Чему нас учит история Золотой Орды?

               
   Почему возник термин "арабкул"               


               
                "Религия не знает принуждения.
                Кому-то нужно много лет, кому-то
                считанные минуты. Срок определяет
                Бог"
                Пророк Мухаммед

                "Когда дело идёт о вопросах религии,               
                люди берут на себя грех изворотливой
                неискренности и интеллектуальной
                некорректности".
                Зигмунд Фрейд
               
 
               

                Действительно, стоит «покопаться» в истории народов и государств и можно обнаружить много поучительного и интересного. Противостояние между сторонниками внедрения ислама и сохранения веры предков происходило задолго до нынешних времён. Нынешняя ситуация в этом вопросе, между сторонниками исламского вектора развития страны и национально ориентированного особенно сильно набирает обороты в социальных сетях. По-моему, социальные сети отражают реальную ситуацию в стране, поскольку этот вопрос действительно волнует большинство населения страны. Опять же буду брать в кавычки используемые термины, поскольку они в моём повествовании носят несколько условный характер и более расширенное толкование, чем они используется в профессиональной экспертной среде. Нашим «исламистам» противостоят наши же «атеисты», «тенгрианцы» и «традиционалисты». Среди тех и других есть носители и «крайних» воззрений, так и умеренные. Вообще, ислам как религия, опять же по моему пониманию, на данном этапе развития страны всё больше становится фактором, разъединяющим граждан государства, нежели он был в начале становления республики Казахстан. Когда, лишившись главного «идеологического скрепа», мы пустились в свободное плавание и именно благодаря традиционным религиозным воззрениям обрели определённую почву под ногами. Но недолго музыка играла, ибо мы выпустили джина из бутылки в виде радикальных религиозных течений. Теперь имеем то, что имеем, помимо расслоения по материальным признакам, мы становимся «антагонистами» по духовным составляющим. В этой связи, как мне думается, необходимо понять истоки проблемы, её историю, чтобы разобраться в сути проблемы, а затем найти пути её решения. А для этого нужно понять, как у нас появился ислам и почему он превращается в фактор раскалывающий народ.
             Итак, обратимся к её величеству Истории, конкретно к истории Золотой Орды. Стоит, однако, заметить, что ислам начал проникать на Евразийский континент в VIII веке, намного ранее в результате завоевательных походов Арабского халифата, но при этом он имел влияние на ограниченной территории юга Средней Азии и Казахстана. В результате Таллаской битвы в середине восьмого века между арабами и китайской империей Тан, началось доминирование ислама в Средней Азии и юге Казахстана. Главную роль здесь сыграли тюрки карлуки, поддержавшие арабов. Карлукский каганат принял ислам в качестве государственной религии в 960 году. Таким образом, началась экспансия ислама в результате и военной, и миссионерской, и культурной составляющей. Но если бы власть Золотой Орды не способствовала принятию ислама в качестве государственной религии, она бы так и оставалась региональной. Ибо основной этнос Орды тюрки, и большинство чингизидов придерживалось верований предков и довольно спокойно относилось к различным верованиям, которые не запрещались, скорее - поощрялись.  Основатель Золотой Орды Бату хан(Батый) был сыном Жошы (Джучи) старшего сына Чингисхана от второй жены Уки хатун из племени кунграт (конырат и ныне казахский род), из того же, что и Борте, любимая супруга Чингисхана, к тому же она была дочерью Алчи нойона, брата Борте. Согласно сведениям восточных авторов Бату скептически относился к любой религии и придерживался традиций, заложенных его дедом и отцом. Ислам стал активно проникать в Золотую Орду уже на государственном уровне в период правления младшего брата Бату Берке, матерью которого была Хан Султан дочь Хорезм-шаха Алла ад Дина Мухаммада, пленённая Чингисханом вместе с бабушкой Теркен хатун (из кипчаков и ныне казахский род, стоит заметить, что кипчаки есть и среди других народов, в частности туркмен). Таким образом, Берке с детства воспитывался матерью в мусульманских традициях. Более того, Жошы отправил Берке