Православное Слово 41
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
БРАТСТВА ПРЕПОДОБНОГО ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО, ВЫХОДЯЩЕЕ РАЗ В ДВА МЕСЯЦА.
Учрежден по благословению приснопамятного Высокопреосвященнейшего Иоанна (Максимовича), архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского, Русской Православной Церкви Заграницей.
ПЛАТИНА, КАЛИФОРНИЯ 96076
[Русский текст Вячеслава Марченко.]
1971, Часть 7, № 6 (41)
Ноябрь – декабрь.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Русская Зарубежная Церковь и
истинно-православная Церковь.
2. Мученичество святой новомученицы Златы.
3. Сергиевщина, Иродова закваска.
Борис Талантов.
4. Православие в современном мире. [Важные постановления Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Зарубежом.]
На обложке: Борис Талантов, фотография сделана в 1968 году; предоставлена Глебом Раром из «Православного действия» и «Посева».
Авторское право 1971 г. принадлежит Братству преподобного Германа Аляскинского.
Издается раз в два месяца Братством преподобного Германа Аляскинского.
Оплата почтового отправления второго класса в Платине, Калифорния.
Годовая подписка — 5 долларов США, двухгодичная — 9 долларов США. трехгодичная — 12 долларов; отдельные экземпляры 90 центов.
Все запросы следует направлять по адресу:
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО, ПЛАТИНА, КАЛИФОРНИЯ 96076
Офис издания: Бигам Гордж Роуд, Платина, Калифорния.
1. Русская Зарубежная Церковь и
истинно-православная Церковь.
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей
(1/14 сентября 1971 года).
СОБОР ЕПИСКОПОВ Русской Православной Церкви Заграницей, единственной свободной части Русской Церкви, со скорбью взирает на страдания, которым подвергаются верующие в пределах Советского Союза. К открытым преследованиям атеистической власти, которая ставит себе целью уничтожение всякой религии, присоединяются и искушения от лжебратий.
В 1927 году, когда покойный митрополит Нижегородский Сергий, позже именовавший себя Московским Патриархом, издал свою известную декларацию, старейшие епископы Русской Церкви и в том числе, указанные Патриархом Тихоном в его завещании для временного возглавления Русской Церкви, не согласились с ним, видя пагубность для православных душ в том новом курсе, по которому он повел Церковь, вопреки указаниям митрополита Крутицкого Петра. Имена митрополитов Петра, Кирилла, Иосифа, архиепископа Угличского Серафима и многих других иерархов, клириков и мирян, войдут в историю Церкви наравне с знаменитейшими исповедниками Православия перед лицом гонений, нечестия и ересей.
Свободная часть Русской Церкви, находящаяся за рубежом СССР, душой и сердцем с исповедниками веры, которых в антирелигиозных руководствах именуют «истинно-православными христианами», а в общежитии именуют нередко «катакомбной Церковью», ибо им приходится скрываться от гражданской власти подобно тому, как в первые века Христианства скрывались верующие в катакомбах. Собор Епископов сознает свое духовное единство с ними, и Русская Зарубежная Церковь всегда молится о всех тех, кто в условиях гонения так или иначе хранит Истину и «не преклоняется под чужое ярмо с неверными», сознавая, что нет ничего общего у света с тьмою и согласия между Христом и велиаром (2 Кор. 6, 14-15).
Свободная часть Русской Церкви кроме молитвы старается помочь своим страждущим за веру братьям на Родине еще тем, что неизменно старается открывать миру истинное положение Церкви в Советском Союзе, разоблачая ту ложь о якобы благополучии ее, которую стараются распространять заграницей приезжающие оттуда лжепастыри, прославляющие гонителей и уничижающие гонимых.
В тех тяжелых обстоятельствах, которые приходится переживать нашим братьям в Советском Союзе, утешением для нас служит пример первых веков Христианства, когда гонители Христа тоже старались физически уничтожить Святую Церковь. Но мы помним ободряющие слова Спасителя: «Не бойся малое стадо» (Лк. 12, 32). Помним мы также ободряющие слова Спасителя и для тех, кому Господь судил быть на этой земле в последние дни ее существования: «Тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21, 28).
2. МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОЙ НОВОМУЧЕНИЦЫ ЗЛАТЫ,
ПОСТРАДАВШЕЙ В ГОД ГОСПОДЕНЬ 1795-Й.
В муках, о Злата, ты сияешь,
словно золото, огнем очищенное.
ЗЛАТА,1 НОВОМУЧЕНИЦА и непорочная невеста Царя Небесного Христа Бога, была родом из селения Слатино Могленской епархии, что близ границы Сербии и Болгарии. Она была из бедной семьи, будучи одной из четырёх дочерей. Однако она была богата добродетелями приобретенными и природными: добродетелями приобретенными, то есть горячей верой в Бога, девством и целомудрием; добродетелями природными – благообразием и красотой, за которые блаженная и удостоилась совершенствования славным и благородным мученичеством.
___
1 В греческих Минеях святая именуется Хрисой, в славянских — Златой. В обоих случаях это слово означает «золотая».
СВЯТАЯ НОВОМУЧЕНИЦА ЗЛАТА.
Память 13 октября.
ТРОПАРЬ, глас 3.
Сосуд девства златой+ и непорочная Христова невеста+ была еси, Злата, праведная дева+; ибо, сохранив девство непорочно+, благочестиво за Христа подвизалась еси.+ Славная мученице, моли Жениха твоего+, да дарует нам велию милость Свою.
Там был некий турок, который, увидев её красоту и миловидность, был пронзен в сердце нечистой страстью к ней, и он высматривал подходящее время, чтобы осуществить задуманное им злое намерение. Однажды святая вышла с другими женщинами собирать дрова. Когда агарянин, замышлявший лишить девственности святую, узнал об этом, он взял с собой и других турок, и, придя туда, схватил её и силой увёл в свой дом. Сначала он начал льстить святой многими обещаниями, пытаясь таким образом извратить её убеждения и обратить в свою религию. Он сказал, что если она примет ислам и станет мусульманкой, он возьмёт её в жёны. В то же время начал угрожать ей и говорить, что если она не уступит ему, он подвергнет её великим мучениям. Но когда она, поистине златая и умом, и именем, услышала эти слова столь неожиданно, нисколько не устрашилась, но в сердце своём призвала имя Господа нашего Иисуса Христа на помощь и с великим благородством и дерзновением ответила: «Верую и поклоняюсь Христу моему, и только Его имею своим Женихом, от Которого я никогда не отрекусь, хотя бы вы подвергли меня десяти тысячам пыток, хотя бы вы рассекли моё тело на мелкие куски».
Услышав это, агаряне поняли, что им одним не убедить её. И они прибегли к другим средствам. Зная, что женщины искуснее мужчин в обмане других, особенно других женщин, они передали святую своим женщинам и повелели им использовать все средства и уловки, чтобы убедить её. Когда те схватили мученицу, чего они только не делали, чего только не придумывали, какие чары не применяли против девы… Почти полгода они уговаривали блаженную принять их веру, но тщетно трудились, ибо святая Злата твердо стояла на незыблемом камне Христовой веры. После этого они призвали родителей и сестёр мученицы и с великими угрозами приказали им склонить свою дочь к мусульманству, иначе её казнят, а их самих будут пытать и нанесут им великий урон.
Поэтому, когда родители и сёстры мученицы приблизились к ней (страх побудил их сделать это, хотя и неохотно), они говорили и делали всё то, что может смягчить даже самую чёрствую и несокрушимую душу, и плакали, и рыдали, и говорили: «О возлюбленная дочь, сжалься над собой и над нами, твоими родителями и сёстрами, которые все находятся в опасности погибнуть из-за тебя. Отрекись от Христа хотябы внешне, чтобы и ты, и мы были спасены. Христос милостив и простит тебе этот грех по необходимости и по принуждению». И здесь пусть каждый задумается, как яростна и как велика была эта брань, которую замыслил и пустил в ход диавол против Мученицы, и какие мысли, немощи и сострадания могли склонять нежную деву в потоках слез, которые проливали в ее присутствии ее мать, отец и сестры.
Но мужайтесь, возлюбленные, сила Христова победила даже эту брань и козни диавола; ибо, воспламененная пламенным огнем любви ко Христу, Злата, мужественная и сильная душой, вовсе не склонилась к сочувствию к словам и слезам родителей и сестер, как того требовала природа. Напротив, как нечто выше плоти и крови, выше пределов и законов природы, она обратилась и сказала родителям и сестрам эти достойные похвалы и премудрые слова: «Вы, побуждающие меня отречься от Христа, истинного Бога, больше не мои родители и сестры, и я не желаю иметь вас таковыми впредь. Но вместо вас у меня Отец – Господь мой Иисус Христос, Мать – Госпожа моя, Богородица, а святые – братья и сестры». И с этим ответом она отвернулась от них.
Хорошо, святая, твое мужество! Хорошо, что ты пребыла в истинной любви к Богу! Хорошо, что ты мудро утвердила свои убеждения, достойные Небесных похвал! Воистину, братья, в этой святой исполнилось сказанное Божественным Давидом: «Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс. 26:10), и сказанное Господом: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее... И враги человеку – домашние его» (Мф.10:34-36).
