8. 659 ИАП в Запорожской наступательной операции

     8. Участие 659 ИАП в Запорожской наступательной операции (10;14 октября 1943 года)

     Наступательная операция войск Юго-Западного фронта в ходе Битвы за Днепр, была проведена 10–14 октября 1943года с целью ликвидации Запорожского плацдарма противника и освобождения г. Запорожье.

     Для участия в операции из состава войск Юго-Западного фронта (генерал армии Р. Я. Малиновский) привлекались 12-я армия, 8-я и 3-я гвардейские армии, авиация 17-й ВА. Замысел советского командования предусматривал нанесение одновременных ударов с северо-востока, востока и юго-востока по сходящимся направлениям на Запорожье. Главный удар с востока наносила 8-я гвардейская армия.

     Изменился характер мероприятий, проводимых в 17-й ВА в преддверии наступательных действий наших войск. Прежде всего, штабами прорабатываются подробности предстоящей операции, распределяются роли, повышаются требования к организации связи и управления как с вышестоящими органами управления авиацией, с частями противовоздушной обороны, так и с полками дивизии.  При соединениях сухопутных войск, действующих на операционных направлениях, разворачиваются радиостанции наведения и вызова во главе с офицерами штаба дивизии. В полках создаются оперативные группы. Из Журнала боевых донесений 288 ИАД:

     «08 октября. Проведено совещание с командирами и начальниками штабов полков по предстоящему наступлению г. Запорожье. Время начала операции не указано».

    В ходе Запорожской наступательной операции 288 ИАД нацелена на победу.
    Управление дивизии базируется в населенном пункте Новоивановское (22 августа – 16 октября1943 года). Полки дивизии в преддверии операции заняли исходное положение и располагаются на аэродромах: 483 ИАП- аэродром Новониколаевка (22.09-16.10.43), 897 ИАП – аэродром Константиновка (10-21.10.43), 866 ИАП-аэродром Зеленое (02-29.10.43). Только боевые вылеты. Ремонт, обслуживание самолётов, падающим от усталости техническим составом, тревожный сон пилотов и снова – колеса в воздухе.
     Самолеты дивизии прикрывают наступающие части на линии соприкосновения войск, сопровождают самолеты ИЛ-2 5 ГШАД в районы штурмовки, производят разведывательные полеты.

     Авиация противника поддерживая свои войска, наносит бомбоштурмовые удары по нашим позициям группами по 20–30 самолетов Ю-87 под прикрытием 6–12 истребителей МЕ-109.
     За пять дней операции дивизия 38-ю самолётами произвела 371 самолётовылет с общим налётом 323 часа. Израсходовано 7834 снаряда ШВАК для 20-мм авиационной пушки ШВАК и 9599 патронов калибра для 12,7-мм авиационного пулемёта УБС (Универсальный Березина Синхронный).

     Из Журнала боевых действий дивизии следует, что самолетами дивизии проведено 43 воздушных боя, сбит 31 самолет противника, Свои безвозвратные потери составили летчики: лейтенант Власов и мл. лейтенант Кузнецов. Не вернулись после боевого вылета: лейтенант Лобоста и мл. лейтенант Барченков. Потеряли 6 истребителей.

     Участие 659 ИАП в Запорожской наступательной операции весьма незначительно в силу того, что полк (ныне Покровск) в 150 -и километрах от линии соприкосновения войск. Летный состав полка с 06 по 22 октября отрабатывает ночные УТП на аэродроме Краматорская. С 20 октября 14 человек летного состава полка откомандированы в Москву для получения новой техники.
    
     Командование 288 ИАД привлекает пилотов нашего полка в проводимой операции.
     Боевые вылеты на разведку с 22 сентября по 01 октября совершали четыре экипажа прикомандированные к Разведывательному отделу 17-й ВА.   
     Так же группа наиболее подготовленных лётчиков, в соответствии с приказом командира дивизии, с 10 октября по 12 ноября 1943 года откомандированы и принимают участие в боях в составе полков дивизии: капитан Мошин, капитан Исламов, капитан Рыжов, капитан Чистяков, лейтенант Копиченко, мл. лейтенант Гура.
      Летчики полка, выполняя задания командования, совершили 21 самолётовылет. На свой победный счёт записал два МЕ-109, сбитых 11 и 12 октября капитан Мошин, один самолет МЕ-109, сбитый 11 октября лейтенантом Капиченко и один МЕ-109, сбитый 14 октября капитаном Исламовым.
   
