7. 659 ИАП в боях за освобождение Донбасса

7.659 ИАП в боях за освобождение Донбасса (13 августа ; 22 сентября 1943 года)

     По указанию Ставки Верховного Главнокомандования войска (далее-Ставка ВГК) командование Юго-Западного и Южного фронтов уже 7 июля приступили к подготовке наступательной операции. Им предписывалось нанести сходящиеся удары от Изюма на Красноармейск, силами Юго-Западного фронта и от Куйбышева на Сталино (ныне Донецк), силами Южного фронта с целью разгромить вражескую группировку и освободить Донбасс.

     Ставка ВГК, в своей директиве от 12 августа 1943 года, уточнила задачи Юго-Западного фронта: «Главными силами нанести удар с фронта Изюм - Богородичное в общем направлении Барвенково, Павлоград».

     288 ИАД действует в полосе наступления 8-й гвардейской армии и 12-й общевойсковой армии, наступающих в направлении Барвенково, Павлоград.

     03 августа. Штаб дивизии находится в г. Старобельск. 659 ИАП и 866 ИАП на аэродроме Совхоз 20 лет Октября, 897 ИАП на аэродроме Пески. В дивизии 48 боеготовых самолётов, 14 неисправных. В 659 ИАП – 13 боеготовых самолётов, 7 неисправных.

     Наш полк, в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой, перемещается и действует: 19.07.-04.08. на аэродроме Совхоз 20 лет Октября, 05-07.08. на аэродроме Шевченково, 08 -11.08 на аэродроме Совхоз 20 лет Октября, 12.08.-04.09. на аэродроме Верхнее Соленое, 05-08.09. на аэродроме Красная Поповка, 09-13.09. на аэродроме Константиновка, 14.09.-22.10. на аэродроме Красноармейск.

     08 августа. На пополнение в дивизию из Кузнецка прибыли 18 ЯК-1: 11 ЯК в 897 ИАП, 5 ЯК в 866 ИАП, 2 ЯК в 659 ИАП.

     С 13 по 18 августа в полк для пополнения прибыло 15 человек лётного состава.
16 августа.

     Аэродром Верхнее Солёное. Полк 18 самолётами произвёл 60 самолётовылетов на прикрытие наших войск в районах: Банковский, Красный Яр, Богородичное, проведя в воздухе 72 часа.
     В Журнале боевых действий 288 ИАД сделана запись:
     «Задание выполнено. Проведено 4 групповых воздушных боя в результате сбиты 1 Ю-87 и 1 ФВ-190. Штурмовыми действиями уничтожены 1 ж.д. цистерна с горючим, 19 автомобилей, 40 человек живой силы.
     Свои потери: 1 ЯК л-т Заборцев не вернулся с боевого задания. 1 Як серж. Твердохлебов из-за выработки горючего произвел вынужденную посадку с убранными шасси в р-не Волчий Яр.
     1 ЯК серж. Смирнов сбит в воздушном бою. Самолёт сгорел, лётчик выбросился на парашюте прибыл в часть, легко ранен.
     14.25–15.35 8 ЯК ведущий к-н Хазов во время прикрытия наших войск в районе Петрополье на Н=2000 встретили группу 24 Ю-87, сходу атаковали. В результате в\боя сбит 1 Ю-87, который упал 4 км севернее Верхополье.
     19.20 10 ЯК ведущий л-т Борисов во время прикрытия наших войск были атакованы 4 ФВ-190. 1 ФВ-190 атакой сверху сбоку сбил 1 ЯК серж. Смирнова самолёт загорелся, лётчик выбросился на парашюте и прибыл в часть. Л-т Фисенко сбил 1 ФВ-190, который горящим упал в р-не Средлин. При выходе из атаки был атакован 2 ФВ-190 и подбит. Вышел из боя и благополучно произвёл посадку на свой аэродром».

     Выписка из формуляра полка. Раздел «Описание подвигов и заслуг летчиков и техников полка» по состоянию на 24.07.1943 года:

