Доминирование технократии над капитализмом

В конце ХХ века человечество пребывало в откровенно подвешенном состоянии по поводу полнейшей прострации в отношении определения того общественно-политического строя, социально-экономическое совершенство которого стало бы путеводной звездой для прогрессивного развития земной цивилизации. К этому времени капитализм в полной мере успел показать своё античеловеческое существо. Социализм же продемонстрировал свою экономическую несостоятельность в безуспешных попытках реализации    собственного основного принципа «От каждого – по способностям, каждому – по труду»: от каждого обобществлялись все результаты, достигаемые в меру его способностей, а вот с распределением материальных благ по его труду было проблематично – заработанное не додавалось в полном объёме. А о коммунизме с его основным принципом «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям» вообще разговору не могло быть. Рабовладельческий строй или феодализм могли рассматриваться только в переносном смысле для обозначения отдельных тенденций современного состояния дел в каком-либо неразвитом обществе.

Таким образом, обществоведческая наука упёрлась в непроходимые дебри традиционных представлений о формате общественной организации человеческих сообществ, ибо перспективный потенциал классических политических систем, которые за длительное историческое время были опробованы людьми в реальных условиях своей жизнедеятельности, к началу нового века оказался близок к нулевой отметке. И в этот критический момент топтания на месте при полной профанации обществоведов, проявивших свою некомпетентность в вопросе о главенствующем направлении дальнейшего развития властной функции общественной организации различных наций и народов, на помощь современным людям сквозь века из Древней Греции пришли философские  наработки по данной тематике.

В античные времена среди древнегреческих философов были распространены идеи, что в государстве ответственные решения должны приниматься исключительно носителями знания. Так, Платон в своем знаменитом труде «Государство» утверждал, что правителями государства должны быть мудрецы-философы, так как философы – носители знаний. В XVII веке идеи Платона об использовании научных знаний для управления обществом получили дальнейшее развитие в трудах Ф. Бэкона и Т. Кампанеллы.

Однако впервые целостную обществоведческую концепцию о влиянии науки, производства и технических специалистов на социально-политическое развитие общества разработал Анри де Сен-Симон. Приход к власти носителей научного знания рассматривался им как закономерный результат общественного развития. Для описания такого общества им был даже введён  термин «промышленно-научная система». Он утверждал: «…при современном состоянии знаний и цивилизации одни лишь промышленные и научные принципы могут служить основанием общественной организации». В соответствии с его убеждениями управление обществом должно строиться на научных, рациональных методах, в результате применения которых, по его мнению, политика станет полноценным дополнением к науке о человеке. В трудах А. Сен-Симона имеют место быть две важнейшие составляющие всех более поздних технократических концепций: управление обществом на научных принципах и ведущая политическая роль научно-технических специалистов.

Труды А. Сен-Симона в 1920-х годах легли в основу доктрины технократического общественного строя, возникшей на фоне бурных успехов в развитии науки и техники, а также нарастающей эффективности их массового применения в развитии производства. Основное положение технократической модели построения общества – технологический детерминизм, представляющий собой теоретико-методологическую установку в философских и социологических концепциях, исходящую из решающей роли техники и технологий в развитии социально-экономических структур. Технократический общественный строй характеризуется тем, что процесс производства и распределения доходов находится под сквозным контролем общества и делегирован наиболее квалифицированным специалистам. Экономика технократического общества имеет нерыночный характер. Определяющие элементы в экономической теории технократического общества – валовое производство энергии на душу населения и уровень научно-технического прогресса, который определяет эффективность использования энергетических мощностей. Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и профессиональной квалификации граждан.

Политики в таком обществе избираются благодаря своим техническим навыкам и доказанной эффективности. Решения они принимают на основе анализа данных и объективности без учёта мнения своих избирателей. Технократы считают, что решения, принятые на основе науки эффективнее тех, что продиктованы общественным мнением; и политики, избранные в силу своих высокого уровня навыков, принесут больше пользы, чем те, кто пришел к власти благодаря искусственной харизме и дешевой популярности. Таким образом, в технократической системе за социальные решения ответственны политологи, экономика регулируется экономистами, система здравоохранения – медиками, и по аналогии любые другие сферы государственного регулирования ложатся на плечи экспертов в соответствующих областях при максимизации производительности каждого из них.

В настоящее время приверженцы технократического общественного строя, который ныне позиционируется в качестве противовеса и капитализму, и коммунизму, всё в большей степени проявляют себя на международном уровне. Различные страны на доступном для себя уровне постепенно переходят на технократическую политическую систему, которая предусматривает эффективное выполнение административных функций. В итоге, технократия всё увереннее заменяет капитализм, который в связи со своей бесперспективностью поступательно превращается в откровенно реакционную политическую систему.


28.06.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии