Музыковед Тамара Ливанова. Секрет продуктивности

Тамара Ливанова. Секрет продуктивности, полная вер
Зера Черкесова1
Формат семинаров онлайн.

Тамара Ливанова. Секрет ее лит. продуктивности
http://stihi.ru/2025/11/01/3153
См рецензии

Рецензия на «Тамара Ливанова. Секрет ее лит. продуктивности» (Зера Черкесова1)

Я написала и выложила не одну, а минимум две статьи о Тамаре Николаевне Ливановой.
Эта в материал следующей публикации.
Хотя она не поэт, а музыковед, но ее творческая продуктивность была огромная и желающие смогут оценить в чем отличие между мной и ей.
Как удается иным сделать так много?

Зера Черкесова1   01.11.2025 11:05   •   Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Я дала недавно задачу ИИ Алисе оценить мою статью о ней и продолжила беседу...
Выдержки ниже,


Как выглядела её «домашняя» работа
Даже оставив кафедру, Ливанова не перешла к «свободному графику» в современном понимании. Её домашний труд оставался строго организованным, но без институциональных рамок.

Режим дня (примерный, по воспоминаниям коллег и следам в архивах)
8:00–10:00 — просмотр корреспонденции, планирование дня, составление списков задач.

10:00–13:00 — работа с рукописями и выписками: сортировка карточек, сверка цитат, подготовка черновых фрагментов.

13:00–14:00 — перерыв (обед, короткая прогулка).

14:00–17:00 — прослушивание музыки с аналитическими пометками; сопоставление звуковых впечатлений с письменными источниками.

17:00–19:00 — редактирование текстов, написание «набело» (без правок — как отмечала С. Петухова).

19:00–20:00 — чтение профильной литературы или корректур.

20:00–21:00 — запись итогов дня в рабочий дневник (не публичный, а для себя.

На мой вопрос как работала из дома, после выхода на пенсию, а до того она ещё преподовала в Московской консерватории.
Я сравнила ее с блогерами, Алиса не согласилась, сказав, что это разные институционализации, но как ни назови, это один род занятий.


Инструменты и пространство
Рабочий стол с системой папок и карточек (тематические блоки: «Бах», «XVIII век», «Периодическая печать» и т. п.).

Фонотека (пластинки, бобины) с каталогом прослушанного.

Библиотека (собственные книги + заказы из библиотек через ассистентов).

Пишущая машинка (поздние тексты набирались дома, затем отдавались в издательство).

«Свобода» vs дисциплина
Свобода была в выборе тем и темпа: после ухода из консерватории она могла сосредоточиться на мемуарах (1974–1983) и завершении многолетних проектов.

Дисциплина сохранялась: ежедневный график, чёткие этапы работы, отказ от «импровизационных» публикаций. Даже дома её труд оставался проектным — с дедлайнами, рецензиями, согласованиями.

Чем это отличалось от современного «свободного» писательства


Как был организован её труд

-----
1. Долгосрочное планирование
Ливанова подходила к каждому крупному труду как к многоэтапной экспедиции:

сначала — составление детального плана-проспекта (с разбивкой по главам, периодам, тематическим блокам);

затем — сбор и систематизация источников (библиография, архивные материалы, нотные издания);

параллельно — прослушивание и анализ музыкальных произведений, соотнесение их с историко;культурным контекстом.

Например, работа над шеститомной «Музыкальной библиографией русской периодической печати XIX века» (1955–1979) заняла более двух десятилетий и требовала:

просмотра сотен периодических изданий;

выписки и каталогизации тысяч публикаций;

сверки датировок, авторств, контекстов.


2. Ежедневный ритм и дисциплина
По воспоминаниям коллег и по следам в её рукописях, Ливанова придерживалась жёсткого распорядка:

утренние часы — работа с источниками, конспектирование, составление карточек/таблиц;

дневные часы — прослушивание музыки с аналитическими пометками;

вечерние часы — написание текста, редактирование.

Её способность выдавать «печатный лист в день» (около 40;000 знаков) объяснялась:

отточенной техникой скоростного конспектирования;

привычкой писать «набело» — сначала продумывала фрагмент целиком, затем фиксировала его почти без правок;

умением дробить большой труд на микрозадачи (одна глава = серия небольших параграфов).


Пока здесь остановлюсь.

Ну ка подумаем...


Не буду здесь загромождать списком ее трудов, всякий найдет при желании.
Но вот что важно отметить: она писала томами.

Она написала всю многовековую историю музыки и это невероятно. Ее книги и ныне основные для изучения истории музыки в муз.училищах и консерваторских курсах.

Но как объять такой объем, даже для себя, только прослушать сколько, а ещё изучить массу литературы и написать свое оригинальное.

