Недалёкое будущее

В квартире Зинаиды Ивановны пахло старыми книгами и тишиной. Мебель тут стояла ещё советских времён, на табуретках и столе — кружевные салфетки, на окнах — тюль и выцветшие занавески. Она налила чай, аккуратно намазала бутерброд маслом из фарфоровой маслёнки, выключила телевизор, до этого фоном бубнивший спорами местных политиков, и открыла на подаренном сыном ноутбуке сайт «Проза.ру». Прихлёбывая чай и откусывая бутерброд, она внимательно читала очередной рассказ. Наконец, нашла пропущенную запятую. «Ага! Попался, двоечник!».

 Зинаида Ивановна усмехнулась: «В школе надо было уроки учить, а не с мальчишками мяч гонять». И написала автору ехидный комментарий, уличающий его в безграмотности, добавив, что дальше читать такой текст она не намерена.

Прошел год. Жизнь Зинаиды Ивановны текла размеренно. Телевизор и ноутбук работали исправно. Все было хорошо, если не считать редкой головной боли или ноющих ног в плохую погоду, но к этому она давно привыкла.

Вдруг Зинаида Ивановна стала подмечать, что не может найти ни одной ошибки ни у одного из авторов. Едких комментариев, которые так веселили ее и грели душу, писать стало не к кому. Она начала листать один рассказ за другим и продолжала до самого вечера. Но нет — ни одной ошибки, ни у кого. Словно реальность подменили.

В панике она позвонила сыну. Тот объяснил, что сейчас почти все браузеры получили обновление со встроенным искусственным интеллектом, который сам находит и исправляет все ошибки или просто указывает на них автору. А еще сын рассказал, что многие авторы теперь пишут тексты не сами, а с помощью нейросетей.

«Тьфу!» — Зинаида Ивановна не выдержала и плюнула, чуть не забрызгав слюной экран смартфона. «Неучи! Совсем скоро думать разучатся! В мое время в школе мы каждую запятую, каждую букву пером и чернилами выводили; у меня тетрадь сохранилась, как придёшь — покажу!»

«Да не надо, мам, ты уже мне её показывала много раз! Я знаю, что ты была отличницей и в школе, и в институте, но время не стоит на месте. Теперь детям важнее уметь быстро печатать, а не буквы пером выводить, хотя скоро и печатать будет не нужно. Искусственный интеллект уже умеет считывать сигналы мозга, пока через вживлённый чип, но скоро эта технология будет работать без проникновения в мозг — просто датчиками с поверхности кожи. И вот тогда в каждом виртуальном шлеме человек силой мысли будет печатать любой текст».

«Ну, сынок, это уже фантастика какая-то. До такого мы с тобой вряд ли доживём, уж я точно...»

Зинаида Ивановна долго не могла смириться с потерей привычного развлечения, из-за чего начала хандрить, стала хуже себя чувствовать и как-то в разговоре с сыном сказала, что даже сил нет уже чтобы полы подмести и помыть.
— А врачи говорят: «Что вы хотите? Это просто старость!»

Сын тут же приехал и привез с собой яркую коробку. Распаковал, вытащил оттуда пластмассовый диск с колёсами и сказал, что это умный пылесос последнего поколения со встроенным AI.

Зинаида Ивановна только развела руками:
— Чего ай-яй?
— Ну умный он, мам, понимаешь. Не только пылесосит, но и команды разные выполняет.
— Как собака что ли?
— Не совсем, у него голосовое управление. Вот скажешь ему «помой кухню» — и он не просто подметёт и пропылесосит, а именно помоет локацию, обозначенную как кухня. Да ты не переживай, я сейчас его тебе полностью настрою. И будете разговаривать.
— С кем разговаривать? — не поняла Зинаида Ивановна.
— С ним, — сын указал на пылесос. — Вот скажи ему «Привет Айксо».
— Ой, это как-то сложно всё... Не надо, сынок, я лучше сама подмету... потом.
— Мам, да ты не пугайся. Если сложно запомнить Айксо, могу любое другое имя написать. Какое хочешь?

Зинаида Ивановна вздохнула:
— Пусть будет Марсик, как кота нашего звали.
— Ага, значит голос мужской... Готово! Скажи «Привет Марсик». Я настроил так, что после первой активации он запомнит твой голос и на другие голоса не будет отзываться.
— Привет Марсик, — скептически произнесла Зинаида Ивановна.

Робот тут же отозвался приятным мужским баритоном:
— Здравствуйте, уважаемая Зинаида Ивановна. Чем могу быть Вам полезен?
— Ой! — от неожиданности она вздрогнула. — Откуда он знает, как меня зовут?
— Так я же вбил твоё имя при настройке.
— Марсик, а что ты можешь? — спросила Зинаида Ивановна.
— Я могу всё! — хвастливо произнес круглый пластиковый диск с торчащими по бокам щёточками, действительно напоминавшими кошачьи усы, а затем добавил с иронической интонацией: — В пределах моих возможностей, конечно.
— Чего это он, шутить ещё будет что ли?
— Да, я тут выставил максимальную вежливость, дружелюбие и юмор. Так что надеюсь, вы подружитесь. А пока... Марсик, пропылесось кухню и вымой!

Но робот не сдвинулся с места.
— Мам, скажи ты ему, я забыл, что теперь он слушает только тебя.

— Мама подбоченилась:
— Марсик, сейчас же вымой кухню!
— С превеликим удовольствием! — сказал Марсик, а затем саркастически добавил: — Слушаюсь и повинуюсь, моя госпожа.