учиться в Ходжент, готовя его в наместники на мусульманских землях. Не все знают такой интересный факт, ещё при жизни Бату на все монгольском (правильнее было бы назвать на всетюркском, так как численность не тюркских племён была совсем незначительной) курултае по избранию хана, вместо умершего сына Укетая (Угедея) Гуюка в 1251 году, Берке по поручению Бату обеспечил избрание сторонника Бату Мунке, сына младшего сына Чингисхана Толе (Толуя). Не ставя в известность брата, Берке заставил Мунке поклясться на Коране, что он будет покровительствовать мусульманам Монгольской империи. Мусульманским принципам хана Берке в большой степени способствовали связи с Бейбарысом султаном Мисра (Египта) из кипчакского рода бериш и багдатским халифом. Тем не менее, Берке не был фанатичным в вопросах веры и спокойно ладил с Сартаком братом Бату, исповедовавшем христианство. Но Сартак переметнулся на сторону Мунке и пошёл на открытый разрыв с Берке, именно используя религиозный фактор, вот его ответ Берке: «Ты мусульманин, я же держусь веры христианской, видеть лицо мусульманское для меня несчастье». Судьба его была предрешена, брат Берке Беркечар отравил Сартака. Таким образом, после прихода к власти в Золотой Орде Берке мусульманский тренд развития стал очевидным, практически ислам получил поддержку на государственном уровне, хотя официально это не объявлялось. Благодаря «усилиям» русских летописцев (большинство которых православные монахи), недовольные приверженностью Берке к исламу, в летописях о нём необъективные истории. А между тем, сам Александр Невский дважды встречался с Берке, так в 1262 году приехал решать вопрос об отказе Берке от набора русских воинов для войны с Ираном против Хулагу и решил этот вопрос, а в 1263 перед смертью Александр Невский решил вопрос с Берке о своём приемнике, и великим князем стал Ярослав Ярославович Тверской, его брат. Это при  том, что Александр Невский был побратимым Сартака. И именно Берке в 1261 году позволил учредить в столице Золотой Орды Сарае Русскую православную епархию. И это Берке разрешил своему племяннику выехать на Русь и принять православие, это известный царевич Пётр Ордынский. Преподобный Пётр Ордынский чудотворец причислен к лику святых, названный брат Ростовского князя Бориса Васильковича, основатель Петровского монастыря в Ростове, родоначальник дворянского рода Чириковых.  Более того, во время правления Берке на русские земли не было набегов. Исламское имя, данное Берке, Джамал ад Дин Ибрахим, он был последователем знаменитого бухарского шейха Сайф ад Дина Бахарзи, но не страдал фанатичным отношением к вере и не ставил задачи внедрять ислам огнём и мечом. Это отношение к религии шло от деда Чингисхана, как известно, в его империи было адекватное отношение к любым верованиям, если они не несли угрозу государству. Можете представить сейчас, что какой – либо сторонник радикального крыла ислама будет совершать такие поступки. А между тем, в то время Берке в глазах большинства населения государства был приверженцем чуждой религии. Но на смену одним, могут прийти и другие, и таким стал хан Узбек, величайший хан Золотой Орды, поскольку нельзя зачеркнуть его заслуги в области государственного строительства и укрепления могущества нашего государства, предшествовавшего Казахскому ханству,  который придёт к власти в 1313 году и будет править до 1341 года. Именно при нём более толерантная политика в области религии, завещанная Чингисханом, будет заменена, по моему убеждению, на более «фанатичную», опять же термин беру в кавычки, чтобы вы понимали некую его условность. Это своего рода начало периода воинствующего «арабкулства», хотя самого термина, естественно, тогда не было, но суть процесса именно такова. Это агрессивное внедрение ислама, чуждого менталитету народа, причём его кровавое внедрение. Нужно понимать, что в тот период большинство народа исповедовало свою национальную философию и религию Тенгрианство.  Сейчас представители, так мною называемого «арабского» ислама, в большинстве своём радикального его крыла (течений), внедряют своё понимание путём отрицания национального казахского самосознания, это своего рода «идеологическая война», будь у них возможность вести реальную войну, они бы воспользовались этим. Просто необходимо вспомнить события, которые происходили у нас в западных и южных регионах с радикальными исламистами.