     «Штурман полка капитан Хазов Федор Иванович
Рождения 1910 г., русский, член ВКП\б с 1941 года. Образование: общее - среднее, военное - ВШЛ в 1936г. В Красной Армии с 1934г. В занимаемой должности с 19.08.1943г.
     Участвуя в Отечественной войне с 22.06.41 г. На Ленинградском и Юго-Западном фронтах в проведенных воздушных боях сбил лично 1 и в группе 9 самолетов противника.
     В воздушных боях показал мужество, отвагу и умение бить врага в воздухе.
10.08.43 г. Вылетев в паре ночью на перехват бомбардировщиков противника в районе Совхоза 20 лет Октября, наведенный по радио, решительно и смело обрушился на 5 ХЕ-111, идущих в направлении Купанска. В результате умело проведенных атак два ХЕ-111, горящими врезались в землю, остальные обратились в бегство.
     За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками сбитый лично 1 и в группе 9 самолетов противника награжден 2 орденами Красное знамя и орденом Отечественная война 2 степени».
     Из наградного листа от 29.03.1944 года на награждение капитана Хазова Ф.И. к ордену «Красное Знамя»:
     «За период участия на фронтах Отечественной войны произвел 256 боевых вылетов на прикрытие своих войск, сопровождение штурмовиков и разведку, провел 118 штурмовок войск и аэродромов противника. Участвовал в 8 индивидуальных и 24 групповых воздушных боях сбил лично 4 и в группе 6 самолетов противника».

     Участвуя в боях по освобождению Донбасса в августе полк совершил немыслимое количество самолётовылетов, в основном на сопровождение штурмовиков ИЛ-2 526 ШАД, разведку и прикрытие наших войск – 800. Проведено 23 воздушных боя, сбито 19 самолётов противника.  В архивных документах полка имеется список сбивших самолёты противника с 10 по 26 августа 1943 года (так записано в списке):

«10 августа – капитан Хазов, капитан Хазов в паре с капитаном Исламовым.
16 августа – лейтенант Павловский, лейтенант Фисенко.
17 августа – капитан Смешков, лейтенант Сергеев, лейтенант Павловский в паре с капитаном Смешковым.
18 августа – лейтенант Филонов, лейтенант Фролов, лейтенант Ачитков.
19 августа – лейтенант Павловский.
20 августа – лейтенант Павловский.
23 августа – лейтенант Бельский, мл. лейтенант Твердохлебов.
24 августа – лейтенант Павловский, лейтенант Бельский, мл. лейтенант Капранов,
мл. лейтенант Машков в паре с мл. лейтенантом Твердохлебовым.
26 августа – лейтенант Филонов».

     Не вернулись с боевого задания:
- Лейтенант Заборцев Дмитрий Гордеевич 1922, - 16.08.43,
- Сержант Смирнов Иван Алексеевич, оторвался от группы 26.08.43.

     Отец. Приказом командира 288 ИАД от 15.08.1943 года № 0140:

     «Для пользы службы перевожу: п2. командира авиационного звена связи управления дивизии лейтенанта Трушина Ивана Павловича на должность командира звена 659 ИАП с зачислением в списки и на все виды довольствия с 07.08.1943 года».

     Выписка из наградного листа лейтенанта Трушина Ивана Павловича командира звена связи 288 ИАД от 08 августа 1943 года:

     «Звено связи под командованием тов. Трушина с 22.08.42г. и по настоящее время на боевую оперативную связь, в сложных условиях боевой обстановки, произвело 1016 самолётовылетов, без единого случая задержки или срыва в доставке боевых распоряжений подчинённым частям.
     Лично сам тов. Трушин, как командир звена, имеет 627 самолётовылетов, он, не считаясь со временем дня и ночи, всегда готов для доставки того или иного боевого распоряжения как подчинённым частям, а также и вышестоящим штабным соединениям.
Тов. Трушин своей повседневной работой на боевую оперативную связь содействовал боевым частям дивизии в быстрейшем разгроме немецких полчищ, в этом его большая заслуга.
     За проявленное мужество самоотверженный труд при выполнении боевой оперативной связи, достоин правительственной награды орденом «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

     (627 не боевых самолетовылетов за год. Невзирая на погодные условия, сезон и время суток летчики звена управления совершали полеты не только для доставки распоряжений штаба дивизии, но перевозили раненых, запасные части к самолетам и просто работали извозчиками по требованию. Официально боевыми вылетами считались вылеты, когда самолет пересекал линию фронта).

     Из Журнала боевых действий полка:

     «В 19.45 24 августа Як-1 №03140. При посадке самолёта лейтенант Трушин, вовремя второй половины пробега резко развернул влево, в результате ломающегося подкоса левой ноги шасси, не выдержав перегрузок, самолёт упал на левое крыло».

     Надо полагать, управление боевым самолетом ЯК-1 659 ИАП отличается от управления самолётом ПО-2, стоящим на вооружении звена управления дивизии.