Когда мусульмане, и особенно этот злой, влюбленный в деву, увидели, что им ничего не дано и что они не могут отвратить святую от веры Христовой даже теми средствами и орудиями, которые они задумали, они с того времени оставили лесть и слова и начали истязать мученицу. Сначала, в течение целых трех месяцев, ежедневно били ее дубинками. Затем сняли с неё кожу и, отделив множество полос от её тела, оставили их висеть перед ней, чтобы она ужасалась при виде их. Кровь текла рекой из девственного тела мученицы, и земля вокруг покраснела. Затем они раскалили вертел и продели его прямо через уши мученицы, так что из её носа и рта повалил дым.
Претерпевая столь многочисленные и тяжкие муки, которые сломили бы даже самых стойких людей, мученица Христова переносила их с великим мужеством, укрепляемая силой Креста и сердечной любовью ко Христу. Ибо, как говорит блаженный Симеон Метафраст: «Душа, ята будучи узами любви к Богу, ни во что вменяет страдания, но услаждается прискорбностями и цветет в злострадании». Когда святая услышала, что поблизости находится отец Тимофей, игумен августейшего монастыря Ставроникита на Святой Горе, человек смиренный и благонамеренный, который был ее духовным отцом и который предсказал ей о ее мученичестве, она послала к нему через некоего христианина, чтобы он умолил Бога, дабы она удостоилась окончить подвиг свой Богоугодным образом.
Наконец, не довольствуясь многочисленными муками, которым подвергли святую, но дивясь тому, как она осталась жива и не умерла, эти жестокие и бессердечные, нет, следует сказать, более жестокие, чем дикие звери, не могли вынести того, что все они были побеждены девицей, и стали такими злыми и упрямыми. О! чего только не придумает зло! – они повесили агницу Христову на дикой груше, и все бросились на нее с ножами и изрубили священное тело девы на куски.
Так была испытана добрая Злата, просиявшая многочисленными муками, подобно золоту в горниле. Она предала свою святую душу в руки бессмертного Жениха и получила двойной венец – как девственница и как мученица. И ныне она ликует и радуется вместе с благоразумными и достойными наград девами в Небесных чертогах, и стоит одесную своего Жениха, Христа, и царствует с Ним во веки веков. Что же касается ее победоносных и девственных мощей, то некие христиане тайно взяли их и с честью и благоговением погребли. Ее молитвами да сподобимся и мы Царствия Небесного. Аминь.
3. Сергиевщина, Иродова закваска.
Борис Талантов.
Два текста, приводимых ниже, имеют огромное значение для понимания происходившего с Русской Православной Церковью во времена коммунистического ига. Они были написаны настоящим исповедником Православия, который умер в тюрьме в Советском Союзе в 1971 году за написание этой и ей подобной работе. Они представлены здесь как прямой ответ на обращение самого автора: "Это предательство... должно стать известно всем верующим в России и за границей, потому что подобная деятельность Патриархии... представляет собой большую опасность для всех верующих". Тексты в основном состоят из документов, предлагающих прямые и неопровержимые доказательства сознательного предательства Русского Православия собственными иерархами.
Вероятно, примечательно, что эти документы до сих пор не были полностью опубликованы ни на русском языке, ни на каком-либо другом языке. (Краткие выдержки из них на английском языке были опубликованы в книге «Патриарх и пророки» под редакцией отца Майкла Бордо, Прегер, Нью-Йорк, 1970, стр. 330–331; а более длинные цитаты приведены в книге Джона Б. Данлопа «Недавние действия Московской Патриархии за рубежом и в СССР», образовательная серия «Св. Нектарий», № 46, Сиэтл, 1970, стр. 101–116). Возможно, это объясняется «узостью» их сосредоточенности на одном конкретном вопросе Православной Церкви; или, возможно, суровым и бескомпромиссным тоном; или, возможно, даже тем, что главный церковный деятель, выбранный для порицания, – это тот, кого определенные круги на… Западе имеют основания рассматривать в максимально выгодном свете. Но какие бы причины ни препятствовали их публикации ранее, их публикация на английском языке должна только приветствоваться каждым православным христианином, желающим увидеть истинное положение не только Русского Православия, но и мирового Православия сегодня, поскольку второй текст, в частности, содержит радикальные выводы для любого всеправославного или «вселенского» Собора.
Русское Православие сегодня – преданное его иерархами в СССР и представленное только частью свободных епископов заграницей и частью верующих на родине и за рубежом – живет в ожидании восстановления истинного и канонического церковного порядка. Это, несомненно, случится лишь в случае Собора с участием всех частей Русского Православия, который состоится после падения коммунистического режима и на котором будут оправданы все, сохранившие верность Православию. Для этого восстановления истинного порядка работы Бориса Талантова будут неоценимым свидетельством, потому что их автором был человек, который сознательно боролся с Советским игом с начала его возникновения; и таким образом его письма знакомят нас изнутри не только с жизнью Русской Церкви в эти годы, но, что более важно, с отношением к ним православных христиан. Раньше об этом было известно от тех, кто бежал из СССР, но изнутри страны не исходило ничего, кроме однообразной пропаганды со стороны Московской Патриархии, целью которой было сокрытие правды. Эта цель Московской Патриархией была достигнута – ей удалось одурачить целые поколения доверчивых церковных деятелей Запада. Но ныне, что является кульминацией десятилетия протестов, правда о верующих в России и их положении стала известна.
Борис Талантов, как видно из приводимых текстов, никуда не ушел из Московской Патриархии. Даже хотя он испытывал симпатии к членам истинно-Православной (катакомбной) Церкви, которых он знал, он все же называет эту Церковь "сектой". Не осуждая тех, кто остается в Московской Патриархии, мы, заграницей, не можем не считать, что разрешение современного кризиса Московской Патриархии, который, как верно отметил Талантов, является кульминацией предательства 1927 года – не может исходить только от Патриархии, но в его разрешении должно принять участие все Русское Православие: верующие в катакомбах, которые продолжают хранить верность заветам митрополита Иосифа и других епископов, в 1927 году объявивших "сергианскую" церковь расколом; истинные верующие, которые остались в Патриархии, и Русская Православная Церковь Заграницей. Весьма маловероятно, что Талантов мог иметь доступ к неискаженной информации об РПЦЗ. Поэтому нужно помнить, что в приводимых ниже документах дается не полная картина о русском Православии, но скорее неискаженное мнение православного христианина из СССР, члена Московской Патриархии. Эти тексты, однако, без сомнения являются одними из важнейших документов, которые будут использованы в будущем для составления "полной картины" о происходившем в русском Православии.
Два текста представлены здесь полностью, без каких-либо пропусков или добавлений; такими, какими они были доставлены (в рукописи) в 1968 году из абсолютно надежного источника в Париже Майклом Бродо из Центра по изучению религии и коммунизма. Заголовки и все курсивы и дополнения (в скобках) в тексте принадлежат автору, все комментарии – в сносках. Машинописные копии русских рукописей можно получить за символическую плату в Центре изучения религии и коммунизма по адресу: Ред-Хилл, 13, Чизлхерст, Кент, BR7, 6DB, Англия. Тексты опубликованы в этой книге с любезного разрешения Бродо.
I. СЕРГИАНСТВО,1 ИЛИ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К АТЕИЗМУ. ИРОДОВА ЗАКВАСКА.
___
1 Сергианство: Сергиевщина. Это слово не имеет точного перевода на английский язык, но приблизительно соответствует «сергианскому делу» с уничижительным оттенком.
В АНГЛИИ вышла в свет книга Никиты Струве "Христиане современной России",1 в которой он, как и другие на Западе, в общем одобряет деятельность патриарха Сергия, сравнивая его даже с преподобным Сергием Радонежским и патриархом Гермогеном,2 на Западе патриарха Сергия чуть ли не считают святителем Православной Церкви в России. Такая неверная оценка деятельности патриарха Сергия основана на том, что западным исследователям неизвестны подспудные факты и явления жизни Русской Православной Церкви. Корни тяжелого церковного кризиса, который сейчас обнаружился, были заложены именно патриархом Сергием.
___
1 Лондон, 1967; оригинальное издание на французском языке: Les Chretiens en U.R.S.S., Париж, 1963. Никита Струве — русский интеллектуал «парижской» школы и нынешний редактор «Вестника русского студенческого христианского движения».
2 «Выдающиеся русские святые XIV–XVI веков».
В своем обращении к верующим 19 августа 1927 года митрополит Сергий1 изложил новые основы деятельности Управления Церкви, которые тогда же были названы Е. Ярославским2 "приспособлением" к атеистической деятельности СССР.
___
1 Обращение (Декларация) митрополита Сергия было фактически опубликовано 16/29 июля 1927 года, но впервые опубликовано в официальной советской газете «Известия» 19 августа.
2 Емельян Ярославский – Емельян Михайлович Ярославский (настоящие имя и фамилия Миней Израилевич Губельман) – революционер, деятель коммунистической партии, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель "Союза воинствующих безбожников".
