Из личных дневников, воспоминания, 2013 г
Писатель Карел Чапек когда-то написал веселое и правдивое эссе о том, «Как ставится пьеса». Но что происходит после премьеры, когда актеры собираются на разбор полетов, я попытаюсь кратко изложить в этом этюде. Дело в том, что именно на «раздаче слонов», почему-то именуемой «подробным анализом спектакля», бедный актерский разум может столкнуться с причудливым мышлением режиссера еще более неожиданным образом, чем на всех репетициях вместе взятых.
РЕЖИССЕР: Ни один из вас не подстроился под музыку! МУЗЫКУ вы слышите?! Вот ты, Покли, ты зачем в том месте перешел на фальцет? Это какой-то ужас был невыносимый!
АКТЕР Покли: Но... мы же всегда так репе-типи-тировали... Вы же вроде были довольны...
РЕЖИССЕР: Забудьте на спектакле все, что мы репетипитировали! Вы должны импровизировать! Актер САМ должен быть режиссером!!!
АКТЕР: Покли: Нну... он же там нервный...
РЕЖИССЕР: Где нервный?!? Кто нервный??
АКТЕР: Эээ... персонаж...
РЕЖИССЕР: Сами вы нервный, Покли! А в той части зачем вы заспешили, торопыги, все скомкали, весь смысл куда-то свернули...
АКТЕР Мокли: Аааэээ... это... Мы между собой договорились, что сделаем в темпе вальса, а то зритель уснул бы на этой тягомотине...
РЕЖИССЕР: Это что еще за произвол!?! Вы что, режиссерами себя возомнили?!? Вы разве режиссеры? С каких пор?! Здесь я режиссер, как я вам, режиссер, сказал, так и надо делать!!!... всегда!!
АКТЕР Мокли: Так музыка же там, музыка... мы должны были подстроиться под музыку...
РЕЖИССЕР: К черту музыку! Надо было тянуть гласные!! Ну как можно.... (хватается за голову) Думать актер должен на сцене, думать, соображать!!!!.. Думать, прежде чем делать!!!!... И что ты там затянул на той фразе?!!!
АКТЕР Шмокли: Да я их ждал...
РЕЖИССЕР: Кого - их?!?
АКТЕР: Нну... когда злодеи... то есть... партнеры прибегут.
РЕЖИССЕР: Зачем?!?
АКТЕР: Я думал, что должен заполнить звуковую дыру.
РЕЖИССЕР: Думал он! Думал! Ты вообще не должен думать! Вот. Слушайте все сюда. И запомните раз и навсегда. Когда актер начинает думать, он обязательно все испортит!!!! Не надо думать, надо действовать!!!! Задача актера - действовать!
АКТЕР: Да я и не думал, я ждал! Они так медленно выбегали!
РЕЖИССЕР: О Господи! Зачем ты их ждал, надо думать о себе, а не о партнерах! О себе ты должен думать, а о партнерах пусть думают партнеры!!! Ты должен думать о своей роли! А не о них!
АКТЕР Шмокли: Да вы же только что... (общий смех всех актеров)
РЕЖИССЕР: А этот, посмотрите на него!, вообще на сцене существовал как в кабинке для исповеди, воспарил над реальностью! Не ждать окончания реплик, это что такое! Только о себе и думают, так купаются в своем публичном одиночестве, что забывают вообще о партнере!!! А вот и наш АрхиПокли явился, отвечай, друг ситный, почто речь твоя изобиловала междометиями?!? Причем там были все эти - "ммм...", "кхе-кхе", "блюм-блюм" и прочий словесный мусор?!?
АКТЕР: Да я же это...В порыве... как бы... творческого контакта с актрисой...
РЕЖИССЕР: Нет, ну вы только полюбуйтесь на него, в контакт он вошел... В межгалактический...