Да по авторскому листу в день и сразу почти набело.

Какой мощный профессионализм и что за этим стоит?
Какая самоорганизация, воля, контроль.


Ее мемуары заняли 1300 машинописных листов убористого текста с дополнениями на оборотах от руки твердым красивым почерком

Подготовка к печати мемуаров описана в статье Светланы Петуховой в журнале Музыкальная академия. Осень интересная статья музыковеда.

Часть мемуаров Т.Ливаноаой я прочла и хочется заново с копированием фрагментов и комментариями перечитать.

Местами она несправедлива к коллегам.
Так, о Соллертинском отозвалась так:он был талантлив, но написал мелочь, почти ничего.

Это несправедливо, надо же учитывать и то что Иван Соллертинский прочел тысячу лекций в Ленинградской филармонии перед симфоническими концертами и в Новосибирске, воспитав поколения совсем не музыкантов в уважении и любви классической музыки.

А Ливанову изучают только музыканты.

Но простим профессиональную ревность.

Соллертинский стал легендой.
А легендам мало прощают их слабые и уязвимые места.


Да и здоровье и выносливость не сбрасывать со счетов.
Срллертинский был хрупкого здоровья при феноменальной одаренности.


Я спросила ИИ, насколько быстрее пошел бы ее труд над томами, если бы у нее был интернет и ИИ.

О! Отдельная статья.
Только сбор материала на карточки, занимавший годы.,,ну мы поняли.,,


И тогда мой многолетний замысел снова предстал пред моим мысленным взором:"Напиши меня, воплоти!"

Даже Ливанова, этот раздел почти опустила, видимо, приказ сверху не изучать глубоко Русское барокко.

Тогда же ещё медведи по улицам ходили, согласно официальной истории.
Но сейчас мы знаем, что далеко не так.

Напиши.

Ведь интернет источники какие невиданны были для исследователей прошлого, порталы российские и зарубежные литературы, нот, записей.
Искусственный интеллект в помощь.

Сделай это,

И сделаю.
И как книгу, и как концертную программу.

Никто так и не занял до сих пор вакансии русской Сесилии Бартоли, сказала я Алисе и она горячо согласилась и стала подстегивать, давай! Помогу.


Между прочим, стыд нашим. Чечилия Бартоли, артист и музыковед, два в одном, новатор и возродитель, исполнила даже несколько русских барочных арий, правда, на итальянском.


А кому это нужно?

Чтобы ты сделала то о чем мечтала годы?
Никому.

Кто за это хоть копейку заплатит или предложит опубликовать на бумаге?

Никто.

Иллюзий больше не имею.

Тем лучше.
Значит свободна.
Твори для себя, для Родины и того неведомого что мы называем будущим.

Патриотический проект.

Почти не вспаханная к тому же целина.
Русская цивилизация на которую долгое время даже в СССР был наложен почти запрет..


Наша классическая музыка начинается с Глинки.

Все что было до - плотно занавешено.

Исследований мизер. В основном партесное пение, церковные хоры, псальмы.

Светская музыка и искусство, архитектура, наука и глубокая интеграция России с единым европейским культурным пространством в 17-18-начало 19 вв. Примерные рамки Русского барокко.

Иностранные приглашенные при русском Дворе.

Растрелли. Сарти. Братья Бернулли. Эйлер.

Масса приглашенных звезд итальянской оперы. И французской хореографии.
Композиторы, дирижёры.

Университет открылся!
Ломоносов.

Расцвет.

Дворцы Санкт-Петербурга.Москвы. Постановки опер в Гатчине. Дворцах Эрмитажа.

Визуально пышные зрелища

Что мы обо всем этом знаем?!

Ничего.
Ни композиторов, ни имён знаменитых исполнителей, ни произведений.
Десяток разрешенных названий, и только в виде строчки в кратком обзоре "до Глинки".


Но когда я послушала в интернете увертюру к опере Джузеппе Сарти, одного из итальянцев приглашенных по культурному обмену, в Россию, работавшем при Елизавете Петровне, как композитор и дирижёр, я была изумлена.

Приведи эту увертюру любому и даже проф.музвканты скажут:Моцарт?

А если хотя бы одно такое сочинение долго до нашего слуха, значит что?

А то что палеонтологи по одной кости динозавра восстановят всю экосистему геологической эпохи.

Не может же такое произведение сложное и полностью отвечающее нормам итальянской и европейской вообще "культурной экосистемы", назовем так, случайно залететь в Россию, "где ещё по улицам ходили медведи и люди носили щраки-ушанкитнабекрень" и не знали иной музыки, кроме балалайки,

При все уважении к балалайке.


