Мои друзья на Украине

               
                «Дружба между народами СССР - большое и серьёзное   
                завоевание. Ибо пока эта дружба существует, народы нашей
                страны будут свободны и непобедимы. Никто не страшен   
                нам, ни внутренние, ни внешние враги, пока эта дружба
                живёт и здравствует. Можете не сомневаться в этом,
                товарищи.»
                И.В. Сталин. 1935 г.  Собрание сочинений в 
                15 томах. Том 14, стр.106.

      Летом 1969 года,  закончив 10-ый  класс ( а впереди,  до выпуска был еще 11 – ый)  киевского суворовского военного училища и вернувшись из нашего летнего лагеря, я пошел  в каникулярный , как у нас тогда говорили, отпуск до 1 сентября.  Провести его где-то с родственниками  возможности не было, все были заняты своими делами. А у  второй жены отца,  учительницы киевского техникума, муж  родной сестры, С.   работал прокурором в Надворнянском  районе  Иван-Франковской области. Он предложил интересный вариант - устроить меня на какую-то профсоюзную базу отдыха в Яремче  -  небольшом хорошо известном в те времена на Украине курортном городишке в его районе.
Тогда на таких базах трудящимся бесплатно предоставляли  возможность отдыха  с проживанием  в небольших  комнатах, отдельно для мужчин и женщин,  по несколько, обычно четверых  человек,  с общей столовой,  клубом,  библиотекой, спортивными и игровыми площадками.  Естественно,  как и в других учреждениях для отдыха трудящихся,  там проводились и всевозможные культурные и  развлекательные мероприятия согласно плану.
      Мне это давало еще и возможность увидеть Прикарпатье, где до этого я еще не бывал.
     Я согласился и в назначенное  время на самолете прилетел в Ивано-Франковск,  а потом на автобусе доехал до Надворной.  С.,  теперь уже на предстоящий месяц мой опекун и куратор, встретил очень радушно. Его жена в это время гостила с детьми у своих родителей под Белой Церковью*, а оставшись на время холостяком, он не утомлял себя готовкой и тем же вечером, предложил  поужинать в местном кафе. 
     Место куда мы пришли, скорее было небольшим буфетом. – всего несколько столиков, но зато с официанткой и, что было по тем временам у нас в Киеве не совсем обычным- со своим инструментальным трио: скрипка, баян и гитара. Они  исполняли, естественно,  популярные тогда  в стране и модные в тех местах мелодии.   Постепенно  зал стал заполняться. Новые посетители были очевидно  хорошими знакомыми  С.  И,  входя, приветливо  здоровались с ним и обменивались новостями.
     Со С.  мы с самого начала разговаривали на русском, а со своими знакомыми из уважения ко мне он тоже говорил на нём, хотя те , естественно разговаривали на родном языке. Но на это никто их присутствующих не обращал никакого внимания.
   
  Все пили вино, а С.  не забывал налить и мне,  видимо считая меня уже совсем взрослым, он ведь знал, что я уже  вышел из школьного возраста, мне было 17 и я  учился в суворовском военном училище, что у присутствующих  тогда вызывало уважение.
  В общем время провели прекрасно. 

  А на следующий день мы поехали на базу. Мне  оформили путевку и разместили в комнате. Распорядок там был простой. Питание в общей для всех столовой, по распорядку, а остальное время  было свободно и чем заниматься,  каждый решал сам.
    Можно конечно было посещать и принимать участие в мероприятиях, проводимых на базе по плану, висевшем на доске объявлений.  Это были в основном экскурсии, иногда концерты и просмотры кино. А можно было самому ездить  и ходить куда душа пожелает, например на  речку, или в пивбар.
 
    Я конечно побывал на первой экскурсии  - на  скалах Довбуша – место, где по   преданию когда-то в 18 веке жили опришки -  местные  Робин Гуды, под руководством народного героя  нападавшие  на богатых и раздававшие  конфискованное добро  бедным.
Экскурсия оказалась познавательной.   Было  интересно впервые полазить по старинным пещерам,  притискиваясь  по  тесным проходам в полной темноте . 
   
