5. Павел Суровой Тринадцатый апостол

 ВИХРОЛЕВ.
 Родившийся на берегу Роси.

 Родился я на берегу Роси,в роду Одноглазого Филина.Семья наша насчитывала двенадцать человек.Отца моего звали Звонко. Был он охотником славным,искусным кожемякой и храбрым воином,в годину,когда приходилось защищать родное становище от набегов скифских и обрских.
 От роду ему было сорок четыре лета,хотя и имел он десятеро детей.Было нас шесть братьев и четыре сестры.Братья звались:Ястрозов,Борислав,Гориясн,Левкозван,Никозов и я,Вихролев. Почему меня так назвали я не знаю,но явно мысль дать мне это имя появилась у отца,когда он услышал повесть о Левиофане,которую поведал ему Избор-странник. Я был в роду четвертым мальчиком.
 Мать наша Лада,была еще завидно молода,здорова и лепа,не смотря на то,что родила десятерых.Сестры наши были похожи на мать,хотя и просматривались некоторые отцовские черты.Звали их:Святодара,Милавица,Зоряна и Радуница.

 Старшина нашего рода Одноглазый Филин,а проще Филантий, был стар годами и мудр розумом.Он ходил в походы с Веславом-хоробрым,где и потерял левое око.Знал он много интересных историй.Многие из них он привозил с торжища,на которое наши мужи ходили на стругах, вниз по Роси,для того,чтобы продать или поменять приготовленые припасы,которые старательно собирались в продовж всего года.Здесь были меха,меды,зерно,жир,вяленая рыба,а так же множество разных продуктов и трав.
 Один раз я плавал с отцем и Филином на торжище,так как все считали,что я расторопен и гож к иноземным мовам.Я,и правда,легко усваивал чужеземную речь и неплохо справлялся со счетом товара.Легко познакомившись с ровесником,который приехал из Дамаска со своим отцем,я буквально через неделю,уже сносно изъяснялся с сирианами на их речи.Те были просто ошеломлены.
 В родном же становище я помогал отцу,так как мне уже шла тринадцатая година.Я мог шить сбрую,помогать в кузне ковалю,чинить рало,шить палатки.С отцем я часто ходил на охоту.Несмотря на то,что мне было немного годин, я был крепким и рослым.
 Однажды на охоте,когда на отца налетел раненый дикий вепрь,он же в это время застрял ногой в ветках павшего дерева и не мог противостоять взбешенному зверю,я прыгнул на спину кабану и одним ударом ножа под лопатку,завалил зверюгу.После этого случая ко мне в становище стали относиться с уважением ,которое только мог заслужить отрок.
 Когда мне настало четырнадцатое лето,мы с отцем поехали в соседнее становище,чтобы познакомиться с моей будущей суженой.Звали ее Ивицей из рода Рыжего Медведя. Была она тринадцати лет отроду.Невысокая,русокосая,стройная как лебедушка.Мне она была пригожа.Сговорились сыграть свадьбу осенью,в вересне,после страды.
В червне мы с отцом снова поплыли на торжище.Собралось восемь ладей с товаром и одна для людей. Прибыли мы в Острожок поздно ночью, пришвартовались к берегу и улеглись спать.

