Заздравная чаша из черепа врага

«Плошки да черепки, те же горшки.»
Русская поговорка

Все мы с детства помним печальную судьбу киевского князя Святослава. Из-за предательства болгар его в 972 году на днепровских порогах подкараулили банды печенегов во главе с князьком неким Курей. После короткого боя с кочевниками Святослав был ими убит, а из его черепа их предводитель сделал себе чашу для пира. Что это звериная сущность диких печенегов или тренд средневековой культуры?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проследить всю историю каннибализма от каменного века до атомного. Поскольку это все разные стороны одного предмета. Вообще поедание человеком себе подобных прослеживается из глубокой древности, до нашей с вами современности. С той только разницей, что некогда это считалось вполне нормальным явлением в обществе, а потом, с развитием его культуры, оно стало расцениваться в конце концов, как некое умопомешательство человека.
Окунемся немного в историю. В каменном веке, пока люди еще толком не освоили земледелие и скотоводство, голод был их постоянным спутником. Отсюда вытекало, что судьба наиболее слабых членов первобытной общины (рода), в моменты обострения голодного состояния, была весьма незавидной. Их просто забивали и, зажарив на огне, поедали. И это было в порядке вещей.
В античные времена, когда культура и религия встали на более высокий уровень, каннибализм сохранялся уже, как явление из ряда вон выходящее. Между тем еще имели место человеческие жертвоприношения Богам. Что делали с умерщвленной жертвой сказать сложно. Возможно поедали на ритуальном пиршестве во славу Богов.
Кроме этого античные врачеватели в той же Греции рекомендовали при болезнях использовать различные части тела или скелета человека для их лечения. Так, например, Аполлоний пишет, что в случае зубной боли самое лучшее средство царапать десны зубом умершего насильственной смертью. А Артемон предписал против падучей болезни пить ночью ключевую воду из черепа человека убитого, но не сожженного. Больному свое лекарство, видимо, убить предоставлялось самому. И примеров подобного лечения довольно много.
Однако, тут особняком стоит обычай пить вино из людских черепов, причем у многих народов и племен той же Европы. Так, еще III-ем веке до нашей эры, по словам Ливия, кельтское племя Боиев после победы над римлянами из головы вражеского полководца, оправив предварительно очищенный череп в золото, сделали его кубком. Из него, как из священного сосуда, при торжественных случаях происходили возлияния жрецами вина. Откуда только вот у галлов столько золота было? Очевидно, что и в других племенах кельтов такое было вполне обычным явлением.
Как видим до торжества христианства поедание плоти человеческой никого не удивляло и от такого кушанья никто наотрез не отказывался по вегетарианским причинам. Но с приходом новой, казалось бы, более гуманной религии ситуация должна кардинально измениться. Дикую восточную часть Европы мы пока оставим в стороне, а посмотрим на ее Западную часть. Там превалировали в основном германские племена, в частности, Лангобардов. Вот описание их обычая: «Черепа, убиваемых в сражении неприятельских предводителей и знати, они украшали оправой и давали пить из них в праздничные дни тем, кто убил в открытом сражении неприятеля. Это считалось великой милостью и честью…» Как видим «тренд» продолжал жить.
В Западной Европе уже в V-ом – VII-ом столетиях прочно установилось католичество и получило развитие монашество и соответственно появились монастыри. Ну монахов трудно обвинить в каннибализме, однако не будем спешить с выводами, а посмотрим на факты. Так же, как и язычники, монахи в Эберсберге до сих пор поступают с черепом Св.Севастиана и монахи Нижнего монастыря в Регенсбурге с черепом Св.Эрнгарта. И это не единичное явление. В Трире монахи лечили от лихорадки, давая пить из оправленных в серебро черепа Св.Теодульфа, и еще в 1465 году давали пить из черепа Св.Квирина. Да, отдавайте христианству – христианское, а язычеству-то – языческое.
Если вы думаете, что такое использование черепов относится к мрачному Средневековью, то ошибаетесь. Вот пример из XIX-го века. Известный поэт Байрон сделал себе чашу из человеческого черепа. «Садовник, - по словам поэта, - копая землю нашел череп, принадлежащий вероятно какому-нибудь веселому монаху ньюстэдского аббатства того времени, когда оно уже перестало быть монастырем. Пораженный его огромностью и тем, что он так хорошо сохранился, я возымел странную мысль сделать из него чашу для вина. Я отправил череп в город, и он возвратился ко мне оттуда отлично отполированный и какого-то пестрого цвета вроде черепахи.» Как видим в викторианской Англии ничто языческое людям было не чуждо.
Ну это все заздравные чаши, из, доставшихся разными путями, человеческих голов. А что же «ели» люди? Так (повторимся немного) у древних греков, согласно Плинию, части человеческого тела употреблялись против разных болезней. Вопрос, а где они брали эти части? Так и хочется сказать, что ничтоже сумняшися у прохожих.
Славянские племена обвиняет в каннибализме их сказочный фольклор. В нем обычно одного из героев или расчленяют и подают на стол или ему, чудесным образом, удается избежать такой участи и самому (зная или не зная) отведать кушанье из себе подобного. А вот одно из популярных славянских поверий. Если свеча приготовлена из человеческого жира, то она имеет свойство, делать того, кто ею обладает невидимым. Причем факты материализации такого поверия в быту отмечались еще в XIX-ом веке в материалах судов. Теперь понятно почему нацисты организовали производство жира из человеческих трупов. Думали, наверное, стать невидимыми, но не помогло.
В ХХ-ом столетии во всем мире наступили, казалось бы, цивилизованные времена. Каннибализм должен стать пережитком глубокого прошлого, но не тут-то было. Мир сотрясали великие голодовки, и люди спасаясь от голодной смерти ели себе подобных. Это наблюдалось и в далекой Индии, и в нашей России. Так, в книге «О Голоде» 1922 года издания (светлой памяти В.Г.Короленко) приводятся яркие иллюстрации каннибализма у голодающих людей в Херсонском краю. Подобные явления наблюдались и в начале 1930-х годов, и во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде, да и не только. Еще бабушка автора этих строк рассказывала о поимке после войны некоей тетки, которая заманивала детей и делала из них пирожки с мясом, которые успешно продавала на базаре, которые все с аппетитом поедали.
Но сегодня кажется таким явлениям в жизни человека вроде бы места нет, однако... В средства массовой информации временами проникают факты поимки каннибалов, специализировавшихся в своих «кулинарных вкусах» на несовершеннолетних или молодых девушках. И далеко не всех их судебная психиатрическая экспертиза признает невменяемыми. То есть абсолютно нормальные люди ели себе подобных!
И как тут не вспомнить президента одной африканской страны, который регулярно устраивал пиры для своих приближённых, на которых бывший его первый министр, оказывался главным блюдом, и никто из гостей об этом не догадывался. И это только те факты, которые оказались достоянием гласности, а сколько их осталось так сказать в «тени».
Если учесть, что сегодня Западную Европу наводнили эмигранты из Африки, у которых поедание себе подобных - нормальное явление, то не исключено, что на волне увлечения европейцев толерантностью глядишь и каннибализм признают там вполне «законным».
Так, что же есть каннибализм - болезнь или реликтовый инстинкт в сознании человека? Есть такое понятие в науке, как историческая память. Она скрыта в глубинах человеческого мозга, но может в самый неожиданный момент всплыть на «поверхность» человеческой психики. Тогда человек начинает жить и поступать согласно ее древним программам, сложившимся еще в доисторические времена. И ничего с этим поделать нельзя.
Евгений ИВАНОВ


Рецензии