Что едят буряты?
В военный санаторий новоиспечённый полковник медицинской службы Андрей Дармаев прибыл, когда отдыхающие мирно спали. Пока прилетел, пока добрался, пока оформил документы… стрелки перевалили далеко за полночь.
Андрей Дашиевич служил старшим ординатором неврологического отделения в Иркутском военном госпитале. Он был славным представителем бурятского народа. Выглядел Андрей очень респектабельно: высок, строен, подтянут, крепкого телосложения. Чёрные коротко стриженные прямые жёсткие волосы подняты наверх.
На слегка уплощённом смуглом скуластом лице дугообразно выделялись чёрные брови, нос со слегка выраженными крыльями вытянут, губы немного выступали вперед. Глубоко посаженные чёрные глаза расположены косо и за счёт сильных складок верхнего века немного сужены, ресницы густые.
Он был умён, раскован, обладал недюжинным магнетизмом, притягивая к себе людей. Был одет в фирменные американские джинсы и светлую безрукавку с какой-то мудрёной надписью.
Учитывая его прямое отношение к медицине, да ещё и военной, разместили Андрея в одноместном номере. Ну чего он должен ютиться, нервничать, слушать храп соседа, вдыхать миазмы и прочие суррогаты, природа которых почти неизвестна. Тем более, что дежурная медицинская сестра в подарок получила от него огромную коробку шоколадных конфет, бутылку вина «Хванчкара» и бурятский чай саган-дайля.
Военный доктор на военной службе обязан иметь хоть какие-то преимущества над теми, кто ими в армии и на флоте командует. Именно здесь он должен надлежащим образом отдохнуть, оздоровиться, получить все прелести жизни, восстановить пошатнувшееся психоэмоциональное состояние организма и, наконец, просто расслабиться.
Проснулся он поздно. В столовую пришёл, когда отдыхающие с энтузиазмом работали вилками и ложками. Его посадили за столик, за которым сидела возрастная пара и блондинка лет тридцати, явно знающая себе цену, с красивым лицом и равнодушным, явно скучающим взглядом.
Подошла очень молоденькая официантка и поставила перед ним тарелку с овсяной кашей, пожелала приятного аппетита.
Андрей поднял голову.
– Буряты овсянку не едет, – громко сказал он.
В столовой установилась тишина, все перестали принимать пищу и с интересом посмотрели в его сторону. Равнодушная соседка заинтересованно посмотрели на него.
Официантка густо покраснела, прошептала: «Извините!» и быстро принесла две сосиски и яйцо.
– А что же тогда едят буряты? – елейно пропела блондинка, заинтересованно затрепетав огромными ресницами.
– Что едят? – улыбнулся Андрей. – Мясо, рыбу… Конечно, есть и своя национальная кухня, например, буузы – они напоминает манты, сладкое блюдо ;рмэ, сыр хурууд… Заготавливают кислое молоко – курунгу.
– А что пьют?
Андрей засмеялся.
– Всё пьют… И водку, и чай, и кофе… Обычно пьют зелёный чай с молоком, в который добавляют соль, сало или масло, иногда пьют тарасун из кислой молочной сыворотки, своеобразный самогон…
– А здесь это можно где-то попробовать?
– Сомневаюсь. Вас как зовут?
– Лиза.
– Какое редкое женское имя! А меня Андрей.
Остальные тоже представились.
– Предлагаю вечером вместо ужина пойти где-нибудь посидеть… Шашлык, сухое вино и своё радушие гарантирую… Вы в каком номере обитаете?
– В 317.
– Мы, оказывается, соседи, я в 334. Будьте готовы, в 18:30 я за Вами зайду. А вечером, Елизавета, напою вас бурятским чаем. Называется он саган-дайля.
– Андрей, Вы меня просто заинтриговали и покорили. Главное, так быстро и не напрягаясь. Давно я не испытывала такого восторженного чувства.
– Андрей, а как бы и нам попробовать этот чай? – спросила другая соседка, Вера Петровна.
– Я завтра попрошу девочек, чтоб они нам принесли кипяток и стаканчики, а уж здесь мы всё сами сделаем.
2
Они сидели на открытой площадке второго этажа ресторана, ели шашлык, пили вино и разговаривали. Тихо играла музыка. Под ними расстилалось безбрежная гладь синего моря. Оно спокойно дремало, поднимая и опуская свою огромную грудь, будто дышало.
– Я никогда в жизни не была знакома с бурятом, – сказала Лиза.
– Потому что их мало, а вот сегодня вам представилась такая уникальная возможность. Давайте и выпьем за это.
– Андрюша, считаю, пора перейти на «ты».
– Возражений нет!
– Интересно, почему у народов Севера глаза узкие? – она смутилась и покраснела. – Извини, если обидела.
– Ничего страшного. Узкий разрез глаз появился у этих народов давным-давно, генетика постаралась. Ветра, песчаные и снежные бури, слепящий снег не могли не повлиять на внешность, ресницы стали гуще, а глаза уже. Как-то так.