 Поутру я с Велиславом,нашим соседом,пошли на разведку.Оказалось,что уже прибыли купцы от обров,сириан,коберов,кимерийцев и ольвийцев.Но моих знакомых-сириан среди них не оказалось.Отец моего приятеля заболел и не поехал на торг.
Хозяин одной ладьи сириан спросил меня:
- Что ты хотел отрок?
 Когда я ответил,что ищу Назирма,он сказал,что не слыхал раньше,чтобы венеды так хорошо говорили по-сирийски.А когда узнал,что мне хватило всего две недели для того,чтобы научиться так говорить,то воскликнул;
- Велик Господь,коль дает столько разума какому-то отроку!
- О каком Господе ты говоришь, чужеземец,-спросил я.
- Есть один Господь Вседержитель, создавший Землю и Небо.
 Я конечно был удивлен, что есть какой-то господь,который сделал то, что должен был создать бог Ярило.Так говорил Одноглазый Филин.Да и волхвы,которые присматривали за нашим капищем, говорили то же самое.
 Хозяин-сирианин сказал,чтобы я приходил и учился языку дальше,если я этого хочу.Я погодился,пообещав как-то наведаться.
 Ладьи их были сделаны по-другому,имели два паруса,и пожалуй,нашим однопарусным за ними было не угнаться.Я решил присмотреться и при случае срисовать,как у них все уладовано.Когда я об этом сказал,сирианин хитро усмехнулся и сказал,что ему нравиться мой характер.
 Днем я помогал отцу,а вечером был то у сириан,то у ольвийцев, язык их фряжский мне тоже очень понравился и я решил ему тоже поучиться.
 Прошли три недели.Товар был весь распродан и мы решили отплывать к себе,но ветер был не в нашу сторону.Заморские гости тоже готовились к отплытию.
- Приходи вечером,я подарю тебе на память очень хороший меч.Думаю,он тебе понравиться.-сказал сирианин,хитро мне при этом подмигнув.
 Весь день я ходил как зачарованный,в ожилании подарка,я даже не пошел проститься с ольвийцами.
- Может мне пойти с тобой,-спросил Велислав.
- Неудобно,меня одного пригласили,будет нечемно прийти с кем-то.Я справлюсь сам,если что.Да и пробуду-то я там недолго.-ответил я и пошел к сирианцам.
 Иедохия,так звали хозяина сириан,ждал меня у трапа.
- Заходи-заходи,Вихролев-толмач,давно тебя поджидаю.И подарок готов давно и стол накрыт, а тебя все нет.Проходи в каюту,располагайся как дома.Садись вот здесь,на подушках.
 Я был поражен увиденным.Такой роскоши я никогда не видел.Просто на полу,на каких-то тканых подстилках,лежали мешки квадратной формы,чем-то набитые,все расшитые нитками,которые отливали солнцем.Стояли сосуды из желтого с красным отливом металла,какие я видел только в капище,в гроте. Тут же стояла лежанка,застланная диковинными тканями.

 Я стал как вкопанный,неспособный сдвинуться с места от удивления.
- Садись,пожалуйста,где тебе удобно,-и заметив,что я не решаюсь,-сюда вот садись,-сказал он,подталкивая меня к подушке,лежащей слева.
- Красиво тут у вас.
- У тебя,говори,пожалуйста.Я жалею,что не пригласил тебя раньше.
 Он взял сосуд,похожий чем-то на цаплю,и налил в плошку чего-то красного.
- Вот выпей божественного нектара,данного людям для увеселения души самим Создателем.Пробуй сладости,созданные самыми лучшими мастерами Востока.
- Можно ли мне это?Боюсь я.
- Вот она юношеская бесхитростность.Хвалю.Всегда говори правду и Всевышний отблагодарит тебя жизнью вечной. Да не будет слов ложных,сказанных тобою.Сладости и нектар можно употреблять даже малым детям.
 Я пригубив из сосуда,почувствовал как по моему горлу пробежали легкие искорки куда-то вниз.Вкус и аромат пития был очень нежным,хотя и немного терпким.Сладости же были и правда удивительно вкусны.Я отродясь такого не пробовал.Ел,конечно,мед,ягоды,сладкие коренья,но такого не пробовал никогда.
- И много у вас в семье мужей,-спросил Иедохия.
- Со мной-семеро.Еще четыре сестры и мать.
- Понятно.Молодец у тебя отец.Плодовитый.Тяжело,наверное,у вас с едой?
- Насчет еды-не голодаем.Но бывают неурожайные года.Тогда трудновато.Ну,да мы не плошаем.Охота,рыбалка,да чего-то в лесу наберем.Работаем,кому время пришло.
- Не хотел бы дальние страны посмотреть?
- Рано мне еще. Выросту,стану воином,может тогда,-сказал я,чувствуя,что голова,от выпитого тяжелеет и глаза закрываются.-Пойду я,пожалуй.
- А,как же подарок?
 Он встал,подошел к разукрашенной резьбой и ковкой скрыне,открыл ее и вынул,длинной с вытянутую руку,мечь,в изукрашеннных чеканкой и каменьями ножнах.Вынув его из ножен,он показал как сталь переливается светом на полированной поверхности. У меня от этих бликов все закружилось в глазах.Голова сама склонилась к подушке и я провалился в темноту.
 
                Похищеный.