Я спросила Алису, почти все это забыто и давно?

Если кратко, в этом виноваты и наши просветители.

В 19 веке шла борьба с "иностранным засильем" и именно поэтому Глинка так превознесен. Как автор "первой русской национальной оперы".
Жизнь за царя. Или Иван Сусанин.

Но правомерно ли сбрасывать с корабля истории целых двести лет, только потому что тон задавали иностранные влияния, космополитические вкусы высших слоев общества?

А разве Глинка не "итальянец" в музыке на все сто?!
Разве Чайковский не был плоть от плоти европейской музыкальной культуре.

Разве...итд.

Нет. Тут что-то иное.
Тем более что у нас были и национальные композиторы в эпоху барокко, но от них остались лишь церковные сочинения, точнее два.


Я спросила Алису, разве Московский Камерный театр Бориса Покровского не специализировался на старинных операх?
Оказывается, нет, хотя некоторые постановки были. Например опера Бортнянского "Сокол".

Но в основном ставили малоизвестные оперы современных композиторов, тип Нос Шостаковича и ТД,


Прокофьева и Тл.
Да и театра Покровского уже нет, он слился с Большим театром.
А оставили сцену для редких постановок.
Ну а свой театр русской барочной музыки есть?

Нет и не было и не предвидится,

Хотя есть несколько ансамблей старинной музыки но как музейная ниша.


А исследования музыковедов

Не сильно большой список, и в основном все вокруг партесного пения и пр. Это ещё Вл,Одоевский тему им дал, был сильно увлечен возрождением уже в его время старинной музыки в виде партесных концертов.

Во всем же богатстве Русское барокко почти не изучено. Тем более в взаимодействии всех муз и наук под единой сенью.


Кстати Поэтика и Риторика М.Ломоносова.

Поэзия 18 в.русских поэтов тоже мало изученная сфера.
И здесь все начинается с Пушкина, а все что до ...как бы неинтересно.


Это лучше не монографию, а мультимедийный интернет-проект.
А там и монография выкуется.


Амбициозная задача:вернуть в исполнительский и исследовательский оборот забытые шедевры.

Не партесами и псалмами едиными...


Я и по форумам классической музыки ходила и давно озвучивала свое стремление возродить русское барокко, что ищу произведения, готова разучить и представить публике, писать.

И что?!

Один только почесал за ухом и припомнил:стихиры Ивана Грозного!

А ещё себя известным композитором величал,

Остальные ничего не ответили или не по теме,


Нет, определенно:вакансия русской Чечилии Бартоли так и не занята!
Алиса согласилась и добавила, что вам не нужно быть второй Чечилией Бартоли, а стать самой собой.


Да, да но она показала привлекательную творческую программу и в многообразии подходов и как артист, и как исследователь.
Мне это близко.
Вдохновляющий пример, а так конечно, каждый неповторим.


Потом она была объявлена самой высокооплачиваемой оперной певицей в мире и об этом с придыханием писала наша печать. Ох, как они это любят:"высокооплачиваемый"!

Наше общество растлено жаждой денег,


Так, когда в газете писали о гастролях в Россию, Чечилии Бартоли, один знакомый автора статьи спросил а кто это?
Позор.
Самое высокооплачиваемая оперная певица в мире!

Теперь будешь
спрашивать кто это?!

Вот мера которой меряют в нашем мире:кто сколько стоит денежно?

Не идеи, не творческие замыслы, не патриотизм, а она патриот, возродила забытые пласты итальянской музыки.

Нет, все неважно.

Сколько ей платят?!


Ну а я выше ее если осуществлю свой проект: я точно знаю, что мне не заплатят и копейки.

Интересно, она или другие взялись бы зная это? А я берусь,

Потому что не меряю призвание и служение денежной меркой. Иначе вообще ничего не делала, как подавляющее большинство ничего не делает если "за это не платят".


Мне жаль только что не делала раньше, все на что способна, отчасти тоже отравлена мекркантилизмом нашего времени.

А сейчас страшно только одно:не сделать. то что могу и должна. О деньгах при этом не думаю вообще.


Как и о известности и славе, все это продажное и назначаемое.

Наш удел только труд. И находить радость в самом осуществлении замыслов творчества.


Дочитала нынче, рано проснувшись, вторую часть мемуары Марины Цветаевой "Пленный дух" об Андрее Белом.

Бедный Андрей Белый!

Несчастная Марина Цветаева!

Люди приходят в мир чтобы мучаться, хорошие люди и таланты, а бездари и сволочи процветают.


Со страниц воспоминаний 1934 сразу по его уходу, Андрей Белый предстал вот как мы с вами были бы знакомы, так ярко, так детально и художественно описала все Марина Цветаева.

