представляю его удивление, когда б ему сообщили б, что после 2МВ СССР участвовал более, чем в 40 военных конфликтах, ни разу не защищая Родину.
Сегодня, по истечении многих лет почти уверенно можно назвать тех, кто конкретно получал значимые преференции от участия советской армии в этих военных конфликтах.
Впрочем, как всегда.

Но Михаила Сергеевича вполне можно простить за его ошибку в оценке миролюбия государства «рабочих и крестьян», ведь он же не мог заглянуть в Приложение к Федеральному Закону №5 «О ветеранах», принятому Госдумой в 1995 году.
Именно это приложение можно признать официальным документом, в котором перечисляются все войны с участием СССР.
Извиняюсь за столь объемное отступление, которое, казалось бы, находится за рамками темы о Беларуси, опровергающей мнение о том, что Беларусь всегда была оазисом мира и спокойствия, в отличие от других советских республик.
И события 1939 г и последующих лет, тому подтверждением.

Так что, придется перейти к последствиям т.н. Освободительного похода Красной Армии 1939 – 1940 с присоединением Западных Украины и Беларуси, их военного изъятия  из состава Польши.
Это привело к жесткой оккупации этих территорий  и насыщение их сотрудниками НКВД как из числа местных коллаборантов, так и присланных из «метрополии», замечу, присланных вместе с семьями.

Надо же было куда – нибудь девать эту армию сотрудников карательных органов, бездельников, не умеющих ничего делать, кроме как уничтожать собственных сограждан в закончившейся компании расстрелов 1937 – 1938 гг.
Попутно Сталин, имея в виду будущую войну на европейском театре военных действий, решал задачу сохранения потенциала карательных органов, услуги которых, конечно же, будут востребованы при планируемой оккупации европейских стран.

Начавшаяся с 1 сентября 1939 года 2МВ с провокационной операции Германии под названием «Операция Гляйвиц», проявилась уже 2 сентября в боевых действиях Германии, против принадлежащей тогда Польше Брестской крепости.
Подразделения гитлеровской армии  возглавлял большой друг Советского Союза Гейнц Гудериан, ранее обучавшийся в танковой школе под Казанью,
Поляки  мужественно защищались, но военнослужащие польской армией понимали, что, увы, не смогут выстоять.

Тем не менее, упорно защищались, теряя боевую технику и личный состав.
17 сентября на помощь немцам пришли советские войска, под управлением комбрига С.М. Кривошеина.
И 22 сентября поляки были сломлены. Часть погибла, часть вместе с семьями смогла эвакуироваться, а часть попала в плен.
А 22 сентября в Брест – Литовске состоялся импровизированный совместный парад немецких и советских войск по случаю сокрушения защитников Брестской крепости.
Отметились, стало быть, побратимы!

Надо сказать, что польская армия комплектовалась по территориальному принципу, что означает, что немецким и советским войскам противостояли  в битве за Брестскую крепость представители Белоруси.
О национальном составе БССР на момент начала 2МВ я уже рассказал в предыдущей части.  Изрядная доля населения как восточной, так и присоединенной к ней западной части Белоруси, составляли евреи. Не просто лояльные Белоруси, а настоящие патриоты.
То же самое можно сказать и о Польше.

Поэтому многовековое сосуществование поляков и евреев, белорусов и евреев, способствовали взаимопроникновению этносов друг в друга – смешанные семьи никто не отменял.
Уйду немного в сторону.
Про Германию.
В Германии на протяжении более, чем полутора тысяч лет всегда существовала община евреев. Первый известный документ о наличии еврейской общины в Германии датируется 321 г. н.э. Прошлый год в Германии прошел под лозунгом «1700 лет вместе».

Разумеется, смешанные семьи по национальному составу имели место и здесь.
Более того, евреи считались и сами считали себя лояльными гражданами и патриотами Германии. Немало их всегда находилось в войсках.  Некоторые имели очень высокие воинские звания. А количество военнослужащих – детей из смешанных семей и их потомков было огромно.
Потому, еврейское население восприняло поражение в 1МВ и последующий Версальский Договор, как трагедию.

Что говорить, когда в гитлеровской армии часть составляли лица - потомки евреев во втором и третьем поколении.
Они имели специальное название, появившееся в гитлеровской Германии - мишлинге (нем. Mischlinge — «смешанные», «полукровки»).
Разумеется, это термин времён Третьего рейха, расовый, носивший отрицательную коннотацию
Он обозначал лиц, имевших предков как арийского, так и еврейского происхождения. Впрочем,  определение использовалось, начиная с XVII века, и в немецком языке  обозначало метисов, полукровок, потомков смешения рас и национальностей.

Надо ли упоминать, что те, у кого в смешанных семьях мать была еврейкой, всегда в любом этносе, позиционируют себя евреями. Стало быть, военнослужащими полу- и четверть – кровками были потомки по мужской линии.
Немного отвлекусь. Так сказать, уйду чуть в сторону.
А речь пойдет о большом русском поэте Афанасии Фете.
Ну, там: «Травка зеленеет, солнышко блестит…»

Его мать была немкой, которой увлекся русский помещик Шеншин, находившийся на отдыхе в Германии.
Она была на раннем сроке беременности.
Но, дело закончилось браком.
Так что, А.Фет носил фамилию Шеншин.

Выросши, впитав настроения, мягко говоря,  окружающей действительности, пописывал антисемитские статейки, публикуя их в журнале Каткова (есть в Ленинской библиотеке).
Но после того, как мать на смертном одре написала Фету письмо о том, что его отцом был гамбургский еврей, как отрезало.