   С., занимаясь своими прокурорскими делами,  ездил  на служебной Волге с водителем, и  заезжал иногда за мной.   Однажды мы  поехали   в горы, где на огромном  пологом склоне  стояли двухэтажные современные дома из кирпича.  А на одном  красовалась большая   вывеска «Буфет» .
На самом деле  это был обычный  пивной бар, но  такое название в обиход в стране вообще  вошло только в 60-х годах и  видимо к моему приезду до  Прикарпатья дойти  ещё не успело.
У стойки пиво наливал упитанный мужчина старше среднего возраста с брюшком в гуцульской жилетке из овчины и вышиванке.  Он радушно встретил С. ,  наливал нам и приносил пиво и закуску сам, хотя в зале еще обслуживала других посетителей его жена – полноватая женщина -  его ровесница,  тоже в местной одежде и в белом переднике.   
     Все звали хозяина паном Иваном, а сам буфет  в разговорах  -   «у пана Ивана». По словам С., что меня удивило, Иван   был действительно официально оформленным  владельцем  заведения. Оказалось, что в их районе, а может быть и в области тогда подобное индивидуальное предпринимательство было разрешено. 
.
  Пиво на удивленье, оказалось настоящее бочковое чешское. А когда я похвалил его качество, поинтересовавшись откуда такое, пан Иван объяснил, что получает его прямо из Чехословакии, граница с которой была почти рядом.      Он тоже свободно говорил с нами по-русски и без акцента. .   
Позже по дороге домой С. рассказал, что  буфет приносит хозяину хороший доход. Он исправно выплачивая налоги,  сумел заработать  не только  на большой каменный двухэтажный дом себе с женой,  и на  два таких же рядом, для своих взрослых сыновей. 
      
    В следующий раз С.  отвез меня в другое тоже совсем необычное  и интересное   место,  о котором мне ещё не приходилось слышать . Это была колыба, представлявшая собой  круглый  невысокий сруб без оконных проемов, крытый дранкой,  в центре которого находился очаг , над которым в  крыше было круглое отверстие для дыма. Вдоль стены стояли  столы и скамейки для посетителей, которые у прилавка покупали  мясо для  на шампуров, закуску, зелень и приправы и сами  жарили  себе шашлыки на углях.  Разумеется продавалось и отличное  пиво,  вино и, конечно  горилка тоже была. Хотя мы ее ни разу не пили.

   В столовой базы за столом на четверых я оказался  в  компании  мамы средних лет и ее школьницы дочери, лет 16-ти, из   Ивано-Франковска.  Звали ее Наташей, она, как и мама разговаривали на чистом русском языке, без всякого украинского выговора, свойственного тогда часто даже многим киевлянам, не говоря уже о жителях киевской области .   
Девочка  была  симпатичной, начитанной, но очень высокой: выше меня где-то на полголовы.   
 
Я чем-то видимо ей сильно понравился и она при каждом удобном случае старалась проводить время  вместе со мной.  Мы вместе ходили  загорать на речку -  рядом там протекал  неглубокий, неширокий , но  очень быстрый  Прут. Вода в нем  стекала с гор очень холодной и купаться  конечно. было невозможно,  а вот позагорать рядом было удобно.    На берегу почти у воды разбили палатку  четверо туристов:   две парней и двое девушек , студенты из средней полосы России.   Они были старше и у них были свои интересы: на входе в палатки висел кусок картона с  надписью большими буквами  « Wine testers welcome»* . Меня тогда,  конечно,  вино  не привлекало,  да и по возрасту мы с Наташей их совсем не интересовали и они и без нас совсем не скучали в своей компании.   

