Розовый
Розовый в исследовании
Розового в одежде участниц исследования было много (встречается в самоописаниях 6 раз), но либо фрагментарно, в аксессуарах, отделке, либо он не был чисто-розовым, а с какими-либо примесями. Количество упоминаний розового совпадает с синим (6=6), но на розовый больше реакций (46 против 29). Я объясняю выбор розового тем, что группа женская, и этот цвет ассоциируется с уютом, нежностью, романтичностью, но в то же время – с некоторой инфантильностью. В России розовый традиционно считают "детским" цветом для маленьких девочек, а на Западе –"кукольным", так как именно он стал фирменным цветом корпорации Mattel, используемым для аксессуаров и одежды знаменитой куклы Барби.
Кейс "Барби"
Чистый розовый цвет (цвет «Барби») за все время пилотного исследования надела лишь одна участница. И вот именно эта участница, пришедшая на тренинг в короткой розовой юбке, с распущенными волосами, отдавшая предпочтение нежным розовым и голубым оттенкам, была описана большинством участниц как «девочка-девочка», «игривая», «готова привлекать внимание», «маленькая игривая сексуальная девчушка, и таким образом чуть-чуть ввела бы в заблуждение» и т. п. То есть от участниц не скрылись сигналы ее внешности: я девочка, но сексуальная, я готова встретить своего жениха.
Комментарий к кейсу "Барби"
Г. Ферс пишет, что розовый цвет может означать разрешение какой-либо проблемы, а также недавно перенесенное заболевание, после чего человеку все кажется «в розовом цвете» (Ферс, 2000). В жизни же про эту участницу известно, что парой лет ранее во время эпидемии Ковид-19 она потеряла одновременно жениха и отца, что и прорабатывала в терапии. А через пару месяцев после терапевтической группы она встретила молодого человека, вышла замуж, и сейчас у нее маленький ребенок. То есть, метафорически говоря, «оправилась после долгих невзгод и потерь», или же: «Барби встретила своего Кэна, все вышло, как в сказке».
Положительные ассоциации
Розовый цвет в языке и культуре часто ассоциируется с мягкостью, нежностью и романтизмом, но также может символизировать наивность или излишнюю сентиментальность. Эти значения закреплены в идиомах.
«Розовая мечта» – устойчивое сочетание слов, означающее мечту или желание, наполненное оптимизмом, фантазией или романтикой.
Отрицательные ассоциации
«Розовые очки», «видеть в розовом свете», «розовые сопли» – иронично про неоправданный оптимизм, взгляд на мир через призму положительных, но несбыточных ожиданий. Подразумевается, что у жизни есть и другая сторона, которую владелец розовых очков игнорирует, но она еще покажет себя. Есть выражение «розовые очки бьются стеклами внутрь» – о неизбежном разочаровании в фантазиях.
Известные розовые образы в культуре, литературе, кино
Есть несколько образов, ассоциация с розовым цветом которых устойчиво закрепилась в массовом сознании – это кукла Барби и бренды Victoria’s Secret и ROXY. Но самый драматический из них – розовый костюм Жаклин Кеннеди.
Розовый костюм Жаклин Кеннеди
Розовый костюм Жаклин Кеннеди вошел в историю как зрительный образ и символ убийства ее мужа, президента США Джона Кеннеди, 22 ноября 1963 года. Когда она надевала костюм, сопровождая мужа в Даллас в рамках предвыборной кампании, то на этот костюм пал выбор не случайно. Жаклин была любимицей американцев и признанной иконой стиля, а Джон придавал одежде особый смысл: "Там, на ланче, будут все эти богачки-республиканки, в норковых шубах и бриллиантовых браслетах. А ты должна выглядеть так же восхитительно, как любая из них. Оденься просто – покажи техасцам, что такое настоящий хороший вкус".
Костюм от Шанель насыщенного розового цвета был проверенный временем вариант. Он был копией костюма из осенне-зимней коллекции Шанель 1961 г., из Парижа прислали для него ткань, фурнитуру и лекало, но сшили его на заказ в Америке в ателье «Chez Ninon» (первой леди желательно одеваться в то, что произведено в США).