Приспособленчество состояло, прежде всего, в ложном делении всех духовных потребностей человека на чисто религиозные и общественно-политические. Церковь должна была удовлетворять чисто религиозные потребности граждан СССР, не затрагивая общественно-политических, которые должны были разрешаться и удовлетворяться официальной идеологией КПСС.1 В дальнейшем развитии это приспособленчество вылилось в теорию советских богословов, по которой коммунистический строй общества является единственным счастливым и справедливым, якобы указанным самим Евангелием. При этом не допускалось никакой критики (обличения) официальной идеологии, порядков и действий властей. Всякое обличение действий гражданских властей или любое сомнение в правильности официальной идеологии считалось отклонением от чисто религиозной деятельности и контрреволюцией. Церковное Управление во главе с митрополитом Сергием не только не защищало верующих и церковнослужителей, попавших в концлагеря за обличения произвола и насилия гражданских властей, но и само с рабской угодливостью высказывалось за осуждение таких людей как контрреволюционеров. По существу, приспособленчество к атеизму представляло собой механическое соединение христианских догматов и обрядов с социально-политическими взглядами – официальной идеологией КПСС. Фактически вся религиозная деятельность свелась к внешним обрядам. Церковная проповедь тех священнослужителей, которые строго придерживались приспособленчества, была совершенно оторвана от жизни, а потому оказывала ничтожное влияние на слушателей. В результате этого интеллектуальная, общественная и семейная жизнь верующих, воспитание молодого поколения остались вне церковного воздействия. Это таило большие опасности для Церкви и Христианской веры. Нельзя поклоняться Христу и в то же время в общественной и семейной жизни говорить ложь, творить неправду, совершать насилия и мечтать о земном рае. Впоследствии приспособленчество к атеизму завершилось еретическим учением X. Джонсона о новой религии, которая должна, по его мнению, заменить Христианскую и явиться синтезом Христианства и марксизма-ленинизма. (См. X. Джонсон "Христианство и коммунизм" Москва, 1957 г.)2 Ныне абсурд учения Джонсона очевиден.
___
1 Коммунистическая партия Советского Союза.
2 Хьюлетт Джонсон, печально известный «Красный декан Кентерберийского собора», «христианский» апологет коммунизма, написал свою книгу на английском языке под названием «Христианство и коммунизм» (Лондон, 1956). Тот факт, что советские власти немедленно перевели и напечатали эту книгу в Москве, свидетельствует о том, что они не являются категорическими противниками «религии», особенно коммунистической формы религии!
Обращение митрополита Сергия 19 августа 1927 года произвело тяжелое впечатление на всех верующих как пресмыкательство перед атеистической властью. Одни мирились с ним как с неотвратимым злом, а другие решительно выступали с осуждением его. Часть епископов и верующих откололись от митрополита Сергия. Епископы, осудившие обращение митрополита Сергия, скоро были арестованы и сосланы в концлагеря, где они и умерли. Отколовшиеся верующие образовали так называемую ИПЦ (Истинно Православная Церковь), которая с самого начала ее возникновения и до настоящего времени является запрещенной.
Современные влиятельные атеисты рассматривают приспособленчество как модернизацию религии, политически полезную для КПСС и безвредную для материалистической идеологии. "Это (приспособленчество, – наше пояснение – Б.Т.) – один из путей угасания религии" (Журнал "Наука и религия"1 № 12, 1966 года, страница 78).
___
1 Ведущее официальное советское антирелигиозное издание.
Многие и у нас, и на Западе считали и считают обращение митрополита Сергия вынужденным выступлением Церковного Управления, в целях сохранения во время деспотии И. Сталина церковных приходов и священнослужителей. Но это не верно. Коммунистическая партия увидела в этом обращении слабость Церкви, готовность нового Церковного Управления исполнять беспрекословно любые приказания гражданской власти, готовность выдать на произвол властей, под видом контрреволюционеров, церковнослужителей, дерзнувших обличать произвол и насилия. Вот как это оценил в 1927 году Е. Ярославский: "С религией, хотя бы епископ Сергий прикрасил ее в какие угодно светские одежды, с влиянием религии на массы трудящихся мы будем вести борьбу, как ведем борьбу со всякой религией, со всякой церковью" (Е. Ярославский "О религии" Москва, 1957 г., стр. 155).
Объективно это обращение и последующая деятельность митрополита Сергия была предательством Церкви. С конца 1929 года и по июнь 1941 года происходило массовое закрытие и варварское разрушение церквей, аресты и осуждения тройками1 и негласными судами почти поголовно всех церковнослужителей, многие из которых просто были физически уничтожены в концлагерях.
___
1 Тройка: комитет из трёх сотрудников репрессивных спецслужб, выносивший приговоры своим жертвам без слушаний и обжалования.
В 1930 году Папа Пий XI выступил перед мировым общественным мнением с протестом против преследования христиан в Советском Союзе. Как реагировал на все это митрополит Сергий? Он в Богоявленском соборе города Москвы с крестом в руках выступил с заявлением, что в Советском Союзе никакого гонения на верующих нет и никогда не было. Отдельных священников и верующих, по его заверению, судят не за веру, а за контрреволюционные выступления против Советской власти. Такое заявление было не только чудовищной ложью, но и низким предательством Церкви и верующих. Этим заявлением митрополит Сергий прикрыл чудовищные преступления И. Сталина и стал послушным орудием в его руках.
Следует заметить, что хотя большинство епископов в 1927 году признавали митрополита Сергия своим главой, однако в своей деятельности они не придерживались "Обращения" и в своих проповедях мужественно обличали произвол, беззакония и жестокость гражданских властей, призывали народ твердо стоять за веру и помогать гонимым. Поэтому они за свои проповеди скоро были посажены в концлагеря и там погибли. Конечно, много церковнослужителей и верующих было посажено в концлагеря без всяких оснований, как потенциально опасные элементы. В этих условиях мужественное выступление митрополита Сергия в защиту правды и веры могло бы иметь большое значение для судеб Русской Православной Церкви, как большое значение имела для Польской Церкви мужественная борьба за веру и правду кардинала Вышинского в конце сороковых годов.
Что же митрополит Сергий спас своим приспособленчеством и чудовищной ложью? К началу Второй мировой войны в каждой области осталось от многих сотен церквей 5-10, большинство священников и почти все епископы (за исключением немногих, сотрудничавших с властями подобно митрополиту Сергию) были замучены в концлагерях. Таким образом, митрополит Сергий своим приспособленчеством и ложью никого и ничего не спас, кроме своей собственной особы. В глазах верующих он потерял всякий авторитет, но зато приобрел благоволение "отца народов" И. Сталина.
Большинство оставшихся церквей не признавало митрополита Сергия.
Роль митрополита Сергия в восстановлении храмов во время Второй мировой войны сильно преувеличивается на Западе, и в частности в книге Н. Струве. Это, очевидно, говорит о незнании многих подпольных проявлений и фактов в жизни Церкви в СССР.
Обращение митрополита Сергия к верующим – гражданам СССР 22 июня 1941 года было воспринято истинно верующими как новое пресмыкательство перед деспотической властью и новое предательство интересов Церкви. Все верующие в России считали и считают Вторую Мировую войну как гнев Божий за величайшее беззаконие, нечестие и гонение на христиан, имевшее место в России с начала октябрьской революции. Поэтому в час грозных испытаний не напомнить народу и правительству об этом, не призвать народ к покаянию, не потребовать немедленного восстановления церквей и реабилитации всех невинно осужденных граждан СССР было великим грехом, великим нечестием. Митрополит Сергий опять явил себя послушным орудием атеистической власти, которая в этот момент хотела использовать в своих целях религиозные чувства своих граждан с наименьшими для атеизма уступками.
Восстановление церквей в определенных и узких пределах было государственной политикой И. Сталина, а не результатом деятельности митрополита Сергия. В то время в народе и в армии открыто говорили о коренных изменениях внутренних порядков в стране. Народ надеялся, что сразу после окончания войны будут объявлены: свобода занятий и в частности роспуск колхозов, свобода партий и свобода совести. Открытие церквей было той костью, которую И. Сталин бросил народу, утомленному войной и голодом. Само открытие церквей происходило под контролем госбезопасности. Эти же органы подыскивали часто священников из числа тех, кто остался на свободе или отсидел свой срок заключения. В Западной Украине были случаи, когда священники отказывались служить под началом митрополита Сергия, а позднее патриарха Алексия, и их те же органы водворяли в концлагеря. Во многих областях Патриархия и новые епископы никакого участия в открытии церквей не принимали. Были случаи, когда новые епископы под тем или иным предлогом даже противодействовали открытию церквей и назначению в их приходы священников, сидевших в концлагерях. Восстановление церковной жизни было неполным, внешним и временным. С 1949 года КПСС стала незаметно переходить к новому давлению на Церковь.
Итак, открытие церквей в узких пределах не было делом рук патриарха Сергия или патриарха Алексия, но это открытие совершала сама атеистическая власть под давлением простого народа для успокоения его.
Патриарх Сергий, а позднее патриарх Алексий, подобрали и поставили новых епископов, которые, в отличие от прежних епископов, погибших в концлагерях, как правило (были, конечно, исключения) были послушны патриархам и хорошо усвоили Иродову закваску, то есть приспособленчество к сильным мира сего. Вот как, например, выразил приспособленчество в своей проповеди 28 мая 1967 года епископ Кировский Владимир: "Мы должны приспособляться к новым обстоятельством и условиям жизни подобно ручейку, который, встречая на своем пути камень, обходит его. Мы живем вместе с атеистами и должны считаться с ними и не должны делать ничего, что им не нравится".
Интересно, что Б.В. Талантову в КГБ1 14 февраля 1967 года сказали почти то же самое: "Вы, – сказал сотрудник КГБ, обращаясь к Талантову, – требуете открыть все закрытые церкви, но вы живете вместе с атеистами и должны считаться с их желаниями, а они не желают, чтобы были открыты церкви".
___
1 Государственная безопасность (Государственная полиция); ранее известная под аббревиатурами НКВД, ГПУ и (первоначально) ЧК.
В серафимовской церкви города Кирова 20 января 1966 года – в день памяти Собора Иоанна Крестителя – один священник в своей проповеди сказал: "Иоанн Креститель всех очень просто учил – слушайтесь во всем начальников". Из этого видно, что новый епископ, усвоив приспособленчество к атеизму, стал послушным орудием в руках атеистической власти, и это является самым гибельным для Церкви результатом многолетней деятельности митрополита, а затем патриарха Сергия.