 Вот уже много времени слышался толи стук,толи плеск волны об борт ладьи.Я проснулся,но пока глаза не привыкли к темноте,ничего не видел вокруг.Постепенно стали прояснятьсяслабые силуэты каких-то бочек,коробок и тюков ткани.Ноги и руки затекли.Чувствовалось,что они связаны,хотя и несильно.На шее была надета какая-то ,напоминающая ярмо,колодка,скрепленная с бортовым брусом цепью.Голова стала горячечно вспоминать происшедшее вчера. Итак.Сначала было питие,а после темнота.
 Я понял, что меня просто украли,чем-то напоив. Зачем? Ясно зачем, кому не нужен рабом крепкий молодой парень, да еще и знающий языки.
 Ай, да Иедохия, хитрец! Ну,да не дай Сварог добраться рукам этого молодого; ; и крепкого до твоей шеи. Тогда держись!
 Голова стала проясняться. Я,что силы ударил ногой в стенку.Открылся люк, яркий свет резанул по глазам, я зажмурился и в темноте услыхал:
-Ну, вот и проснулся наш путешественник, -услышал я голос Иедохии, позже, открыв глаза,увидил его улыбающуюся физиономию.
- Думаю,ты понимаешь, что теперь тебе не торговать с моим народом,- поморщившись заметил я.
- Поверь мне, Вихролев-путешественник, есть много мест, где я смогу продать свое железо и мечи.Кстати, твой мечь твоим и будет.Но после того,как мы прибудем на место и ты поймешь,что то,что я сделал-тебе во благо.
- Первое,что я сделаю,отрублю твою лживую голову.
- Я тебе еще ни разу не солгал. Да,напоил, да увез, но не лгал.
- Но сделал ты это без моего на то согласия.
- Я не мог ждать твоего разрешения. Если бы те люди, которые увезли меня из дома,ждали моего разрешения, я бы до сих пор сидел в конторке своего отца и перечитывал долговые расписки.
- Так тебя тоже украли?
 У меня даже в горле пересохло.
- Так ты, конечно, понимаешь, сколько ты причинил горя моей семье и и моей матери? Не знаю, может у вас и заведено,что,если в семье десять детей,то потеря одного-не большое горе.А у нас потеря каждого члена семьи,это утрата,ничем невосполнимая.
- Может быть-может быть. Вы, вообше, загадочный народ. Сколько народов я знаю, они быстро становятся послушными рабами.С вашим же народом проблем не оберешся.Но я не собираюсь делать из тебя раба.Ты мне сразу понравился и я хочу,чтобы ты стал моим другом и спутником в моих путешествиях.А я много путешествую,поверь мне.
- Быть другом похитителю-да ,ни в жизнь.
Меня даже передернуло.
- Не стоит меня строго судить за то, что я захотел показать тебе весь известный мир.А есть еще много и за границами этого мира.Ну,подумай,что тебя ждало в твоем мире.Ну вырос,ну женился,наплодил с десяток детей,пошел на охоту или в военный поход,погиб и все.А я тебе предлагаю жить в образованном мире,а у тебя есть масса талантов,дающих тебе возможность прославиться в этом мире.Ты смышлен,не слаб,обладаешь живым умом,легко схватываешь языки.Да,тебе цены нет!
- Вот,ты меня и хочешь продать подороже!
- Не мели чепухи.Ты связан не потому, что ты раб, а потому, что ты пока не способен оценить мой подарок тебе.
- У меня невеста осталась на родине!
- Как зовут?
- Ивица.
- Красивое имя. Хочешь я попрошу своих товарищей, ее тебе привезут.Скажут по твоей просьбе.
- Твоих послов сразу утопят, в лучшем случае.
- Ну, тогда забудь. Женщины-это обуза для путешественника.
- А с чего ты решил, что я хочу быть путешественником?
- Ну, подумай. Два года подряд ты приплывал с отцом на торжище. Ни кто-то из братьев,
а ты. Значит тебе интересно познавать новое. Опять же тебя тянет к знаниям. Никто из людей,приехавших с тобой не стал учиться языкам.
- Развяжи меня.
- Еще рано.Мы не далеко отплыли, да и силен ты не в меру.
- А  , что наши не бросились вас догонять?
- Бросились, да лодки у вас не такие быстрые.Теперь мы уже в трех днях от торжища.
- М-да. Ну ,погоди, освобожусь,т огда пощады не проси!
- Вот-вот. А я что говорил. Рано еще тебя развязывать.Поуспокойся немного.А там,глядишь,
и пару поубавится.Сейчас тебя покормят.Уж не обессудь.
- Не буду я есть,вдруг ты еще чего подсыпал.
- Ну и глупо.Запомни,я тебе не враг, а друг. Хотя ты пока этого просто не можешь понять,из-за обиды.Ну, да время лечит.


Рецензии