     Проводить все время со школьницей мне  было не интересно:   слишком она ещё была молода, да и высока не в меру, что для меня в то время было очень важно.  Поэтому я предпочитал компанию ровесников  и  почти сразу дал ей понять , что наши отношения не имеют никакой перспективы.  По окончании отдыха  мы  разъедимся  и вряд ли когда-то еще сможем встретится, живя так далеко друг от друга. Я в Киеве, а она в Ивано-Франковске. А в  длительной переписке без каких-то перспектив встречи, смысла тоже не было.  Всё это она восприняла очень болезненно и  даже, как мне рассказала её мама пред отъездом, долго плакала.

В то время я очень любил пиво и часто заглядывал в местный пивной бар. Там на первый, или второй день  познакомился и подружился  с  местным парнем моего возраста, его звали Василь. Мы  с ним постоянно там встречались.   Однажды за столом напротив оказалась группа местных хлопцев. Увидев  его в моей компании,   они  громко спросили посмеиваясь, но  без тени враждебности:
 - Ну,  шо, Василь, с москалями  пьешь?  Василёк в отчет промолчал, а с  ними нам  больше встретиться не пришлось.  А  мой новый друг как-то вечером пригласил сходить на танцы  в местном клубе.   У нас   в училище  вечера  отдыха, или так называемые тогда «огоньки» бывали, но  очень редко. На них  приглашались  девушки из киевских школ  и я даже как-то познакомился  там с одной. Оказалось, что она  была из  г.Хуста, в Закарпатье   и  приезжала в гости к своим киевским родственникам. Мы потом еще какое-то время переписывались,  но на этом наше знакомство и  закончилось.  Так что  опыта  общения с девушками у меня не было никакого совсем.  И стоя у стены, был весьма удивлен и обрадован, когда  на очередной  белый медленный танец меня пригласила  симпатичная веселая  улыбающаяся девушка моего роста. 
Она тоже свободно говорила по-русски без акцента, хотя оказалась местной. И когда после окончания танца я проводив ее обратно на место, остался рядом, Со  своими подругами она говорила на местном украинском. То есть на смеси не совсем  понятных,  видимо  украинских,  польских,  или венгерских слов,  И хотя я обычно хорошо понимал украинский язык, тут иногда мне разобрать  о чем шла речь  было почти невозможно.  Тем более, что это видимо делалось специально, так как  очень хорошо всех рядом веселило. 
Но самое интересное ждало меня после окончания танцев, Василина, а ее звали так,  пригласила меня проводить её домой.
 В те годы среди моих друзей кадет и знакомых  поговаривали о том, что на Западенщине ** некоторые местные жители относятся  к русским не совсем дружелюбно, скорее даже враждебно. С.  ни о каких опасностях общения с местными  жителями  не предупреждал. А уж он то, как прокурор,  должен был бы знать о них,  если бы они были. Так что я сразу согласился, не подумав даже о том, что ее дом мог быть даже не в самом городке, а где  то далеко на окраине.   
Мы вышли  за околицу,  пошли в сторону  гор и стали подниматься в верх по полонине***.
И вот тут я вдруг сообразил, что ведь вокруг на сотни метров  не было ни души,  И при желании местные хлопцы, если бы относились к   москалю недоброжелательно, могли бы при численном преимуществе сделать  какую-нибудь пакость. Но, естественно.  показать Василине, что я чего-то  остерегаюсь  я не мог ни в коем случае.
А когда мы подошли наконец к ее двухэтажному большому дому, то она долго не уходила.  По её словам жили они  в полном достатке, у них и лмчно у неё  было всё,  что нужно. И тут  вдруг совершенно серьезно, как мне тогда казалось, девушка  предложила мне жениться на ней. Ее родители обеспечат нас очень хорошо  и мы с ней будем иметь все, что  захотим. В заключении  сильно обняв,  весьма  страстно  поцеловала  в губы.
Конечно, много лет спустя,  я бы конечно воспользовался ситуацией и наверняка мы бы оказались гдк-нибудь у неё дома,  в её комнате. Судя по всему,  ее родители  относились к  поведению дочери без особой  строгости. Но тогда идея продолжить таким образом наше знакомство, у меня не могла появиться.  Я был слишком наивен, неопытен и робок.
        Поэтому лишь ответил, что мы ещё очень молоды, мне нужно закончить своё  училище, а потом еще и учиться дальше, чтобы стать офицером.   Да и ей, наверное, нужно закончить школу и поступать в институт.   Живем мы далеко друг от друга, а значит каждый день встречаться у нас не получится, Только пару раз в год возможно , на каникулах. Так что есть смысл пока не торопиться, подождать. Если я ей так понравился с первого взгляда,  что она готова со мной разделить всю оставшуюся жизнь, то можно и не торопиться,  подождать, посмотреть,  насколько  мы подходим друг к другу и серьезны ее чувства. Она не обиделась,  не  стала  возражать, и ушла в дом. А я вернулся  к себе на базу.  На этом наше знакомство и закончилось.
    Познакомился на базе я и с двумя моими  ровесниками  из Ивано-Франковска,  мы тоже проводили время вместе, и как -то им понадобилось зачем то   съездить домой.  Туда из Яремчи ходила электричка и много времени  дорога не занимала. Ребята пригласили в поездку и  меня: посмотреть Ивано-Франковск, погулять по городу. Я согласился,  а там Роману, одному из парней, понадобилось что- то взять дома. 
Жил он с родителями в большом многоэтажном, многоквартирном здании, видимо дореволюционной постройки. Но перед тем как позвонить,  предупреди, чтобы я, если там будут родители ,  не открывал рот. Они  негативно относились к тем, кто говорил по-русски.
Правда нам повезло, родителей не было и мы, не задерживаясь, отправились гулять по городу.
      После окончания нашего пребывания на базе отдыха, разъезжаясь,  мы обменялись адресами и потом почти год переписывались. Но у меня в училище наступала ответственная пора выпускного класса. А потом были и вступительные экзамены в высшее училище,  а затем и первый курс там, самый тяжелый за все пять лет. Поэтому наша переписка  постепенно прекратилась.