В те времена как трансляции по ТВ, так и фотографии в газетах были чёрно-белыми, поэтому комментатор должен был называть цвет костюма. Цвет был довольно насыщенным, его называли в прессе то малиновым, то землянично-розовым. Широкая публика увидела все в цвете только в мемориальном номере журнала "Лайф". В 1950-х годах розовый был новым цветом в моде и воспринимался в консервативном американском обществе как смелое заявление независимой женщины. Но если до убийства президента в символике цвета преобладала женственность, то после розовый костюм Джеки навсегда вошел в историческое сознание американцев не просто как "самый легендарный предмет одежды в американской истории" но и как "символ конца невинности".
Историю убийства Кеннеди знает весь мир. После выстрелов смертельно раненый президент упал на рядом сидящую в машине жену. Ее костюм, перчатки, чулки – все было в крови, и после смерти президента Жаклин отказалась переодеваться. Она сказала: «Я хочу, чтобы все видели, что они сделали с Джоном». На исторических снимках она запечатлена в забрызганном кровью розовом костюме рядом с Линдоном Джонсоном, который принимал присягу при вступлении в должность президента на борту самолёта, который должен был доставить тело покойного президента Кеннеди в Вашингтон.
На следующий день ассистентка Жаклин сложила костюм в коробку – никакой чистки, он так и остался покрытым кровью. Ее отослали матери Жаклин, а та положила ее на чердак своего дома, надписав на коробке "Костюм и сумочка Джеки, которые та надевала 22 ноября 1963". В 2003 дочь четы Кеннеди Кэролайн передала содержимое коробки в Национальные архивы в Мэриленде. Согласно документам, материалы должны храниться в течение ста лет, чтобы "никоим образом не порочить честь покойного президента и не причинять ненужной боли и страданий членам семьи".
Наряд становится знаменитым на весь мир не только благодаря мастерству дизайнера. Определяющими факторами являются личность носителя и исторический момент. Трагическая судьба застала Джеки в розовом костюме, и он стал не менее популярен, чем сам убитый президент. Его копию можно увидеть в фильмах, затрагивающих этот исторический момент. В «Сюите на смерть Джеки О» композитора Стива Хейтцега также есть отсылка к розовому костюму: вторая часть называется «Розовый костюм («Пусть они увидят, что натворили»)».
И вот совсем недавно, 31.10.25, на вечеринку и фотосессию в качестве хэллоуинского наряда модель Джулия Фокс выбрала, копию забрызганного кровью костюма Жаклин Кеннеди. Несмотря на то, что Джули Фокс часто предстает перед публикой в экстравагантных нарядах, эпатируя и шокируя, этот поступок ей не простили, жестко осудив ее в Сети. Люди массово оставляли под ее снимками негативные комментарии, так, что модели пришлось закрыть возможность комментировать фото. Это еще раз показывает, как социально важна одежда, какой личностный и эмоциональный подтекст она несет. В общественном сознании этот розовый костюм навсегда стал немым свидетелем личной трагедии первой леди и ее железной воли, символом хрупкости человеческой жизни и бессмертия любви. И посягать на такие вещи просто ради того, чтобы получить свою долю славы не позволено никому.
Кукла Барби
Барби (англ. Barbie, уменьш. от Barbara [Барбара]) – кукла для девочек в возрасте от 3 до 14 лет, выпущенная американской компанией Mattel в 1959 г. Создатели Рут и Эллиот Хэндлер назвали куклу именем своей дочери. За время, прошедшее после появления куклы, было выпущено множество её разновидностей и аксессуаров к ним, а Барби достигла мировой популярности, став брендом и поп-идолом.
Идея куклы, изображающей взрослую женщину, пришла Рут из наблюдения за играми дочери и её подруг. В то время куклы представляли собой пупсов, которых следовало нянчить, предполагая единственную роль для будущей женщины – мать. Но девочкам хотелось разыгрывать и другие роли из взрослой жизни. Отчасти недостаток кукол-женщин компенсировали бумажные рисованные куклы. Барби стала прорывам в индустрии игрушек, дав возможность миллионам девочек экспериментировать со своим идеальным Я.
Визитной карточкой Барби стал розовый цвет, который компания «Марвел» даже запатентовала. Образ Барби в таком цвете получился жизнерадостным, а сам оттенок – сочным и ярким. Розовый цвет воплощал фантазии и мечты девочек-подростков, которые теперь могли проигрывать их, ассоциируясь со своей куклой.