Приспособленчество к атеистической власти ярко и четко изложено в книге "Правда о религии в России", изданной под редакцией патриарха Сергия в последние годы его жизни при участии митрополита (а затем патриарха) Алексия и митрополита Николая.1
___
1 Митрополит Николай (Ярушевич) Крутицкий – печально известный апологет Московской Патриархии и советского режима за рубежом после Второй мировой войны. Позднее он впал в немилость и умер при загадочных обстоятельствах в 1961 году.
В этой книге патриарх Сергий и митрополиты Алексий и Николай категорически утверждают, что в СССР никогда не было гонений на христиан, что сообщения западной печати об этих гонениях – злостные выдумки врагов советской власти, что епископы и священники с 1930 по 1941 гг. были осуждены советскими судами исключительно за свою контрреволюционную деятельность, что само Церковное Управление в свое время было согласно с их осуждением. Чудовищная ложь этого утверждения видна уже из того, что очень многие священники, расстрелянные и погибшие в лагерях при И. Сталине, были реабилитированы при Н.С. Хрущеве. Самые мужественные борцы за правду и Христианскую веру объявляются в этой книге раскольниками, политиканами и чуть не еретиками. Эта книга должна быть предана проклятию: она будет вечным позорным памятником патриарху Сергию. И теперь мы с полным основанием приспособленчество к атеистической власти можем назвать именем митрополита Сергия – сергианством.
Спасло ли приспособленчество (сергианство) Русскую Православную Церковь?
Из изложенного ясно, что оно не только не спасло во времена деспотизма И. Сталина Русскую Православную Церковь, но, наоборот, способствовало потере подлинной свободы совести и превращению Церковного Управления в послушное орудие атеистической власти.
Категорическое отвержение кардиналом Вышинским приспособленчества к атеистической власти и его последовательная и твердая борьба за Евангельскую правду и подлинную свободу совести привела к тому, что сейчас в Польше церковь1 действительно независима от государства и пользуется значительной свободой.
___
1 То есть Римско-католическая церковь, которая является доминирующей в Польше.
Итак, ложью нельзя защищать Церковь.
Приспособленчество – маловерие, неверие в силу и Промысл Божий.
Приспособленчество несовместимо с истинным Христианством, так как в основе его лежит ложь, угодничество сильным мира сего и ложное разделение духовных потребностей на чисто религиозные и общественно-политические. По учению Христа, вера должна направлять интеллектуальную, семейную и общественную жизнь каждого христианина. "Вы соль земли", "Вы свет мира" (Мф. 5, 13 и 14), – говорит Христос, обращаясь к своим последователям. В соответствии с этим кардинал Вышинский говорит: "В Польше церковь должна пронизывать все: книги, школу, воспитание, культуру народа... живопись, скульптуру и архитектуру, театр, радио и телевидение... общественную и экономическую жизнь" (Цитируется по журналу "Наука и религия" № 1, 1967 года).
II. ТАЙНОЕ УЧАСТИЕ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ В БОРЬБЕ КПСС С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ (КРИЗИС ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ).
Легализация, которую насаждал митрополит Сергий, привела к тому, что, начиная с 1960 года, Московская Патриархия и большинство епископов тайно участвуют в организованных действиях Совета по делам Русской Православной Церкви, направленных на закрытие церквей, ограничение распространения веры и уничтожение ее в нашей стране.
Большинство епископов в 1960-64 годах отстранились от борьбы против закрытия церквей и отзыва священников. Многочисленные жалобы верующих в Московскую Патриархию против беззаконного закрытия церквей и отзыва священников оставались без ответа. Более того, сама Патриархия выпустила циркуляр касательно слияния приходов, имеющих недостаточный доход. В результате злоупотреблений были закрыты, согласно этому циркуляру, и многие церкви, у которых был достаточный доход. Сейчас атеисты, стоящие у власти, вместе с митрополитом Никодимом утверждают, ссылаясь на этот циркуляр, что предположительно все церкви, закрытые в 1960-64 годах, имели недостаточный доход. Эта ложь повторяется в статье в "Кировской правде" 31 мая 1967 года "С открытым забралом".
Некоторые епископы, например, епископ Иоанн (в Кирове) сами закрывали церкви и изгоняли достойных священников. Все это стало известно теперь из "Открытого письма верующих" и многих других материалов. Неопровержимым доказательством того, что Московская Патриархия тайно участвовала в закрытии церквей является факт, что никто из епископов (за несколькими исключениями, например, архиепископ Гермоген, которого Патриархия сняла затем с его епархии), а также Московская Патриархия никогда нигде не выступили с протестом против беззаконного закрытия церквей и отстранения священников и, более того, они даже вступили с заявлениями, что в СССР в 1960-1964 годах не было массового беззаконного закрытия церквей. Церкви, согласно их утверждениям, закрывались, потому что не имели достаточного дохода.
С целью ограничить распространение веры и уничтожения ее в народе епископы безоговорочно подчинялись всем устным распоряжениям властей, которые были направлены на ограничение и уничтожение веры, и требовали того же от священников. Так, например, епископ Иоанн Кировский объявил своим священникам, что любому из них, кто не будет беспрекословно выполнять распоряжения властей, будет запрещено служить. В то же время священники и епископы, выполняя устные распоряжения властей, людям объясняли, что это распоряжение церковной администрации и даже обосновывали их законность и необходимость. Сама Патриархия выпустила ряд циркуляров, направленных на ограничение и уничтожение веры. Таким был, например, циркуляр № 1917, требовавший, чтобы священникам вменялось в обязанность записывать данные тех, кто заказывал службы, крещения, отпевания и т.п. Все это детально обсуждается в письмах московских священников, в "Открытом письме кировских верующих" и других письмах и жалобах верующих.
Вот главные меры, направленные на ограничение и уничтожение веры, которые проводятся Советом по делам Русской Православной Церкви с участием духовенства.
1. Обязательная регистрация паспортов перед совершением заказанных кем-либо служб.1 2. Детям школьного возраста не разрешается крещение, исповедь, причастие. 3. Нищих изгоняют из церквей и церковных дворов. 4. Верующим запрещается проводить ночь на паперти. 5. Установление времени для проведения заказанных служб в сельских церквях Кировской области в летнее время – с десяти вечера до пяти утра. 6. Запрещение причащения и помазания больных на дому без специального разрешения.2
___
1 Это важное правило – часть общей системы террора, которому все еще подвергаются верующие в СССР. Эти записи передаются местным властям на места работы и т.д., и верующий, осмелившийся заказать крещение, отпевание или еще что, вскоре оказывается без работы и вообще оказывается изгоем общества.
2 Спустя несколько месяцев после того, как это было написано, это правило было применено против умиравшей жены Талантова, как сам Талантов описывает в своей «Жалобе Генеральному прокурору Советского Союза» от 26 апреля 1968 года (английский текст в Religion in Communist Dominated Areas, 15–31 августа 1968 г.): «В день её смерти я хотел, чтобы над ней совершили обряд соборования, как она того желала. Но настоятель единственной оставшейся открытой православной церкви в городе Кирове, церкви Святого Серафима, сказал мне, что местные власти запретили совершать обряд соборования на дому. Этот прискорбный случай свидетельствует о том, что верующие христиане в городе Кирове ныне лишены даже тех прав, которые им даровал И. В. Сталин».
Некоторые епископы, например, епископ Кировский Иоанн, своим аморальным поведением, скандальными выходками и деспотическим своенравием подрывали веру у людей, а Московская Патриархия, зная о нетерпимом поведении таких епископов из многочисленных жалоб верующих, не только не вызывала таких епископов на церковный суд, но даже продвигала их. Достойных священников снимали с их приходов и заменяли такими. Все это привело к развращению духовенства и полному уничтожению веры в Церкви.
В соответствии с адаптацией к атеизму проповеди в Церкви, как правило, стали схоластическими лекциями, далекими от жизни, на религиозные темы. Из-за того, что они не соответствуют месту и времени, они никоим образом не могут воздействовать на слушающих. В таких проповедях отсутствует даже малейшее упоминание о таких пороках, ошибках и грехах в современном мире, как ложь, лесть, распад семей, нравственное развращение, атеистическое воспитание детей, раболепный страхе перед властителями мира сего, несправедливость.
Московская Патриархия отказалась от христианской апологетики, идеологической борьбы с атеизмом – главным принципом своей деятельности и внутри страны, и за ее пределами.
Такое религиозно-нравственное поучение со стороны современной Русской Православной Церкви не может заинтересовать молодое поколение или положительно на него действовать. Таким образом, религиозно-нравственное научение Русской Православной Церкви таково, что оно не может вести к распространению веры среди молодого поколения. Одним этим уже подрывается продолжительное существование Церкви.
В каждой епархии ощущается острая нехватка священников даже для того малого количества церквей, которые еще открыты. Для распространения веры и ее укрепления важно в каждой епархии стремиться к увеличению числа достойных священнослужителей, преданных Церкви и подготовленных к содействию распространения веры. Но епископы абсолютно устранились от подбора, обучения и подготовки священников, чем определенно подрывают веру и Церковь.
