Рецензия на фильм Хроники русской революции. 4. 0

    В интернете можно увидеть, как шестнадцатисерийный фильм
,,Хроники русской революции'' кинорежиссера Андрея Кончаловского
называют исторической драмой, кинороманом, охватывающим
временной отрезок в двадцать лет...
   А какой же роман без роковой загадочной женщины, без
любовного треугольника , а то и многоугольника?!
  И такая женщина в фильме есть! Это Ариадна Славина. Которую
играет Юлия Высоцкая. Революционерка и свободная
раскрепощённая женщина, которую некоторые современныё
псевдокритики умудряются назвать шалашовкой , а то и женщиной с
низкой социальной ответственностью. Неправда Ваша! Правда
заключается в том, что в то жуткое время, как Ариадне Славиной , так
и её прототипу надо было просто выжить! И их поведение в
отношении к мужчинам во многом определяется этим.
  Один из читателей рецензии назвал Ариадну Славину падшей
женщиной. И вот что я ответил ему. Цитирую сам себя : <<
Согласен со всем, что Вы написали, но всё же есть один
момент, с которым я не согласен. Цитирую Вас : ,,Это ж надо
так не любить свою жену (я об актрисе Юлии Высоцкой, жене
режиссера), чтобы дать ей роль абсолютно падшей женщины.
И положить ее состарившееся тело не только под троих
выдуманных автором главных персонажей фильма (эсер-
террорист, пианист – будущий палач ВЧК и жандармский
офицер), но еще и под исторических персонажей - английских
дипломатов и шпионов!'' На мой взгляд - все сто пудов
наоборот! Всегда считалось, что когда режиссер снимает в
своём фильме жену - это проявление любви к ней! Каждый
режиссер в таком случае прекрасно понимает, что ему будут
кидаться упреки в том, что он снимает свою жену. Режиссеры
и артисты прекрасно знают, что разделение ролей на
отрицательные и положительные ничего не значит.. Это всего
лишь кино, и часто отрицательные роли бывают гораздо
интереснее положительных. Я даже спросил у своей жены,
можно ли считать роль, сыгранную Юлией Высоцкой ролью
падшей женщины , и она ответила мне - Нет, конечно.>>
    Образ Ариадны — это собирательный образ. Но у Ариадны
Славиной был и прототип, который, можно сказать, послужил
основой создаваемого образа. Самыми заметными, самыми
яркими точками совпадения являются : любовник англичанин
из английских посольских, и то, что уехала в Италию с
писателем Максимом Горьким.
    Кто же эта женщина?! Её полное имя -
Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг .
Девичья фамилия Закревская, Бенкендорф по-первому мужу,
Будберг по-второму мужу. Сама себя предпочитала называть
баронесса Будберг. Близкие называли её Мура — видимо по
тому, что временами она становилась похожей на грациозную
мурлыкающую кошку, да и Мура близко к Марии. Интернет
даёт ей следующую характеристику - Международная
авантюристка, писательница, переводчица,
предположительно тройной агент ОГПУ, английской и
германской разведок.
   Кое-кто сравнивал её с Мата Хари. Закревская с
самой молодости начала создавать о себе мифы и
делала это довольно искусно. Даже писательница Нина
Берберова, которая знала её лично, так как
жила какое-то время вместе с ней в Италии, только
спустя много лет поняла это.
   Мария Закревская родилась в 1892 году, умерла в
1974 году. В 82 года. Богатая событиями, мужчинами и
странами биография! В интернете есть описание
основных этапов её жизни, и любой желающий может
прочитать о жизненных зигзагах баронессы Будберг.
   Сейчас же мне хочется отметить лишь некоторые
моменты её биографии. Мария Закревская в отличие от
Ариадны Славиной довольно продолжительное время
работала секретарём у Максима Горького, поэтому
неудивительно, что она уехала с ним в Италию. Стала
жить с ним в Италии. Но когда он вернулся в СССР , она
уехала в Великобританию и стала жить с писателем
Гербертом Уэллсом. Да, с тем самым знаменитым
писателем. Жила с ним  (1933-1946 гг.) до  его смерти.
Уехала в Италию, где и скончалась в 1974 году, унеся с
собой многие тайны. Дело в том, что она всю жизнь
собирала свой личный архив. Но первая половина
архива пропала в Эстонии, а вторую половину, она
взяла с собой в Италию. Это были десять довольно
больших картонных коробок. В доме для них не хватило
места, и они хранились во дворе дома в автоприцепе. В
автоприцеп было проведено электричество, но однажды
произошло короткое замыкание и автоприцеп сгорел
вместе с архивом. Это был тяжёлый удар для Марии
Игнатьевны. Считается даже, что это событие ускорило
её смерть.
    Более подробно о жизни баронессы Будберг можно
узнать из книги ,,Железная женщина'', написанной Ниной
Берберовой. Этот главный труд Нины Берберовой был
издан в 1981 году.
   Не могу удержаться от того, чтобы не пересказать
один эпизод из книги. Баронесса Будберг, проживая в
Италии, добилась аудиенции у Муссолини. Зачем же она
её добивалась и что хотела сказать итальянскому
диктатору?! Оказывается, она хотела задать ему вопрос,
и она его задала — Зачем Вы следите за моим мужем?!
    И получила ответ — Мы не следим за Вашим мужем, мы
следим за Вами!
    Что же касается оценки актерской работы Юлии
Высоцкой по создание образа Ариадны Славиной, то
могу сказать только одно, но самое главное  — мне понравилось!
                12.11.2025
                Продолжение последует


Рецензии
Фильм не смотрел. Не люблю, когда жёны режиссёров играют в их фильмах. И не важно, какие роли. А таких фильмов, особенно в советском кино, увы, многовато.

Петр Панасейко   12.11.2025 12:53     Заявить о нарушении
Петр, спасибо за рецензию. Я бы все же посоветовал Вам фильм посмотреть. Вы знаете, возможно, он Вам даже и понравится. Из своего опыта могу сказать - когда я смотрел фильм , то ни разу даже не вспомнил о том, что Ариадну Славину играет жена режиссера Кончаловского. Просто получал удовольствие от просмотра фильма. Как и должно быть.

Виктор Томилов   12.11.2025 13:13   Заявить о нарушении