      11 октября. Из Журнала боевых действий 288 ИАД:

     «483 ИАП, аэродром Новониколаевка. Сопровождение ИЛ-2 5 ГШАД в район: Гранитный, Крюков, Мокрая, Григорьевка. 10-ю самолетами произведено 21 самолетовылет.
     Задание выполнено, проведено 11 воздушных боев, сбито 5 МЕ-109.
9:40. Н=800-1000м. 8 ЯК ведущий лейтенант Капиченко при сопровождении группы 10 ИЛ-2 в район Натальска вели воздушный бой с 4-я МЕ-109. В результате воздушного боя мл. лейтенант Гура сбил 1 МЕ-109, который упал в районе Крюков.
     С задания не вернулся мл. лейтенант Кочнев, по докладу летчиков был подбит в воздушном бою и произвел вынужденную посадку в районе Ново-Синянский.
15:16-16:01 4 ЯК ведущий лейтенант Лобаста, мл. лейтенант Пилипенко, мл. лейтенант Митрофанов сбили по 1 МЕ-109, которые упали в районе Мокрая.

     С задания не вернулся мл. лейтенант Гура, по докладу мл. лейтенанта Пилипенко самолет мл. лейтенанта Гура был подбит в воздушном бою и произвел вынужденную посадку 3 км с-з Ново-Еленовка.

     Наблюдавший воздушный бой командир дивизии полковник Смирнов высоко оценил умение вести бой, настойчивость и инициативу четверки Лобасто. Участникам воздушного боя полковник Смирнов объявил благодарность.

     897 ИАП, аэродром Константиновка. Сопровождение ИЛ-2 5 ГШАД в район: Гранитный, Крюков, Мокрая, Григорьевка. 14-ю самолетами произведено 38 самолетовылетов.

     Задание выполнено, проведено 2 групповых воздушных боя, в результате которых сбито 4 МЕ-109.
     14:35-15:07 Н=800-600м. 8 ЯК ведущий капитан Мошин при сопровождении 10 ИЛ-2 в район цели вели воздушный бой с 6-ю МЕ-109. В воздушном бою капитан Мошин сбил 1 МЕ-109, который упал в районе Мокрая.
     Ст. лейтенант Чугунов сбил 1 Ме-109, который упал в районе Грабарово, лейтенант Новиков сбил 1 МЕ-109, который упал в районе Мокрая, лейтенант Смирнов сбил 1 МЕ-109, который упал в районе Степная. Своих потерь нет.

     659 ИАП аэродром Красноармейское, боевой работы не вел».

     19 октября. Аэродром Красноармейское. В полк пришла разнарядка на получение для дивизии двадцати самолётов ЯК-7б. 20 октября за техникой в Москву на самолёте ЛИ-2 убывает командир полка майор Смешков В.М. и 14 человек лётного состава. По различным, не зависящим от него причинам, командир возвращается в часть 13 января 1944 года.

     В октябре произошла досадная потеря заместителя командира полка по политчасти майора Савельева. Мне отец рассказывал, как погиб один из пилотов.
     Очередная встреча за дружеским столом с девушками под воздействием спиртного и тестостерона, закончилась показом фигур высшего пилотажа, в частности, крутя "бочку," пилот разбился. Я, может быть, и не вспомнил бы об этом рассказе, но отец сказал, что пистолет ТТ пилота оказался согнутым в дугу, это обстоятельство меня впечатлило, поэтому мне эта история и запомнилось. При работе над архивным материалом в памяти восстановился рассказ отца.

     Проведённым расследованием командиром 288 ИАД установлено:

     «15.10.1943 года в 13 часов на аэродроме Красноармейское произошла катастрофа в 659 ИАП. Погиб зам. командира полка по политчасти майор Савельев. Самолёт ЯК-1 разбит.
     Полёт на испытание после установки нового мотора, майор Савельев, подойдя к аэродрому с большой скоростью, на бреющем полёте, перевёл самолёт на крутой угол подъёма и начал делать восходящие «бочки». На третьей «бочке» самолёт потерял скорость и с высоты 350–300 метров врезался в землю. Самолёт от удара взорвался, майор Савельев погиб.
     Причиной гибели майора Савельева является пилотаж на высоте, не обеспечивающей выполнение фигур высшего пилотажа. Всё это произошло благодаря слабой личной дисциплине майора Савельева и недостаточной требовательности к внедрению и поддержанию жёсткой воинской дисциплины со стороны командира полка майора Смешкова. Только отсутствием дисциплины и требовательности можно объяснить этот позорный случай».