                Узбек был сыном Тогрула, внуком Менгу-Тимура внука Батыя, который первым официально принял титул хана Золотой Орды. После смерти Токты, главными «соискателями» трона Золотой Орды были сын Токты Ильбасар и племянник Узбек, предпочтительнее были шансы сына, и восшествие Узбека на трон было кровавым, в результате заговора Ильбасар со сторонниками были убиты. Приверженцы Узбека в основном исповедовали ислам, в первую очередь это его родственники – двоюродные братья по материнской линии: хорезмский наместник Кутлуг Тимур и его многочисленные братья и родственники. Узбек перед вступлением на трон дал обещание превратить Золотую Орду в исламское государство. Но в течение семи лет он не решался на радикальные шаги, укрепляя свою власть.  Узбек, воспитанный в мусульманских традициях, был искренен в своих устремлениях и в тоже время использовал это в своих целях, для борьбы с претендентами на трон Золотой Орды.  По приказу Узбека были уничтожены более 120 потомков Чингисхана и ещё больше знатных людей Орды, не являющихся чингизидами, которые отказались исповедовать ислам. Это были сильные и влиятельные люди, в большинстве своём воины и они открыто заявляли хану Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания. И каким образом мы покинем тура и ясык Чингиз – хана и перейдём в веру арабов?» Таким образом, они умирали за своё право исповедовать религию, традиции и обычаи своих отцов, отказываясь от «арабизации». За одно были истреблены буддисты, которым в своё время покровительствовал хан Токта. Таким образом выходит, что утверждения нынешних сторонников радикального ислама о том, что предки казахов уже как тысячу лет исповедуют ислам не находят подтверждения, до хана Узбека, вообще не было радикального внедрения ислама на государственном уровне, я уже не говорю о том, что подавляющее большинство тюрков исповедовало религию своих предков, веру в Тенгри. Кочевников  сложно заставить изменить свои вековые устои, дальнейшая история Золотой Орды и затем Казахской Орды тому свидетельство. Да и нынешний «казахский» ислам разительно отличается от «арабского», не видеть это просто невозможно, это выстраданная за столетия религия номадов, сохранившая и впитавшая суть Тенгрианства и вкраплённая в ислам, вопреки трактовкам арабских богословов и «теоретиков» ислама.  Если принципиально подходить к вопросам веры и быть до конца честными и трактовать каноны и отношение к ним прагматично, то верующий мусульманин, совершающий ширк (приобщение Аллаху сотоварищей, попросту говоря признание ещё какого- либо божества, это элементарный выход из ислама). Короче говоря, ислам арабов и ислам казахов это две разные величины. Но вернёмся к хану Узбеку, укрепив свою власть и устранив конкурентов, он потерял интерес к преследованию противников ислама, хотя и провёл соответствующие  реформы, добавляя в прежнюю управленческую систему мусульманские принципы государственного аппарата (муфтии, кадии и т.д.). О том, что Узбек хан, исповедуя ислам, в тоже время придерживался прежних воззрений, говорит такой факт. Как известно, после казни Михаила Тверского, Узбек хан назначил на княжение его сына Дмитрия, который считал виновным в казни отца Юрия Владимирского, клеветавшего в Орду на Михаила Тверского. В 1325 году оба князя были вызваны в Золотую Орду, где Дмитрий собственноручно убил Юрия. Узбек хан был разъярён самоуправством Дмитрия, ведь согласно устоям предков, пролитие крови в ханской ставке, может вызвать немилость Неба (Тенгри), Юрий был схвачен и через некоторое время казнён. Таким образом, брат Юрия Иван Калита был избавлен от главного врага. Позже тот же Иван Калита князь московский и суздальский князь Александр по приказу хана Узбека сожгут Тверь за убийство  двоюродного брата Узбека Шавкала, направленного послом. Таким образом, хан Узбек, исповедуя ислам, не переставал верить в Вечное Синее Небо (Тенгри), а потому, чтобы избежать гнева Тенгри, вынужден был покарать князя, хотя и долго не решался. Он поступал так, как это сейчас делают миллионы казахов, являясь мусульманами, но, не забывая о Тенгри. Продолжая чтить духов предков, соблюдать обряды и традиции, которые не имеют отношения к исламу, а зачастую идут с ними в разрез и поэтому, как бы кому не хотелось, между нашим исламом и арабским не было и нет знака равенства. И это сформировалось не сегодня и не вчера, это продолжается столетия, и это выстрадано казахами и принято Всевышним, если так угодно тем, кто хочет искоренить настоящую веру казахов, заменив её суть на веру иную, на которую имеют право арабы, тоже выстрадавшие своё понимание за тысячелетия. И всё ещё продолжающие свои искания в этой области, всем известны их противоречия в исламе. Поэтому «стоны» радикалов от ислама о том, что именно их вера есть суть правильная вера, которую исповедовал сам пророк Мухаммед, есть ничто иное,  как трактовки людей, кстати, об этом предупреждал своих сторонников сам Пророк. Не вижу смысла приводить дословно слова Пророка, они есть в моих публикациях. Хан Узбек, восхваляемый восточными историками как ярый приверженец ислама, принявший её в качестве государственной религии в Золотой Орде оказывал покровительство православной церкви и католическим миссионерам, что говорит о его веротерпимости и отсутствия фанатизма. В 1314 году он выдал ярлык монахам францисканцам, позволив им основать свою миссию, в 1336 году они имели уже 10 своих представительств в Орде.  