– Буряты живут, как я понимаю, в Сибири?
– Буряты сейчас живут везде. Мой сын Аюр, например, живёт в Санкт-Петербурге, сестра в Краснодаре, дядя в Москве, племянник в Ивано-Франковске. Это далёкие предки бурят жили на побережье озера Байкал, занимаясь в основном охотничьим промыслом. А сейчас среди бурят есть ученые и педагоги, врачи и химики, биологи
и физики, писатели, поэты… Многие с мировым именем. А по большому счёту, буряты, или по-научному, буряады – это самый северный монгольский народ. Вот так вот, Лизочка.
– Как интересно… Я знаю, что у вас имена что-то всегда означают. Аюр – очень красивое имя! Что оно означает?
Она, подперев кулачками подбородок, с интересом смотрела на Андрея.
– С тибетского это означает «жизнь».
– Почему не с бурятского, а с…
– Мы отдыхаем или изучаем историю? Больше об этом не говорим! А то я сейчас выскажусь и буду не интересен. Я очень надеюсь, что наше романтическое знакомство продлится не один день.
– Согласна. Последний вопрос. Каким богам вы молитесь?
– Буряты исповедуют шаманизм. Они почитают небо и считают его верховным божеством, называя Вечное Синее Небо. Вода, огонь, воздух и солнце у бурят одушевлённые. Ритуальные праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводят на открытом воздухе. На духов воздействуют через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил. Между прочим, мой родной дядя – шаман, настоящий.
– Я тебя начинаю бояться! – передёрнула она плечами.
– Для этих целей у нас есть антистресс, вино… Может заказать коньяку?
– Закажи, он сейчас как раз будет кстати.
3
Утром их разбудил крик чаек.
– Ты живёшь один? – тихо спросила она.
– Да.
Он обнял её и прижал к себе.
– В курортный сезон… За какие такие заслуги?
– За покорение обратной стороны Луны.
– Правда? – искренне удивилась она.
– Ты мне не веришь?
– Верю, – прошептала она и накрыла его губы своими губами.
4
На завтрак они немного опоздали. Новенькая официантка принесла рисовую кашу.
– Буряты кашу не едят! – громко и официально заявила Лиза и посмотрела на Андрея,
– Я правильно сказала?
– Более, чем правильно!
– Сегодня буряты едят то, что принесла, – ответила опытная официантка. Она была маленькая, кругленькая с огромными грудями и алыми щеками. – Подойдите потом к нашему диетологу и расскажите ему, что едят буряты.
– Как Вас зовут? – спросил Андрей.
– Ольга Николаевна.
– Ольга Николаевна, можно попросить Вас принести чайник с кипятком и чистые стаканчики, хочу вас всех угостить чаем народов Сибири и Дальнего Востока.
– Пойдёмте со мной, я Вам всё дам.
Вскоре пришёл Андрей, неся на подносе чайник, стаканы и тарелку с двумя сосисками и яйцом.
После приема пищи все с интересом пили заваренный Андреем чай.
– Андрей Дашиевич, – попросил его пожилой сосед, расскажите нам про это. Вкус очень приятный и специфичный…
– Древняя бурятская легенда гласит, что на рассвете на скалы прилетал белый орёл по имени Саган, оборачивался юношей и встречался с любимой Дайля, дочерью пастуха. Но завистливая злая колдунья поставила на орла капкан, а Дайлю напоила сонным зельем, чтобы она не могла помочь любимому. И пока Дайля спала, Саган угодил в силки и чудом из них выбрался, оставив на них окровавленные белые перья. Очнувшись и увидев силки, Дайля подумала, что любимый мёртв. Не раздумывая, она шагнула со скалы, чтобы разбиться насмерть. Но девушку подхватили белые крылья и унесли вдаль. Живую и невредимую. А на месте этого утеса, где пролилась орлиная кровь, вырос кустарник. И настой из листьев этого куста исцелял людей от болезней и дарил долгую жизнь. Назвали растение в честь возлюбленных саган-дайля. Этот чай благоприятно влияет на работу сердца, почек, желчного пузыря, головного мозга, оказывает противовоспалительный эффект, повышает иммунитет, снимает алкогольный синдром, – засмеялся он, – и заряжает энергией организм на весь день.
– Скажите, а где его можно купить? – поинтересовалась соседка Вера Петровна.
– Дадите мне свой адрес, я его вам пришлю. И не какой-нибудь, а с Алтайских гор.
– А мне? – плаксиво спросила Елизавета.
– Как я могу о Вас и забыть, конечно, пришлю.
5
Теперь каждое утро, когда развозили кашу, столовая дружно скандировала: «Буряты кашу не едят!», на что официантки отвечали: «А мы это уже знаем» и подавали Андрею жареную рыбу или сосиски.
Свидетельство о публикации №225111301661