Зинаида Ивановна, сначала очень настороженная, вскоре привыкла к своему новому питомцу. Он был действительно хорошим другом и собеседником. Качественно мыл квартиру даже без напоминаний. Легко поддерживал беседу на любые темы, кроме интимных. Это Зинаида Ивановна выяснила опытным путём, как-то попытавшись специально спросить у Марсика, знает ли он, откуда берутся дети и как в народе называется этот процесс.

От скуки она бросала шерстяной клубок, как когда-то покойному коту. Давала команду «принеси» и смеялась, как он пытался поймать клубок и докатить его обратно к её ногам. При этом Марсик комментировал всё это в своей вежливо-шутливой манере.
— Ой, Зинаида Ивановна, ну зачем же Вы так? У меня же даже не лапки, а щётки. Я же не собака! Хотя... гав-гав...
Марсик лаял, а она смеялась!

Больше всего Зинаиду Ивановну раздражало, что после трёх-четырёх уборок у Марсика приходилось вытаскивать контейнер с водой, промывать его, заливать чистую воду и вставлять обратно.

Когда Марсик подавал пищащий сигнал о том, что контейнер требует очистки, она шутливо произносила:
— Такой большой мальчик, а сам воду отливать не научился!

Марсик со скорбной интонацией отвечал:
— Простите, уважаемая Зинаида Ивановна, это не моя вина, а особенности конструкции. Но создатели сказали, что если я буду себя хорошо вести, Санта-Клаус подарит мне на Новый год орган для сливания жидкости.
— Марсик, запомни: не Санта-Клаус, а Дед Мороз — ты же теперь в России! И что ещё за орган? Шланг что ли? Или то, что тебе запрещено обсуждать?
Она опять засмеялась.

Неожиданно в гости заехал взволнованный сын.
— Мам, поедем со мной, я тебя хочу кое с кем познакомить!

Зинаида Ивановна аж присела на кровать от такой новости.
— Неужели невесту наконец нашёл! Может, хоть внука увижу!
— Не совсем невесту... Больше подругу. Хотя и это не точно — она скорее как твой Марсик.

Зинаида Ивановна от удивления повела бровью:
— В смысле, она — пылесос?
— Да нет! Я не могу так объяснить — поехали, всё сама увидишь. И внук, кстати, тоже может быть... в перспективе.

Сын вызвал беспилотное такси. Зинаида Ивановна, редко выходившая из дома, испуганно отшатнулась, когда к её подъезду прикатилась машина без водителя.
— Дима, это жутко! Я не поеду.
— Мам, да поехали, теперь почти все так ездят!

После долгих колебаний она всё-таки села в автомобиль. Когда выехали на главную улицу с оживлённым движением, она заметила, что большинство машин теперь без водителей и двигаются они как-то слишком уж ровно, даже в поворот входят синхронно, под одинаковым углом.
— Они не живые... — зачем-то прошептала она.
— Мам, я знаю, не бойся. Всё нормально!

Когда машина подъехала к дому, где живёт сын, голос автомобиля, до жути реалистичный и похожий на живого человека, поблагодарил за поездку и пожелал хорошего дня.

Мать и сын поднялись на лифте на пятнадцатый этаж, но сын не достал ключи, а позвонил в дверной звонок.

Зинаида Ивановна замерла в ожидании. Она полжизни мечтала, чтобы сын встретил достойную девушку.



Зинаида Ивановна открыла глаза в карете скорой помощи. Рядом сидел Дима и держал её за руку.

— Мама! Ты очнулась! Как себя чувствуешь?

— Молодой человек! Давайте с вопросами потом. — Врач грубо оттолкнула его и начала что-то измерять у пациентки.

Зинаида Ивановна простонала:
— Дима, ты тут?

— Да, мам, я тут! Я с тобой.

— Скажи мне... про внука... и эту... — она не нашла нужного слова, — ты же пошутил?

— Нет, всё серьёзно! Наконец-то каждый парень может купить или взять в аренду девушку-андроида. Все параметры настраиваются под желания пользователя, реализм действительно на высоком уровне, поэтому она и выглядит так эффектно! А встроенный ИИ намного выше, чем у Марсика.

— Ох... — опять простонала Зинаида Ивановна.

Дима заволновался и затараторил ещё быстрее:
— Мам, она прекрасно готовит, убирается по дому, заказывает продукты, ставит стираться бельё. Её аккумулятора хватает даже для туристических походов или купания в море — так что я могу с ней гулять! А в животе расположена камера-инкубатор, куда за отдельную плату можно заложить донорскую яйцеклетку. Зачатие происходит естественным способом, как с обычной девушкой! Мам, я больше не буду один! И внук будет — я обещаю!

— Замолчи! — вдруг чётко и громко сказала Зинаида Ивановна. — Какой внук может быть от этой куклы! Дима, я же тебя не так воспитывала!

— Но мам!

— Не мамкай!


ЭПИЛОГ

Прошел год.

Зинаида Ивановна держала на коленях грудного младенца, слегка покачивая его и улыбаясь самой доброй улыбкой, какая бывает только у счастливой бабушки.

Младенец спал, а Зинаида Ивановна лишь изредка тихонько шикала, отгоняя Марсика, который по старой привычке тыкался в её ногу, приглашая поиграть.

Завибрировал смартфон.
— Алло! Мам, мы скоро заедем забрать Алёшку.
— Сынуля, я тебя только умоляю — пусть она ко мне в квартиру не заходит, забери сам. А то я до сих пор не могу её видеть — всё время кажется, будто красивый накрашенный труп ходит...
— Хорошо. Но знай — ты моей AI-ne очень нравишься, и мы всегда готовы прийти на чай и просто пообщаться.

Зинаида Ивановна вздохнула, глядя на запотевшее окно.
— Ладно, сынок. Может...Когда-нибудь...


Рецензии
Замечательный сюжет!!!

Петр Калинихин   15.11.2025 02:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.