Но всё же необходимо признать, что именно при хане Узбеке произошла смена вектора движения в религиозной сфере в сторону окончательного принятия ислама населением Золотой Орды. Ислама, который благодаря тюркским мусульманским богословам, благодаря особому казахскому роду кожа был адаптирован под тысячелетние устои и традиции и верование кочевого народа и в конечном итоге выстрадан и принят народом. Сейчас иные миссионеры пытаются поменять вектор движения казахского народа в этом вопросе, на вектор, который, по моему глубокому убеждению, приведёт в случае его доминирования в духовной среде к тому же, к чему он привёл в случае с древнейшими цивилизациями мира – Египетской и Персидской. Я не склонен преувеличивать угрозу, да и временной отрезок у этого может быть довольно длинным, но потеря национальной самоидентичности, это конечная станция этого пути, не предвидеть этого или молчать об этом, это преступление перед своим народом. Мы уже слышим в социальных сетях как из уст наших соплеменников звучат предложения, хорошо бы уступить часть территорий арабам и, грубо говоря, «процветать на халяву». Вообще зарождение этой мысли  в голове говорит о том, насколько фанатичная вера может менять менталитет человека и стирать национальный код. Было и множество других высказываний, которые касались обычаев и традиций нашего народа, да это ещё не парадигма мышления многих людей, но как говорят «лиха беда начало». Как говорили мудрецы, песчинки в горы вырастают и когда-то невозможное начинает обретать свои очертания. А история нашего государства времён Золотой Орды, даже времени правления самого ярого последователя ислама, хана Узбека, по тем временам, можно сказать, самого воинствующего и радикального говорит о том, что приверженность своим тысячелетним устоям и традициям и есть тот оберег, который обеспечивает выживание народа, нации. Иначе нас ждёт участь сотен народностей и национальностей «стёртых» в результате арабской экспансии, которая, как известно из истории ислама, была отнюдь не миролюбивой. Особенно горька для человечества потеря персов и египтян, величайших цивилизаций в истории Земли. Не знаю кому как, но мне больше было бы по душе существование вместо нынешнего Египта, Египта древних египтян и вместо нынешнего Ирана, Персии с их самобытной историей и культурой. Вы можете сказать, откуда такая уверенность в том, что, нас может ждать участь египтян и персов. Прежде всего, нужно определиться, что я веду речь ни о традиционном исламе, который исповедуют большинство казахов, я называю его «казахский ислам» и могу «на пальцах» доказать, что он совершенно отличается от его других «форм», имеющих распространение в мире. Я говорю о влиянии радикальных течений ислама, которые полностью отрицают казахский национальный код, его историю, традиции и обычаи, его язык, культуру и менталитет. Нет необходимости быть «семи пядей во лбу», чтобы понять, что из себя представляет то, во что сейчас активно вовлекают молодёжь Казахстана. Просто поговорите с их нынешними «носителями», они очень контакты и легко коммуницируют с любыми людьми по вопросам веры, в надежде убедить их в правильности своей позиции и «рекрутировать». Вот тогда вы поймёте их далеко идущие планы и убедитесь, что вам другому (неверующему, верующему в другого Бога кроме Аллаха, или неправильно верующему Аллаху) в случае, если вы не примете их позицию, грубо говоря, надо будет «тикать». Только так и не иначе, они глубоко убеждены в этом. Они уже поменяли своё национальное самосознание, они стирают его и считают это правильным. Сейчас государство и ДУМК несколько улучшило работу в этом направлении, но этого мало, необходимо принятие чёткого и принципиального закона о религии, который поставит мощный заслон на пути радикальных религиозных течений, сект  и остановит возможность вовлечения молодёжи в экстремистские религиозные объединения, остановит их финансирование извне. Это вопрос не только государственной безопасности Казахстана, но и вопрос будущего казахской нации, это экзистенциональный вопрос выживания и обеспечения развития нашего общества. В традиционном исламе и христианстве (православие), двух доминирующих религиях в Казахстане, есть многовековая история адаптации, переплетения, я бы сказал «вживания» в тысячелетнюю историю, традиции,  обычаи и устои народа, это выстраданная народом вера, доказавшая своё право через многие испытания. И сейчас она находится под мощнейшим давлением деструктивных течений и сект и без «вмешательства» государства ей не справиться, тенденция переориентирования молодёжи идёт очень серьёзными темпами и решение проблемы через десяток лет станет очень сложной задачей. А посему время не ждёт, духовная сфера вещь тонкая, упущенное время, это потерянные души, это, если говорить откровенно, другие люди, которые категорически не приемлют наше право быть таковыми, какими нам завещали наши предки и отрицают принцип мирного сосуществования разных по вере, увы,  это горькая правда. Они не будут это афишировать, но это их внутреннее убеждение, это своего рода стереотип мышления, который является одним  из основополагающих выводов их концепта веры, их веры, которую они считают единственно правильной, а инакомыслящих считают заблудшими, хотя и имеющими право на раскаяние, а в случае отказа, они будут делать свои выводы со всеми вытекающими…


Рецензии