Число духовных училищ и количество занимающихся в них настолько мало, что не может восполнить даже естественную убыль священников. Образование и обучение в духовных училищах поставлено таким образом, что из них выходят бюрократы в рясах, готовые любым способом адаптироваться к внешним обстоятельствам, чтобы только обеспечить себе безопасную, легкую и спокойную жизнь в атеистическом государстве. В них убито главное – духовность, мужество и стремление к справедливости. Дух семинарий (и академий) – это адаптация. В духовных школах проводится интенсивный отбор студентов в тайные агенты КГБ, особенно в иностранных подразделениях академий.
Таким образом, в настоящее время Московская Патриархия и большинство епископов тайно участвуют в организованных акциях атеистического режима (КПСС), которые направлены на закрытие церквей, ограничение распространения веры и ее уничтожение в нашей стране.
Деятельность Московской Патриархии за рубежом направлена, в первую очередь, на то, чтобы посредством бесстыдной лжи и клеветы прикрыть массовое незаконное закрытие церквей, притеснение верующих и их организаций и тайные административные меры, направленные на подрыв веры в СССР.
Во-вторых, деятельность Патриархии направлена на то, чтобы при помощи лжи и обмана направить, насколько возможно, развитие христианского движения во всем мире на ложный путь, таким образом подрывая его.
Таким, например, было предложение Московской Патриархии на конференции Православных Церквей на острове Родос отказаться от христианской апологетики и идеологической борьбы против современного атеизма.1 Деятельность Московской Патриархии за границей – это сознательное предательство Русской Православной Церкви и Христианской веры. Она выступает на мировой арене как тайный агент всемирного антихристианства.
___
1 Это случилось в 1961 году. Вопрос об атеизме и средствах борьбы против него был в повестке дня этой конференции, но был снят по протесту митрополита (тогда архиепископа) Никодима (Ротова).
Митрополит Никодим предает Церковь и христиан не из-за страха, а для своего благополучия в мире сем. Таким образом, полное разоблачение предательской деятельности и его, и Московской Патриархии будет означать конец его сомнительной карьеры.
Однако пришло время для снятия масок с предательской деятельности Московской Патриархии за рубежом, судный час для митрополита Никодима.1
___
1 Здесь Талантов скорее выражает горячую надежду многих деятелей духовного "подполья" в СССР, чем какое-то немедленно приближающееся событие. Это подтверждается сообщением русского православного студента из Америки о собрании членов "демократического движения", на котором ему удалось присутствовать в Ленинграде в начале 1970 года. Некоторые из присутствовавших выразили свое мнение по поводу "автокефалии", которая только что была тогда дарована Американской митрополии Московской Патриархией. Их отношение подытожил один из членов, который, отметив, что в СССР стал, наконец, очевиден откровенный протест против Патриархии, набросился на "наивных американцев": "Что вы, американцы, делаете? Мы здесь пятьдесят с лишним лет пытаемся преуменьшить власть любых таких правительственных учреждений как Московская Патриархия, а вы, в условиях свободы, перечеркиваете всю нашу работу, принимая их власть!"
Неопровержимым фактом подрывной, предательской политики Московской Патриархии за рубежом является событие, всплывшее в связи с "Открытым письмом кировских верующих патриарху Алексию".
Это письмо было послано в августе 1966 года. В нем верующие описали все, что приходам Кировской области пришлось претерпеть в результате беззаконных действий руководства Совета по делам Русской Православной Церкви и епископа Кировского Иоанна. Это письмо, осуждающее деспотизм и беззаконие местных гражданских властей и церковной администрации, совсем не касается современного общества и государственного устройства и не имеет никакого отношения к вопросам госбезопасности. Письмо было подписано двенадцатью верующими Кировской области с приложением их точных адресов. Восемь человек из числа подписавшихся были из города Кирова. Первыми стояли подпись и адрес Б.В. Талантова, автора этого письма. Он хорошо известен Патриархии и митрополиту Никодиму. Трое из подписавшихся были из города Нолинска, один – студент Одесской семинарии Никодим Николаевич Каменских. И двенадцатая верующая, подписавшая письмо, была пожилая женщина из города Белая Холуница. Она постоянно боролась за открытие Всехсвятской церкви в Белой Холунице, которая была беззаконно закрыта в 1962 году.
Это письмо стало известно за границей, и 8 декабря 1966 года по радио Би-Би-Си передали его краткое содержание. Хотя, в сущности, это письмо не полностью раскрывало недостойную деятельность Московской Патриархии, тем не менее оно бросало за рубежом тень на все заверения митрополита Никодима и других, касающиеся благосостояния Русской Православной Церкви. Очевидно, это очень обеспокоило Патриархию и КГБ. Они начали действовать одновременно по согласованному плану.
14 февраля 1967 года Б.В. Талантов был вызван в Кировское отделение КГБ. Здесь, после того как ему пригрозили тюрьмой, предложили отречься от "Открытого письма" в форме письменного заявления, которое опубликовали бы в одной из газет. Очевидно, он должен был письменно объявить, что никогда не составлял и не подписывал это письмо, ставшее известным за рубежом. Он категорически отказался сделать это и письменно подтвердил, что является автором этого письма, а также письма в газету "Известия" (полученного в редакции 19 июля 1966 года) и готов нести ответственность за содержание обоих писем. В то время он не совсем понимал, зачем от него требовали отречения от собственной подписи в письменном заявлении, которое, кроме того, будет опубликовано в одной из центральных газет. Позднейшие события прояснили эту загадку.
25 февраля 1967 года радио Би-Би-Си озвучило ответы на вопросы, заданные митрополиту Никодиму в связи с "Открытым письмом из Кирова". Он заявил, что это письмо анонимное и поэтому не заслуживает доверия. Чтобы подтвердить искренность своих слов, он выразил готовность поклясться на кресте и евангелии. Имя и адрес Б.В. Талантова были, без сомнения, хорошо известны ему из предыдущих писем Талантова. Тогда зачем он сделал такое рискованное заявление? Можно предположить, что он не верил в возможность для кировских верующих опровергнуть за рубежом лживость его заявления. Но последующие события заставляют думать, что он верил в то, что КГБ угрозами заставит верующих отказаться от своих подписей.
В то самое время, когда в Лондоне в помпезном величии своего сана митрополит Никодим стремился фальшивой клятвой доказать анонимность и сомнительность "Письма из Кирова", в самом Кирове в КГБ Талантову было предложено под угрозой тюрьмы отказаться от своей подписи под этим письмом. Очевидно, совпадение этих событий было неслучайным.
Б.В. Талантов, негодуя на бесстыдную ложь митрополита Никодима, 19 марта 1967 года послал патриарху Алексию новое письмо, в котором подтвердил подлинность "Открытого письма кировских верующих" и жестко осудил безбожные действия митрополита Никодима. Тогда же он послал копию своего письма патриарху в Одессу своему молодому другу Н.Н. Каменских, который в то время был студентом II курса Одесской Духовной семинарии. Через Каменских это письмо, а также лживое заявление митрополита Никодима в Лондоне стали известны почти всем студентам в семинарии и многим жителям Одессы. С этого момента начали происходить новые события.
Письмо Б.В. Талантова патриарху Алексию от 19 марта 1967 года стало известно в кировском КГБ в конце марта или в начале апреля, очевидно, через епископа Владимира Кировского. Сразу же после этого семь кировских верующих, подписавших письмо, были по одному вызваны в Кировский горсовет. Здесь секретарь горсовета Останина вместе с председателем КГБ (который присутствовал не всегда) угрожала всем тюрьмой, если они подпишут еще какой-нибудь документ, составленный "опасным политическим преступником" Талантовым. Несмотря на все запугивания, никто из подписавшихся не отказался от своей подписи под "Открытым письмом".
Епископ Владимир Кировский съездил в Одессу, а 12 апреля по какому-то делу посетил архиепископа Сергия. 15 апреля Б.В. Талантов письмом, посланным в семинарию, известил своего друга Н.Н. Каменских о допросах в Кирове верующих, подписавших "Открытое письмо". Однако Н. Н. Каменских это письмо не получил.
26 апреля инспектор семинарии Александр Николаевич Кравченко вызвал Каменских, прочел ему письмо Талантова от 15 апреля и потребовал от него, чтобы он в письменной форме отказался от своей поддержки "Открытого письма" Талантова. Каменских должен был или отказаться от собственной подписи (то есть он якобы не знал, что там поставлено его имя и адрес), или заявить, что Талантов его обманул. Кравченко предупредил Каменских, что если он не сделает такого заявления, то будет исключен из семинарии. Чтобы привлечь Каменских на свою сторону, Кравченко использовал такую хитрую тактику. Он сказал: "Напишите это заявление, и я никому его не покажу. Когда Вы закончите семинарию, я верну его Вам". Но Каменских видел инспектора насквозь и категорически отказался подписать заявление, которое от него требовалось. А также попросил инспектора отдать ему письмо Талантова, поскольку оно адресовано ему. Инспектор отказался отдать письмо и велел ему подумать о своей судьбе. С этого момента началась борьба между Н.Н. Каменских и руководством семинарии, которое выполняло волю митрополита Никодима и КГБ. Целый месяц вся семинария с напряженным интересом наблюдала за этой борьбой. Можно назвать это борьбой между Никодимом маленьким и Никодимом большим. Первый мал и по возрасту (24 года), и по положению в обществе. У второго и возраст большой, и большой вес и в Церкви, и в советском обществе.