     За упущения по службе командиру полка майору Смешкову был объявлен выговор.

     Заместитель командира полка по политической части майор Савельев Сергей Михайлович.
     Родился в 1915 году в городе Крестцы, Ленинградской области.
     В Красной Армии с 1937 г., с 12.1943 г. командир звена 1-й эскадрильи самолетов 146-го истребительного авиаполка, с 24.03.1943года заместитель командира 659 ИАП по политической части.
     Из наградного листа к награждению орденом «Отечественная война» Первой степени посмертно от 20 августа 1943 года:
     «Тов. Савельев участвует в Отечественной войне с 22.06.41 года и является бесстрашным летчиком – истребителем. В воздушных боях лично сбил 7 самолетов противника и в группе 3. Провел 90 воздушных боев, 66 штурмовок, 47 разведок и 108 сопровождений. Имеет общий налет 805 часов, боевой налет 307 часов на самолетах типа: У-2, УТ-2, И-1с, миг-3, Як-1, ЯК-3. Тов. Савельев имеет два ранения, тяжелое и легкое за борьбу против немецких фашистов».
     Награжден орденами: «Красного Знамени»-06.11.1942; «Красного Знамени»-12.11.1942; «Отечественная война»- 15.11.1943 посмертно.
     Похоронен; Сталинская (ныне Донецкая) обл. г. Красноармейск, на братском кладбище на южной стороне вблизи дерева.
     (Информация получена из «Российского Государственного Архива Социально-политической истории).

     Из Журнала боевых действий 288 ИАД от 14 октября:

     «Задание выполнено. Наши части в 14.00 овладели областным центром и крупным промышленным центром Украины городом Запорожье. В 23.00 из Москвы передан приказ Верховного Главнокомандующего о взятии г. Запорожье, в котором отмечена активная поддержка наземных войск лётчиками генерал-лейтенанта Судец, отличились лётчики-штурмовики соединения полковника Коломийцева.5Гв.ШАД присвоено наименование «Запорожская».

     23 октября полк перебазируется на аэродром Егоровка, куда 16 октября прибывает и 483 ИАП. Техники нашего полка принимают самолеты от 483 ИАП.

     Стремительное наступление Красной Армии спасло от полного уничтожения ДнепроГЭС. Советские войска, захватив Запорожский плацдарм получили возможность наступать на Кривой Рог. Южный фронт вышел во фланг и тыл мелитопольской группировке нацистов, к низовьям Днепра и изолировал (от материка) Крым.
Наши войска продолжают теснить противника на юг и ликвидировать остатки не успевших переправиться через Днепр войск в районе Запорожья.

     Бомбардировочная авиация противника группами до 25-ти Ю-87 под прикрытием 4–6 МЕ-109 бомбардируют боевые порядки наших наземных войск. Вражеские истребители, группами до 12 МЕ-109, в несколько ярусов прикрывают переправы через р. Днепр в районе Запорожья. При этом в тактику нанесения бомбоштурмовых ударов было внесено новшество, заключавшегося в том, что перед прилётом бомбардировочной авиации неприятель, используя тяжёлые истребители ВФ-110, штурмовал боевые порядки наших войск, а затем, оставаясь на поле боя, прикрывали действия бомбардировщиков.

     6-я и 1-я танковая армии Вермахта, оставив город Запорожье, перешили к обороне на заранее созданных оборонительных рубежах на правом берегу реки Днепр. Идут изнуряющие противников бои не приводящие к изменению конфигурации фронта
               
                Разное.
     Штурмовик Ил-2 — самая массовая боевая модель за всю историю. Было выпущено более 36 тысяч экземпляров. Прозванный среди солдат «летающим танком» или попросту горбатым, самолет ценой огромных потерь смог сдержать чудовищный напор немецкой авиации и сухопутных войск в первые годы войны, а уже после этого внес свой важный вклад в победу над Германией.


     P. S. Если хочешь рассмешить Бога- расскажи ему о своих планах. В ходе Днепропетровской операции войска 3-го Украинского фронта не смогли решить всех поставленных перед ними задач.
     9. Днепропетровская наступательная операция (23 октября – 05 ноября 1943 года).


Рецензии