Мысли на заметку. 25 августа 2023 года

       [...].

       Вечером новости и фрагменты из Штирлица. Если абстрагируешься от конкретных событий, происходящих в истории человечества, то яснее видишь те силы, которые движут людскими сообществами. Есть сила, объединяющая всё человечество в единое целое, есть силы, объединяющие геоэтнографические сообщества, есть силы, объединяющие социальные группы, национальные группы, идеологические и т. д. и т. п. А есть силы, естественным образом разъединяющие всё человечество на эти самые составляющие. Эти силы, компенсируя друг друга, создают равновесное геополитическое состояние человечества. «Оседлать» объединяющий вектор силы пытались и Рим, и Византия, и Испания, и Россия (третий Рим, а четвертому не бывати), и Англия (Британия, над которой не заходит солнце), и Германия (третий Рейх), и Советская Россия. Каждая попытка сопровождалась какой-то идеологией, но основывалась всегда на природном человеческом свойстве давлеть над другими, подчинить их волю своей воле, на животном эгоизме. А идеологически объяснялось какими-нибудь высокими принципами. Войны всегда были результатом взаимодействия этих сил. Чтобы предотвратить войны и перевести противоборство хотя бы в холодное состояние, необходимо понимать действие всех этих сил и правильная стратегия их регулирования, их использования. Идея, что, когда все подчинятся единому центру, все войны прекратятся, ошибочна, а потому наоборот повышает вероятность возникновения войн.

       Германия хотела захватить лидерство в тридцатых-сороковых годах прошлого века, Британия, США и СССР сказали решительное нет. (Дядя Вася и Евграф погибли.) Штирлиц двадцать минут поспит и поедет работать против Германии и против последующих попыток Британии и США взять верх над СССР.
       _________________

       А я весь день думал над двумя постулатами. Совершенно невозможно представить себе и ввести в смысловую свою систему понятие «ничего» для всего, что только может существовать, что может существовать физически и метафизически. Как это может быть, что будет «ничего»?! Или как такое может быть, что ничего не будет, вообще ничего?! Но совсем другое дело ничего для конкретного меня, которое настанет со смертью. Первое «ничего» совершенно невозможно, второе — неизбежно. А как же тогда тот принцип, что без сознания, без восприятия ничего не существует?!


Рецензии