     29 августа. Из Журнала боевых действий 288 ИАД:

     «По распоряжению командира дивизии, полк (866 ИАП), передав исправную мат. часть в 659 ИАП, личный состав отведён на отдых в расположение аэродрома 1 САК»

     866 ИАП, 29 августа передав технику в 659 ИАП выходит из боев и убывает на аэродром Варваровка для отдыха.

     Огромными человеческими усилиями с середины 1943 года, промышленность страны вышла на уровень выпуска самолётов, позволяющую удовлетворять потребности фронт. К тому же поставки самолётов по ленд-лизу достигли максимума, что позволило командованию ВВС страны принять решение о пополнении авиационных частей и предоставлении отдыха личному составу при части, прямо на фронте, не отводя его в тыл для переформирования, обучения и отдыха. Эти же обстоятельства позволили авиационным соединениям создавать резерв авиационной техники.

     Наземные войска, в результате напряжённых боев, только к середине сентября продвинулись на Павлодарском направлении.
     659 ИАП передислоцировались на аэродром Красноармейское, с которого до 20 сентября проводят штурмовики вражеских позиций, прикрывают наши войска в районах городов Павлоград, Запорожье.
     С 01 по 20 сентября полк произвел 534 самолетовылета, участвовал в 19 воздушных боях, в которых сбил 12 самолетов противника. Победителями в сентябре стали:
- Мл. лейтенант Мошков Н.С.;
- В паре мл. лейтенант Твердохлебов А.И. и мл. лейтенант Рогозин Н.Н.;
- В паре Борисов и мл. лейтенант Чихиркин С.Т.;
- В паре Филонов М.М. и майор Смешков В.М.;
- Лейтенант Борисов Б.П.;
- Мл. лейтенант Григоренко В.К.;
- Лейтенант Павловский И.М.;
- Лейтенант Анохин Б.И.;
- Капитан Богульмов Ф.А. сбил два самолета противника;
 - Сержант Смирнов И.А.;
- В паре капитан Хазов Ф.И. и мл. лейтенант Морозов (?).
 
     После вылета не вернулись на свой аэродром и пропали без вести 3-е летчиков:
- Мл. лейтенант Мошков Николай Степанович 1920 – 06.09.43
- Мл. лейтенант Бондаренко Виталий Павлович 1923 – 07.09.43:
- Мл. лейтенант Григоренко Виталий Карпович 1923 – 18.09.43;

     21 сентября. Аэродром Красноармейское. По завершении операции наш полк, передав 18 самолётов ЯК в 866 ИАП, выходит на отдых. Лётный состав занимается учебно-боевой подготовкой, технический состав проводит ремонтно-восстановительные работы на технике. На отдыхе полк будет находиться до 23 октября.

     Для повышения боевых возможностей дивизии, в преддверии наступления наших войск на Запорожском направлении, 13 сентября в состав дивизии введён сформированный в 3 ЗАБ 483 ИАП в составе 31 экипажа Як-7б, который сосредоточился на аэродроме Константиновка. Командир полка майор Армашов Петр Александрович, 1911, начальник штаба подполковник Агранович Михаил Моисеевич, 1905.
     30 октября получено распоряжение командира 1 САК о передаче техники в 659 ИАП, а личному составу предлагалось железнодорожным транспортом убыть в распоряжение Командующего Харьковского военного округа.
     В распоряжении дивизии 483 ИАП находился полтора месяца. Совершено: боевых вылетов-86; проведено 20 воздушных боёв; сбито 5 самолётов противника; 5 лётчиков не вернулись на свой аэродром.

     Полки 288 ИАД, для сокращения времени подлёта в полосе наступления наших войск, перебазировались на аэродром Васильковка и продолжают поддерживать части 8-й и 3-й гвардейских армий, сопровождая самолёты -штурмовики 5-й гвардейской ШАД и самолёты-корректировщики 34-й отдельной корректировочной авиаэскадрильи. При выполнении ими боевых задач, ведут разведку переправ через реку Днепр, выполняют полёты на штурмовку вражеских войск.

     Авиация противника прикрывает переправы через реку Днепр, боевые порядки своих наземных войск, наносит бомбоштурмовые удары по нашим наземным частям и аэродромам 17 ВА, проводит разведывательные полёты.

     В Журнале боевых донесений дивизии отмечено, что лётчики дивизии отмечают появление в действиях истребительной авиации противника изменений в характере и агрессивности ведения воздушных боев, связывая эти особенности с пополнением состава 4-го воздушного флота противника.

     Технический состав полков дивизии проводил ремонтно-восстановительные работы на самолётах, в преддверии наступления наших войск на Запорожском направлении.