Посему, Фет публикации статей резко оборвал и заинтересовался историей древнего мира. Понятно почему.
Самое интересное, что он это письмо завещал похоронить вместе с ним, но увы, могила была вскрыта и письмо исчезло!
Так что Фет – дитя двух этносов – немецкого и еврейского, вполне может быть назван мишлинге.

Если рассматривать сосуществование еврейской общины и общин поляков, украинцев и белорусов в терминах теории множеств, то каждый этнос можно представить в виде облака. Эти облака всегда взаимно пересекаются и пересекались. И конечно в белорусской среде, помимо евреев, присутствовали и поляки и  украинцы. А пересечение этих облаков называется взаимной ассимиляцией.
Чувствуете, куда я клоню?
Нет?

Тогда объясняю.
Во все времена на территории Беларуси, Украины и Польши в числе  повстанцев, боровшихся с ненавистным оккупационным режимом, всегда присутствовали лица, ощущавшие свою принадлежность, соответственно, к белорусам, украинцам и полякам и к евреям.
И их, таковых было изрядное количество в 40 – тысячной армии Кастуся Калиновского, и в числе польских военнослужащих, плененных советской армией после раздела Польши в 1939 г., не воевавших с СССР, а просто присутствовавших в Польше,  и расстрелянных в Катыни. Среди 22 тысяч расстрелянных польских военных, было чуть больше 500 евреев, преимущественно врачей! 

Т.е. в числе расстрелянных военнослужащих польской армии были не только строевые рядовые и офицеры – евреи, но и несколько сотен военных врачей и медбратьев, тоже евреев и их потомков.
Но про Катынь мне придется ниже сказать и свои несколько фраз.

Напомню, мы еще находимся в 1939 г.
И говорим про оккупацию советской армией Беларуси, даже только Западной Беларуси, население которой все еще ощущало себя гражданами польского государства.
Разумеется, уровень сопротивления оккупации был очень высок и в Западной Беларуси и в Западной Украине.
Так что работенка у сотрудников НКВД была.
Начались массовые аресты украинских и белорусских патриотов.
И, как следствие, многотысячные расстрелы украинских и белорусских патриотов в Львовской тюрьме и в тюрьме Бригитки в Брестской крепости.

Приведу документированный пример, подтверждающий  сказанное.
Только за три дня, с 19 по 22 июня 1941-го, в Западной Беларуси были арестованы 24 442 человека.
Из них 2059 — члены белорусских, польских и украинских организаций — были помещены в специальные тюрьмы (в том числе в камеры смертников).
Остальные — выселены в лагеря.
Последний эшелон с узниками ушёл из Бреста в час ночи 22 июня.

И не могу не привести сведения про тюрьму Бригитки, располагавшейся на территории Брестской крепости.
Почему глагол употреблен в прошедшем времени?
Потому что в 1955 году, дабы не вызывать неудобных для власти вопросов, здание было взорвано и сравнено с землей.
А на нет и суда нет!

Это было толстостенное здание женского Бригитского монастыря.
Увы, оно практически не использовалось по назначению, а использовалось испокон веку  для содержания политических противников режима.
Скажем, в ней содержался Степан Бандера, приговоренный в Польше к пожизненному заключению. Естественно, после падения Польши в 1939 г., он вышел на свободу.

Но СССР усовершенствовал  использование этой тюрьмы, задолго до Гитлера преобразовав ее в тюрьму уничтожения украинских и белорусских патриотов.
Гитлер позавидовал и  перенял сей опыт во время 2МВ.
Лагерь Собибор тому примером!
Операционную деятельность в этой тюрьме осуществляла часть 132 конвойного батальона.
Большая его часть располагалась в тюрьме №23 «Краснуха» в Брест – Литовске. Проектная «мощность» этой тюрьмы составляла 2800 арестантов, а содержалось в ней до 4 тысяч человек – одних привозили, других порциями переводили в тюрьму Бригитки, где не покладая  рук «трудились» остальные сотрудники батальона, преобразовывая повстанцев в мертвецов.
Об этом стало известно после захвата документов тюрьмы 45-м австрийским пехотным полком, штурмовавшим с 22 июня 1941 года Брестскую крепость.


По состоянию на 20 июня 1941 года, количество заключённых составляло «около 680 душ» — точное число командиры батальона зафиксировать в документах затруднялись, поскольку одних они расстреливали, но на смену мёртвым поступали новые и новые смертники.

С тюрьмой Бригитки была такая история.
Артподготовка обошла здание стороной.
Тюрьму штурмовали группы разведбатальона 45-й пехотной дивизии вермахта под командованием Гельмута фон Панвица.
Караул был достаточно быстро уничтожен, из тюрьмы немцы отконвоировали в тыл около 280 человек, которых на следующий день отпустили.
Среди них был Казимир Свёнтек — будущий католический кардинал, который в конце 20 века возглавлял белорусскую католическую церковь.

Остановимся на этих данных — 280 человек из 680-и попали к немцам.
Где остальные?
Думаю, вы уже догадались.
Часть, как скупо и лукаво говорят российские историки, «погибла при штурме».
Но ведь артиллерия не применялась, в тюрьме шёл стрелковый бой, камеры — это отдельные помещения за железной дверью.
Стены камер толстенные.
Так что, вероятность гибели кого-либо из узников в стрелковом бою, надо признать, была равна нулю!
Вывод один -  бойцы 132-го батальона НКВД в ночь на 22 июня и даже в начале штурма просто расстреливали людей.
Для них это было наиболее логичным и привычным делом.
К слову, именно такая логика содержалась в приказах по ведомству, которые вышли уже на следующий день после вторжения немецких войск -  23 июня и были направлены в западные области СССР.

Спасибо за внимание.

(Продолжение следует)

30.11.2022


Рецензии