(Нервно пьет воду и проливает на себя. Помреж подскакивает и вытирает ему рот салфеткой. Актеры веселятся)
РЕЖИССЕР: Так, кто там еще? (оглядывает всех). А ты, Поклишмокли, вот что ты там тараторил во втором действии, вот куда тебе было спешить, там ведь темпоритм, эвритмия, хотя бы для связки слов можно ведь замямлить, подхихикнуть, даже икнуть можно... Ну вот помните, какая была Луна, ах, какая была Луна!!! И никто, ни один актер не обыграл ее, эту неповторимую оранжевую луну! Импровизируйте на сцене, импровизируйте... Играйте!!! Войдите в состоянии сценической свободы!!!
АКТЕР: Да вы же в антракте сами послали помрежа пропесочить меня за лишние паузы!...
РЕЖИССЕР: А этот, с выключенным микрофоном,зачем продолжал говорить и создал потрясающий эффект рыбы?!?
АКТЕР: А что я мог сделать?!? Я надрывал глотку. Жертвовал собой ради искусства. Голосил. Как Карузо. Практически. Я все сделал, публика зааплодировала. (обиженно) И ничего и не рыба. Мы со зрителем поняли друг друга.
РЕЖИССЕР: Уходить надо было, уходить!!! Отползать!!! И - бегом к техникам, включать микрофон!
АКТЕР: Разве мог я их оставить одних (указывает на партнеров по сцене)?!? (гордо). Я считаю, что должен был исполнить свой сценический долг, достойно завершить диалог!!!
РЕЖИССЕР: По-твоему, эти стали бы стоять, как старые покли-шмокли?!? По-твоему, они бы ничего не придумали?!? Сам погибай, а товарища выручай! Знаешь такую поговорку?
АКТЕР: А я почем знаю... Я бы их подставил...
РЕЖИССЕР: Что за неуважение и неверие в творческие силы собратьев по сцене?!
АКТЕР: Маэстро, да вы бы потом сами меня и порвали здесь за испорченный спектакль, как Давид - львиную пасть!
...Тоже мне, лев обдрипанный... (тихо подумали все остальные)...
КТО-ТО ИЗ АКТЕРОВ А как играл Покли-младший? Справился?
...А я? А я?... А я?... (целое эхо голосов).
РЕЖИССЕР: Вы что думаете, я смотрел, как кто играет? Мне что, больше нечем было заняться??. Я следил за рисунком света, композицией мизансцен, сценическим движением и качеством звука ... Отмечал реакцию публики...
АКТРИСА с амплуа гранкокет: А меня на повторе не будет, я улетаю в Париж!
РЕЖИССЕР: Хорошо, поезжай, дорогуша, отдохни. ( Сразу после того, как она радостно упорхнула). Так, предупреждаю сразу, кто собрался ехать в отпуск - вон из театра! Здесь как в борделе - всегда найдется вам замена.
КТО-ТО ИЗ АКТЕРОВ: А синьора Розалинда Клотильда Шмокли-Буфетти будет играть? Она ведь завтра возвращается из своего турне...
РЕЖИССЕР Нееет!!! Никаких розалинд. Кто сыграл на премьере - тот и останется. Вы что думаете, я тут начну опять все эти перестановки и вводы? Хватит с меня! Это вам тут не бордель!!!
РЕЖИССЕР: А так, в целом, господа актеры, спектаклем я доволен. Я вас поздравляю. Чудо состоялось. Считайте, обогнали далеко вперед наших конкурентов. А профессиональная критика в полном восторге. О нас уже пишут местные газеты. И мы повезем наш спектакль на театральный фестиваль. Всем спасибо. Все свободны, завтра, как всегда, в восемь тридцать встречаемся на репетиции.
-июль 2013- (г.Cassino, Italy)
Свидетельство о публикации №225111301473
Почемк-то уверена, что описанное - сермяжная правда театра!
Гаянэ Добровольская 13.11.2025 17:59 Заявить о нарушении
Улла Дартин 14.11.2025 18:11 Заявить о нарушении