Прошло уже 55 лет и конечно после развала врагами СССР всё изменилось. Ведь   всё это время американские и английские специальные службы  целенаправленно занимались на Украине идеологической  обработкой населения. И если в 70-80-х годах это делали скрытно, из подполья, то после развала СССР широко и открыто. Разными способами населению Украины  внушали ненависть к России, имея одну цель- сделать русских и украинцев врагами, натравить наших соседней на нас. И это у них хорошо получилось.
    Например мой родной старший (на 7 лет) брат всю жизнь проживший на Украине  совершенно серьезно уверял меня  в самом начале 90-х , что Россия  всегда наживалась на Украине и угнетала её народ. И вот теперь,  после получения ею  независимости   станет одной из самых богатых стран Европы.  До чего на самом деле империалисты Запада довели  некогда процветающую  республику  мы видим сейчас.
______________
Примечания.
* ,Белая Церковь- (укр. Біла Церква) — город в Киевской области Украины. Административный центр Белоцерковского района
*  - Wine testers welcome - англ. Дегустаторы вин приветствуются
* - Западенщина- Западная Украина.
* - полонина- безлесный участок Карпат, обычно использовался как пастбище и для сенокоса.
* -  Профсоюзная база отдыха в СССР —  учреждение, созданное для организации отдыха рабочих и служащих, а также членов их семей в выходные дни и во время отпусков. Они  находились под контролем профсоюзных организаций и использовались для оздоровления трудящихся с помощью естественных природных факторов, физической культуры, спорта и туризма.   


Рецензии
Во всём виноваты Михаил Горбачёв и Борис Ельцин, не смогли поделить власть, а в итоге пострадали все граждане бывшего Советского Союза.

Петр Панасейко   13.11.2025 07:27     Заявить о нарушении