Никодим Каменских – сын верующего христианина, сосланного в Кировскую область. Нужда и голод в детстве и юности, с семнадцати лет постоянные угрозы, оскорбления и притеснения из-за того, что открыто исповедовал Христианскую веру – все это наложило свой отпечаток на Н.Н. Каменских. Он страдал еще и от язвы желудка. С семнадцати лет прислуживал в алтаре в церкви села Байса в Уржумском районе Кировской области. В таком юном возрасте он мужественно защищал эту церковь от беззаконного закрытия. Дважды за свой счет ездил в Москву в Совет по делам РПЦ (см. письмо Талантова в газету "Известия" от 19 июля 1966 года) и навлек этим на себя гнев местных властей. Когда его призывали на военную службу, то в Уржумском райвоенкомате на медосмотре он категорически отказался снять нательный крест, за что был отправлен на медосмотр в психбольницу города Котельнича. После многих испытаний и унижений он был освобожден от военной службы по здоровью (язва желудка), но в покое его не оставили. В начале 1963 года местные власти выслали "фанатика" Никодима из Байсы, и он стал бездомным. Никодим зарабатывал на жизнь печником, перебиваясь случайными заказами. Выполняя работу, которая, по его состоянию здоровья, была для него слишком трудна, он зарабатывал 30-40 рублей в месяц. Как-то раз уржумские милиционеры оштрафовали его, как "тунеядца", на тридцать рублей, лишив средств на жизнь на целый месяц. Наконец, с большим трудом он получил работу и прописку1 в городе Нолинске. Но нужда, бродячая жизнь и тяжелая работа сделали свое дело: он на долгое время попал на больничную койку. После всех этих приключений ему удалось в 1965 году поступить в Одесскую Духовную семинарию. В течение всей своей сознательной жизни он видел вокруг себя и сам лично испытал унижения и давление из-за открытого вероисповедания. На своем жизненном опыте убедился, что истинно верующие христиане – парии советского общества. Он подписал "Открытое письмо кировских верующих" не просто чернилами, а собственной кровью. Понятно поэтому, что не мог отказаться от поддержки этого письма и начал смело сражаться за справедливость против Никодима большого, который своим лукавым приспособленчеством занял такой высокий пост, достиг славы и богатства и шел по неправедному пути. В своей борьбе Никодим маленький уповал только на Бога, а Никодим большой надежды возложил на людские власть и силу.
___
1 В СССР нет свободы передвижения. Каждый гражданин должен иметь паспорт для проживания в любом месте, а также обязан регистрироваться в местных органах власти при въезде и выезде из любого города, в регистрации которого может быть отказано по усмотрению местных органов власти.
7 мая Б.В. Талантов, догадавшись по молчанию Каменских, что его письмо от 15 апреля не дошло, послал ему в семинарию новое письмо, в котором повторил содержание предыдущего. Одновременно послал письмо семинаристу третьего курса И.И. Наумову, другу Каменских, в котором просил Ивана Ильича передать Каменских содержание своих писем от 15 апреля и 7 мая, если тот их не получил, а также передать привет семинаристу Леониду Михайловичу Бересневу.
Эти письма были получены в семинарии не позднее 12-13 мая и были перехвачены инспектором Кравченко, который даже не сказал адресатам о них. Из писем он узнал, что Наумов и Береснев симпатизируют Каменских. Очевидно, Кравченко проверял все письма, приходившие семинаристам, по заданию КГБ. Чтобы внести ясность в вопрос о "свободе и тайне переписки", нужно отметить, что Каменских, думая, что его письма, посланные Талантову, не доходят до адресата, послал ему в мае два письма, адресованные Д.И. Окулову, сторожу церкви преподобного Серафима в Кирове, который был хорошо знаком с Талантовым. Окулов тоже не получил письма. Это значит, что кто-то, работавший в церкви преподобного Серафима, по заданию КГБ проверял все письма, приходящие на адрес храма, и задерживал по своему усмотрению. Таким образом, тайные агенты КГБ контролировали всю корреспонденцию, приходившую из семинарий, приходов и от "подозрительных" верующих.
17 мая инспектор Кравченко вызвал Наумова и Береснева и потребовал от них, чтобы они убедили Каменских написать заявление об отказе поддерживать "Открытое письмо". Он сказал им, что если они не повлияют на Никодима так, как ему нужно, то будут исключены из семинарии как его сообщники.
19 мая Никодим Каменских подал инспектору семинарии Кравченко официальное заявление, в котором еще раз подтвердил подлинность своей подписи и своего согласия с содержанием "Открытого письма кировских верующих".
21 мая инспектор сказал Никодиму, что на следующее утро, 22 мая, он должен явиться в КГБ по адресу улица Бабеля, 43, бюро пропусков, Гарбуз 3. Каменских, записав адрес, спокойно сказал, что не пойдет в КГБ, пока не получит официальную повестку. Инспектор вышел из себя и начал осыпать Никодима бранью за то, что тот пошел против патриарха. Закончил гневными словами: "Если ты сам добровольно из семинарии не уйдешь, тебя вышвырнут, и ты об этом очень пожалеешь".
22 мая Никодима вызвали в администрацию епархии и здесь по телефону из Совета по делам религий его спросили, почему он не явился в КГБ. Он ответил, что не пойдет, пока не получит официальную повестку.
24 мая ректор семинарии забрал у Каменских военный билет и паспорт и сказал ему, что его вышлют из Одессы. Никодим ответил, что вина за это лежит на ректоре и инспекторе.
29 мая ректор и инспектор семинарии предложили Никодиму Каменских уйти из семинарии "по собственному желанию". Он отказался. Вечером совет факультета исключил его из семинарии за несоответствие духу семинарии. Он получил бумагу, где было написано, что он переведен на третий курс и бумагу об исключении. 19 июня из Кирова он послал патриарху заявление о том, что подтверждает согласие с "Открытым письмом" и просит разрешить продолжить занятия на третьем курсе.
20 июня милиция Нолинска отказалась прописать его на прежнем месте жительства, и он снова стал бездомным нищим. Но борьба была еще не закончена. 20 мая четверо из тех, кто подписал "Открытое письмо", послали патриарху заявление, в котором протестовали против лживого заявления митрополита Никодима за рубежом.
В апреле А.Д. Зырянова из города Белая Холуница (12-я из подписавших "Открытое письмо") была помещена в психбольницу, откуда ее забрала сестра.
31 мая в "Кировской правде" была напечатана статья С. Любовикова "С открытым забралом", полная клеветы на автора "Открытого письма" Б.В. Талантова и угроз в его адрес.
Всех, кто подписал "Открытое письмо кировских верующих", подвергли угрозам и репрессиям, но никто не отказался от своей подписи или согласия с письмом.
Итак, "Открытое письмо кировских верующих патриарху Алексию", переданное по Би-Би-Си 8 декабря 1966 года; заявление митрополита Никодима за рубежом об анонимности и недостоверности этого письма, переданное по Би-Би-Си 25 февраля 1967 года; давление, оказанное органами КГБ и руководством Одесской Духовной семинарии на людей, подписавших это письмо, с целью заставить их отказаться от своих подписей; наконец, твердая поддержка ими этого письма, несмотря на угрозы и репрессии – все это составляет неопровержимое доказательство предательской политики за рубежом Московской Патриархии и ее тайного сотрудничества с атеистами, стоящими у власти.
Это подтверждается следующими документами: 1. Пленки с записью передачи радио Би-Би-Си от 25 февраля 1967 года. 2. Письмо Б.В. Талантова патриарху от 19 марта 1967 года. 3. Заявление Н. Каменских, адресованное инспектору Одесской Духовной семинарии от 19 мая 1967 года. 4. Письмо группы кировских верующих патриарху Алексию от 20 мая 1967 года. 5. Заявление Н. Каменских, адресованное патриарху Алексию 19 июня 1967 года. 6. Копия бумаги об исключении Н. Каменских из состава учащихся Одесской Духовной семинарии от 29 мая 1967 года, заверенная нотариально. 7. Статья С. Любовикова "С открытым забралом" в "Кировской правде" от 31 мая 1967 года.
Адаптация к атеизму, насажденная митрополитом Сергием, вылилась в предательство Русской Православной Церкви со стороны митрополита Никодима и других официальных представителей Московской Патриархии за рубежом. Это предательство, неопровержимо доказанное процитированными документами, должно быть известно всем верующим в России и за рубежом, потому что такая деятельность Патриархии, основывающаяся на сотрудничестве с КГБ, представляет большую опасность для всех верующих. Поистине атеистические вожди русского народа и князья Церкви собрались вместе на Господа и на Христа Его.
Обвинение всеми людьми предательства руководителей Церкви неизбежно приведет к кризису в церковной администрации, но не к церковному расколу, как утверждают злопыхатели в Церкви и люди, которые несознательно идут за ними.
Верующие должны очистить Церковь от лжебратии и лжепастырей (предателей-епископов и предателей-священников) в соответствии с заветом апостола Павла: "Извергните развращенного из среды вас" (1 Кор. 5, 13). Только после такого очищения возможно возрождение Церкви.
Многие истинно верующие в России горячо молились Богу, чтобы Он показал им факты, которые неопровержимо доказали бы тайное предательство епископов РПЦ, если оно существует. Сейчас эти факты, милостью Божией, открыты всем, кто может слышать и видеть.
Примерно сто лет назад оптинские старцы предсказали, что придет время, когда в России будут нечестивые епископы. Сейчас это время пришло. Но из-за нравственной развращенности и предательства епископов верующим не следует скрываться по домам и организовывать отдельные секты, а должно сохранять единство и начать всем вместе обличать развращенных, ложных пастырей и очищать от них Церковь.
Август 1967 года
(Подпись) Б.В. Талантов.
ЭПИЛОГ.