Фильм "Барби" (2023), реж. Грета Гервиг
Фильм стал событием года, еще раз напомнив людям, что внутренний ребенок сопровождает нас на протяжении всей жизни. Видимо, эта тема нашла отклик в сердцах молодежи, иначе трудно объяснить невероятный успех, на мой взгляд, проходного фильма. Лента стала самым прибыльным фильмом 2023 года, самым кассовым фильмом в истории, снятым исключительно женщиной-режиссёром, а также 15-м самым кассовым фильмом всех времён.
Примечательно, что фильм снят в розовых интерьерах, также розовый присутствует в одежде и аксессуарах кукольных героев, отражая их идеалистические представления о мире. Можно сравнить конфликт главной героини куклы Барби с кризисом ранней юности, когда девушка из детства попадает во взрослый мир и сталкивается с задачами, разрушающими ее фантазии о реальности. Каждому человеку рано или поздно предстоит снять розовые очки и увидеть экзистенциальные данности, в которых проходит жизнь. А главное – принять эти жесткие правила, только тогда становится возможным обрести способность стать творцом.
Что касается розового цвета, то главное его назначение – показать нереалистичность представлений молодых людей о жизни, и именно дизайн интерьеров и костюмы героев прекрасно справляются с этой задачей.
Victoria’s Secret и PINK
Victoria’s Secret (с англ.;–;«Секрет Виктории») – одна из наиболее известных в мире компаний США по продаже женского нижнего белья, купальников, одежды, косметики, парфюмерии и аксессуаров. Ее назвали в честь британской королевы Виктории, чтобы вызвать ассоциацию с утончённостью викторианской эпохи. Миссия бренда – сделать приятным для глаза даже то, что, как настоящий секрет, скрыто под одеждой. Атмосфера сексуальности, изысканности и романтизма импонировала женщинам гораздо больше, нежели продукция супермаркетов с однообразными трусами и лифчиками. Для поддержания имиджа Victoria’s Secret в оформлении магазинов, логотипе, визуальном оформлении и упаковке использует розовый цвет – цвет идеальной реальности, мечты, совершенства.
Еще больше усилили "ангельский" имидж показы белья на моделях с безупречными телами и крыльями за плечами. Это стало ежегодным событием, которое транслировалось в прайм-тайм по американскому телевидению и стало настолько популярным, что бренд сделал девушек своими официальными послами – ангелами Victoria’s Secret, которые даже стали первой торговой маркой, удостоенной звезды на голливудской Аллее Славы в 2007 году.
С 2002 года Victoria’s Secret запустила суббренд PINK (в переводе "розовый"), ориентированный на девочек-подростков и женщин студенческого возраста. PINK привнес в Victoria’s Secret еще большее жизнелюбие, молодость и энергию.
Долгое время женщинам-покупательницам льстило сравнение их с ангелами и восприятие их в розовом цвете. Но у символики розового есть и другой полюс, отрицательный – оторванность от реальности, инфантильность, наивность. Делая ставку на совершенство моделей, Victoria’s Secret вызвала недовольство и протест феминисток, борцов за бодипозитив и гендерное разнообразие. Женщины имеют разное телосложение, и далеко не все желают ощущать себя ангелами, ведь реальность гораздо богаче. В 2019 году шоу было закрыто после ряда изменений, внесенных в имидж бренда. Ни создатели, ни поклонники не смогли свыкнуться с новыми реалиями бодипозитива. Перезапустили шоу лишь в 2025 году, вернув бренду первоначальную "ангельскую" концепцию.
ROXY
Roxy (Рокси) – с 1990 года австралийский бренд женской спортивной одежды для активного и экстремального отдыха, который ассоциируется с розовым цветом. Розовый здесь означает "женский" в противопоставлении "мужскому", потому что изначально экстремальные виды спорта, как, например, серфинг, были чисто мужскими, и соответствующая одежда шилась для мужчин. Женская одежда для занятий активным спортом была крайне редка, и если девушка хотела покататься на скейте или сноуборде, ей приходилось довольствоваться мужскими моделями.
Ставка на женскую одежду для активного спорта и сама идея бренда, предназначенного только для женщин, в 90-е годы приравнивалась к сумасшествию, и конкуренты компании сулили скорый уход из бизнеса. Тем не менее новая линия имела огромный успех. Розовый "женский" цвет утвердился как романтический, сексуальный, свежий, стильный, оптимистический. А дерзость дизайнеров, воплотивших в жизнь свой проект, в который мало кто верил и считал нереалистичным, доказывает, что иногда розовые мечты сбываются.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Свидетельство о публикации №225111301088