Бедный, бедный Андрей Белый!
Так жаль.


Понемногу возвращаюсь в рабочий тонус после почти месяца болезни.


Режим дня музыковеда с огромной лит.продуктивносттю Тамары Литвиновой выше неправильный! Наверняка Алиса его придумала.


День начинается с просмотра корреспонденции, затем разбор карточек, затем чтение материалов, затем прогулка, затем прослушивание музыки для работы и только вечером два часа непосредственно писать.

Если бы она писала по такому режиму, то не написала бы почти ничего,
Утомленный большой рутинной работой дня вечером уже и строчки своего не напишет!
Заявляю со знанием дела.

Начинать всегда с своего.
Проснулась, выпила чаю и за рабочий стол.

И пока не напишешь своего ни о чем другом и думать не смей.

Только так.
Сразу за трактор.

А уже потом все остальное.
Поэтому писателей штучно, не всякий даже при желании писать распологает временем писать сразу встав ото сна, если только не встаёт пораньше на два часа,ькак до работы вставали и писали Сухомлинский или Николай Вавилов. Но это единицы.


Тем более авторский лист в день вечером после режима многозадачности дня. Она писала.

Утопия.
Все должно быть наоборот.
Сначала свое, а технические задачи потом. И отдых, и чтение, и слушание музыки, и кино, и общение, и прогулки, и просто так времяпрепровождение.

Так работала и Мариэтта Шагинян.
Даже в поездках.
Начинаю день, и в поездках, как дома, писала она уже осень старым писателем.
То есть будь-то гостиница, дом отдыха, все равно:подъем, и до всего прочего после завтрака за письменный стол!
Три часа работы и только потом выйти из номера или комнаты.

Это минимум притом.
Три часа. В старости.


Так и я была приучена отцом. Вставать в 4-5 утра и за уроки.
После школы я отдыхала.
А 1,5 часа ранним утром хватало чтобы успеть сделать домашние задания.
Исключения были рефераты, их делали дома в дневные часы после школы вместе. Творческая работа.

Так было и учеба в университете, кроме бессонных сессий,

Так и мои занятия вокалом, самые профессиональные без скидок на любительстао. 5 утра я включала аудиозаписи и начинала распевки.

Потом в классе я уже неираспеваоась как другие, а все одно что на сцене выступала.


Так и на Стихи ру повелось.
Встала и за лит.труд,

Потому написала сравнительно много,


Мозг, ум, мышцы, весь наш организм эффективно работает только несколько часов в сутки СРАЗУ ПОСЛЕ СНА,
Если это усвоить и придерживаться этого ражима, то успеть можно много и в наилучшем виде.


Василий Сухомлинский, директор сельской школы, писал что золотой час это 6-7 утра и в этот час до работы он написал все свои книги.

Людям не достаёт элементарной самоорганизации и постоянства хороших привычек.

Зера Черкесова1   01.11.2025 13:19   Заявить о нарушении / Удалить
11:05-13:19

Два часа. Переменка.

Потом составить проект книги -мудьтимедицного проекта Русское Барокко.

Есть уже первый материал.

Систему работы с карточками, теперь с ИИ.

Ливанова имела, пишет Алиса, каталог прослушанного .
Я тоже всегда фиксировала с детства что ни услышу по радио, ты, пластинки, то заносила в блокнот прослушанного.
И блокноты прочитанного.
Просмотренного.

А потом что-то растеряла привычку.

Вот читала сейчас повесть Марины Цветаевой, почему нет Журнала или карточной системы о прочитанном?!

Должно восстановить.


Кстати, мой цикл исследовательских очерков о забытой и лишь изредка вспоминаем ой Елизавете Кульман - тоже часть проекта Русское Барокко.
Первую четверть 19 в.я самочинно включила в расширенные хронологич.рамки Русского Барокко, по крайней мере, в плане влияний, с захватом пушкинской эпохи.
А к тому же и Пушкина ругали за то что никак не может расстаться с архаизмами типа психей и Аполлонов, фебов, эфира.

Такова же и стилистика Елизаветы Кульман: они принадлежат и прошлой барочной эпохе и народившемуся классицизму.

Зера Черкесова1   01.11.2025 14:13   


08.11.2025 23:37


Рецензии
http://proza.ru/2025/04/25/1168
Чтение о музыковеде Тамаре Ливановой и ее мемуаров

Зера Черкесова 2   12.11.2025 21:33     Заявить о нарушении
http://proza.ru/2025/11/12/1762
Музыковед Тамара Ливанова. Секрет продуктивности

Зера Черкесова 2   12.11.2025 21:36   Заявить о нарушении