Клевета и угрозы оказали болезненное действие на жену Б.В. Талантова Нину Агафангеловну Талантову. Она долгое время страдала от гипертонии, а эти переживания добили ее. 7 сентября у нее случился удар, и 16 декабря 1967 года она умерла.
Агриппина Дмитриевна Зырянова, 12-я из подписавших "Открытое письмо", умерла в больнице 27 декабря 1967 года. Угрозы ускорили приход ее смерти. Все, кто подписал "Открытое письмо", в той или иной степени пострадали, но не отказались от своих подписей.
Указом патриарха Алексия от 6 июня 1967 года инспектор Одесской Духовной семинарии А.Н. Кравченко был награжден орденом князя Владимира II степени (см. "Журнал Московской Патриархии" № 8, 1967 г.).
Решением патриарха и Священного Синода от 4 апреля 1967 года ректор Одесской Духовной семинарии архимандрит Феодосий был возведен в епископа. Решением Священного Синода от 7 октября 1967 года (см. "ЖМП" № 8, 1967 г.) епископ Владимир Кировский был назначен епископом Берлинским, экзархом в Центральной Европе и указом патриарха Алексия от 20 октября 1967 года был возведен в сан архиепископа (см. "ЖМП" № 11, 1967 г.).
30 марта 1968 года (Подпись) Б.В. Талантов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕДАКЦИИ: 12 июня 1969 года Борис Талантов был арестован, а 3 сентября приговорен к двум годам тюремного заключения за "антисоветскую деятельность". Он умер в тюрьме 4 января 1971 года.
И таким образом, по мирским меркам, кажется, что зло восторжествовало. Борис Талантов и его мужественные соратники преследуются, страдают, умирают, в то время как для митрополита Никодима не только на наступает "судный час", а наоборот, восходит его звезда. Московская Патриархия обретает большое влияние и нового союзника в лице автокефальной Американской митрополии. А православные христиане в Америке даже не подозревают, что они стали невольными участниками диавольской программы предательства и антихристианства под именем Православия.
Но зло торжествует только в глазах маловеров. Нельзя защищать Церковь ложью. Истинно православные христиане наших последних дней терпят поражение со всех сторон: мир и предатели Православия издеваются над ними, презирают, преследуют. И все же в одном они непобедимы: они стоят за Истину. И так как наш Бог и есть Истина, неизбежна наша окончательная победа. Лишь бы скорее да пришел "час судный" для предателей Православия!
4. Православие в современном мире.
ВАЖНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАРУБЕЖОМ.
СОБОР Русской Зарубежной Церкви, собравшийся в Монреале в сентябре 1971 года в присутствии четырнадцати епископов, принял ряд важных постановлений, представляющих общий интерес. Некоторые из постановлений, касающиеся отношений с другими российскими «юрисдикциями», служат для того, чтобы сделать позицию Русской Зарубежной Церкви совершенно ясной и определенной в период большой церковной смуты: окончательный разрыв всякого общения с Американской Митрополией по вопросу ее «автокефалии»; признание недействительным избрания «патриарха» Пимена, а также всех его постановлений; и осуждение нового посягательства Константинополя на законную юрисдикцию Русской Церкви, заключающегося в том, что он вновь взял под своё покровительство остатки «евлогианского» раскола в Западной Европе (по явно политическим мотивам, порожденным скандалом с «автокефалией», поскольку всего шесть лет назад он вынудил эту группу выйти из-под своего влияния под давлением Москвы).
Другие постановления Собора имеют большое значение для всего современного Православия. Можно без преувеличения сказать, что ни один другой православный епископат в мире сегодня, за исключением епископов преследуемых истинно-православных христиан Греции, не осмелился бы издать подобные постановления, идущие вразрез с современной интеллектуальной модой и церковной политикой: признание экуменизма «ересью против догмата Церкви»; восстановление строгой практики крещения всех католиков и протестантов, принимающих Православие; осуждение установления фактического общения между Московским Патриархатом и Латинской церковью как «акта не только антиканонического, но и еретического»; и декларация духовного единства с непризнаваемой Истинно-Православной (Катакомбной) Церковью России. Кроме того, епископы дали духовное утешение своей пастве, благословив начало подготовки к канонизации блаженной Ксении и новомучеников Российских.
Тексты этих постановлений представлены ниже с некоторыми пропусками, обозначенными точками в тексте; заголовки добавлены переводчиками.
1. Об избрании Патриарха в Москве (1/14 сентября).
В 1917 году Всероссийский Собор принял определение о восстановлении в России Патриаршества и избрал на Патриарший Престол Святейшего Патриарха Тихона… Система выборов, обеспечивающая полную свободу и утвержденная Всероссийским Церковным Собором, никогда не была отменена свободным и равнозначащим ему Собором. Поэтому выборы Патриархов, совершенные в ином порядке, не будучи свободными, не выражают голоса Русской Православной Церкви и не являются законными. К таковым незаконным выборам относятся не только выборы нынешнего, именующего себя Патриархом, Пимена, но и выборы двух его предшественников (Сергия Страгородского и Алексея Симанского)… При всех трех выборах Патриархов никто не решился и не имел возможности назвать какого-либо кандидата, кроме заранее указанного представителями гражданской власти.
Нарушение законного преемства высшей Церковной власти в Российской Церкви началось с 1927 года, когда тогдашний Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола, Митрополит Нижегородский Сергий, нарушил указания Митрополита Крутицкого, которого он замещал, и подписал соглашение с атеистической гражданской властью, на каковое не соглашались ни Митрополит Петр, ни другие старейшие иерархи.
Советская власть стала заключать в тюрьму всех несогласных с митрополитом Сергием иерархов, расчищая ему таким образом путь к возглавлению Русской Церкви. Он, со своей стороны, не считаясь со старейшими иерархами, составил Синод по своему личному назначению и, при жизни Митрополита Крутицкого Петра, которому по положению принадлежало управление Московской епархией, незаконно присвоил себе титул Блаженнейшего Митрополита Московского с правом ношения двух панагий…
Все выборы Патриархов в Москве, начиная с 1943 года, являются недействительными на основании 30 правила Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского Собора, согласно которому, "аще который епископ мирских начальников употребив, через них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен и все сообщающиеся с ним»…
Принимая во внимание все вышеизложенные основания, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей как представляющий свободную часть Русской Церкви определяет: Избрание Пимена (Извекова) Патриархом Московским и всея Руси на именующем себя Всероссийским Церковным Собором в Москве 2 июня сего года в силу 30 правила Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского Собора и других, приведенных в настоящем определении оснований, признает незаконными и недействительными и все его акты и распоряжения не имеющими никакой силы".
2. О возможных прещениях со стороны Московской Патриархии.
Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1/14 сентября 1971 г. ознакомился с постановлением т.н. Всероссийского Церковного Собора в Москве, согласно которому Московская Патриархия намерена «осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции» по отношению к Русской Православной Церкви Заграницей.
Это постановление, как и ряд других постановлений того же Собора, явно сделано в угоду Советской атеистической власти. Не напрасно оно стоит в ряду с определением одобрения политических выступлений умершего Патриарха Алексия и свидетельством об одобрении политики СССР.
Обсудив это постановление, Собор Епископов определяет: Для того, чтобы какое либо постановление имело силу и значение, требуется, чтобы лицо, о котором оно находится, находилось в каноническом ведении того лица или учреждения, которое выносит о нём суд. Постановление собравшихся в Троице-Сергиевской лавре лиц, именующих себя Всероссийским Собором, вынесено об иерархии, которая не имеет к ним никакого отношения. Русская Православная Церковь Заграницей, основанная 50 лет тому назад и имеющая свой канонический фундамент в определении Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковном Советом от 7/20 ноября 1920 г. за №362, никогда не состояла в ведении нынешней Московской Патриархии. Порабощённое состояние последней у атеистической власти и незаконные выборы трёх последних Патриархов указывают на то, что и ныне продолжают существовать условия для автономного существования Русской Церкви и Заграницей, которые указаны в означенном определении.
Самые нападки на западный мир, которые содержаться в «обращении Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира» свидетельствуют о том, что Зарубежная Церковь и Московская Патриархия находятся в разных частях мира, политически глубоко разделённых и иногда не менее, чем в разных странах, между которыми находится военный фронт. Поэтому, даже в том случае, если выборы Патриарха не вызывали сомнений в своей законности, надлежало бы сохранить нынешний статус свободной части Русской Церкви Заграницей на основании постановления 7/20 ноября 1920 г.
За истекшие 50 лет весь состав Зарубежной иерархии переменился и нынешние правящие епископы приносили присягу на верность своей заграничной Церковной Власти. Они никогда не имели никаких обязательств в отношении нынешней Московской Патриархии и не могли иметь таковых, поскольку признают её канонически незаконной и нарушившей верность Христовой истине с тех пор, как Митрополит Сергий в 1927 году в основу её положил одновременное служение Христу и Велиару.
Поэтому если Московская Патриархия попытается применить к иерархии свободной части Русской Церкви какие-либо канонические санкции, то это будет актом незаконным и не действительным.
3. О ереси экуменизма (3/16 сентября).
По докладу протопресвитера Георгия Граббе Собор принимает следующее определение: Заслушав обстоятельный доклад протопресвитера Георгия Граббе об экуменизме и признавая экуменизм ересью против догмата о Церкви, Собор Епископов просит Председателя Собора обратиться с Новым Скорбным Посланием, предупреждая Православный Мир против этой ереси.
4. Об отношениях с Американской Митрополией (3/16 сентября).