     Сложившуюся обстановку на фронте в полосе действий 288 ИАД 1 октября 1943 года описывает начальник Оперативно-разведывательного отдела дивизии подполковник Платонов Владимир Иванович 1904г.р.:

     «Задание по прикрытию наземных войск, разведке поля боя, войск и аэродромов противника, сопровождению штурмовиков – выполнено.
Прорыв линии обороны противника в направлении Запорожье успеха не имел, к исходу дня противник занял исходное положение.
     Командующий 17 ВА генерал-лейтенант Судец указал на недостатки в работе истребителей над полем боя:
1.По приходу на поле боя ведущие групп, патрулирующих не докладывают по радио о прибытии.
2. Не слушают и не выполняют команд по радио.
3. Атаковали «раму», но не преследовали, дали возможность ей со снижением уйти.
4. Патрулируют не над линией фронта, а над своей территорией.
5.Недостаточная высота патрулирования дает преимущество в высоте истребителям противника.
6. Разведка ведётся на низкой высоте.
     Отмеченные недостатки генерал-лейтенант Судец потребовал ликвидировать.
     Командир дивизии полковник Смирнов находился на передовом КП, работой истребителей над полем боя остался не доволен. Авиация противника активности не проявляла, группами до 10 МЕ-109 и ФВ-190 в районе Запорожье прикрывала свои наземные войска и противодействовала нашей авиации».

                Разное.
     24 сентября получена поздравительная телеграмма Командующего 17 ВА генерал-лейтенанта Судец по случаю присвоения дивизии наименования Павлодарская. В частях и управлении дивизии проведены митинги, зачитан приказ и поздравительная телеграмма.

     На советско-германском фронте действовали четыре воздушных флота люфтваффе: 1-й действовал в районе Ленинград-Волхов, 4-й дислоцировался на Украине и в Крыму, 2-й - в центральной части фронта, 5-й со штабом размещался в Норвегии.

     Наиболее сильным был 4-й флот, который с июля 1941 года участвовал в военных действия на территории Южной России. В его состав входили VIII воздушный корпус ближнего действия, IV воздушный корпус, а также самолеты командования "Юг". Кроме того, этому воздушному флоту оперативно подчинялись авиационные части Румынии и Венгрии.

     В полосе действий Юго-Западного, затем 3-го Украинского фронтов активные действия вел VIII авиакорпус, составлявший большую часть сил 4-го воздушного флота.

     14 апреля 1945 года 4-й воздушного флота преобразован в 4-е командование люфтваффе, включённое в 6-й воздушный флот.

     Юнкерс Ju 88 — многоцелевой самолёт люфтваффе времен Второй мировой войны. Представлял из себя двухмоторный цельнометаллический среднеплан с убирающимся шасси, оснащенный двигателями Jumo-211 мощностью по 1200 л.с. каждый (мощность изменялась в зависимости от модификации).
     Это из самых универсальных самолётов войны: использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель и как часть летающей бомбы в проекте Mistel. Во время первого полёта прототип Ju 88 V-1, имевший гражданский номер D-AQEN, развил скорость 580 км/ч, что было выше, чем у большинства истребителей того времени.

     Авиационный комплекс военного назначения "Мистель" был создан в конце Второй мировой войны (первый вылет - в июле 1943 года). Идея этого беспилотного снаряда достаточна проста: в носовой части отслуживших самолетов Юнкерс Ju 88 помещали большое количество детонирующего вещества, самолет превращался в бомбу. Носовую часть фюзеляжа оснастили длинным наконечником-детонатором. На фюзеляже были распорки, к которым крепился самолет-носитель. В полете "самолет-бомба" отсоединялся от носителя, который имел возможность вернуться на базу.



     P.S. В октябре произошла досадная потеря заместителя командира полка по политчасти майора Савельева. Мне отец рассказывал, как погиб один из пилотов. Очередная встреча за дружеским столом с девушками под воздействием спиртного и тестостерона, закончилась показом фигур высшего пилотажа, в частности, крутя "бочку," пилот разбился. Я, может быть, и не вспомнил бы об этом рассказе, но отец сказал, что пистолет ТТ пилота оказался согнутым в дугу, это обстоятельство меня впечатлило, поэтому мне эта история и запомнилось. Архивные материалы полка подтвердили рассказ отца.
     Об этом эпизоде из жизни полка, в частности, и многое другое о изложено в разделе   8. Участие 659 ИАП в Запорожской наступательной операции (10;14 октября 1943 года).


Рецензии