… Американская Митрополия получила свою автокефалию от Московской Патриархии, которая не имеет подлинного канонического преемства от Святейшего Патриарха Тихона с тех пор, как Митрополит Сергий, впоследствии именовавшийся Патриархом, нарушил свое обязательство в отношении Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Петра и пошел по пути, который был тогда же осужден старейшими архипастырями Русской Церкви. Все более подчиняясь велениям атеистической антихристовой власти, Московская Патриархия перестала быть выразительницей голоса Русской Православной Церкви. Поэтому, как правильно заявил Архиерейский Синод, никакой акт ее, в том числе и дарование автокефалии Северо-Американской Митрополии, не имеет законной силы. Между прочим, независимо от этого, акт этот, затрагивая права многих Церквей, вызвал уже решительные протесты ряда Православных Церквей, которые даже порвали общение с Американской Митрополией.1
___
1 Решительные протесты официально заявили четыре Патриархата: Константинопольский, Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский (последний был наименее резким), а также Элладская и Сербская Церкви. Весной 1971 года Греческая архиепископия в Нью-Йорке разорвала общение с Митрополией, и отношения между этими двумя организациями до сих пор остаются неопределенными. Тексты основных протестов были опубликованы в «The Orthodox Observer Quarterly» за октябрь-декабрь 1971 года, где, однако, аргументы даже не касаются главного вопроса: канонической недействительности постановлений Московской Патриархии.
Со скорбью взирая на этот незаконный акт и признавая его недействительным, Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей, до сих пор не оставлявший вполне надежды на возстановление церковного единства в Америке, усматривает в объявлении Американской автокефалии шаг, еще далее уводящий Американскую Митрополию от церковного единства Русской Церкви. Усматривая в этом большой грех против порабощенной и страждущей Русской Церкви, Apxиерейский Собор определяет: впредь, как духовенству, так и мирянам, не иметь молитвенного и Богослужебного общения с иepapxией и клиром Американской Митрополии.
5. О Константинопольской юрисдикции русских приходов в Западной Европе (7/20 сентября).
В связи с включением русских приходов в Западной Европе в Экзархат Константинопольского Патриархата постановили: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, осведомившись о новом решении Константинопольской Патриархии, коей возглавляемые в Западной Европе Архиепископом Григорием русские приходы приняты в состав греческого Экзархата Вселенской Патриархии во Франции, протестует против этого акта как нарушающего права Русской Церкви и являющегося неканоническим вмешательством в ее дела.
Еще в 1930 году возглавитель свободной части Русской Церкви, Блаженнейший Митрополит Антоний и Собор Епископов этой Церкви заявили протест против подобного акта.
Поэтому Собор Епископов подтверждает, что включение части русских приходов в Западной Европе в Экзархат Константинопольского Патриарха является актом, нарушающим права Русской Церкви как отторгающим от нее значительную часть ее паствы и ее имущества.
6. О прославлении новомучеников Российских (10/23 сентября).
По прошению 256 человек, в том числе двух епископов, о прославлении новомучеников Российских во главе с Царской Семьей… Архиерейский Собор с благоговением преклоняется перед священным подвигом российских ново-мучеников и сочувствует их прославлению. По случаю исполнившегося пятидесятилетия Русской Зарубежной Церкви и более пятидесяти трех лет гонений на Русскую Православную Церковь, поручить Архиерейскому Синоду заняться собиранием материала по вопросу прославления сонма ново-мучеников, пострадавших от богоборцев.
7. О канонизации блаженной Ксении (11/24 сентября).
…Постановили: Поручить Apxиерейскому Синоду собирание материала к вопросу о канонизации блаженной Ксении.
8. О крещении еретиков (15/28 сентября).
По вопросу о крещении еретиков, принимающих Православие, было принято следующее определение: Святая Церковь искони веровала, что может быть только одно истинное крещение, а именно то, которое совершается в ее лоне: "Един Бог, едина вера, едино крещение" (Еф. 4, 5) В Символе Веры тоже исповедуется "едино крещение", а 46 правило Св. Апостол указывает: "Епископа или пресвитера, приявших (т.е. признающих) крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем".
Однако, когда ревность каких-либо еретиков в их борьбе против Церкви ослабевала и когда шел вопрос о массовом обращении их в Православие, Церковь для облегчения их присоединения, принимала их в свое лоно другим чином…
Св. Василий Великий, а его словами Вселенский Собор, устанавливая принцип, что вне Святой Православной Церкви нет истинного крещения, допускает из пастырского снисхождения, называемого икономией, принятие некоторых еретиков и раскольников без нового крещения. И в соответствии с таким принципом Вселенские Соборы разрешили принятие еретиков разным чином, сообразуясь с ослаблением ожесточения их против Православной Церкви.
В Кормчей Книге приводится об этом объяснение Тимофея Александрийского. На вопрос: "По что обращающиеся еретики к Соборной Церкви непокрещаем?" – он отвечает: "Аше бы се было, не бы ся человек скоро обращал от ереси, покрещения (т.е. второго крещения) стыдяся, обаче и возложением руку пресвитерску и молитву, весть приходити Дух Святый, якоже свидетельствуют Деяния Св. Апостол".
В отношении римо-католиков и протестантов, претендующих на сохранение крещения как таинства (наприм., лютеран) в России была со времени Петра Первого введена практика принятия их без крещения, через отречение от ереси и миропомазания протестантов и неконфирмированных католиков. До Петра в России католиков крестили. В Греции практика тоже менялась, но уже почти триста лет, после некоторого перерыва вновь введена практика крещения переходящих из католичества и протестантства. Принятых иным чином, в Греции не признают за православных. Во многих случаях такие чада нашей Русской Церкви не были даже допускаемы ко Святому Причащению.
Имея в виду это обстоятельство и рост ныне экуменической ереси, пытающейся совершенно стереть разницу между Православием и всякой ересью, так что Московская Патриархия, вопреки священным правилам, даже вынесла постановление, разрешающее в некоторых случаях приобщать римо-католиков, Архиерейский Собор признает нужным введение боле строгой практики, т.е. над всеми приходящими к Церкви еретиками совершать крещение, лишь по мере необходимости и с разрешения епископа, допуская из соображений икономии или пастырского снисхождения, другую практику в отношении некоторых лиц, т.е. принятие в церковь римо-католиков и совершающих крещение во имя Святой Троицы протестантов, через отречение от ереси и миропомазание.
9. О причащении римо-католиков и старообрядцев Московской Патриархией (15/28 сентября).
Относительно решения Московского Синода о допущении к причастию римо-католиков и старообрядцев без того, чтобы католики перед тем отказывались от своих догматических заблуждений, постановили: Несоответствие определения Московской Патриархии о причащении римо-католиков с православным догматическим учением и церковными правилами совершенно ясно всякому человеку, сколько-нибудь сведущему в Богословии. Оно справедливо было осуждено определением Греческого Синода. Священные каноны допускают причастие тяжкого грешника, находящегося под епитимьей, когда он находится при смерти (1 Всел. 13; Карфаг. 6; Григория Нисского 2 и 5), но нет ни одного правила, которое распространяло бы это положение на лиц, чуждых Православной Церкви, если они не отказываются от своих лжеучений.
Какое бы объяснение ни старались бы дать этому акту митрополит Никодим и другие Московские иерархи, совершенно ясно, что этим определением, хотя бы и с некоторыми ограничениями, устанавливается общение между Московской Патриархией и римо-католиками, тем более что последниe уже вынесли решение о допустимости приобщения у них чад Православной Церкви. Впрочем, особенно рьяно это проявилось в служении, состоявшемся 14 декабря 1970 года в базилике Св. Петра в Риме, когда митрополит Никодим преподал причастие католическим клирикам. Совершенно ясно, что это не могло оправдываться никакой нуждой. Этим актом Московская Патриархия изменила Православию.
Если 45 правило Св. Апостол отлучает от Церкви православного епископа или клирика с "еретиками молившегося токмо", а 10-е Апостольское правило запрещает молиться даже с отлученными, то что сказать о епископе, дерзающем преподавать им Святые Таины?
Если оглашенные должны удаляться из храма перед освящением Даров и даже при смерти не могут причащаться, пока не присоединятся к Церкви, то как оправдать причащение лиц, которые будучи членами еретических общин, много дальше отстоят от Церкви, чем готовящиеся к присоединению к ней оглашенные.
Акт Московского Синода, утвержденный Собором Московской Патриархии в Москве, ответственность за это неправославное решение распространяет уже на всех участников Московского Собора и на всю их церковную организацию. Самое же постановление о допущении католиков к приобщению является актом не только антиканоническим, но и еретическим как повреждающее православное учение о Церкви, в то время как только верные члены Церкви призваны к приобщению Тела и Крови Христовых в евхаристии. Московское определение логически признает ее членами т е х, кто по своим догматическим заблуждениям сердцем и умом далеко отстоит от нее.
УЖЕ В НАЛИЧИИ.
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ КНИГ.
ПИСЬМА СТАРЦА МАКАРИЯ ОПТИНСКОГО.
1,50 $
СВЯТАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ЕЁ ОБРЯДЫ, СЛУЖБЫ И ТАИНСТВА. Автор: отец Севастиан Дабович.
1,25
КАТЕХИЗИС ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (митрополит Филарет Московский).
1,50
КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС.
0,25
Другие издания в процессе подготовки.
Заказать можно у издателя:
Eastern Orthodox Books
А/я 302, Уиллитс, Калифорния, 95490
Свидетельство о публикации №225111301587
